Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Минтруд: практика применения законодательства о специальной оценке условий труда

12 августа 2016 г.

С введением в действие ФГИС Минтруд начал действовать еще более жестко. Деятельность организаций, проводящих СОУТ, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и соответственно не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена.
С введением в действие ФГИС Минтруд начал действовать еще более жестко. Деятельность организаций, проводящих СОУТ, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и соответственно не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена

 


Валерий Анатольевич КОРЖ
,
директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России
 
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в Российской Федерации действует более двух лет. Приняты почти все необходимые законы и подзаконные акты. Исключение – особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Этот документ сейчас находится в процессе согласования. Но его отсутствие, как говорится, погоды не делает, и в целом нормативное регулирование института СОУТ сегодня не просто сформировано, но и активно применяется.

Сложился и рынок организаций, проводящих СОУТ.
 

Пример

По данным на 7 декабря 2015 г., правом на проведение СОУТ обладали 787 организаций. Из них 161 – включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – Реестр), и, следовательно, полностью соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) (рис. 1), а 626 – числятся в «старом» Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, по направлению деятельности «Аттестация рабочих мест по условиям труда», и могут проводить СОУТ в силу переходных положений ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

 

 
Рис. 1. Распределение организаций, оказывающих услуги в области
охраны труда, по федеральным округам
 
После вступления в силу Закона № 426-ФЗ количество организаций, имеющих право проводить СОУТ, сократилось. По данным на 1 января 2014 г., им обладали 957 организаций. Причины сокращения разные. У одних – истек срок действия соответствующих разрешительных документов, другие решили покинуть рынок добровольно.

 
ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Несмотря на то что Закон № 426-ФЗ действует почти два года, в профессиональном сообществе есть некоторое непонимание его отдельных норм. Зачастую это связано с предусмотренным законом переходным периодом. Поговорим об этом подробно.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона, в качестве оказывающих услуги АРМ могут проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Ключевыми здесь являются слова «имеющихся на день вступления в силу». Это значит, что после 1 января 2014 г. эти организации, конечно, могли обращаться в соответствующие добровольные системы аккредитации за продлением срока действия аттестата аккредитации своих испытательных лабораторий (центров). Но на деле попасть в новый Реестр возможно, только если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) выдан национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Таким национальным органом по аккредитации в настоящее время является Росаккредитация. Форма аттестата аккредитации утверждена приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295.


Никаких слезных просьб «войти в положение» и «в порядке исключения» внести в Реестр организацию, вовремя не получившую аттестат аккредитации по новым правилам, приниматься не будет. Нет аттестата аккредитации — нет легального основания на включение в Реестр, а значит, и права оказывать услуги по проведению СОУТ.

 
Поэтому еще почти три года организации, аккредитованные на проведение АРМ, если у них не истек срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), вправе осуществлять СОУТ в силу переходных положений Закона № 426-ФЗ. Если они хотят продолжать работу в будущем, важно знать дату истечения срока действия своих разрешительных документов и заранее готовиться к процедуре получения нового аттестата уже в Росаккредитации.
 
Сегодня в Минтруд России нередко обращаются организации, у испытательных лабораторий (центров) которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается через неделю, а они только опомнились и подали заявку в Росаккредитацию. У наших коллег из Росаккредитации есть совершенно четкие процедуры и немаленькие сроки. В неделю уложиться никак не получится.
 
По нашей просьбе государственные инспекции труда будут обращать особое внимание на аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, проводящих СОУТ, в первую очередь добровольных систем аккредитации, продленные после 1 января 2014 г.

 
Организации, проводящие СОУТ, обязаны знать сроки действия своего аттестата аккредитации и изучить нормативную базу, чтобы в соответствии с ней заблаговременно обратиться в Росаккредитацию.


В Законе № 426-ФЗ определен закрытый перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые должна измерять и оценивать их собственная испытательная лаборатория (центр). Ряд производственных факторов (энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений и т. д.) допускается отдавать на аутсорсинг, привлекая стороннюю испытательную лабораторию (центр).
 
Но к большинству из подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям производственных факторов это не относится. Они должны быть отражены в области аккредитации аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), входящей в состав организации, проводящей СОУТ. Поэтому Минтруд России, рассматривая заявления на внесение в Реестр, ориентируется на ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Там — требования к организациям, проводящим СОУТ. Мы очень внимательно сопоставляем область аккредитации аттестата аккредитации, полученного испытательной лабораторией (центром), с требованиями Закона № 426-ФЗ.


​Одного только факта получения аттестата аккредитации в Росаккредитации для внесения в Реестр недостаточно: область аккредитации должна полностью соответствовать Закону № 426-ФЗ.

 
Безусловным требованием Закона № 426-ФЗ к организациям, включенным в Реестр, является наличие у них как минимум пяти сертифицированных Минтрудом России экспертов. Один из них должен иметь высшее образование по специальности врач общей гигиены, гигиены труда или врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В организациях, осуществляющих свою деятельность на рынке СОУТ в силу переходных положений Закона № 426-ФЗ, нужно локальным актом закрепить статус экспертов пяти своим сотрудникам. Только организации, испытательные лаборатории (центры) которых прошли аккредитацию в Росаккредитации и имеющие не менее пяти сертифицированных экспертов (а значит, соблюли принцип «двух ключей»), смогут войти в Реестр.
 
