Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Оценка условий труда: старт дан
22 июля 2015 г.
– Когда около двух лет назад проект этого закона был внесен Правительством РФ в Государственную Думу, все стороны социального партнерства объединяло понимание необходимости перемен. Действовавшие на тот период времени много численные нормативные документы во многом устарели. В первую очередь это касалось Списков № 1 и № 2, на основании которых работникам устанавливаются различные гарантии и компенсации за работу во вредных, тяжелых или опасных условиях труда.
Существенно изменились техника и технологии производства, соответственно, изменились и условия труда, но льготы и компенсации предоставлялись работникам в зависимости не от конкретных условий труда, а от наличия той или иной должности в «льготном списке». Вместе с тем объединения работодателей, объединения профсоюзов и Правительство РФ по-разному представляли подходы к решению этой проблемы.
После внесения законопроекта о специальной оценке условий труда (О СОУТ) Правительством РФ в Государственную Думу и его принятия в первом чтении в ходе проведения «круглых столов» и многочисленных совещаний по большинству спорных вопросов удалось найти компромисс даже между крайними позициями сторон. К законопроекту был подготовлен ряд существенных поправок.
В итоге были приняты Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон-«спутник» № 421-ФЗ, внесший изменения в ряд законодательных актов в связи с принятием закона о СОУТ. Решение некоторых вопросов, которые предусмотрены этими законами, сознательно отнесено на более поздний период. Мы как законодатели в связи с принятием Федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ ожидали появления различных вопросов, ибо эти законодательные акты затрагивают интересы миллионов наших граждан, включая возможность дальнейшей реализации права на ряд социальных гарантий по пенсионному обеспечению, льготам и компенсациям. Надо было, чтобы эти законы появились и начали поэтапно реализовываться, что должно позволить своевременно выявить и решить возможные проблемы. Что касается подзаконных актов, то их также необходимо тщательно «шлифовать».
В г. Верхняя Пышма (Свердловская обл.) в марте текущего года был проведен «круглый стол» с представителями предприятий горно- металлургического комплекса России. Обсуждали вопросы, касающиеся специальной оценки условий труда и перспектив ее развития. Работодатели и профсоюзы в целом поддержали появление этого закона. Вместе с тем, со стороны горняков и металлургов был высказан ряд замечаний. Например, отмечалось, что в самом законе о спецоценке необходимо более четко прописать возможность обжалования ее результатов.
Также предлагалось, чтобы по результатам спецоценки в обязательном порядке разрабатывался комплекс мероприятий по улучшению условий труда. Были подняты и другие вопросы, связанные с практической реализацией новых законов. Корректировка подзаконных актов, принятых Правительством РФ и Минтрудом России с предварительным рассмотрением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, будет продолжаться. Насколько мне известно, рабочая группа Минтруда России рассматривает все замечания профсоюзов и работодателей и старается их учитывать. Первые итоги результатов реализации Федеральных законов № 426-ФЗ и 421-ФЗ можно выразить кратко – направление взято правильное, но корректировка отдельных положений законов вполне вероятна.
– Действительно, Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н и вступила в силу 25 мая 2015 года, а в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении СОУТ и инструкцию по ее заполнению (утв. приказом Минтруда России от 24 июля 2014 года №33н) Приказом Минтруда России от 20 января 2015 года № 24н были внесены изменения, которые начали действовать 21 февраля 2015 года.
Вместе с тем отмечу, что, во-первых, нормативные акты не могут ухудшить условия труда на каком- либо рабочем месте, – они могут повлиять на льготы и компенсации, но не на условия труда. Во-вторых, опыт приобретается исключительно при практическом применении нормативных актов. В-третьих, спецоценка проведена на очень незначительной части рабочих мест, думаю, на не очень сложных рабочих местах.
Главное другое – незыблемость базовой нормы: для работников, которые до принятия закона трудились во вредных условиях и продолжают работать в тех же условиях, в части гарантии их прав ничего не изменяется, если только благодаря техническим, технологическим новациям условия их труда не улучшатся. Они выйдут на досрочную пенсию, получат все льготы и компенсации. А вот тех, кто пришел на работу после 1 января 2014 года, администрация должна предупредить, что досрочную пенсию, дополнительный отпуск, другие льготы и компенсации они смогут получить, если на это будут основания по результатам спецоценки. Главный принцип: льготы и компенсации предоставляются за реальные вредности, опасность либо тяжесть труда.
Некоторые недобросовестные работодатели стали использовать такой прием: при анализе условий труда перестал учитываться фактор «естественное освещение». Чисто арифметически количество вредных факторов уменьшилось, хотя условия труда не изменились. Это позволяет, например, класс условий труда 3.2 перевести в класс 3.1. Формально условия труда улучшились, но при таких подходах условия труда реально не улучшаются, и для работающих ничего не меняется. Говорю это потому, что такие разногласия в ходе реализации требований закона неизбежны.
