Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
СОУТ: реализация требований работодателем
23 сентября 2015 г.
С 2015 г. в РФ усилилась административная ответственность работодателя за невыполнение требований СОУТ. Например, впервые в истории охраны труда в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена ст. 5.27.1. В ч. 2 этой статьи предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
Наибольшая административная ответственность для работодателя установлена при повторном (в течение года) нарушении требований охраны труда – штраф до 200 тыс. руб. и приостановление деятельности сроком на 90 сут. Исходя из Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон № 426-ФЗ) можно выделить следующие этапы проведения СОУТ:
- создание комиссии работодателя и подготовка к проведению СОУТ;
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- декларирование условий труда;
- проведение измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные 1-го класса, допустимые 2-го класса, вредные 3-го класса, опасные 4-го класса условия труда);
- использование для СОУТ результатов производственного контроля (например, протоколов испытательных лабораторий Роспотребнадзора);
- оформление результатов СОУТ в виде отчета;
- применение результатов СОУТ (информирование работников, предоставление компенсаций, планирование мероприятий по улучшению условий труда, размещение на сайте предприятия и др.).
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Для реализации закона № 426-ФЗ к настоящему времени приняты пять постановлений Правительства РФ и более 20 Приказов Минтруда России. Для работодателя из постановлений Правительства РФ следует выделить следующие:
- от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей»;
- от 16.07.2014 № 665 «Об утверждении перечня списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости».
Спецоценка (СОУТ) проводится совместно работодателем, финансирующим эти работы, и организацией или организациями, допущенными к оказанию услуг в установленном порядке и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Комиссия до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В перечне для каждого рабочего места (по профессии, должности или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием) приводятся потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
На основе составленного комиссией перечня рабочих мест после заключения договора организация, проводящая СОУТ, приступает к идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Согласно ст. 10 закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором.
Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов установлена в Методике. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах проводит эксперт организации, осуществляющей СОУТ. На этапе идентификации комиссия тесно взаимодействует с экспертом.
При идентификации должны учитываться:
- состояние производственного оборудования, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством РФ, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
- результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложения работников по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 закона № 426-ФЗ).
Форма декларации, заполняемая работодателем, утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2014 № 32387).
Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ на рабочих местах, и она действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Как правило, декларируемыми могут быть условия труда на рабочих местах руководителей, специалистов и иного административного персонала (менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, офисных работников), не участвующих непосредственно в производственных процессах. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов осуществляет испытательная лаборатория организации, проводящей СОУТ (ст. 12 закона № 426-ФЗ и требования Методики).
На основании протоколов измерений эксперты устанавливают соответствующие классы условий труда: оптимальные – 1-й класс; допустимые – 2-й класс, вредные – 3-й класс с подклассами степеней вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; опасные – 4-й класс; а также заполняют карты СОУТ. Прямые измерения факторов (без индентификации) проводят на рабочих местах:
- работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Особенности проведения СОУТ распространяются на следующие категории медицинских работников:
- непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;
- рабочие места которых расположены в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
- непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения СОУТ.
Отдельно оговорено, что эксперты и иные работники организации, проводящей СОУТ, должны осуществлять деятельность по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя.
Как видим, для каждого вида медицинской деятельности и конкретных рабочих мест характерны своя совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, а также виды оценок, и комиссия по проведению СОУТ должна быть готова к взаимодействию с экспертом. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса приведен в ст. 13 Закона № 426-ФЗ, а их классификация – в ст. 14.
Характерными факторами производственной среды и трудового процесса для медицинской деятельности являются:
- физические факторы (параметры микроклимата, неионизирующие излучения (электромагнитные поля), шум, локальная и общая вибрация, ионизирующие излучения);
- химические факторы (химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа);
- биологические факторы (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний);
- факторы тяжести трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
- факторы напряженности трудового процесса (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).
Для различных видов экономической деятельности характерны свои факторы производственной среды и трудового процесса, и отнесение условий труда к классу (подклассу) при их воздействии проводится в соответствии с Методикой. Например, для рабочих мест медицинских и иных работников, осуществляющих медицинскую деятельность, характерны такие биологические факторы, как патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.
В соответствии с Приказом Минтруда России № 33н (с изменениями, внесенными Приказом Минтруда России № 24н) отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Независимо от концентрации патогенных микроорганизмов условия труда относятся к следующим классам (подклассам) без проведения измерений: 4-й (опасный) класс условий труда при наличии патогенных микроорганизмов I группы патогенности (возбудителей особо опасных инфекций); 3.3 – при наличии патогенных микроорганизмов II группы патогенности (возбудителей высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека); 3.2 – при наличии патогенных микроорганизмов III группы патогенности (возбудителей инфекционных болезней, выделяемых в самостоятельные нозологические группы); 3.1 – при наличии патогенных микроорганизмов IV группы патогенности (условно патогенных микроорганизмов – возбудителей оппортунистических инфекций).
Следующий новый аспект взаимодействия комиссии с экспертом связан с оценкой эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ). С 25 мая 2015 комиссия по проведению СОУТ должна принимать решение на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, о снижении на одну степень класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.
Такой подход определен ч. 6 ст. 14 закона № 426-ФЗ и приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2015; № 36 128).
Методика снижения класса (подкласса) условий труда применяется к следующим видам эффективных СИЗ:
- от химических факторов, среди которых:
– СИЗ органов дыхания изолирующие; фильтрующие;
– одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;
- от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:
– одежда специальная защитная и СИЗ рук от воздействия пониженной температуры;
– спецобувь от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;
– СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.
С 28 мая 2015 г. введены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (утв. приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н; зарегистрированы в Минюсте России 26.02.2015; № 36213).
