Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

СОУТ: гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда

26 августа 2015 г.

С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в котором сформирован инструмент, позволяющий перейти от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему исключительно фактически вредное и (или) опасное воздействие на организм работника) и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (предусматривающего повышение ответственности должностных и юридических лиц за соблюдение требований охраны труда), урегулирован ряд вопросов предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу в особых условиях.
С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в котором сформирован инструмент, позволяющий перейти от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему исключительно фактически вредное и (или) опасное воздействие на организм работника) и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (предусматривающего повышение ответственности должностных и юридических лиц за соблюдение требований охраны труда), урегулирован ряд вопросов предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу в особых условиях.

 
НОВЫЙ ПОДХОД

 
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативных требований. Новый подход позволяет, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически простимулировать ра ботодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек.


 

Результаты проведения СОУТ согласно ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ должны применяться:

 
  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улуч- шение условий труда работников; 9 для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом (ТК) РФ гарантий и компенсаций;
  • для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • для решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иных целей.
 
С принятием СОУТ появилась единая унифицированная процедура оценки условий труда на рабочих местах. Она позволяет реализовать механизм предоставления работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, освободить работодателей от уплаты дополнительных взносов в ПФР, а также способствует повышению заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
 

УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
 
Ежегодно законом о бюджете Фонда социального страхования РФ (ФСС России) устанавливается право Фонда принимать решения в пределах бюджетных ассигнований на соответствующие цели о направлении страхователем до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, но за вычетом выплаченного страхового обеспечения, на финансовое обеспечение профилактики травматизма.
 
Определенные меры, которые работодатель может, а во многих случаях обязан предпринять в целях профилактики, законодательство позволяет ему финансировать за счет средств ФСС России. Теперь в перечень таковых входит и проведение СОУТ. Соответствующие поправки в правила их финансового обеспечения внесены Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 года № 103н. Согласно ст. 226 ТК РФ на работодателей возложена обязанность по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). На практике эти суммы в несколько раз превышают рекомендуемые, что свидетельствует о необходимости уточнения предложенного критерия. Более объективными для оценки могут быть, например, затраты на реализацию типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 № 181н. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования разрабатывается по результатам проведения СОУТ на основании коллективного договора, соглашения. Новеллой законодательства является процедура декларирования соответствия условий труда – подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
 
При этом работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных и (или) опасных производственных факторов. Это позволит существенно снизить затраты малых и средних предприятий на проведение спецоценки. В целях оптимизации расходов на проведение СОУТ Федеральным законом № 426-ФЗ предусмотрена возможность учета результатов исследований и измерений производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ.
 
Изменения в ТК РФ, связанные с порядком и условиями предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в рамках дифференцированного подхода к определению объема компенсаций в зависимости от класса условий труда работникам по результатам СОУТ, предусматривают установление минимальных размеров компенсаций
.
 
Это:

 
  • сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или к опасным условиям труда, – не более 36 ч в неделю;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для работни- ков, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда, – 7 календарных дней;
  • оплата в повышенном размере труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
 
Конкретные объемы компенсаций устанавливаются трудовым договором на основании коллективного договора, соглашения с учетом результатов СОУТ. Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 401-ФЗ утверждены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. Размеры и порядок уплаты страховых тарифов не изменятся. Также сохранены действующие льготные тарифы для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп (в размере 60 % от установленного размера страховых тарифов).




 
Важной мерой, стимулирующей работодателя к улучшению условий труда, является финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств страховых взносов. В связи с принятием Федерального закона № 426-ФЗ внесены изменения в Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» в части определения СОУТ как мероприятия, расходы страхователя на которое подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов.
 
