Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Консультация: отражение для целей налога на прибыль затрат на проведение работ по специальной оценке условий труда

26 марта 2020 г.

Общество заключило договоры на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда. Каким образом затраты на проведение специальной оценки условий труда следует отражать в себестоимости оказываемых услуг и в расчете налога на прибыль:  как затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, списывать постепенно в течение периода, к которому они относятся, либо единовременно в периоде их фактического осуществления как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ)?ь постепенно в течение периода, к которому они относятся, либо единовременно в периоде их фактического осуществления как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ)?





ВОПРОС:  

 
Общество заключило договоры на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда. Каким образом затраты на проведение специальной оценки условий труда следует отражать в себестоимости оказываемых услуг и в расчете налога на прибыль:
—  как затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, списывать постепенно в течение периода, к которому они относятся, либо 
  единовременно в периоде их фактического осуществления как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности
(пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ)?


 
ОТВЕТ:


На основании п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее 
— Закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 указанного Закона.
 
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
 
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее 
— НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.


 






Необходимость проведения специальной оценки условий труда основывается на требованиях Федерального закона, в силу чего расходы на проведение такой оценки являются экономически обоснованными и при наличии надлежащего документального подтверждения могут учитываться для целей налогообложения прибыли как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо как прочие обоснованные расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
 
Касательно момента признания данных расходов при расчете налога на прибыль отметим следующее. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые в целях налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318-320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
 
На основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода 
— для расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг) и других подобных расходов.
 
Иными словами, с одной стороны, п. 1 ст. 272 НК РФ требует распределения расходов синхронно с получением доходов, с которыми связаны эти расходы.
 
С другой стороны, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ позволяет учитывать прочие расходы на дату расчетов, дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода.
 
В связи с тем, что Закон № 426-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г., до настоящего времени какие-либо официальные разъяснения о порядке учета расходов работодателя на проведение специальной оценки условий труда не выпускались. На наш взгляд, рассматриваемые расходы аналогичны по своей сути расходам на получение сертификатов, лицензий, аттестатов и иных документов, позволяющих вести отдельные виды деятельности в течение ограниченного периода времени.
 
Минфин России, как правило, полагает, что расходы на получение различных разрешений, проведение регистрации, получение аккредитации и т.п. должны учитываться для целей налога на прибыль организаций равномерно в течение срока их действия. Такая позиция была, в частности, высказана Минфином России в Письмах: от 17 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/764 
— в отношении расходов на получение регистрационного удостоверения лекарственного средства; от 2 ноября 2006 г. № 03-03-02/268 — в отношении расходов на классификацию гостиниц; от 6 октября 2011 г. № 03-03-06/1/635 — в отношении затрат на услуги по проведению декларирования и регистрации импортируемой продукции; от 24 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/718 — в отношении затрат, связанных с получением бессрочных регистрационных удостоверений на импортную медицинскую продукцию (разъяснено, что такие затраты учитываются в составе прочих расходов равными долями в течение установленного налогоплательщиком срока).
 
В ряде случаев такая позиция поддерживалась и судами (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 14 февраля 2008 г. по делу № А65-9200/2007, ФАС Северо-Западного округа от 17 апреля 2006 г. по делу № А66-10560/2005).
 
В то же время преобладающей в судебной практике является позиция относительно возможности единовременного учета подобных расходов для целей налогообложения прибыли.
 
В частности, ФАС Центрального округа в Постановлении от 15 февраля 2012 г. по делу № А35-1939/2010 посчитал возможным единовременный учет для целей налога на прибыль государственной пошлины за выдачу лицензий; ФАС Московского округа в Постановлении от 23 августа 2010 г. № КА-А40/7785-10 пришел к выводу о правомерном учете налогоплательщиком затрат на получение лицензии в периоде несения этих затрат; в Постановлении от 12 августа 2009 г. № КА-А40/7313-09 этот же суд признал правомерным единовременное включение в состав расходов затрат на оплату консультационных услуг, связанных с получением лицензии; ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20 ноября 2008 г. по делу № А05-10210/2007 установил, что возможен единовременный учет затрат на получение свидетельства о государственной аккредитации.
 
Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации более безопасным для общества будет учет расходов на проведение специальной оценки условий труда в течение периода времени, конечной датой которого является плановая дата проведения следующей оценки.
 
Учитывая судебную практику, а также то обстоятельство, что законодательством установлена только максимальная периодичность проведения оценки (что не исключает возможности проведения оценки чаще чем раз в пять лет и затрудняет точное прогнозное определение продолжительности действия результатов оценки), необходимо иметь в виду, что при единовременном признании в составе расходов общества затрат на проведение специальной оценки условий труда его позиция с высокой степенью вероятности может быть защищена в суде.
 

 
С.М. Горохов
Ведущий юрисконсульт
«ФБК Право»

 



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:



«Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации"», № 4, 2015 // CПC КонсультантПлюс.