Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

28 июня 2024 г.

Порядок бесплатной выдачи работникам смывающих средств

Нормы выдачи смывающих средств работодатель разрабатывает на основе Единых типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных Приказом Минтруда России от...

Публикации

13 июня 2024 г.

Медицинские осмотры: Роструд разъясняет

Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу), периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными (по медицинским показаниям), постоянными (каждый рабочий день/смену)......

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Оценка условий труда: старт дан

22 июля 2015 г.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, кандидатом экономических наук Михаилом Васильевичем Тарасенко. Он охотно откликнулся на просьбу редакции журнала продолжить начатый ранее разговор о специальной оценке условий труда и ответить на вопросы, представляющие повышенный интерес для читателей.
Предлагаем Вашему вниманию интервью редакции журнала «Охрана труда и социальное страхование» с первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, кандидатом экономических наук Михаилом Васильевичем Тарасенко. Он охотно откликнулся на просьбу редакции журнала продолжить начатый ранее разговор о специальной оценке условий труда и ответить на вопросы, представляющие повышенный интерес для читателей.
 
 
– В декабре 2013 г. был при­нят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В течение 2014 г. в его раз­витие было принято четыре по­становления Правительства РФ и 18 ведомственных приказов Мин­труда России. В этом году началась реализация закона. Вместе с тем активно обсуждается вопрос о вне­сении в него изменений и дополне­ний. Чем, на Ваш взгляд, объясня­ется необходимость внесения по­правок в этот закон?
 
– Когда около двух лет назад про­ект этого закона был внесен Пра­вительством РФ в Государственную Думу, все стороны социального пар­тнерства объединяло понимание необходимости перемен. Действовав­шие на тот период времени много­ численные нормативные документы во многом устарели. В первую оче­редь это касалось Списков № 1 и № 2, на основании которых работни­кам устанавливаются различные га­рантии и компенсации за работу во вредных, тяжелых или опасных усло­виях труда.
 
Существенно изменились тех­ника и технологии производства, соответственно, изменились и усло­вия труда, но льготы и компенсации предоставлялись работникам в за­висимости не от конкретных условий труда, а от наличия той или иной должности в «льготном списке». Вместе с тем объединения работо­дателей, объединения профсоюзов и Правительство РФ по-разному пред­ставляли подходы к решению этой проблемы.
 
После внесения законопроекта о специальной оценке условий труда (О СОУТ) Правительством РФ в Го­сударственную Думу и его принятия в первом чтении в ходе проведения «кру­глых столов» и многочисленных сове­щаний по большинству спорных вопро­сов удалось найти компромисс даже между крайними позициями сторон. К законопроекту был подготовлен ряд существенных поправок.
 
В итоге были приняты Федераль­ный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федераль­ный закон-«спутник» № 421-ФЗ, внес­ший изменения в ряд законодатель­ных актов в связи с принятием закона о СОУТ. Решение некоторых вопросов, ко­торые предусмотрены этими зако­нами, сознательно отнесено на более поздний период. Мы как законода­тели в связи с принятием Федераль­ных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ ожидали появления различных во­просов, ибо эти законодательные акты затрагивают интересы милли­онов наших граждан, включая воз­можность дальнейшей реализации права на ряд социальных гарантий по пенсионному обеспечению, льготам и компенсациям. Надо было, чтобы эти законы появились и начали поэтапно реализовываться, что должно позво­лить своевременно выявить и решить возможные проблемы.  Что касается подзаконных актов, то их также необходимо тщательно «шлифовать».
 
В г. Верхняя Пышма (Свердловская обл.) в марте текущего года был проведен «круглый стол» с представителями предприятий горно- металлургического комплекса Рос­сии. Обсуждали вопросы, касающиеся специальной оценки условий труда и перспектив ее развития.  Работодатели и профсоюзы в це­лом поддержали появление этого за­кона. Вместе с тем, со стороны горня­ков и металлургов был высказан ряд замечаний. Например, отмечалось, что в самом законе о спецоценке не­обходимо более четко прописать воз­можность обжалования ее результа­тов.
 