Расходы ФСС России на выплаты обеспечения по страхованию за 2013 г. составили 54,4 млрд руб., из них 2,3 млрд руб. – на пособия по временной нетрудоспособности, 0,7 млрд руб. – на единовременные страховые выплаты, 44,2 млрд руб. – на ежемесячные страховые выплаты, 7,2 млрд руб. – на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией. В 2013 году средствами ФСС России, направленными на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников за счет средств страховых взносов, воспользовались около 29,4 тыс. страхователей в объеме 7,6 млрд руб. За счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2013 году финансировались следующие мероприятия:
 
  • в соответствии с Типовыми нормами для занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приобретены специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в количестве 17 505 934 шт.), а также смывающие и обезвреживающие средства на сумму 3,17 млрд руб., или 41,5 % от общей суммы;
  • оплачено санаторно-курортное лечение 62 616 работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, на сумму 1,85 млрд руб., или 24,2 % от общей суммы выданных путевок;
  • проведены обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) 736 949 работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, на сумму 1,37 млрд руб., или 17,9 % от общей суммы;
  • осуществлена аттестация 546 187 рабочих мест по условиям труда на сумму 1,04 млрд руб., или 13,6 % от общей суммы;
  • проведены мероприятия по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда на 1330 рабочих местах на сумму 127,88 млн руб., или 1,7 % от общей суммы;
  • оплачено обучение по охране труда 22 607 чел.; израсходовано 51,32 млн руб., или 0,67 % от общей суммы;
  • обеспечены лечебно-профилактическим питанием 1749 работников на сумму 5,29 млн руб., или 0,07 % от общей суммы;
  • страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров приобретены 10 755 приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров) на сумму 10,20 млн руб., или 0,13 % от общей суммы;
  • страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приобретены 657 приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) на сумму 16,61 млн руб., или 0,22 % от общей суммы.
 
На мероприятия по охране труда за год израсходовано в среднем около 8,9 тыс. руб. на одного работающего. Наиболее высокие удельные расходы в организациях следующих видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (24,5 тыс. руб.), обрабатывающие производства (11,4 тыс. руб.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,0 тыс. руб.), транспорт и связь (9,5 тыс. руб.).
 
 
ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
В законодательстве унифицированы процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного законодательством о пенсионном обеспечении механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда. Это позволяет, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсаций за работу конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а с другой – экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в ПФР).
 
Внесены изменения в пенсионное законодательство:

 
  • в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – в части особенностей применения дополнительных тарифов страховых взносов, в том числе с учетом их дифференциации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда;
  • в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – в части установления сроков и условий досрочного выхода на пенсию, а также порядка учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки на досрочное пенсионное обеспечение;
  • в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» – в части определения особенностей уплаты дополнительных страховых взносов и прав плательщиков на получение вычетов, в том числе путем дифференциации дополнительных тарифов указанных страховых взносов в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда.
С учетом установленных ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ сроков действия и преемственности результатов проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда эти результаты могут быть использованы при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, определенных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ в ред. Федерального закона № 421-ФЗ и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ в ред. ст. 9 и 13 Федерального закона № 421-ФЗ. Введение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилось вынужденной мерой, обусловленной необходимостью снижения дефицита ПФР. Это потребовалось в связи со сложившейся демографической ситуацией в стране, когда наблюдается рост населения пенсионного возраста при одновременном сокращении количества трудоспособного населения, которое в результате трудовой деятельности обеспечивает наполнение ПФР.
 
Такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако экономическая ситуация там более благоприятна. Еще одной причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить социальную защиту граждан пенсионного возраста. В условиях дефицита ПФР это становится весьма сложной задачей.
 
Дополнительным стимулом решения задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа.
 
Списки № 1 и 2 предусматривают наличие вредных условий труда у работников перечисленных в них профессий и должностей различных производств и видов работ при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия. Вследствие этого издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на ПФР, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2.
 
