Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Практика проведения специальной оценки условий труда (часть 2)
11 февраля 2016 г.
Сегодня мы продолжаем серию публикаций, вкоторых вы найдете ответы на актуальные вопросы практики проведения специальной оценки условий труда. Читателей портала консультирует Татьяна Николаевна Лагуткина, ведущий инженер отдела исследований условий труда АО «Клинский институт охраны и условий труда».
Прошел значительный промежуток времени с того момента, как на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. У работодателей возникает много вопросов, связанных с применением соответствующего законодательства.
Продолжение. Часть 1.
Сегодня мы продолжаем серию публикаций, вкоторых вы найдете ответы на актуальные вопросы практики проведения специальной оценки условий труда. Читателей портала консультирует Татьяна Николаевна ЛАГУТКИНА, ведущий инженер отдела исследований условий труда АО «Клинский институт охраны и условий труда».
– Просим разъяснить вопрос по сохранению компенсаций у слесаря-испытателя, на рабочем месте которого по результатам проводившейся в 2009 году аттестации был установлен «вредный» класс условий труда – 3.1.
В частности, по результатам оценки проведенных измерений производственных факторов были установлены следующие классы условий труда:
- по химическому фактору – 2 класс;
- по шуму – 2 класс;
- по общей вибрации – класс 2;
- по локальной вибрации – класс 2;
- по неионизирующему излучению – класс 2;
- по микроклимату – класс 2;
- по световой среде – «вредный» класс 3.1;
- по тяжести трудового процесса – класс 2;
- по напряженности трудового процесса – класс 2.
В карте аттестации рабочего места слесаря-испытателя в графе «гарантии и компенсации» по результатам оценки условий труда, был указан только дополнительный отпуск в размере 12 дней (основание – раздел XYI, пункт 124 Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 октября 1974 года № 298/П-22).
В 2009 году еще мало кто принимал во внимание положения Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», в связи с тем, что Постановление не было реализовано во второй своей части, и предоставлял однозначного механизма установления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
В свою очередь, Минздравсоцразвития России, в то время, рекомендовал руководствоваться ст. 423 ТК РФ, которая гласит, что «впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу».
По итогам недавно проведенной специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), условия труда работника не изменились, все идентифицированные вредные производственные факторы остались в том же классе и степени вредности, что и по результатам проведенной ранее аттестации – сохранился «вредный» класс 3.1.
Вправе ли мы сохранить работнику 12 дней дополнительного отпуска (14 календарных)? Если вправе, то как мы должны начислить дополнительные 7 дней отпуска – «из себестоимости» или из «прибыли»? Можем ли мы при проведении СОУТ заказывать оценки только по тем факторам, которые считаем нужным (без вибрации, напряженности)?
Не помешает ли это сохранить компенсации согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ)? Нужно ли этому работнику кроме дополнительного отпуска добавить еще и 4% доплат согласно статье 147 Трудового кодекса РФ?
– Отвечая на ваш вопрос, хочу обратить внимание на следующие моменты. Требование статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ сформировано не в отношении рабочих мест, а в отношении работников. Таким образом на одном рабочем месте работникам, принятым на работу в разный период (до проведения специальной оценки условий труда и после), компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (далее – компенсации) могут предоставляться в разном объеме и составе (повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочей недели).
Другой момент состоит в том, что компенсации в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ предоставляются только в случае сохранения соответствующих условий труда. При этом критериями сохранения условий труда являются:
1) итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (в соответствии с требованием п. 19, раздела IV Методики «по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда»);
2) совокупность факторов производственной среды и трудового процесса с установленными классами условий труда (в соответствии с требованием ст. 209 ТК РФ под условиями труда понимается «совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника».
Таким образом, если на рабочем месте по итогам проведения специальной оценки условий труда, итоговый класс не изменился, и при этом не изменилась оценка по отдельным факторам производственной среды и трудового процесса, работнику следует установить 12 дней дополнительного отпуска (14 календарных), и на основании требований ст. 147 ТК РФ денежную компенсацию в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада).
Необходимость предоставления компенсаций в порядке и на условиях, определенных ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, может быть зафиксирована в локальных актах Работодателя и должна быть отражена в трудовых договорах соответствующих работников на основании требований ст. 57 ТК РФ.
В ответ на запрос одной из организаций об учете в целях налогообложения прибыли расходов на оплату работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, дополнительных отпусков по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 года в своем Письме от 12 мая 2015 года № 03-03-06/27132 эксперты Минфина России дали соответствующие разъяснения.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ. Статьей 255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 24 статьи 270 НК РФ при исчислении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам. К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 НК РФ).
С учетом изложенного при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций работодатель вправе учесть расходы на дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, при условии сохранения условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсационных мер в соответствии с законодательством РФ.
Важно обратить внимание на то, что перечень идентифицируемых и оцениваемых факторов на рабочих местах работодателя определяет эксперт по специальной оценке условий труда. Однако решением комиссии перечень оцениваемых факторов может быть скорректирован. Данное решение должно быть взвешенным, обоснованным и закреплено в письменном виде решением комиссии работодателя по проведению специальной оценки условий труда. В последствие ответственность за такое решение берет на себя комиссия работодателя по проведению специальной оценки условий труда, а не эксперт организации, проводящей СОУТ.
– Просим разъяснить, проводится ли процедура специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников врачей, досрочно выходящих на пенсию, которые работают в медицинских учреждениях, расположенных на территории, приравненной к районам Крайнего Севера?
Продолжение следует.
Материал для публикации любезнол предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 2, 2016.
– Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех имеющихся рабочих местах, за исключением рабочих мест, обозначенных в части 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ. Назначение досрочной пенсии в отношении медицинских работников осуществляется в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 не зависимо от результатов проведенной СОУТ. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, назначение досрочной пенсии производится в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и также не зависит от результатов проведенной СОУТ.
Таким образом, на рабочих местах медицинских работников процедура специальной оценки условий труда проводится в обязательном порядке.
Таким образом, на рабочих местах медицинских работников процедура специальной оценки условий труда проводится в обязательном порядке.
Продолжение следует.
Материал для публикации любезнол предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 2, 2016.