Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

17 мая 2024 г.

Вопросы формирования комиссии по электробезопасности и проверки знаний ее членов

В Письме Министерства энергетики Российской Федерации от 20 декабря 2023 года № 05-8490 (далее – Письмо Минэнерго России № 05-8490) сообщалось, что «Порядок проведения проверки...

Публикации

8 мая 2024 г.

Медицинские осмотры: Роструд разъясняет

Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу), периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными (по медицинским показаниям), постоянными (каждый рабочий день/смену)......

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

СОУТ: реализация требований работодателем

23 сентября 2015 г.

С 2014 г. в стране введено в действие законодательство о специальной оценке условий труда (СОУТ), которое предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ.
С 2014 г. в стране введено в действие законодательство о специальной оценке условий труда (СОУТ), которое предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ.
 
С 2015 г. в РФ усилилась адми­нистративная ответственность работодателя за невыполнение требований СОУТ. Например, впер­вые в истории охраны труда в Кодекс РФ об административных правона­рушениях введена ст. 5.27.1. В ч. 2 этой статьи предусмотрено, что на­рушение работодателем установлен­ного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или на­ложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на лиц, осущест­вляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридиче­ского лица, – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
 
Наибольшая административная ответственность для работодателя установлена при повторном (в течение года) нарушении требований ох­раны труда – штраф до 200 тыс. руб. и приостановление деятельности сро­ком на 90 сут. Исходя из Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон № 426-ФЗ) можно выделить следую­щие этапы проведения СОУТ:

 
  • создание комиссии работо­дателя и подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • декларирование условий труда;
  • проведение измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (оп­тимальные 1-го класса, допустимые 2-го класса, вредные 3-го класса, опасные 4-го класса условия труда);
  • использование для СОУТ ре­зультатов производственного кон­троля (например, протоколов испы­тательных лабораторий Роспотреб­надзора);
  • оформление результатов СОУТ в виде отчета;
  • применение результатов СОУТ (информирование работников, пре­доставление компенсаций, планиро­вание мероприятий по улучшению условий труда, размещение на сайте предприятия и др.).
Как видно из указанных этапов, СОУТ во многом отличается от известной в прошлом аттестации ра­бочих мест по условиям труда. Со­гласно ст. 3 закона № 426-ФЗ СОУТ является единым комплексом после­довательно осуществляемых меро­приятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производ­ственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установ­ленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной за­щиты работников.
 
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Для реализации закона № 426-ФЗ к настоящему времени приняты пять постановлений Правительства РФ и более 20 Приказов Минтруда России.  Для работодателя из постановле­ний Правительства РФ следует выде­лить следующие:

 
  • от 14.04.2014 № 290 «Об утверж­дении Перечня рабочих мест в органи­зациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении кото­рых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей»;
  • от 16.07.2014 № 665 «Об утверж­дении перечня списков работ, про­изводств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (орга­низаций), которые применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости».
Основным документом для прак­тической работы по проведению СОУТ является Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об ут­верждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных фак­торов, формы отчета о проведе­нии специальной оценки условий труда и инструкции по ее запол­нению» (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2014, № 31689, с изменениями, внесенными Прика­зом Минтруда России от 20.01.2015 № 24н, зарегистрированным в Минюсте России 09.02.15, № 35927; далее – Методика, Классификатор).
 
Спецоценка (СОУТ) проводится со­вместно работодателем, финансирующим эти работы, и организацией или организациями, допущенными к оказанию услуг в установленном по­рядке и привлекаемыми работодате­лем на основании гражданско-право­вого договора.




 



В рамках требований ст. 9 закона № 426-ФЗ для организации и осу­ществления СОУТ работодателем образуется комиссия по проведе­нию работ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. Комиссию возглавляет ра­ботодатель или его представитель, а в ее состав включаются предста­вители работодателя (в том числе специалист по охране труда), вы­борного органа первичной профсо­юзной организации или иного пред­ставительного органа работников (при наличии).
 
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Ко­миссия до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В перечне для каждого рабо­чего места (по профессии, должно­сти или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным распи­санием) приводятся потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
 
На основе составленного комис­сией перечня рабочих мест по­сле заключения договора организа­ция, проводящая СОУТ, приступает к идентификации потенциально вред­ных и (или) опасных факторов произ­водственной среды и трудового про­цесса.
 