Также предлагалось, чтобы по результатам спецоценки в обязатель­ном порядке разрабатывался ком­плекс мероприятий по улучшению условий труда. Были подняты и дру­гие вопросы, связанные с практиче­ской реализацией новых законов. Корректировка подзаконных актов, принятых Правительством РФ и Мин­трудом России с предварительным рассмотрением Российской трехсто­ронней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, бу­дет продолжаться. Насколько мне известно, рабочая группа Минтруда России рассматривает все замечания профсоюзов и работодателей и ста­рается их учитывать. Первые итоги результатов реализа­ции Федеральных законов № 426-ФЗ и 421-ФЗ можно выразить кратко – на­правление взято правильное, но кор­ректировка отдельных положений за­конов вполне вероятна.
 
– В апреле этого года в Сочи про­шла первая Всероссийская неделя охраны труда. На ней было отме­чено, что спецоценка проведена на 500 тыс. рабочих мест. Как ее про­водили, если, например, Методика снижения класса условий труда при использовании средств индивиду­альной защиты только вступила в силу, а в Методику проведения спецоценки были внесены измене­ния? Получается, что те предпри­ятия, которые уже осуществили спецоценку, должны провести ее повторно. Если содержание подза­конных нормативных актов быстро изменяется, это вызывает отри­цательную реакцию. Не будут ли ухудшены условия труда работни­ков? Может быть, было бы более разумно пока все «заморозить», например, на три года, наработать более обширную практику, а затем внести в документы существенные изменения?
 
– Действительно, Методика сни­жения класса (подкласса) условий труда при применении работни­ками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эф­фективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установ­ленном соответствующим техниче­ским регламентом, утверждена при­казом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н и вступила в силу 25 мая 2015 года, а в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опас­ных производственных факторов, форму отчета о проведении СОУТ и инструкцию по ее заполнению (утв. приказом Минтруда России от 24 июля 2014 года №33н) Приказом Минтруда России от 20 января 2015 года № 24н были внесены изме­нения, которые начали действовать 21 февраля 2015 года.
 
Вместе с тем отмечу, что, во-первых, нормативные акты не могут ухудшить условия труда на каком- либо рабочем месте, – они могут по­влиять на льготы и компенсации, но не на условия труда. Во-вторых, опыт приобретается исключительно при практическом применении норматив­ных актов. В-третьих, спецоценка про­ведена на очень незначительной ча­сти рабочих мест, думаю, на не очень сложных рабочих местах.
 
Главное другое – незыблемость базовой нормы: для работников, ко­торые до принятия закона трудились во вредных условиях и продолжают работать в тех же условиях, в части гарантии их прав ничего не изменя­ется, если только благодаря техни­ческим, технологическим новациям условия их труда не улучшатся. Они выйдут на досрочную пенсию, по­лучат все льготы и компенсации. А вот тех, кто пришел на работу по­сле 1 января 2014 года, администрация должна предупредить, что досроч­ную пенсию, дополнительный от­пуск, другие льготы и компенсации они смогут получить, если на это бу­дут основания по результатам спец­оценки. Главный принцип: льготы и компенсации предоставляются за реальные вредности, опасность либо тяжесть труда.
 
Некоторые недобросовестные ра­ботодатели стали использовать такой прием: при анализе условий труда перестал учитываться фактор «есте­ственное освещение». Чисто арифме­тически количество вредных факто­ров уменьшилось, хотя условия труда не изменились. Это позволяет, напри­мер, класс условий труда 3.2 переве­сти в класс 3.1. Формально условия труда улучшились, но при таких под­ходах условия труда реально не улуч­шаются, и для работающих ничего не меняется. Говорю это потому, что такие разногласия в ходе реализации требований закона неизбежны.
 
