Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Роструд сообщил, в какие сроки нужно провести спецоценку рабочих мест в офисе
26 февраля 2016 г.
Согласно действующему законодательству в трудовом договоре обязательно должны быть прописаны условия труда, в том числе, рабочих мест офисных сотрудников (ст. 57 ТК РФ). Под условиями труда понимается отнесение рабочего места к классам условий труда (оптимальным, допустимым, вредным, опасным).
До 1 января 2014 года условия труда устанавливались по результатам аттестации рабочих мест (они действительны в течение пяти лет со дня ее завершения), а после этой даты — по итогам специальной оценки. При этом, если прежде (до 1 января 2014 года) не было ясности, нужно ли подвергать аттестации рабочие места офисных сотрудников, то теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса нет. То есть спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
В первоочередном порядке спецоценка должна быть осуществлена только на рабочих местах, содержащих вредный или опасный производственный фактор (п. 6 ст. 10, п. 6 ст. 27Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). На всех остальных рабочих местах спецоценка может проводиться поэтапно, до 31 декабря 2018 года.
На практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка. Работодатели не были обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе. А специальную оценку многие из них провести еще не успели, так как закон позволяет это сделать до конца 2018 года. Можно ли до тех пор, пока не проведена спецоценка, в трудовом договоре с офисным сотрудником написать «условия труда оптимальные» или «условия труда допустимые»?
Авторы комментируемого письма считают: работодатели, которые не проводили аттестацию или спецоценку рабочих мест в офисе, должны провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки». И только после этого они могут указать в трудовом договоре класс условий труда. Сведения об условиях труда, которые отсутствовали на момент заключения трудового договора, после проведения спецоценки вносятся непосредственно в текст трудового договора, а гарантии и компенсации (в случае, если будут выявлены вредные или опасные условия труда) прописываются в приложении к трудовому договору либо отдельном соглашении сторон.
Такого же мнения придерживается заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван ШКЛОВЕЦ. «Как работодатель может быть уверен в том, что он отражает в трудовом договоре правильный класс условий труда без проведения измерений? На свой страх и риск он вынужден проставлять в трудовом договоре предполагаемый класс условий труда. Да, закон обязывает незамедлительно провести спецоценку только на рабочих местах, содержащих вредный или опасный производственный фактор. Однако не все так называемые «офисные рабочие места» не содержат вредного фактора производственной среды. Такой фактор можно выявить только с помощью измерений, то есть в рамках спецоценки. Соответственно, работодатели заинтересованы в том, чтобы провести спецоценку как можно быстрее, даже если закон позволяет это делать поэтапно до 2018 года», — заключил Иван ШКЛОВЕЦ.
Что грозит работодателям, которые не проведут СОУТ «в кратчайшие сроки»? Авторы комментируемого письма напоминают: работодатели, нарушившие трудовое законодательство, могут быть привлечены к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает предупреждение или штраф:
- для должностных лиц — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
- для индивидуальных предпринимателей — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
А нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или отказ от ее проведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
- для индивидуальных предпринимателей — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).