Согласно ст. 10 закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производ­ственных факторов понимаются со­поставление и установление совпа­дения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Клас­сификатором.
 
Процедура осуществления иден­тификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов установлена в Методике. Идентификацию потенциально вред­ных и (или) опасных производствен­ных факторов на рабочих местах проводит эксперт организации, осу­ществляющей СОУТ. На этапе иден­тификации комиссия тесно взаимо­действует с экспертом.

При идентификации должны учи­тываться:

 
  • состояние производственного оборудования, материалы и сырье, используемые работниками и являю­щиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факто­ров, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, уста­новленных законодательством РФ, проводятся обязательные предвари­тельные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
  • результаты ранее проводив­шихся на данных рабочих местах ис­следований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производ­ственных факторов;
  • случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производ­ственных факторов;
  • предложения работников по осуществлению идентификации по­тенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты идентификации потен­циально вредных и (или) опасных производственных факторов утверж­даются комиссией работодателя по проведению СОУТ. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте призна­ются комиссией допустимыми, а ис­следования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
 
В отношении рабочих мест, на ко­торых вредные и (или) опасные фак­торы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работо­датель подает декларацию соответ­ствия условий труда государствен­ным нормативным требованиям ох­раны труда (ст. 11 закона № 426-ФЗ).
 
Форма декларации, заполняемая работодателем, утверждена При­казом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным норматив­ным требованиям охраны труда, По­рядке формирования и ведения рее­стра деклараций соответствия усло­вий труда государственным норма­тивным требованиям охраны труда» (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2014 № 32387).
 
Декларация подается работода­телем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения в срок не позднее 30 ра­бочих дней со дня утверждения от­чета о проведении СОУТ на рабочих местах, и она действительна в тече­ние пяти лет. Указанный срок исчис­ляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
 
Как правило, декларируемыми могут быть условия труда на рабо­чих местах руководителей, специ­алистов и иного административного персонала (менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, офис­ных работников), не участвующих непосредственно в производственных процессах. Исследования (испытания) и из­мерения вредных и (или) опас­ных факторов осуществляет испы­тательная лаборатория организа­ции, проводящей СОУТ (ст. 12 закона № 426-ФЗ и требования Методики).
На основании протоколов измерений экс­перты устанавливают соответствую­щие классы условий труда: оптимальные – 1-й класс; допустимые – 2-й класс, вредные – 3-й класс с подклас­сами степеней вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; опасные – 4-й класс; а также за­полняют карты СОУТ. Прямые изме­рения факторов (без индентифика­ции) проводят на рабочих местах:

 
  • работников, профессии, долж­ности, специальности которых вклю­чены в списки соответствующих ра­бот, производств, профессий, долж­ностей, специальностей и учрежде­ний (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначе­ние трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законо­дательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови­ями труда;
  • на которых по результатам ра­нее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специ­альной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опас­ные условия труда.
Важным аспектом для работода­теля являются особенности прове­дения СОУТ по ряду видов экономи­ческой деятельности (их 13 в соответ­ствии с Постановлением Правитель­ства РФ № 290). В развитие данного постановления принят ряд приказов Минтруда России, в частности – При­каз от 24.04.2015 № 250н «Об утверж­дении особенностей проведения спе­циальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нор­мальное функционирование которой могут оказывать воздействие сред­ства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки ус­ловий труда» (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2015 № 37338).
 
Особенности проведения СОУТ распространяются на следующие ка­тегории медицинских работников:

 
  • непосредственно оказываю­щих скорую (скорую специализи­рованную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;
  • рабочие места которых распо­ложены в помещениях, к которым нормативными правовыми актами РФ предъявляются требования, свя­занные с необходимостью поддер­жания особого микробиологического состояния среды и устойчивого ре­жима функционирования медицин­ского оборудования (отделения реа­нимации, интенсивной терапии, опе­рационные);
  • непосредственно осуществля­ющих диагностику и лечение с ис­пользованием медицинской аппара­туры (аппаратов, приборов, обору­дования), на нормальное функцио­нирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения СОУТ.
В Приказе Минтруда России № 250н для каждой из указанных катего­рий работников приведены соответ­ствующие вредные и (или) опасные производственные факторы, которые подлежат обязательным исследова­ниям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах, а также указаны объекты оценки травмоопасности ра­бочих мест, проводимой экспертом по СОУТ.
 