Вместе с тем результаты спец­оценки дают возможность исклю­чить необъективные ситуации, ко­торые имеются сейчас. Например, у металлургов есть профессия «валь­цовщик». Так, один из них работает в цехе и вручную задает нагретый до +1200 °С металл в валки. При этом он будет одет в спецодежду, содер­жащую асбест (хотя это характерно только для отживающих свой век тех­нологически отсталых производств). Другой, тоже вальцовщик, работает за компьютером и выходит из ра­бочего помещения, оборудованного кондиционером, только по окончании смены. Это совершенно разные виды работ, но профессия называется оди­наково, и льготы у них одни и те же.
 
Спецоценка условий труда при­звана исключить такое несправед­ливое уравнивание. Это непростая работа, но, повторюсь, для людей, которые работали и будут работать во вредных условиях труда, в части льгот и компенсаций ничего не из­менится. Сейчас задача – последова­тельно и правильно претворять закон в жизнь. Отдельные конфликты неиз­бежны, и их надо правильно и своевременно разрешать.
 
– В целях гармонизации требова­ний по охране труда с аналогичными нормами Евросоюза Минтруд России намерен разработать проекты Феде­ральных законов «О безопасности и гигиене труда» и «О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Фе­дерального закона “О безопасности и гигиене труда”». Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость в подготовке этих законодательных актов? Ведь чем больше законов, тем больше шансов для различных противоречий и нестыковок в законодательстве.
 
– Я за разработку и принятие таких законов. Все лучшее из зарубежной практики, несомненно, надо исполь­зовать. Усилия по развитию законо­дательства в этой области должны быть поддержаны, – безопасности не может быть слишком много. Улучшение условий труда и повы­шение безопасности – очень важные элементы государственной поли­тики в области повышения качества жизни наших граждан. Необходим комплексный подход к решению про­блем не только в области технологии и организации производства, но и в области экономики, экологии, обра­зования, здравоохранения, культуры и многих других сфер нашей жизни.
 
– Может быть, есть смысл внести в этой сфере изменения в Трудовой кодекс РФ и в одном нормативном акте объединить все позиции?
 
– Трудовой кодекс РФ – это законо­дательный акт, который призван ре­гулировать трудовые отношения. Ду­маю, что отражать в нем множество вопросов, связанных с вопросами безопасности и гигиены труда было бы неправильно. Надо сохранять спе­циализацию законодательства.
 
– В этом году в нашем журнале и на коллегии Минтруда России, где подводились итоги работы Мин­труда России в 2014 году и намеча­лись задачи на 2015 г., заместитель председателя ФНПР Н.Н. Кузьмина затронула вопрос о передаче госу­дарственных инспекций труда на уровень субъектов РФ. Насколько это реально? Не противоречит ли это российскому законодательству и Конвенциям МОТ, которые рати­фицированы РФ?
 
– Я полагаю, что законодательство в этой области не может быть рязан­ским, калужским или тверским. Госу­дарственная инспекция труда должна быть федеральным органом государ­ственного контроля и надзора.
 
– По Конституции РФ перед за­коном все равны. В то же время специальная оценка условий труда не проводится на рабочих местах государственных федеральных и муниципальных служащих. Чем, как Вам кажется, это обусловлено? Не является ли это ущемлением их прав в получении объективной ин­формации об условиях труда, в ко­торых они работают?
 
– Вы сами подчеркивали, что по данным Минтруда России спецоценка проведена на 500 тыс. рабочих мест. Уверяю, что среди них нет рабочих мест металлургов, шахтеров и пред­ставителей других опасных профес­сий. Ее, скорее всего, провели там, где спецоценку можно было прове­сти легко и быстро. Основная работа еще впереди, так как, к сожалению, в нашей стране пока много действи­тельно вредных и опасных произ­водств.
 
Что касается рабочих мест госу­дарственных служащих, то, как из­вестно, условия их труда не отно­сятся к категории самых опасных. СОУТ на их рабочих местах будет проводиться, но не в первоочередном порядке, так как сегодня важно про­вести спецоценку прежде всего там, где работники подвергаются воздей­ствию вредных и опасных производ­ственных факторов.
 
