Письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-03-06/27132 "Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, дополнительных отпусков по трудовым отношениям, возникшим до 01.01.2014"
Можно ли учесть расходы на дополнительные отпуска работникам, если трудовые отношения оформлены до 1 января 2014 года
В письме от 12 мая 2015 г. № 03-03-06/27132 Минфин напомнил об изменении с 1 января 2014 года трудового законодательства в части, относящейся к труду работников в особых условиях.
Статьей 117 Трудового кодекса РФ (в редакции закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ), установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 и 4 степеней либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней. При этом продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда.
Порядок и условия предоставления компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников, не могут быть ухудшены, а размеры - снижены по сравнению с тем, что было на день вступления в силу федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, если на рабочем месте остались те же условия труда, послужившие основанием для назначения компенсационных мер. К этим мерам относятся сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда.
В письме Минтруда России от 21.03.2014 № 15-1/В-298 указано, что в федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившем в силу с 1 января 2014 года, определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателем аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих проведения внеплановой проверки.
Минфин напомнил, что согласно статье 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 24 статьи 270 Налогового кодекса РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам.
При определении налогооблагаемой базы работодатель вправе учесть расходы на дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, при условии сохранения условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсационных мер.
Источник: Audit-it.ru
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2015 г. N 03-03-06/27132
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ), вступление в силу с 01.01.2014) установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 и 4 степеней либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней. При этом продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ установлено, что при реализации компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу названного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2014 N 15-1/В-298 указано, что в Федеральном законе от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда" (вступление в силу с 01.01.2014) определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателем аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью первой статьи 17 названного Федерального закона проведения внеплановой проверки.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Статьей 255 Кодекса определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 24 статьи 270 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам.
К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 Кодекса).
С учетом изложенного при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций работодатель вправе учесть расходы на дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по трудовым отношениям, возникшим до 01.01.2014, при условии сохранения условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсационных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