Отдельно оговорено, что экс­перты и иные работники организа­ции, проводящей СОУТ, должны осу­ществлять деятельность по иденти­фикации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследова­ний (испытаний) и измерений вред­ных и (или) опасных производствен­ных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя.
 
Как видим, для каждого вида ме­дицинской деятельности и конкрет­ных рабочих мест характерны своя совокупность факторов производ­ственной среды и трудового процесса, а также виды оценок, и комиссия по проведению СОУТ должна быть го­това к взаимодействию с экспертом. Перечень факторов производствен­ной среды и трудового процесса при­веден в ст. 13 Закона № 426-ФЗ, а их классификация – в ст. 14.




 
Характерными факторами произ­водственной среды и трудового процесса для медицинской деятель­ности являются:

 
  • физические факторы (параме­тры микроклимата, неионизирующие излучения (электромагнитные поля), шум, локальная и общая вибрация, ионизирующие излучения);
  • химические факторы (химиче­ские вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые пре­параты), которые получают химиче­ским синтезом и (или) для контроля содержания которых используют ме­тоды химического анализа);
  • биологические факторы (ми­кроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, патогенные микро­организмы - возбудители инфекцион­ных заболеваний);
  • факторы тяжести трудового процесса (показатели физической на­грузки на опорно-двигательный аппа­рат и на функциональные системы организма работника);
  • факторы напряженности трудо­вого процесса (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную си­стему и органы чувств работника).
 
Для различных видов экономиче­ской деятельности характерны свои факторы производственной среды и трудового процесса, и отне­сение условий труда к классу (под­классу) при их воздействии прово­дится в соответствии с Методикой. Например, для рабочих мест ме­дицинских и иных работников, осу­ществляющих медицинскую дея­тельность, характерны такие биоло­гические факторы, как патогенные микроорганизмы – возбудители ин­фекционных заболеваний.
 
В соответствии с Приказом Мин­труда России № 33н (с изменениями, внесенными Приказом Минтруда Рос­сии № 24н) отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорга­низмами) осуществляется незави­симо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измере­ний в отношении рабочих мест орга­низаций, осуществляющих медицин­скую деятельность.
 
Независимо от концентрации па­тогенных микроорганизмов усло­вия труда относятся к следующим классам (подклассам) без проведе­ния измерений: 4-й (опасный) класс условий труда при наличии пато­генных микроорганизмов I группы патогенности (возбудителей особо опасных инфекций); 3.3 – при нали­чии патогенных микроорганизмов II группы патогенности (возбудителей высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека); 3.2 – при на­личии патогенных микроорганизмов III группы патогенности (возбудителей инфекционных болезней, выделяе­мых в самостоятельные нозологиче­ские группы); 3.1 – при наличии пато­генных микроорганизмов IV группы патогенности (условно патогенных микроорганизмов – возбудителей оп­портунистических инфекций).
 
Следующий новый аспект взаи­модействия комиссии с экспер­том связан с оценкой эффективно­сти средств индивидуальной защиты (СИЗ). С 25 мая 2015 комиссия по проведению СОУТ должна принимать решение на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, о снижении на одну степень класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, за­нятыми на рабочих местах с вред­ными условиями труда, эффектив­ных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установ­ленном соответствующим техниче­ским регламентом.




 
Такой подход определен ч. 6 ст. 14 закона № 426-ФЗ и приказом Мин­труда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными усло­виями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в по­рядке, установленном соответству­ющим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2015; № 36 128).
 
Методика снижения класса (под­класса) условий труда применяется к следующим видам эффективных СИЗ:

 
  • от химических факторов, среди которых:
– костюмы изолирующие от хи­мических факторов (в том числе при­меняемые для защиты от биологиче­ских факторов);
– СИЗ органов дыхания изолиру­ющие; фильтрующие;
– одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

 
  • от повышенных и (или) понижен­ных температур, среди которых:
– одежда специальная защитная и СИЗ рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;
– одежда специальная защитная и СИЗ рук от воздействия понижен­ной температуры;
– спецобувь от повышенных и (или) пониженных температур, кон­такта с нагретой поверхностью, те­пловых излучений, искр и брызг рас­плавленного металла;
– СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.
 