– Законодательство постоянно совершенствуется. Прошло не­сколько лет после создания са­мостоятельной структуры – След­ственного комитета РФ, который выведен из состава и подчинения Генеральной прокуратуры РФ. В на­стоящее время органы прокуратуры осуществляют надзор и не про­водят доследственную проверку. В то же время согласно положениям ТК РФ работодатель обязан сооб­щать в прокуратуру о смертельном, групповом или тяжелом несчастном случае. Может быть, целесообразно внести изменения в ТК РФ и пре- дусмотреть передачу информации о перечисленных несчастных случаях не в прокуратуру, а в территориаль­ные подразделения Следственного комитета РФ или в органы внутрен­них дел (полицию)?
 
– Эта тема уже неоднократно поднималась. В порядке реагирования на публикацию я кон­сультировался с представителями профсоюзов, техническими инспекто­рами, работодателями. Все считают, что необходимо произвести коррек­тировку трудового законодательства по вопросам учета и расследования несчастных случаев на производ­стве. Я как депутат Государственной Думы готов выступить с такой ини­циативой.
 
– Когда происходит авария на опасном производственном объ­екте, то Ростехнадзор издает при­каз и формирует комиссию по ее расследованию, а если несчастный случай происходит на производстве, то в соответствии с трудовым за­конодательством комиссию по его расследованию формирует работо­датель. Получается, что работода­тель, не обеспечивший безопасные условия труда работникам, сам рас­следует происшедший несчастный случай. Насколько верен такой под­ход?
 
– С моей точки зрения, действую­щая система вполне работоспособна. Она подтверждается практикой. У представителей профсоюзов, ин­спекторов труда, которые включа­ются в комиссию по расследованию, всегда есть возможность повлиять на процесс расследования, если он идет некорректно, высказать особое мнение, довести его до прокуратуры и следственных органов. Этот вопрос больше касается ор­ганизации процесса расследования. Мы не должны видеть в работодателе человека, который хочет обмануть, но должны исходить из презумпции его порядочности, добросовестности и социальной ответственности. Работодатель, занимаясь расследова­нием, должен разобраться, что надо делать, чтобы подобные несчастные случаи не повторялись, помочь по­страдавшему или его семье.
 
– В уголовном и административ­ном законодательстве имеется чет­кая регламентация понятий «экс­перт» и «специалист». Их правовые статусы различны. В ст. 229.2 «Порядок проведе­ния расследования несчастных случаев» ТК РФ предусматривается: «По требованию комиссии в необхо­димых для проведения расследова­ния случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает: выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследо­ваний, испытаний, других эксперт­ных работ и привлечение в этих це­лях специалистов-экспертов». Таким образом, ТК РФ не ре­гулирует критерии выбора специ­алистов-экспертов. Если их услуги оплачивает работодатель, то он мо­жет быть заинтересован в выборе лояльных специалистов-экспертов. Не получается ли так, что законода­тельство создает для работодателя «удобные» условия?
 
– Я много лет занимался пробле­мами, связанными с расследованием несчастных случаев на производстве. Не могу привести примеров, когда ре­зультаты расследования несчастного случая искажались из-за тенденциоз­ной позиции участвовавших в рассле­дованиях экспертов. Возможно, что отмеченная проблема где-то суще­ствует, но эти вопросы необходимо решать путем реализации права представителей работников обжало­вать результаты проведения рассле­дований несчастных случаев.
 
– В нашем журнале авторы неоднократно поднимали вопрос о возмещении пострадавшим мораль­ного вреда. Практика показывает, что работодатель либо не возме­щает его, либо возмещает в крайне малых размерах. Предполагается ли в законодательстве более четко прописать механизм возмещения морального вреда?
 
