Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

«Количество компаний в сфере спецоценки условий труда стремительно сокращается»

23 апреля 2015 г.

До 2018 года все организации, оказывающие услуги по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), в соответствии с требованиями законодательства обязаны пройти повторную аккредитацию. Требования станут жестче, и, по мнению, экспертов, многим из них придется уйти с рынка. Заместитель начальника отдела СОУТ ООО «Лаборатория ЦСТ» Алексей Лежнев считает, что в ближайшее время игроки, которые не намерены продолжать работу после 2018 года, могут наполнить рынок предложениями услуг по демпинговым ценам. Чем опасно для работодателей сотрудничество с такими компаниями, он рассказал в интервью корреспонденту «Коомерсанта».
До 2018 года все организации, оказывающие услуги по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), в соответствии с требованиями законодательства обязаны пройти повторную аккредитацию. Требования станут жестче, и, по мнению, экспертов, многим из них придется уйти с рынка. Заместитель начальника отдела СОУТ ООО «Лаборатория ЦСТ» Алексей Лежнев считает, что в ближайшее время игроки, которые не намерены продолжать работу после 2018 года, могут наполнить рынок предложениями услуг по демпинговым ценам. Чем опасно для работодателей сотрудничество с такими компаниями, он рассказал в интервью корреспонденту «Коммерсанта».
 

– В январе прошлого года был принят закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Что изменилось после введения этого закона для работников и работодателей?

– Специальная оценка условий труда пришла на смену знакомой уже многим работодателям процедуре аттестации рабочих мест по условиям труда. И это не просто смена названий – существенно изменилось значение этой процедуры как для работодателей, так и для работников. Теперь на базе материалов спецоценки определяется целый ряд условий деятельности компании: отчисления в страховой и пенсионный фонды, основания для начисления досрочных пенсионных выплат, проведение медицинских осмотров и многое другое. Другими словами, результаты спецоценки непосредственно влияют на размер льгот и компенсаций, которые получают работники, поэтому они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы спецоценка проводилась качественно и полностью учитывала все факторы, которые влияют на условия труда конкретного специалиста. Не менее важна достоверная оценка условий труда и для работодателей, которые могут легальными способами снизить объем отчислений в страховые и пенсионные фонды, не ущемляя при этом интересы своих сотрудников.
 
– Каким образом это происходит?

– Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», работодатель обязан вносить дополнительные платежи в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда и имеющих право на досрочный выход на пенсию. Для предприятий, на которых не проводилась спецоценка условий труда, установлен определенный размер таких платежей – до 2015 года он составлял 6%, а с этого года вырос до 9%.
 
Однако те организации, которые провели спецоценку, получили возможность более гибко подойти к этому вопросу. По результатам СОУТ устанавливаются классы условий труда – оптимальный, допустимый, вредный и опасный. И дополнительный страховой тариф теперь рассчитывается на основе этих классов и может составлять от 0% до 8%. Для крупных предприятий экономия за счет такой дифференцированной ставки страховых взносов может достигать миллионов рублей. При этом полностью соблюдаются права работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые в свою очередь могут привести к профессиональному заболеванию или производственной травме.
 
И это не единственная возможность оптимизировать затраты для работодателей. В СОУТ есть ряд методик, позволяющих понижать классы вредности — за счет оценки эффективности средств индивидуальной защиты и т. д. Таким образом, у работодателей появляется, в том числе, и материальный стимул для того, чтобы создавать оптимальные условия труда на своих предприятиях.
 
– Как отреагировал бизнес на появление этих возможностей?
 
– Как показывает наш опыт, все больше руководителей начинают понимать преимущества нового подхода. Например, есть организации, которые готовы проводить СОУТ даже в том случае, если еще не закончился срок действия аттестации рабочих мест. Потому что даже при условии дополнительных затрат на проведение спецоценки выгода для предприятий будет намного больше.
 
– Есть ли опасность возникновения каких-то незаконных схем, например когда работодатель договаривается с организацией, проводящей СОУТ, о том, чтобы искусственно занизить класс вредности и тем самым сэкономить на отчислениях в страховые и пенсионные фонды?
 
– В случае некорректно проведенной оценки условий труда ответственность для руководителя предприятия будет достаточно серьезной, так же как и для организации, проводившей такую оценку. Например, если на производстве произошел несчастный случай или сотрудник компании получил профзаболевание, контролирующие органы обязаны провести всестороннюю проверку факторов, которые могли привести к подобной ситуации. И если выяснится, что реальные условия труда не соответствовали тем, которые указаны в СОУТ, вся ответственность за это ляжет на работодателя и организацию, проводившую специальную оценку условий труда.
 
К слову, с 2015 года наказание за ненадлежащее соблюдение порядка проведения СОУТ стало более жестким: нарушителям придется платить штраф от 50 до 80 тыс. руб. (ст. 5.27.1. КОАП РФ). А если контролирующие органы выявят повторное нарушение, штраф вырастет до 100–200 тыс. руб. Возможна и еще более серьезная мера: административное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Не говоря уже о том, что работодателю придется доплатить все то, что он не выплатил своевременно в страховой и пенсионный фонды, а также положенные в таких случаях пени и штрафы.
 
– Однако всегда ли вина лежит исключительно на работодателе? Ведь расхождения между данными СОУТ и реальными условиями труда конкретного сотрудника могут возникнуть и из-за некомпетентности компании, которая проводила спецоценку?
 
– Действительно, на сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем в сфере спецоценки. Направление пока еще находится в стадии становления, и на рынке сегодня есть немало «случайных» игроков, у которых нет ни достаточной квалификации, ни соответствующей материальной базы, чтобы оказывать такие услуги качественно.
 
Более того, в ближайшее время проблема станет еще более острой, так как, в соответствии с требованиями закона, до 2018 года все компании, которые оказывают услуги по спецоценке, обязаны пройти повторную аккредитацию. Условия получения аккредитации стали намного жестче, поэтому многим компаниям придется уйти с рынка. Мы уже сейчас видим рост предложений по демпинговым ценам от компаний, которые не намерены продолжать работу после 2018 года и торопятся использовать последнюю возможность заработать. Они готовы оказывать услуги по самым бросовым расценкам, чтобы снять последние «сливки».
 
К сожалению, многие работодатели в погоне за ценой обращаются к услугам таких компаний, так как просто не понимают реальных последствий такого шага. Особенности законодательства сейчас таковы, что очень сложно привлечь к ответственности организацию, которая недобросовестно провела спецоценку. В случае возникновения конфликтной ситуации, судебного разбирательства с работниками отвечать придется, прежде всего, руководителю предприятия.
 
– По каким критериям необходимо выбирать компанию для проведения СОУТ?
 

– Сейчас на российском рынке работает около 700 специализированных организаций, но их количество стремительно сокращается. И самая худшая ситуация для работодателя – это когда он потратил серьезные средства на проведение спецоценки, а через некоторое время компания просто прекратила свое существование. Потому что результаты спецоценки действительны на протяжении пяти лет, и если за это время контролирующие органы найдут какие-либо нарушения в материалах СОУТ, предъявлять претензии будет некому.
 
Поэтому при выборе компании для проведения спецоценки необходимо в первую очередь смотреть на историю работы организации на рынке, отзывы клиентов, «долговечность» контрактов.  <…> Еще один важный критерий – уровень цен на услуги. Сегодня корректная стоимость спецоценки одного рабочего места находится в районе 1-2 тыс. руб. Если цена ниже – это повод насторожиться. Потому что серьезная аттестующая организация не может себе позволить оказывать услуги по демпинговым ценам из-за достаточно высокой себестоимости. Закупки и поверки оборудования, содержание штата высококвалифицированных специалистов – это все деньги. Не может одна организация работать за 1 тыс. руб., вторая – за 300. Значит, у второй чего-то просто нет, и она не в состоянии обеспечить должное качество услуг.
 
В самой большой группе риска сейчас находятся бюджетные организации, так как они работают по тендерам, и низкая стоимость услуг зачастую становится главным фактором для выбора победителей конкурсов. В этом случае нужно уделить особое внимание составлению конкурсной документации, для того чтобы максимально обезопасить себя от недобросовестных компаний.
 
– Что необходимо делать тем работодателям, которые понимают, что спецоценка на их предприятии была проведена некачественно? Например, если они узнали, что компания, которая проводила спецоценку, недавно прекратила свое существование.
 
– Я бы порекомендовал в этом случае пойти на дополнительные затраты и все-таки переделать СОУТ. Повторюсь, значение этой процедуры сегодня настолько серьезно, что некачественное исполнение может понести за собой крайне неприятные последствия для организации.
 
– Стоит ли ожидать в ближайшее время новых законодательных изменений в сфере СОУТ?
 
– О каких-то серьезных изменениях речь, насколько я знаю, пока не идет. В то же время небольшие поправки и корректировки вносятся постоянно. И это, кстати, создает дополнительную сложность: одни законодательные акты могут противоречить другим. В то же время качественно проведенная спецоценка может снять многие противоречия, так как работодатель получит хороший инструмент для защиты своей позиции перед контролирующими инстанциями.

Интервью взяла Наталья Гордеева




Источник: kommersant.ru.