С 28 мая 2015 г. введены Типо­вые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуаль­ной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, заня­тым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связан­ных с загрязнением (утв. приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н; зарегистрированы в Минюсте России 26.02.2015; № 36213).
 
Вместе с тем не все СИЗ, полага­ющиеся работникам, позволяют сни­зить класс (подкласс) условий труда. Возьмем в качестве примера про­фессию «лаборант-микробиолог». Из восьми видов СИЗ, приведенных для этой профессии в Типовых нормах (позиция № 61), процедуре оценке эффективности СИЗ с целью сни­жения класса (подкласса) условий труда подвергается один вид СИЗ – средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее – в соответствии с тре­бованиями п. 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также п. 15 и 17 Технического ре­гламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
 
По итогам СОУТ организация, про­водящая СОУТ, составляет отчет (ст. 12 закона № 426-ФЗ) и представ­ляет его комиссии работодателя.
 
Отчет включает в себя следующие пункты:

 
  • сведения об организации, про­водящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее со­ответствие установленным требова­ниям;
  • перечень рабочих мест, на ко­торых проводилась СОУТ, с указа­нием вредных и (или) опасных про­изводственных факторов, которые идентифицированы на данных рабо­чих местах;
  • карты СОУТ, содержащие све­дения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения ис­следований (испытаний) и измере­ний идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффектив­ности СИЗ;
  • протокол комиссии, содержа­щий решение о невозможности про­ведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в слу­чае, если проведение указанных ис­следований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экс­пертов и (или) иных работников ор­ганизации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улуч­шению условий и охраны труда ра­ботников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
  • заключения эксперта организа­ции, проводящей СОУТ.
Работодатель организует озна­комление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих ме­стах под роспись не позднее чем через 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Не подпадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эф­фективности СИЗ для работников та­кие профессии, как водители (за ис­ключением участвующих в перевозке опасных грузов), дворники, уборщики служебных помещений и др.
 
После завершения СОУТ работо­датель размещает на своем офици­альном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) сводные дан­ные о результатах проведения СОУТ по установлению классов (подклас­сов) условий труда на рабочих ме­стах, а также перечень мероприя­тий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведе­нии СОУТ.
 
Ряд вопросов комиссии связан с датами начала и завершения СОУТ. Как и аттестация рабочих мест (АРМ), СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ). Рекомендуется опреде­лять начало проведения СОУТ за полгода до окончания даты действия АРМ (чтобы сохранить преемствен­ность, не нарушить права предостав­ления компенсаций работникам; со­блюсти законодательство о СОУТ и избежать административной ответ­ственности).
 
Например, АРМ в медицинской организации завершена 1 августа 2011 г. (согласно приказу работодателя). Действие ее результатов рас­пространяется на пять лет - до 1 ав­густа 2016 г. К этому сроку должна быть завершена СОУТ, о чем будет говорить дата утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии. Объем работы по СОУТ велик, поэтому начать ее рекоменду­ется не позже 1 февраля 2016 г.
 
Как видим, повышается роль ко­миссии по проведению СОУТ. Так, в процессе осуществления СОУТ, как правило, каждое заключение экс­перта должно иметь положительное решение комиссии. Здесь следует обратить внимание на обозначенные в разд. 9 отчета за­ключения эксперта организации, про­водящей СОУТ:

 
  • об идентификации потенци­ально вредных и (или) опасных про­изводственных факторов на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики);
  • об отсутствии на рабочем ме­сте вредных и (или) опасных произ­водственных факторов в декларации соответствия условий труда государ­ственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики; приложение 1 к При­казу Минтруда России № 80н);
  • о рабочих местах, в отношении которых идентификация не осущест­вляется (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики);
  • об использовании результатов производственного контроля (ч. 7 и 8 ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
  • об определении Перечня рабо­чих мест для измерений и исследо­ваний (ч. 7 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики);
  • о снижении класса (подкласса) условий труда при применении работ­никами, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эф­фективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установ­ленном соответствующим техниче­ским регламентом (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ; Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н);
  • об оценке травмоопасности ра­бочих мест с особенностями прове­дения СОУТ (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 290; приказы Минтруда России об особенностях проведения СОУТ на рабочих местах в организациях, осу­ществляющих отдельные виды дея­тельности).
В свою очередь, исходя из требова­ний законодательства о СОУТ, воз­можны следующие виды протоколов комиссии:

