Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

По запросу избирателей: Депутатский корпус Госдумы пристально следит за практикой реализации «Закона о специальной оценки условий труда» в здравоохранении

25 августа 2015 г.

28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». При реализации данного закона в учреждениях здравоохранения возникает множество сложных ситуаций, связанных с несовершенством правовой базы оценки условий труда. Об этом рассказывает Салия Мурзабаева, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, доктор медицинских наук. 
28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». При реализации данного закона в учреждениях здравоохранения возникает множество сложных ситуаций, связанных с несовершенством правовой базы оценки условий труда. Об этом рассказывает Салия Мурзабаева, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, доктор медицинских наук.

 


На мое имя в Государственную Думу ФС РФ приходит много писем от избирателей. Часть корреспонденции, поступившей за последнее время, оказалась связана с реализацией закона «О специальной оценке условий труда». Одно из таких обращений было подписано руковод­ством ряда организаций Республики Башкортостан: Правительства респу­блики, Федерации профсоюзов, Ми­нистерства здравоохранения, Респу­бликанской организации Профсоюза работников здравоохранения РФ.
 
Авторы письма выразили то, о чем говорят сегодня, что обсуждают на каждом рабочем месте те, чья дея­тельность связана с охраной здоро­вья в нашей стране. Дело в том, что существующий порядок специальной оценки условий труда (СОУТ) н е по­зволяет учесть целый ряд факторов, с которыми ежедневно связан труд медиков. Это психоэмоциональная нагрузка, напряженность труда, кон­такт с биологическим фактором. Труд многих работников здравоохра­нения связан с профессиональным риском инфицирования (ВИЧ, гепа­тит, туберкулез и др.).
 
Медики нередко получают травмы и увечья в связи со своей профес­сиональной деятельностью. Всем известно о случаях нападения на участковых специалистов, работни­ков службы скорой помощи. Машины «Скорой помощи» нередко попадают в ДТП, в том числе и при транспор­тировке больных. Ничего этого в за­коне «О специальной оценке условий труда» не учтено.
  
Тут не обойтись без небольшого экскурса в историю, в недавнее прошлое. В СССР защитные меха­низмы охраны труда работников отрасли учитывали все вышеперечис­ленные факторы. Согласно поста­новлению Госкомтруда СССР, Прези­диума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 для медицинских работников уста­навливался механизм «защиты вре­менем»: сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска.
 
В целях нейтрализации вредных веществ в организме работника предусматривалось их обеспечение мо­локом или равноценными пищевыми добавками. При этом работники обеспечивались молоком в случае кон­такта с вредными веществами, а не в случаях превышения их допустимых норм. «Во избежание массового оттока специалистов из государственных и муниципальных учреждений здраво­охранения и нарастания социальной напряженности, – сказано в обраще­нии, – считаем необходимым разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прове­дения специальной оценки условий труда в отрасли здравоохранения, и утвердить порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам отрасли вне зависимости от резуль­татов специальной оценки условий труда, с учетом ранее сформирован­ного научного подхода к предостав­лению гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Данную работу следует проводить при участии компетентных научно-ис­следовательских и общественных ор­ганизаций (в том числе Профсоюза работников здравоохранения РФ). Также полагаем, что предложен­ный механизм в значительной степени позволит сэкономить расходы на про­ведение мероприятий по оценке усло­вий труда».
 
На основании данного обращения мной были направлены депутат­ские запросы в Минздрав России, Минтруд России и ЦК Профсоюза ра­ботников здравоохранения России. Первый заместитель министра здравоохранения РФ И.Н. КАГРАМАНЯН в письме от 09.12.14 ответил, в частности, следующее: «В настоящее время Минздравом России совместно с ЦК профсоюзов работников здра­воохранения Российской Федерации проводится работа по формированию дополнительного перечня вредных и (или) опасных факторов производ­ственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испыта­нию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда».
 
Минтрудом России был принят приказ от 20.01.15 № 24н «О вне­сении изменений в Методику про­ведения специальной оценки усло­вий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.14 № 33н». Согласно приказу теперь при про­ведении СОУТ в медицинских орга­низациях в обязательном порядке должен учитываться биологический фактор. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорга­низмами) осуществляется незави­симо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измере­ний в отношении рабочих мест:
  • организаций, осуществляющих деятельность в области использова­ния возбудителей инфекционных за­болеваний человека и животных или в замкнутых системах генно-инже­нерно-модифицированных организ­мов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответству­ющих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области использо­вания в замкнутых системах генно- инженерно-модифицированных ор­ганизмов II степени потенциальной опасности;
  • медицинских и иных работни­ков, непосредственно осуществляю­щих медицинскую деятельность;
  • работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную де­ятельность, государственный ветери­нарный надзор или проводящих вете­ринарно-санитарную экспертизу.
В новой редакции приведена та­блица, в которой отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологиче­ского фактора устанавливается с вредного класса первой степени (под­класс 3.1).
 
Принятие данного приказа – боль­шой шаг вперед и свидетельство того, что мнение общественных и научных организаций было, нако­нец, услышано. Однако некоторые вопросы так и остались нерешен­ными. По-прежнему не учтенным остался фактор эмоциональной на­пряженности, характерный для ра­боты многих подразделений учреж­дений здравоохранения, в особенно­сти подстанций «Скорой помощи», работники которых зачастую рабо­тают в экстремальных условиях.



 

Каковы условия труда выездного персонала «Скорой помощи»? Это, думаю, ясно каждому. Имеет ли в таком случае смысл проводить СОУТ на таких рабочих местах? Вопрос ри­торический. А как проводить СОУТ в помещениях, где нельзя нарушать постоянство микробиологического состава: в реанимационных блоках, операционных, родильных домах? Риск для жизни и здоровья пациен­тов при проведении таких мероприя­тий слишком велик.
 
Понимание необходимости особого подхода к СОУТ медицинских работников на государственном уровне существует. Свидетельство тому – по­становление Правительства РФ от 14.04.14 № 290 «Об утверждении пе­речня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливае­мых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осо­бенностей».
 
В данный перечень включены ра­бочие места:

 
  • отдельных категорий медицин­ских работников, непосредственно оказывающих скорую медицинскую помощь в экстренной или неотлож­ной формах вне медицинской органи­зации, в том числе в ходе медицин­ской эвакуации;
  • медицинских работников, рас­положенные в помещениях, к кото­рым нормативными правовыми ак­тами РФ предъявляются требования, связанные с необходимостью под­держания особого микробиологиче­ского состояния среды и устойчивого режима функционирования медицин­ского оборудования (отделения реа­нимации, интенсивной терапии, опе­рационные);
  • медицинских работников, непо­средственно осуществляющих диа­гностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздра­вом России и на нормальное функци­онирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, ис­пользуемые в ходе проведения спе­циальной оценки условий труда.
Несмотря на то, что с момента выхода постановления прошло уже более года, соответствующие нор­мативные документы, без которых невозможна его реализация на прак­тике, до сих пор не разработаны.
 
В ответ на мой депутатский запрос из Минтруда России сообщили, что совместно с Минздравом России и Профсоюзом работников здравоох­ранения РФ ведется разработка про­екта приказа об особенностях про­ведения СОУТ на рабочих местах от­дельных категорий медицинских ра­ботников, указанных в постановлении Правительства РФ № 290.
 
Был организован мониторинг ре­ализации приказа Минтруда России от 24.01.14 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классифика­тора вредных и (или) опасных про­изводственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Создана рабочая группа из пред­ставителей федеральных органов ис­полнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работо­дателей, организован сбор предложе­ний от всех субъектов РФ. На сайте Минтруда России размещена анкета для сбора предложений.



 

От участников мониторинга по­ступило более 700 замечаний и пред­ложений. По результатам их рассмо­трения подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федераль­ный закон “О специальной оценке ус­ловий труда”». Ознакомиться с ним и внести свои предложения в проект можно на Едином портале для раз­мещения информации о разработке федеральными органами исполни­тельной власти проектов норматив­ных правовых актов и результатов их общественного обсуждения Минтру­дом России.
 
Ведется разработка проекта при­каза Минтруда России о внесении из­менений и в упомянутый приказ Мин­труда России № 33н.
 
Совершенствование нормативной базы по СОУТ медработников – вопрос, не терпящий отлагательства. По мнению Центрального комитета Профессионального союза работни­ков здравоохранения РФ, в связи с его нерешенностью возникают про­блемы, которые могут привести к де­стабилизации в отрасли.
 
«Учитывая высокую социальную значимость реализации законода­тельства о специальной оценке усло­вий труда, необходимо указать Мини­стерству труда и социальной защиты РФ на важность комплексного влия­ния на условия труда медицинских работников неустранимых и не из­меряемых факторов, связанных со спецификой и характером деятельно­сти по охране здоровья населения», – подчеркнул в ответе на наш депутат­ский запрос председатель профсо­юза работников здравоохранения РФ, академик АМТН М. КУЗЬМЕНКО.
 
Хочется верить, что в новом нор­мативном акте, вы­шеперечисленные проблемы будут учтены в полной мере. Только тогда можно будет говорить о соответствии правовой базы необходимым на се­годняшний день требованиям.
 



Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 7, 2015.
 
 
АКТУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ:

2 июня 2015 года вступили в силу особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников

Прошел государственную регистрацию в Минюсте России приказ Минтруда России от 24.05.2015 № 250н, вводящий в действие особенности специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников. Документ вступает в силу по истечении 10 дней с смомента официальной публикации. Приказ был опубликован 22 мая 2015 года на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Напоминаем, что в целях реализации ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и п. п. 3-5 Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, пркиазом от 24.05.2015 № 250н утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах следующих категорий медицинских работников:
  •  непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в т.ч. в ходе медицинской эвакуации;
  • рабочие места которых расположены в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
Одновременно утвержден Перечень медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.

 
Источник: Regulation.gov.ru, КонсультантПлюс


 
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПРИКАЗ
от 24 апереля 2015 года № 250н 
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 
Зарегистрировано в Минюсте России 20 мая 2015 г. N 37338
 
Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда
В соответствии с частью 7 статьи 9 и частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366) и пунктами 3-5 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2056),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации:
  • особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации, согласно приложению № 1;
  • особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные), согласно приложению № 2;
  • особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, согласно приложению № 3; 
  • перечень медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда, согласно приложению № 4.
 
Министр труда и социальной защиты
Российской Федерации
М.А.ТОПИЛИН