Вместе с тем результаты спецоценки дают возможность исключить необъективные ситуации, которые имеются сейчас. Например, у металлургов есть профессия «вальцовщик». Так, один из них работает в цехе и вручную задает нагретый до +1200 °С металл в валки. При этом он будет одет в спецодежду, содержащую асбест (хотя это характерно только для отживающих свой век технологически отсталых производств). Другой, тоже вальцовщик, работает за компьютером и выходит из рабочего помещения, оборудованного кондиционером, только по окончании смены. Это совершенно разные виды работ, но профессия называется одинаково, и льготы у них одни и те же.
Спецоценка условий труда призвана исключить такое несправедливое уравнивание. Это непростая работа, но, повторюсь, для людей, которые работали и будут работать во вредных условиях труда, в части льгот и компенсаций ничего не изменится. Сейчас задача – последовательно и правильно претворять закон в жизнь. Отдельные конфликты неизбежны, и их надо правильно и своевременно разрешать.
– Может быть, есть смысл внести в этой сфере изменения в Трудовой кодекс РФ и в одном нормативном акте объединить все позиции?
– В этом году в нашем журнале и на коллегии Минтруда России, где подводились итоги работы Минтруда России в 2014 году и намечались задачи на 2015 г., заместитель председателя ФНПР Н.Н. Кузьмина затронула вопрос о передаче государственных инспекций труда на уровень субъектов РФ. Насколько это реально? Не противоречит ли это российскому законодательству и Конвенциям МОТ, которые ратифицированы РФ?
– По Конституции РФ перед законом все равны. В то же время специальная оценка условий труда не проводится на рабочих местах государственных федеральных и муниципальных служащих. Чем, как Вам кажется, это обусловлено? Не является ли это ущемлением их прав в получении объективной информации об условиях труда, в которых они работают?
Что касается рабочих мест государственных служащих, то, как известно, условия их труда не относятся к категории самых опасных. СОУТ на их рабочих местах будет проводиться, но не в первоочередном порядке, так как сегодня важно провести спецоценку прежде всего там, где работники подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов.
– Законодательство постоянно совершенствуется. Прошло несколько лет после создания самостоятельной структуры – Следственного комитета РФ, который выведен из состава и подчинения Генеральной прокуратуры РФ. В настоящее время органы прокуратуры осуществляют надзор и не проводят доследственную проверку. В то же время согласно положениям ТК РФ работодатель обязан сообщать в прокуратуру о смертельном, групповом или тяжелом несчастном случае. Может быть, целесообразно внести изменения в ТК РФ и пре- дусмотреть передачу информации о перечисленных несчастных случаях не в прокуратуру, а в территориальные подразделения Следственного комитета РФ или в органы внутренних дел (полицию)?
– Когда происходит авария на опасном производственном объекте, то Ростехнадзор издает приказ и формирует комиссию по ее расследованию, а если несчастный случай происходит на производстве, то в соответствии с трудовым законодательством комиссию по его расследованию формирует работодатель. Получается, что работодатель, не обеспечивший безопасные условия труда работникам, сам расследует происшедший несчастный случай. Насколько верен такой подход?
– В уголовном и административном законодательстве имеется четкая регламентация понятий «эксперт» и «специалист». Их правовые статусы различны. В ст. 229.2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев» ТК РФ предусматривается: «По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает: выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов». Таким образом, ТК РФ не регулирует критерии выбора специалистов-экспертов. Если их услуги оплачивает работодатель, то он может быть заинтересован в выборе лояльных специалистов-экспертов. Не получается ли так, что законодательство создает для работодателя «удобные» условия?
– В нашем журнале авторы неоднократно поднимали вопрос о возмещении пострадавшим морального вреда. Практика показывает, что работодатель либо не возмещает его, либо возмещает в крайне малых размерах. Предполагается ли в законодательстве более четко прописать механизм возмещения морального вреда?
– Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 года № 967 утверждено Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний. В его развитие приказом Минздрава России от 21 мая 2001 года № 176 утвержден пакет документов по расследованию и учету профессиональных заболеваний, в том числе – форма «Санитарно-гигиенические характеристики условий труда». Сегодня уже заработала специальная оценка условий труда, а представители Роспотребнадзора по-прежнему руководствуются документами, которые не адаптированы к современным условиям. В ТК РФ детально регулируется процедура расследования несчастных случаев на производстве, но не регулируется порядок расследования профзаболеваний. Требуется ли установить в ТК РФ концептуальные позиции по учету профзаболеваний? Есть ли необходимость его корректировки?
– В настоящее время учет несчастных случаев осуществляют параллельно три федеральных структуры – Росстат, Роструд и Фонд социального страхования РФ. При этом их данные даже по смертельным несчастным случаям существенно отличаются. В ТК РФ не регулируется порядок осуществления учета несчастных случаев на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем, например, при учете ДТП, преступлений, пожаров, ЧС природного и техногенного характера имеется единая база данных, хотя к этим направлениям учета имеют отношение много структур.
Зачем нам три параллельных системы учета несчастных случаев на производстве? Какие данные должен использовать Минтруд России при формировании государственной политики в сфере охраны труда? Целесообразно ли ввести в ТК РФ норму, которая регулировала бы порядок учета несчастных случаев на муниципальном, региональном и федеральном уровнях?
Интервью было опубликовано в журнале
«Охрана труда и социальное страхование», № 7, 2015.
Источник: www.otiss.ru