1) до начала выполнения работ по СОУТ:

 
  • протокол об утверждении Пе­речня рабочих мест для проведения СОУТ с указанием аналогичных рабо­чих мест (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ);

2) в процессе проведения СОУТ:
 
  • протокол об утверждении результа­тов идентификации вредных и (или) опасных факторов (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Приказа Минтруда России № 33н) на основании заключения (результатов идентификации) эксперта;
  • протокол о признании допустимыми ус­ловий труда на рабочих местах с неидентифицированными вредными и (или) опасными факторами для по­дачи декларации (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики; приложение 1 к приказу Минтруда России № 80н) на основании заключения эксперта;
  • протокол о принятии решения о проведе­нии измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов и формировании перечня факторов, подлежащих измерениям (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) на основании за­ключения эксперта;
  • протокол о принятии решения об ис­пользовании результатов производ­ственного контроля при проведении СОУТ (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Методики) по представлению эксперта;
  • протокол о принятии решения о невоз­можности проведения исследований в случае угрозы для жизни работни­ков и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу (ч. 10 ст. 12 закона № 426-ФЗ) с включением в от­чет о проведении СОУТ при наличии такого решения;
  • протокол о снижении класса условий труда по результатам оценки эф­фективности СИЗ (ч. 6 ст. 14 закона № 426-ФЗ, приказ Минтруда России № 976н) на основании заключения эксперта;

3) после завершения СОУТ (по ре­зультатам СОУТ после утверждения отчета):
 
  • протокол об отказе работников ознако­миться с Картами СОУТ (ч. 2 ст. 5 за­кона № 426-ФЗ);
  • протокол о предоставлении гарантий и компенсаций – по повышенной оплате труда работников; по ежегодному до­полнительному оплачиваемому отпу­ску; по сокращенной продолжитель­ности рабочего времени; по молоку или другим равноценным пищевым продуктам; по лечебно-профилакти­ческому питанию (п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ приложения 3 к приказу Минтруда России № 33н);
  • протокол о предоставлении гарантий и компенсаций по праву на досрочное назначение страховой пенсии (п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ; ст. 30 Феде­рального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постанов­ление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; строка 040 Карты СОУТ);
  • протокол о предоставлении гарантий и компенсаций по проведению меди­цинских осмотров (ст. 213 Трудового кодекса РФ; п. 6 ч. 2 ст. 4; п. 2, 6 ст. 7 закона № 426-ФЗ; строка 040 Карты СОУТ);
  • протокол о дополнительном соглашении к трудовому договору (ст. 57 Трудо­вого кодекса РФ; п. 2 ст. 7 закона № 426-ФЗ).
Рекомендуем представителям ко­миссии (уполномоченным лицам от комиссии) по проведению СОУТ:
 
  • присутствовать при проведении измерений, исследований, оценок на всех этапах проведения СОУТ;
  • визировать подтверждающими подписями представителя комиссии первичные рабочие документы экс­пертов по всем контролируемым па­раметрам, которые используются в дальнейшем при оформлении про­токолов исследований, в том числе по оценкам эффективности средств индивидуальной защиты, тяжести и напряженности трудового процесса;
  • следовать графику проведения СОУТ;
  • отработать конкретные меха­низмы взаимодействия представи­телей комиссии с экспертами, полу­чения предварительных документов к отчету для анализа комиссией и предотвращения разногласий;  
  • обратить внимание на оформ­ление протоколов измерений и оце­нок факторов рабочей среды и трудо­вого процесса при проведении СОУТ в соответствии с требованиями нор­мативных правовых актов;
  • требовать от экспертов, прово­дящих СОУТ, обоснований результа­тов СОУТ и представления соответ­ствующих заключений;
  • оформлять решения комиссии протоколами: на стадии проведения СОУТ согласно заключениям экс­пертов, а также после утверждения отчета для подготовки приказов ра­ботодателя по предоставлению ком­пенсаций и внесению изменений в ло­кальные нормативные акты работо­дателя (дополнительное соглашение к трудовому договору и др.).
Предлагаем членам комиссий проходить обучение по проведению СОУТ.








 
Николай Абрамов,
канд. техн. наук, доцент,
зам. директора АНО УКЦ «Труд»
 
 




Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 9, 2015.