Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
«Обнулить» травматизм
10 декабря 2015 г.
Перед российскими регионами поставлена амбициозная задача: свести к нулю число случаев травматизма на производстве. Процедура специальной оценки условий труда, действующая в России с прошлого года, выявила в республике дополнительно 80 тысяч «вредных» рабочих мест. Если два года назад в опасных условиях трудились более 140 тысяч работников, то нынче их оказалось 222 тысячи, или 52,4 процента от общей численности работающих. Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе.
Перед российскими регионами поставлена амбициозная задача: свести к нулю число случаев травматизма на производстве. Процедура специальной оценки условий труда, действующая в России с прошлого года, выявила в республике дополнительно 80 тысяч «вредных» рабочих мест. Если два года назад в опасных условиях трудились более 140 тысяч работников, то нынче их оказалось 222 тысячи, или 52,4 процента от общей численности работающих. Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе.
Но отрицательная динамика не означает, что «раньше было лучше». Как пояснила министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Эльмира ЗАРИПОВА, прежняя, действовавшая с 1992 года система аттестации рабочих мест, в отличие от нынешней специальной оценки не давала объективной картины. «Почти за два года независимые аккредитованные организации оценили более 65 процентов рабочих мест в Татарстане, при этом учитывались не только санитарно-гигиенические показатели, но и такие психофизиологические производственные факторы, как тяжесть и напряженность трудового процесса. Это и дало увеличение количества рабочих мест с вредными условиями труда», – сообщила министр.
На этом фоне более радужным выглядит состояние производственного травматизма. С 1998 по 2014 год число пострадавших от несчастных случаев на производстве снизилось в 6,5 раза (с 4 242 до 656 человек), а со смертельным исходом – в 2,1 раза (со 128 до 60 человек). При этом строительная профессия остается самой опасной в республике. В этом году, например, 114 человек получили травмы с тяжелыми последствиями, и из 52 случаев со смертельным исходом практически каждый третий приходится на строительство.
На прошедшем на днях в Казани окружном совещании по вопросам состояния производственного травматизма, условий труда в субъектах Приволжского федерального округа заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий ЛЕКАРЕВ положительно оценил работу Госинспекции труда и Минтруда, занятости и соцзащиты Татарстана. Однако сообщил, что перед регионами России поставлена амбициозная задача: свести случаи травматизма на производстве к нулю. Ведь никакая, даже самая позитивная статистика не успокоит семьи и близких тех, на кого пришелся тот самый роковой случай.
Выполнима ли эта задача? Вредные и опасные условия труда в Татарстане приходятся в основном на предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительные и транспортные организации. Есть среди них и такие, где большинство коллективов работают в нездоровой обстановке – это Казанский завод ЖБК, «Татфлот», казанский «Водоканал», Лениногорское УТТ.
В разрезе районов лидерами «антирейтинга» являются Заинский, Новошешминский, Нижнекамский, Азнакаевский, Нурлатский и Лениногорский.
Кроме того, есть основания утверждать, что официальная статистика выглядит намного благоприятнее, чем есть на самом деле. Легко доказать, что человек получил производственную травму, если его придавило бурильной установкой. Однако если у работника случился сердечный приступ из-за духоты в цехе, то зафиксировать это как несчастный случай на производстве сложнее. А кто не слышал о случаях, когда людей заставляют подписывать бумаги о том, что они якобы получили бытовую, а не производственную травму? По словам начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Артема ЛАРЮХИНА, в инспекцию обращаются немало работников, которые жалуются, что им в первый же день после производственной травмы не оформили документы, и теперь они ничего не могут доказать в суде и в итоге остались без компенсации.
Здоровью людей угрожают не только травмы на рабочем месте, но и профессиональные заболевания. А положение здесь серьезное: уровень профзаболеваний в республике сегодня превысил многолетний средний показатель – 1,82 на 10 тысяч человек. Лидером является агропромышленный комплекс. Профессиональный риск для здоровья работников сельскохозяйственной отрасли с учетом комплексного воздействия неблагоприятных факторов оценивается как один из самых высоких в республике. За 2015 год зарегистрирован 41 случай профессионального заболевания. Как сообщила заведующая сектором охраны труда Минсельхозпрода Республики Татарстан Айсылу НИГМАТУЛЛИНА, вредные условия труда животноводов, в частности, приводят к функциональным нарушениям, стойким патологическим изменениям в организме и развитию профессионально обусловленных заболеваний.
Действенной профилактической мерой для предотвращения профзаболеваемости, по мнению Айсылу НИГМАТУЛЛИНОЙ, является проведение предварительных и периодических медосмотров работников. А с этим в сельской местности просто беда – сельчане привыкли обращаться к врачам в крайних проблемных случаях, когда уж действительно не в состоянии ноги передвигать.
Федеральное руководство поставило перед республикой задачу по «обнулению» плохих показателей. Цель благая. Однако есть здесь одно «но». В Татарстане активно развивается промышленный кластер, а в мощных индустриальных регионах с технологически насыщенным производством добиться нулевого травматизма практически невозможно. Многие должностные лица и раньше сознательно скрывали такие факты. Не приведет ли стремление «обнулить» невыгодную статистику к массовому сокрытию с их стороны фактов производственного травматизма?
Фарида Якушева