Все это приводило и приводит к дополнительным расходам ПФР на выплату пенсий таким категориям работников с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию. Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. Первый ее этап – принятие Федерального закона от 3 декабря 2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». В соответствии с ним начиная с 1 января 2013 года для работодателей установлены дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР в отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2, а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
 
Указанное требование не распространяется на другие категории работников. Перечень таких работ определен в ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Итак, работодатели, имеющие рабочие места, где заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ должны ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнитель- ные страховые взносы в ПФР в следующих размерах:

 
  • за работающих на работах, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 2013 г., – 4 %, на 2014 г. – 6 %, на 2015 г. и далее – 9 %;
  • за работающих на работах, предусмотренных подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на 2013 г., – 2 %, на 2014 г. – 4 %, на 2015 г. и далее – 6 %.
Указанные требования не распространяются на подп. 19-21 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Это обусловлено тем, что в подп. 19 и 21 назначение льготного пенсионного обеспечения обусловлено особенностями деятельности работников без учета условий их труда, а в п. 20 назначение льготного пенсионного обеспечения увязано с территорией (местом) осуществления указанными в данном пункте работниками трудовой деятельности.
 
Еще одной особенностью поправок, внесенных Федеральным законом № 243-ФЗ в ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ. Тем самым был законодательно закреплен один из механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.
 
Указанный механизм стимулирования в полной мере реализован в Федеральном законе № 421-ФЗ путем внесения поправок в ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Эти поправки предусматривают введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение.
 
Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов. Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам СОУТ определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.
 
Для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) его размер составляет 2 %; для класса 3.2 (2-й степени) – 4 %; для класса 3.3 (3-й степени) – 6 %; для класса 3.4 (4-й степени) – 7 %; для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8 %. Данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах, независимо от условий занятости (на полной ставке или на 0,5 ставки). Поправки, внесенные Федеральным законом № 421-ФЗ, обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого переходные положения, установленные ч. 5 ст. 15 указанного закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение. Класс условий труда определяется как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда.
 
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено. До проведения СОУТ на этих рабочих местах работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом № 243-ФЗ:

 
  • за работающих на работах, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 2015 г. и далее, – 9 %;
  • за работающих на работах, предусмотренных подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6 %.
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда по результатам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный страховой взнос в ПФР не устанавливается. Таким образом, для работодателя сформирован дополнительный экономический стимул к проведению СОУТ и улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах. По мнению ряда специалистов Минтруда России, досрочные пенсии, получаемые работниками вредных и опасных производств, следует вывести из системы государственного пенсионного обеспечения. Начиная с 2013 г. в России был введен дополнительный тариф по пенсионному страхованию работников вредных и опасных производств, по которому предприятия с вредными условиями труда платят сверх «стандартных» 22 % страховых взносов. Предлагается освободить такие предприятия от дополнительного тарифа в ПФР и перевести таких работников в систему негосударственного пенсионного обеспечения, формировать досрочные пенсии уже не в ПФР, а в негосударственном пенсионном фонде.
 
Проблема заслуживает внимания, так как затрагивает интересы корпоративного пенсионного обеспечения, которое финансируется за счет взносов работодателей и обеспечивается посредством негосударственных пенсионных фондов.
 
 
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
 
Результаты СОУТ носят универсальный характер и могут использоваться при создании правового механизма в целях экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, а также их полного освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в случае обеспечения безопасных условий труда работников. В частности, эти результаты позволяют определить объем гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Законодательство о СОУТ и проведение процедуры декларирования позволят создать правовые механизмы, экономически подталкивающие работодателей к улучшению условий труда, а также полностью освобождающие их от уплаты дополнительных страховых взносов в случае обеспечения безопасных условий труда на предприятии.
 
Сложившая ситуация свидетельствует о том, что в сформировавшейся системе трудовых отношений у работодателя нет достаточной заинтересованности в проведении СОУТ. Мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда требуют существенных финансовых затрат. Работодатель должен увидеть, что выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, которые формально, по спискам относятся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий. В то же время до сих пор не уделяется должного внимания повышению заинтересованности работодателя в улучшении условий труда на рабочих местах.
 
Так, в ст. 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда» говорится о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такой налоговой политики пока нет, и это не позволяет реализовывать про- возглашенные принципы. До принятия НК РФ существовал механизм, когда от налога освобождалась та часть прибыли, которая направлялась на обновление основных производственных фондов и на укрепление материально-технической базы. Например, в Нидерландах работодателям, улучшающим условия труда на рабочих местах, устанавливается льготное налогообложение. Работы по охране труда охватывают большое количество показателей, свидетельствующих о страховом риске работодателя.
 
В первую очередь, как представляется, должны быть рассмотрены вопросы страхования работ, связанных с задачами охраны труда, в том числе вопросы страхования ответственности работодателя и работников предприятия за обеспечение и соблюдение требований охраны труда соответственно; за качество работ по оценке условий труда. Следует застраховать ответственность разработчиков СИЗ за их качество и надежность; разработчиков технологических процессов – за обеспечение безопасных условий труда. Необходимо включить специалистов страховых компаний в экспертные комиссии с целью повышения их роли в управлении качеством работ по охране труда.
 
Планом мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июля 2014 года № 1250-р) предусматривается реализация указанного механизма в отношении крупных предприятий промышленности, транспорта. Задача – стимулирование замены устаревших рабочих мест посредством СОУТ основного персонала таких предприятий. Процедура СОУТ включает в себя переоценку основных производственных фондов; оценку состояния оборудования и применяемых технологий в целях выявления устаревшего оборудования и «грязных» технологий, оценку условий труда, источников экологической опасности и экологического неблагополучия; а также разработку фискальных мер, предусматривающих повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды с истекшим сроком полезного использования. С целью обеспечения максимальной эффективности реализации законодательства о СОУТ Минтруд России провел мониторинг практики применения данного законодательства.
 
С учетом предложений, высказанных в ходе мониторинга, организована работа по внесению изменений в соответствующие нормативные акты совместно с заинтересованными сторонами социального партнерства.
 
В прошлом году СОУТ была проведена на 505,8 тыс. рабочих мест. По информации Минтруда России, в российской экономике насчитывается 48,7 млн рабочих мест. На начало 2014 г. работодатели отчитались о проведении аттестации на 8,4 млн рабочих мест с количеством работающих 15,2 млн чел. Удельный вес рабочих мест с классами условий труда 1 и 2 (оптимальные и допустимые условия труда) по итогам аттестации в 2013 г. составил 57,7 %, удельный вес занятых на этих рабочих местах – 53,9 % (в 2012 г. – 51,8 % и 49,3 % соответственно).
 
В соответствии с Планом деятельности Минтруда России на 2013-2018 гг. планируется довести количество рабочих мест, на которых СОУТ проведена к концу этого года, до 1700 тыс., а также завершить внедрение и организовать мониторинг исполнения региональных программ улучшения условий труда во всех субъектах РФ. Намечено осуществлять мониторинг реализации региональных программ улучшения условий труда во всех субъектах РФ. Количество рабочих мест, на которых проведена СОУТ, к концу 2016 г. должно составить 2600 тыс. Одновременно намечено проводить учет рабочих мест, на которых после проведения СОУТ обеспечено улучшение условий труда.
 
Указанный показатель к концу 2015 г. планируется на уровне 400 тыс., а в 2016 г. – 700 тыс. рабочих мест. Чтобы повысить результативность СОУТ, нужно прежде всего уделить внимание рабочим местам с вредными и (или) опасными условиями труда. По-видимому, в первоочередном порядке должны быть выявлены наиболее травмоопасные рабочие места. В прошлом году их удельный вес составил около 10 %. Однако рационализация рабочих мест не является обязательной для работодателя, и он в ней зачастую не заинтересован. Важно срочно разобраться с условиями труда на рабочих местах, на которых заняты работники, включенные в действующие списки работающих с вредными условиями труда.
 
Такая работа дает им право на компенсационные выплаты. Статистика свидетельствует, что при существенном ежегодном приросте рабочих мест с неблагоприятными условиями труда количество льготников резко не увеличивается. Сложившаяся ситуация требует серьезного анализа. Правильная организация проведения СОУТ обеспечит реализацию комплекса мер по улучшению условий и охраны труда работников, дальнейшее совершенствование социально-трудовых отношений в современных экономических условиях.
 
О. Фролов,
канд. экон. наук,
заслуженный экономист РФ
 



Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 8, 2015.