Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Минтруд: практика применения законодательства о специальной оценке условий труда
12 августа 2016 г.
Валерий Анатольевич КОРЖ,
директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в Российской Федерации действует более двух лет. Приняты почти все необходимые законы и подзаконные акты. Исключение – особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Этот документ сейчас находится в процессе согласования. Но его отсутствие, как говорится, погоды не делает, и в целом нормативное регулирование института СОУТ сегодня не просто сформировано, но и активно применяется.
Сложился и рынок организаций, проводящих СОУТ.
Пример По данным на 7 декабря 2015 г., правом на проведение СОУТ обладали 787 организаций. Из них 161 – включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – Реестр), и, следовательно, полностью соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) (рис. 1), а 626 – числятся в «старом» Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, по направлению деятельности «Аттестация рабочих мест по условиям труда», и могут проводить СОУТ в силу переходных положений ст. 27 Закона № 426-ФЗ. |
охраны труда, по федеральным округам
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона, в качестве оказывающих услуги АРМ могут проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Ключевыми здесь являются слова «имеющихся на день вступления в силу». Это значит, что после 1 января 2014 г. эти организации, конечно, могли обращаться в соответствующие добровольные системы аккредитации за продлением срока действия аттестата аккредитации своих испытательных лабораторий (центров). Но на деле попасть в новый Реестр возможно, только если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) выдан национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Таким национальным органом по аккредитации в настоящее время является Росаккредитация. Форма аттестата аккредитации утверждена приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295.
Сегодня в Минтруд России нередко обращаются организации, у испытательных лабораторий (центров) которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается через неделю, а они только опомнились и подали заявку в Росаккредитацию. У наших коллег из Росаккредитации есть совершенно четкие процедуры и немаленькие сроки. В неделю уложиться никак не получится.
По нашей просьбе государственные инспекции труда будут обращать особое внимание на аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, проводящих СОУТ, в первую очередь добровольных систем аккредитации, продленные после 1 января 2014 г.
Организации, проводящие СОУТ, обязаны знать сроки действия своего аттестата аккредитации и изучить нормативную базу, чтобы в соответствии с ней заблаговременно обратиться в Росаккредитацию.
Но к большинству из подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям производственных факторов это не относится. Они должны быть отражены в области аккредитации аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), входящей в состав организации, проводящей СОУТ. Поэтому Минтруд России, рассматривая заявления на внесение в Реестр, ориентируется на ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Там — требования к организациям, проводящим СОУТ. Мы очень внимательно сопоставляем область аккредитации аттестата аккредитации, полученного испытательной лабораторией (центром), с требованиями Закона № 426-ФЗ.
Одного только факта получения аттестата аккредитации в Росаккредитации для внесения в Реестр недостаточно: область аккредитации должна полностью соответствовать Закону № 426-ФЗ.
Поговорим об экспертном сообществе. Аттестационные испытания лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ, проводятся Минтрудом России с 1 октября 2014 г. За это время поступило 4506 заявок. Процент «отказов» о допуске кандидата к аттестационному испытанию (оно проводится в форме дистанционного тестирования) не велик — меньше 10%. К аттестационному испытанию было допущено 4165 соискателей. Экспертами было признано 3007 чел., 399 претендентам по результатам дистанционного тестирования в выдаче сертификата было отказано (рис. 2). Эти так называемые представители профессионального сообщества, имея три бесплатные попытки, на протяжении месяца не смогли «осилить» 40 тестовых вопросов. Достаточно было верно ответить на 36 из них, правильный ответ выбирается из нескольких вариантов, предложенных системой, а это сильно упрощает задачу.
Я был очень удивлен, узнав, что максимальное количество неправильных ответов касается общих вопросов проведения СОУТ. Получается, что «узкие» специалисты хорошо разбираются в «узких» проблемах, но «плавают» в общих организационных вопросах, четко урегулированных Законом № 426-ФЗ. Это информация к размышлению и для тех, кто направляет своих экспертов на аттестационное испытание, и для надзорных и исполнительных органов.
Говоря о компетентности экспертов, хочу отметить следующее парадоксальное обстоятельство: в Департаменте условий и охраны труда Минтруда России сегодня нет ни одного сертифицированного эксперта. Смею заметить, и не будет, потому что это чревато конфликтом интересов. Тем не менее, некоторые практикующие эксперты умудряются задавать нашему департаменту по семь элементарных вопросов в неделю: как провести СОУТ на рабочем месте прораба, как измерить уровень шума и т.д.? Мы не можем, и не будем применять меры к гражданам, чрезмерно активно задающим нам вопросы. Но обязательно обобщим эту информацию и попросим Роструд в ходе плановой контрольно-надзорной деятельности уделить повышенное внимание организациям, эксперты которых проводят СОУТ с помощью нашего департамента.
Пример У Минтруда России есть соглашение с Росаккредитацией, по которому мы обмениваемся информацией. У Роструда есть прямые полномочия передавать соответствующие сведения в Росаккредитацию. И эта работа сегодня активно ведется. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА
В свое время АС АКОТ объединила в себе несколько информационных ресурсов, которые ведет Минтруд России. ФГИС, наряду со сведениями из АС АКОТ, будет содержать данные Роструда о результатах проведенных им контрольно-надзорных мероприятий, а также информацию от органов исполнительной власти субъектов РФ о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда. Главный интерес представляет экспертиза качества СОУТ. В дальнейшем мы планируем синхронизировать ФГИС с системами ПФР, чтобы вести индивидуальный (персонифицированный) учет работников, связи состояния условий труда на их рабочих местах с гарантиями, предусмотренными пенсионным законодательством. На очереди также интеграция с системами ФСС России и Роспотребнадзора (рис. 3).
Мы неоднократно рассылали всем, кого это касается, письма, в которых разъясняли, как подключиться к АС АКОТ, получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, передавать информацию, прикреплять уже сформированные файлы, как вносить информацию вручную и т.д. Однако работа по передаче сведений шла ни шатко ни валко. И только после того, как в октябре прошлого года мы проинформировали Роструд о грубом нарушении рядом организаций, проводящих СОУТ, норм Закона № 426-ФЗ и Приказа № 436н, дело наконец сдвинулось с мертвой точки. В октябре 2015 г. организации активизировались, и процесс резко начал набирать обороты как в части переданных в АС АКОТ сведений о результатах проведения СОУТ, так и в части подачи заявок и получения сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Статус |
Организации, входящие в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда |
Организации, входящие в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда | Всего |
---|---|---|---|
Сертификат ключа получен | 408 | 71 | 479 |
Нет доступа к АС АКОТ | 218 | 90 | 308 |
Итого | 626 | 161 | 787 |
Таблица 2. Динамика поступления в АС АКОТ сведений о результатах проведения СОУТ в августе – ноябре 2015 г.
Год | Месяц |
Организации, проводящие СОУТ |
Работодатели | Отчеты о проведении СОУТ | Рабочие места | Работники |
---|---|---|---|---|---|---|
2015 | Август | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 |
Сентябрь | 3 | 25 | 25 | 262 | 388 | |
Октябрь | 40 | 674 | 1243 | 63 871 | 125 113 | |
Ноябрь | 144 | 3197 | 3505 | 80 515 | 120 171 | |
Итого | 4775 | 144 648 | 245 672 |
Пример По данным на 7 декабря 2015 г., из 161 организации, внесенной в Реестр, 56 все еще не имели необходимого доступа к системе. |
Организации, проводящие СОУТ, обязаны загрузить во ФГИС не только свежие данные, но и все результаты проведения СОУТ, полученные начиная с даты вступления в силу Приказа № 436н. Роструд об этом уведомлен и будет действовать. Раз не получается работать в плановом порядке, значит, будем работать в режиме аврала.
Если при передаче данных во ФГИС возникают реальные проблемы, можно воспользоваться специальной горячей линией. Там разработчики отвечают на вопросы пользователей. Если с помощью службы технической поддержки результат не достигнут, обращайтесь на электронную почту нашего департамента.
К середине года мы планируем получить соответствующее поручение Правительства РФ, чтобы еще раз организовать масштабную проверку передачи сведений во ФГИС.
Почему мы вообще уделяем столько внимания процедуре СОУТ? Потому что у государства и работодателей очень много социальных обязательств, которые из нее вытекают. Это и досрочные пенсии, и гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, и скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Результаты СОУТ прямо влияют на накопленные социальные права работников, на их самое главное право — право работать в безопасных условиях труда. Именно поэтому введена серьезная административная ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому мы так внимательно наблюдаем за развитием и регулированием данного рынка.
Еще раз подчеркну: органы исполнительной власти, Минтруд России, Роструд, органы по труду субъектов РФ – все мы будем очень внимательно следить за тем, как проводится СОУТ. И к тому, что мы делаем, не следует относиться как к разовой кампании. Это системная работа по наведению порядка на рынке СОУТ, повышению качества и эффективности оценки. Заверяю вас, контроль, мониторинг и меры реагирования будут осуществляться на постоянной основе.