Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Мнение эксперта НСОПБ
30 июня 2015 г.
С ЗАКОНОМ О СПЕЦОЦЕНКЕ
Вместо одной статьи в Трудовом кодексе Российской Федерации, посвященной оценке условий труда — аттестации рабочих мест, появился целый законодательный акт – Федеральный закон Российской Федерации «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Законодатель полагает, что нормативное правовое регулирование этого вопроса выходит на новый уровень. Работодатель же в Российской Федерации привык к тому, что в сфере охраны труда законодательство весьма запутанное.
Закон № 426-ФЗ определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, с требованиями к последней. Специальная оценка условий труда заменила прежние процедуры – аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда. Специальная оценка условий труда предполагает переход от «списочного» подхода по предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Данная оценка предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места.
Достаточно ли однократного исследования рабочего места работодателем или необходимо говорить о мониторинге рабочих мест? Можно ли однократным исследованием учесть фактическое воздействие на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса? Возможно, что вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса будут оказывать на организм сотрудника замедленное действие. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности организма сотрудника. Следовательно, возникает вопрос, как это будут делать при проведении специальной оценки условий труда работодатель и осуществляющая такую оценку организация, соответствующая установленным требованиям.
Статья 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года № 160-ФЗ (далее – Закон № 160-ФЗ) с 01 июля 2014 года изменила две статьи Закона № 426-ФЗ, определив:
«Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991) следующие изменения:
1) в части 7 статьи 12 слова «в установленном законодательством Российской Федерации порядке» заменить словами «в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
2) в статье 19:
а) в пункте 3 части 1 слова «национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,» заменить словами «национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
б) в части 2 слова «национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» заменить словами «национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Три части в двух статьях Закона № 426-ФЗ изменены в связи со вступлением в силу с 01 июля 2014 года Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ. Статья 12 Закона № 426-ФЗ устанавливает требования к исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, поэтому требования к измерениям связаны с нормами законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (части 4 и 5 статьи 12), а требования к испытательной лаборатории (центру) – с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации (часть 7 статьи 12).
«Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных
и (или) опасных производственных факторов
1. Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.
3. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
4. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
5. Методы исследований (испытаний) и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.
6. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.
7. В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (изменения, внесенные Законом № 160-ФЗ. – Прим. авт.) в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
8. По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
9. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
10. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 настоящей статьи, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.
11. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение».
Данные нормы 11 частей статьи 12 Закона № 426-ФЗ вызывают множество вопросов при реализации установленных требований. Согласно Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ:
«Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12–14 и 24 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
1. К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта).
2. Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
4. Форма сертификата эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр экспертов).
2. Порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации…».
Результаты исследования работодателем рабочего места учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России (далее – ПФР), в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Условия труда по степени вредности и опасности разделены на 4 класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на 5 лет при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возникает вопрос о возможности исключения рисков профессиональных заболеваний, не выявленных в течение 5 лет, для работников более длительного периода производственной деятельности на рабочих местах с допустимыми условиями труда.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Таким образом, в случае декларирования работодатель, освобожденный от процедур по исследованию и измерению вредных и опасных факторов производственной среды, должен отвечать за нанесенный вред здоровью работника при доказанном факте недостоверной декларации. Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля. В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда. Но, с учетом практики организации профсоюзного движения на малых и средних производственных предприятиях, эта расширенная степень адресована высшим уровням руководства профсоюзами. Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
Закон № 426-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. Итак, порядок изменится. На первом этапе эксперт по специальной оценке будет проводить так называемую идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов, то есть сопоставлять факторы производственной среды и трудового процесса, имеющиеся на рабочем месте, с теми факторами, которые предусмотрены Классификатором вредных и опасных факторов. Если при идентификации экспертом по специальной оценке не будет выявлено вредных и (или) опасных факторов, то для этих рабочих мест работодатель самостоятельно будет проводить процедуру декларирования. Декларация – это несложный документ, который нужно направить в территориальную Государственную инспекцию по труду. Многие работодатели смогут воспользоваться именно таким упрощенным подходом. Если вредные и (или) опасные факторы будут выявлены, придется провести их исследование и измерение.
Теперь о нормах Закона № 426-ФЗ по уплате дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. Ранее такие взносы уплачивались по всем «списочным» рабочим местам. В настоящее время, после введения в действие закона, у работодателей появится возможность снизить размеры или полностью исключить выплату взносов по тем рабочим местам, условия труда на которых являются оптимальными или допустимыми. Добросовестные работодатели, системно улучшающие условия труда, по-прежнему смогут воспользоваться скидками к страховому тарифу на взносы в ФСС России по обязательному социальному страхованию. В дальнейшем предполагается поставить размер тарифа в зависимость от результатов специальной оценки условий труда.
Риски возникнут, безусловно, у тех работодателей, которые захотят использовать специальную оценку условий труда как инструмент улучшения финансового состояния организации. Есть соблазн получить такие результаты специальной оценки условий труда, которые позволят всех «списочников» вывести из зоны действия дополнительных тарифов в ПФР и получить максимальные преференции по скидкам в ФСС России. Конечно, увязка результатов специальной оценки с пенсионными правами работников гарантирует пристальное внимание к этому вопросу самих работников, профсоюзов, ПФР и всей контрольно-надзорной системы государства. Поэтому у работодателей есть риск искушения в этом вопросе.
К рискам можно отнести и вероятность низкого качества специальной оценки. Работодатель может заключить договор с компанией, которая не обладает необходимым для этого уровнем квалификации. На сегодняшний день немногие аттестующие компании умеют оказывать высококачественные услуги по той причине, что у них нет достаточно квалифицированных специалистов или необходимого оборудования, хотя они и получили лицензию.
Поэтому особое внимание следует уделить выбору организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Основой для оптимального выбора должны стать детально проработанные тендерные процедуры, включая максимально подробное техническое задание и требования к контрагенту (опыт, кадровый состав, характеристики испытательной лаборатории и др.).
В целом, закон должен облегчить жизнь работодателям. Нормативная база станет более проработанной. Значительная доля рабочих мест (в основном офисных) уйдет в процедуру декларирования. Проще станет малому бизнесу и частично средним предприятиям. Работодатели производственного сектора экономики вряд ли испытают облегчение, так как повысятся требования к качеству оценки. Но с другой стороны, основу специальной оценки составляют процедуры, знакомые по аттестации рабочих мест. Поэтому отчаиваться не стоит.
Идеальных законов не бывает, а российских тем более. В Законе № 426-ФЗ есть положения, требующие доработки. Правоприменительная практика в течение первого года действия закона выявляет узкие места, требующие внесения изменений. Главная трудность – это неопределенность переходного периода. Работодателю в этот период будет непросто выполнять требования нового закона:
– многие аттестующие не готовы к предоставлению качественной услуги;
– вряд ли появится утвержденная подзаконная нормативная база в самом начале действия изменений;
– внутренняя работа в компаниях по оценке условий труда еще не выстроена, как того требует новое законодательство.
ответственный секретарь ТК 001 «Производственные услуги»,
эксперт по стандартизации, начальник отдела
Национального союза организаций в области
обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ)