Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
СОУТ: гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда
26 августа 2015 г.
НОВЫЙ ПОДХОД
Результаты проведения СОУТ согласно ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ должны применяться:
- для разработки и реализации мероприятий, направленных на улуч- шение условий труда работников; 9 для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом (ТК) РФ гарантий и компенсаций;
- для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- для решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иных целей.
УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
Определенные меры, которые работодатель может, а во многих случаях обязан предпринять в целях профилактики, законодательство позволяет ему финансировать за счет средств ФСС России. Теперь в перечень таковых входит и проведение СОУТ. Соответствующие поправки в правила их финансового обеспечения внесены Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 года № 103н. Согласно ст. 226 ТК РФ на работодателей возложена обязанность по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). На практике эти суммы в несколько раз превышают рекомендуемые, что свидетельствует о необходимости уточнения предложенного критерия. Более объективными для оценки могут быть, например, затраты на реализацию типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 № 181н. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования разрабатывается по результатам проведения СОУТ на основании коллективного договора, соглашения. Новеллой законодательства является процедура декларирования соответствия условий труда – подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
При этом работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных и (или) опасных производственных факторов. Это позволит существенно снизить затраты малых и средних предприятий на проведение спецоценки. В целях оптимизации расходов на проведение СОУТ Федеральным законом № 426-ФЗ предусмотрена возможность учета результатов исследований и измерений производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ.
Изменения в ТК РФ, связанные с порядком и условиями предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в рамках дифференцированного подхода к определению объема компенсаций в зависимости от класса условий труда работникам по результатам СОУТ, предусматривают установление минимальных размеров компенсаций.
Это:
- сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или к опасным условиям труда, – не более 36 ч в неделю;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для работни- ков, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда, – 7 календарных дней;
- оплата в повышенном размере труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Важной мерой, стимулирующей работодателя к улучшению условий труда, является финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств страховых взносов. В связи с принятием Федерального закона № 426-ФЗ внесены изменения в Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» в части определения СОУТ как мероприятия, расходы страхователя на которое подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов.
- в соответствии с Типовыми нормами для занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приобретены специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в количестве 17 505 934 шт.), а также смывающие и обезвреживающие средства на сумму 3,17 млрд руб., или 41,5 % от общей суммы;
- оплачено санаторно-курортное лечение 62 616 работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, на сумму 1,85 млрд руб., или 24,2 % от общей суммы выданных путевок;
- проведены обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) 736 949 работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, на сумму 1,37 млрд руб., или 17,9 % от общей суммы;
- осуществлена аттестация 546 187 рабочих мест по условиям труда на сумму 1,04 млрд руб., или 13,6 % от общей суммы;
- проведены мероприятия по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда на 1330 рабочих местах на сумму 127,88 млн руб., или 1,7 % от общей суммы;
- оплачено обучение по охране труда 22 607 чел.; израсходовано 51,32 млн руб., или 0,67 % от общей суммы;
- обеспечены лечебно-профилактическим питанием 1749 работников на сумму 5,29 млн руб., или 0,07 % от общей суммы;
- страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров приобретены 10 755 приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров) на сумму 10,20 млн руб., или 0,13 % от общей суммы;
- страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приобретены 657 приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) на сумму 16,61 млн руб., или 0,22 % от общей суммы.
На мероприятия по охране труда за год израсходовано в среднем около 8,9 тыс. руб. на одного работающего. Наиболее высокие удельные расходы в организациях следующих видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (24,5 тыс. руб.), обрабатывающие производства (11,4 тыс. руб.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,0 тыс. руб.), транспорт и связь (9,5 тыс. руб.).
ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Внесены изменения в пенсионное законодательство:
- в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – в части особенностей применения дополнительных тарифов страховых взносов, в том числе с учетом их дифференциации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда;
- в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – в части установления сроков и условий досрочного выхода на пенсию, а также порядка учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки на досрочное пенсионное обеспечение;
- в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» – в части определения особенностей уплаты дополнительных страховых взносов и прав плательщиков на получение вычетов, в том числе путем дифференциации дополнительных тарифов указанных страховых взносов в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда.
Такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако экономическая ситуация там более благоприятна. Еще одной причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить социальную защиту граждан пенсионного возраста. В условиях дефицита ПФР это становится весьма сложной задачей.
Дополнительным стимулом решения задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа.
Списки № 1 и 2 предусматривают наличие вредных условий труда у работников перечисленных в них профессий и должностей различных производств и видов работ при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия. Вследствие этого издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на ПФР, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2.
Все это приводило и приводит к дополнительным расходам ПФР на выплату пенсий таким категориям работников с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию. Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. Первый ее этап – принятие Федерального закона от 3 декабря 2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». В соответствии с ним начиная с 1 января 2013 года для работодателей установлены дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР в отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2, а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанное требование не распространяется на другие категории работников. Перечень таких работ определен в ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Итак, работодатели, имеющие рабочие места, где заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ должны ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнитель- ные страховые взносы в ПФР в следующих размерах:
- за работающих на работах, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 2013 г., – 4 %, на 2014 г. – 6 %, на 2015 г. и далее – 9 %;
- за работающих на работах, предусмотренных подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на 2013 г., – 2 %, на 2014 г. – 4 %, на 2015 г. и далее – 6 %.
Еще одной особенностью поправок, внесенных Федеральным законом № 243-ФЗ в ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ. Тем самым был законодательно закреплен один из механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.
Указанный механизм стимулирования в полной мере реализован в Федеральном законе № 421-ФЗ путем внесения поправок в ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Эти поправки предусматривают введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов. Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам СОУТ определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.
Для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) его размер составляет 2 %; для класса 3.2 (2-й степени) – 4 %; для класса 3.3 (3-й степени) – 6 %; для класса 3.4 (4-й степени) – 7 %; для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8 %. Данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах, независимо от условий занятости (на полной ставке или на 0,5 ставки). Поправки, внесенные Федеральным законом № 421-ФЗ, обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого переходные положения, установленные ч. 5 ст. 15 указанного закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение. Класс условий труда определяется как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда.
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено. До проведения СОУТ на этих рабочих местах работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом № 243-ФЗ:
- за работающих на работах, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 2015 г. и далее, – 9 %;
- за работающих на работах, предусмотренных подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6 %.
Проблема заслуживает внимания, так как затрагивает интересы корпоративного пенсионного обеспечения, которое финансируется за счет взносов работодателей и обеспечивается посредством негосударственных пенсионных фондов.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Сложившая ситуация свидетельствует о том, что в сформировавшейся системе трудовых отношений у работодателя нет достаточной заинтересованности в проведении СОУТ. Мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда требуют существенных финансовых затрат. Работодатель должен увидеть, что выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, которые формально, по спискам относятся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий. В то же время до сих пор не уделяется должного внимания повышению заинтересованности работодателя в улучшении условий труда на рабочих местах.
Так, в ст. 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда» говорится о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такой налоговой политики пока нет, и это не позволяет реализовывать про- возглашенные принципы. До принятия НК РФ существовал механизм, когда от налога освобождалась та часть прибыли, которая направлялась на обновление основных производственных фондов и на укрепление материально-технической базы. Например, в Нидерландах работодателям, улучшающим условия труда на рабочих местах, устанавливается льготное налогообложение. Работы по охране труда охватывают большое количество показателей, свидетельствующих о страховом риске работодателя.
В первую очередь, как представляется, должны быть рассмотрены вопросы страхования работ, связанных с задачами охраны труда, в том числе вопросы страхования ответственности работодателя и работников предприятия за обеспечение и соблюдение требований охраны труда соответственно; за качество работ по оценке условий труда. Следует застраховать ответственность разработчиков СИЗ за их качество и надежность; разработчиков технологических процессов – за обеспечение безопасных условий труда. Необходимо включить специалистов страховых компаний в экспертные комиссии с целью повышения их роли в управлении качеством работ по охране труда.
Планом мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июля 2014 года № 1250-р) предусматривается реализация указанного механизма в отношении крупных предприятий промышленности, транспорта. Задача – стимулирование замены устаревших рабочих мест посредством СОУТ основного персонала таких предприятий. Процедура СОУТ включает в себя переоценку основных производственных фондов; оценку состояния оборудования и применяемых технологий в целях выявления устаревшего оборудования и «грязных» технологий, оценку условий труда, источников экологической опасности и экологического неблагополучия; а также разработку фискальных мер, предусматривающих повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды с истекшим сроком полезного использования. С целью обеспечения максимальной эффективности реализации законодательства о СОУТ Минтруд России провел мониторинг практики применения данного законодательства.
С учетом предложений, высказанных в ходе мониторинга, организована работа по внесению изменений в соответствующие нормативные акты совместно с заинтересованными сторонами социального партнерства.
В прошлом году СОУТ была проведена на 505,8 тыс. рабочих мест. По информации Минтруда России, в российской экономике насчитывается 48,7 млн рабочих мест. На начало 2014 г. работодатели отчитались о проведении аттестации на 8,4 млн рабочих мест с количеством работающих 15,2 млн чел. Удельный вес рабочих мест с классами условий труда 1 и 2 (оптимальные и допустимые условия труда) по итогам аттестации в 2013 г. составил 57,7 %, удельный вес занятых на этих рабочих местах – 53,9 % (в 2012 г. – 51,8 % и 49,3 % соответственно).
В соответствии с Планом деятельности Минтруда России на 2013-2018 гг. планируется довести количество рабочих мест, на которых СОУТ проведена к концу этого года, до 1700 тыс., а также завершить внедрение и организовать мониторинг исполнения региональных программ улучшения условий труда во всех субъектах РФ. Намечено осуществлять мониторинг реализации региональных программ улучшения условий труда во всех субъектах РФ. Количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ, к концу 2016 г. должно составить 2600 тыс. Одновременно намечено проводить учет рабочих мест, на которых после проведения СОУТ обеспечено улучшение условий труда.
Указанный показатель к концу 2015 г. планируется на уровне 400 тыс., а в 2016 г. – 700 тыс. рабочих мест. Чтобы повысить результативность СОУТ, нужно прежде всего уделить внимание рабочим местам с вредными и (или) опасными условиями труда. По-видимому, в первоочередном порядке должны быть выявлены наиболее травмоопасные рабочие места. В прошлом году их удельный вес составил около 10 %. Однако рационализация рабочих мест не является обязательной для работодателя, и он в ней зачастую не заинтересован. Важно срочно разобраться с условиями труда на рабочих местах, на которых заняты работники, включенные в действующие списки работающих с вредными условиями труда.
Такая работа дает им право на компенсационные выплаты. Статистика свидетельствует, что при существенном ежегодном приросте рабочих мест с неблагоприятными условиями труда количество льготников резко не увеличивается. Сложившаяся ситуация требует серьезного анализа. Правильная организация проведения СОУТ обеспечит реализацию комплекса мер по улучшению условий и охраны труда работников, дальнейшее совершенствование социально-трудовых отношений в современных экономических условиях.
канд. экон. наук,
заслуженный экономист РФ