Вместе с тем не все СИЗ, полагающиеся работникам, позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. Возьмем в качестве примера профессию «лаборант-микробиолог». Из восьми видов СИЗ, приведенных для этой профессии в Типовых нормах (позиция № 61), процедуре оценке эффективности СИЗ с целью снижения класса (подкласса) условий труда подвергается один вид СИЗ – средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее – в соответствии с требованиями п. 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также п. 15 и 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
По итогам СОУТ организация, проводящая СОУТ, составляет отчет (ст. 12 закона № 426-ФЗ) и представляет его комиссии работодателя.
Отчет включает в себя следующие пункты:
- сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности СИЗ;
- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);
- сводную ведомость СОУТ;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
- заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.
После завершения СОУТ работодатель размещает на своем официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения СОУТ по установлению классов (подклассов) условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Ряд вопросов комиссии связан с датами начала и завершения СОУТ. Как и аттестация рабочих мест (АРМ), СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ). Рекомендуется определять начало проведения СОУТ за полгода до окончания даты действия АРМ (чтобы сохранить преемственность, не нарушить права предоставления компенсаций работникам; соблюсти законодательство о СОУТ и избежать административной ответственности).
Например, АРМ в медицинской организации завершена 1 августа 2011 г. (согласно приказу работодателя). Действие ее результатов распространяется на пять лет - до 1 августа 2016 г. К этому сроку должна быть завершена СОУТ, о чем будет говорить дата утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии. Объем работы по СОУТ велик, поэтому начать ее рекомендуется не позже 1 февраля 2016 г.
Как видим, повышается роль комиссии по проведению СОУТ. Так, в процессе осуществления СОУТ, как правило, каждое заключение эксперта должно иметь положительное решение комиссии. Здесь следует обратить внимание на обозначенные в разд. 9 отчета заключения эксперта организации, проводящей СОУТ:
- об идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики);
- об отсутствии на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов в декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики; приложение 1 к Приказу Минтруда России № 80н);
- о рабочих местах, в отношении которых идентификация не осуществляется (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики);
- об использовании результатов производственного контроля (ч. 7 и 8 ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
- об определении Перечня рабочих мест для измерений и исследований (ч. 7 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики);
- о снижении класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ; Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н);
- об оценке травмоопасности рабочих мест с особенностями проведения СОУТ (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 290; приказы Минтруда России об особенностях проведения СОУТ на рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности).
1) до начала выполнения работ по СОУТ:
- протокол об утверждении Перечня рабочих мест для проведения СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ);
2) в процессе проведения СОУТ:
- протокол об утверждении результатов идентификации вредных и (или) опасных факторов (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Приказа Минтруда России № 33н) на основании заключения (результатов идентификации) эксперта;
- протокол о признании допустимыми условий труда на рабочих местах с неидентифицированными вредными и (или) опасными факторами для подачи декларации (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики; приложение 1 к приказу Минтруда России № 80н) на основании заключения эксперта;
- протокол о принятии решения о проведении измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов и формировании перечня факторов, подлежащих измерениям (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) на основании заключения эксперта;
- протокол о принятии решения об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Методики) по представлению эксперта;
- протокол о принятии решения о невозможности проведения исследований в случае угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу (ч. 10 ст. 12 закона № 426-ФЗ) с включением в отчет о проведении СОУТ при наличии такого решения;
- протокол о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ (ч. 6 ст. 14 закона № 426-ФЗ, приказ Минтруда России № 976н) на основании заключения эксперта;
3) после завершения СОУТ (по результатам СОУТ после утверждения отчета):
- протокол об отказе работников ознакомиться с Картами СОУТ (ч. 2 ст. 5 закона № 426-ФЗ);
- протокол о предоставлении гарантий и компенсаций – по повышенной оплате труда работников; по ежегодному дополнительному оплачиваемому отпуску; по сокращенной продолжительности рабочего времени; по молоку или другим равноценным пищевым продуктам; по лечебно-профилактическому питанию (п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ приложения 3 к приказу Минтруда России № 33н);
- протокол о предоставлении гарантий и компенсаций по праву на досрочное назначение страховой пенсии (п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ; ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; строка 040 Карты СОУТ);
- протокол о предоставлении гарантий и компенсаций по проведению медицинских осмотров (ст. 213 Трудового кодекса РФ; п. 6 ч. 2 ст. 4; п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ; строка 040 Карты СОУТ);
- протокол о дополнительном соглашении к трудовому договору (ст. 57 Трудового кодекса РФ; п. 2 ст. 7 закона № 426-ФЗ).
- присутствовать при проведении измерений, исследований, оценок на всех этапах проведения СОУТ;
- визировать подтверждающими подписями представителя комиссии первичные рабочие документы экспертов по всем контролируемым параметрам, которые используются в дальнейшем при оформлении протоколов исследований, в том числе по оценкам эффективности средств индивидуальной защиты, тяжести и напряженности трудового процесса;
- следовать графику проведения СОУТ;
- отработать конкретные механизмы взаимодействия представителей комиссии с экспертами, получения предварительных документов к отчету для анализа комиссией и предотвращения разногласий;
- обратить внимание на оформление протоколов измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса при проведении СОУТ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
- требовать от экспертов, проводящих СОУТ, обоснований результатов СОУТ и представления соответствующих заключений;
- оформлять решения комиссии протоколами: на стадии проведения СОУТ согласно заключениям экспертов, а также после утверждения отчета для подготовки приказов работодателя по предоставлению компенсаций и внесению изменений в локальные нормативные акты работодателя (дополнительное соглашение к трудовому договору и др.).
канд. техн. наук, доцент,
зам. директора АНО УКЦ «Труд»
Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 9, 2015.