– Возмещение морального вреда – это вопрос не только трудового, но и гражданского законодательства. Тру­довой и Гражданский кодексы уста­навливают, что возмещение мораль­ного вреда осуществляется по согла­шению сторон, а в случае возникно­вения спора – по решению суда. Суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работ­нику нравственные, физические стра­дания в связи с незаконным уволь­нением, необоснованным примене­нием дисциплинарного взыскания, несчастным случаем на производ­стве и т.д. При этом в каждом кон­кретном случае должны учитываться фактические обстоятельства причи­нения вреда, включая степень вины его причинителя и индивидуальные особенности потерпевшего, характер его физических и нравственных стра­даний. Все носит сугубо индивидуальный характер, и возмещение морального вреда не может быть заранее форма­лизовано. Иной подход привел бы к тому, что мы каждый раз сталкива­лись бы с проблемами несоразмер­ности причиненного вреда и его фак­тического возмещения.
 
– Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 года № 967 утверждено Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний. В его развитие приказом Минздрава России от 21 мая 2001 года № 176 утверж­ден пакет документов по расследо­ванию и учету профессиональных заболеваний, в том числе – форма «Санитарно-гигиенические харак­теристики условий труда». Сегодня уже заработала специальная оценка условий труда, а представители Роспотребнадзора по-прежнему ру­ководствуются документами, кото­рые не адаптированы к современ­ным условиям. В ТК РФ детально регулируется процедура расследования несчаст­ных случаев на производстве, но не регулируется порядок расследо­вания профзаболеваний. Требуется ли установить в ТК РФ концептуаль­ные позиции по учету профзаболе­ваний? Есть ли необходимость его корректировки?
 
– Несомненно, есть. Уровень вы­явленных профзаболеваний в нашей стране значительно ниже, чем в дру­гих странах, при том, что доля «вред­ников» на порядок выше. Согласно статистическим данным, в России ежегодно регистрируется около 7 тыс. профзаболеваний. Уверен, что у нас пока нет точной картины по профзаболеваниям работников. Не­обходимо совершенствовать норма­тивно-правовую базу, чтобы обеспе­чить выявление и регистрацию проф- заболеваний. Методология должна быть понятной и четкой, чтобы не было недоучетов и искажения ре­ального положения.
 
– В настоящее время учет не­счастных случаев осуществляют па­раллельно три федеральных струк­туры – Росстат, Роструд и Фонд социального страхования РФ. При этом их данные даже по смертель­ным несчастным случаям существенно отличаются. В ТК РФ не ре­гулируется порядок осуществления учета несчастных случаев на феде­ральном, региональном и муници­пальном уровнях.  Вместе с тем, например, при учете ДТП, преступлений, пожаров, ЧС природного и техногенного ха­рактера имеется единая база дан­ных, хотя к этим направлениям учета имеют отношение много структур.
 
Зачем нам три параллельных си­стемы учета несчастных случаев на производстве? Какие данные дол­жен использовать Минтруд России при формировании государственной политики в сфере охраны труда? Целесообразно ли ввести в ТК РФ норму, которая регулировала бы порядок учета несчастных случаев на муниципальном, региональном и федеральном уровнях?

 
– В охране труда нет необходимо­сти ориентироваться на ГИБДД или пожарную охрану. Учет у них нала­жен, но, к сожалению, происшествий меньше не становится. Да, в охране труда учет ведут три федеральные структуры, и их данные несколько разнятся, что объясняется различиями решаемых ведомствами задач, необходимостью осущест­влять международные сравнения по сопоставимым методикам и др. Например, Фонд социального стра­хования РФ ведет учет по всем за­страхованным работникам, которым этим Фондом произведены выплаты в связи с несчастным случаем или профзаболеванием. Наиболее пол­ные данные у Роструда. Именно дан­ные Роструда, как мне представля­ется, должны быть основным ориен­тиром при выработке государствен­ной политики в сфере охраны труда.
 
 
Интервью было опубликовано в журнале
«Охрана труда и социальное страхование», № 7, 2015.
 
 
 

Источник: www.otiss.ru