Поговорим об экспертном сообществе. Аттестационные испытания лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ, проводятся Минтрудом России с 1 октября 2014 г. За это время поступило 4506 заявок. Процент «отказов» о допуске кандидата к аттестационному испытанию (оно проводится в форме дистанционного тестирования) не велик — меньше 10%. К аттестационному испытанию было допущено 4165 соискателей. Экспертами было признано 3007 чел., 399 претендентам по результатам дистанционного тестирования в выдаче сертификата было отказано (рис. 2). Эти так называемые представители профессионального сообщества, имея три бесплатные попытки, на протяжении месяца не смогли «осилить» 40 тестовых вопросов. Достаточно было верно ответить на 36 из них, правильный ответ выбирается из нескольких вариантов, предложенных системой, а это сильно упрощает задачу.



 
Рис. 2. Распределение претендентов и экспертов по федеральным округам
 
Что интересно: программа, которая используется для аттестационного испытания экспертов, позволяет не только ответить на главный вопрос «сдал или не сдал?», но и делать аналитические выборки. Например, с ее помощью можно выяснить, по каким блокам вопросов наибольший и наименьший процент правильных ответов.
 
Я был очень удивлен, узнав, что максимальное количество неправильных ответов касается общих вопросов проведения СОУТ. Получается, что «узкие» специалисты хорошо разбираются в «узких» проблемах, но «плавают» в общих организационных вопросах, четко урегулированных Законом № 426-ФЗ. Это информация к размышлению и для тех, кто направляет своих экспертов на аттестационное испытание, и для надзорных и исполнительных органов.
 
Говоря о компетентности экспертов, хочу отметить следующее парадоксальное обстоятельство: в Департаменте условий и охраны труда Минтруда России сегодня нет ни одного сертифицированного эксперта. Смею заметить, и не будет, потому что это чревато конфликтом интересов. Тем не менее, некоторые практикующие эксперты умудряются задавать нашему департаменту по семь элементарных вопросов в неделю: как провести СОУТ на рабочем месте прораба, как измерить уровень шума и т.д.? Мы не можем, и не будем применять меры к гражданам, чрезмерно активно задающим нам вопросы. Но обязательно обобщим эту информацию и попросим Роструд в ходе плановой контрольно-надзорной деятельности уделить повышенное внимание организациям, эксперты которых проводят СОУТ с помощью нашего департамента.

 
​В целом должен предупредить представителей профессионального сообщества: рынок СОУТ – под бдительным контролем.

 
Эксперт – специалист уникальный, грамотный. Он подтвердил данный факт, сдав аттестационное испытание и получив сертификат. В своей работе он должен руководствоваться имеющейся нормативной базой (как я уже сказал, полностью сформированной). Если же эксперт обнаружит в ней сущностные проблемы и противоречия, пусть обозначит нам их, но не просит решать конкретные задачи при проведении СОУТ за него.


Пример

У Минтруда России есть соглашение с Росаккредитацией, по которому мы обмениваемся информацией. У Роструда есть прямые полномочия передавать соответствующие сведения в Росаккредитацию. И эта работа сегодня активно ведется.
 
 
Росаккредитация сообщает нам в т. ч. о приостановлении действия аттестатов аккредитации. А это означает автоматическое приостановление деятельности организации, проводящей СОУТ.

 
В самое ближайшее время будут налажены электронные сервисы, и мы будем обмениваться необходимой информацией с Росаккредитацией практически в режиме онлайн.

 
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА
 
С 1 января 2016 г. заработала Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – ФГИС). Организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать результаты оценки в эту систему. Это не какое-то новое «изобретение». Уже действовавшая Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (далее – АС АКОТ) приказом Минтруда России от 26.11.2015 № 897 с начала 2016 г. переименована во ФГИС.
 
В свое время АС АКОТ объединила в себе несколько информационных ресурсов, которые ведет Минтруд России. ФГИС, наряду со сведениями из АС АКОТ, будет содержать данные Роструда о результатах проведенных им контрольно-надзорных мероприятий, а также информацию от органов исполнительной власти субъектов РФ о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда. Главный интерес представляет экспертиза качества СОУТ. В дальнейшем мы планируем синхронизировать ФГИС с системами ПФР, чтобы вести индивидуальный (персонифицированный) учет работников, связи состояния условий труда на их рабочих местах с гарантиями, предусмотренными пенсионным законодательством. На очереди также интеграция с системами ФСС России и Роспотребнадзора (рис. 3).
 
                 
 
Рис. 3. Информатизация в сфере охраны труда

 
В ходе работы АС АКОТ в Минтруд России и к ее разработчикам поступало много нареканий от организаций, проводящих СОУТ, о якобы имеющих место сбоях при передаче информации. Проверки показывали, что, как правило, все это — отговорки с целью оправдать свое бездействие по передаче данных. А времени на это было предостаточно – полтора года. Напомню, что временный Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда был принят приказом Минтруда России от 03.07.2014 № 436н (далее – Приказ № 436н) и применялся вплоть до вступления в силу с 1 января 2016 г. приказа Минтруда России от 03.11.2015 № 843н, утвердившего Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
 
Мы неоднократно рассылали всем, кого это касается, письма, в которых разъясняли, как подключиться к АС АКОТ, получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, передавать информацию, прикреплять уже сформированные файлы, как вносить информацию вручную и т.д. Однако работа по передаче сведений шла ни шатко ни валко. И только после того, как в октябре прошлого года мы проинформировали Роструд о грубом нарушении рядом организаций, проводящих СОУТ, норм Закона № 426-ФЗ и Приказа № 436н, дело наконец сдвинулось с мертвой точки. В октябре 2015 г. организации активизировались, и процесс резко начал набирать обороты как в части переданных в АС АКОТ сведений о результатах проведения СОУТ, так и в части подачи заявок и получения сертификатов ключей проверки электронной подписи.
 
Информация о наличии у организаций, проводящих СОУТ, доступа к АС АКОТ и о динамике поступления в нее сведений о результатах СОУТ представлена в табл. 1, 2.

 
Таблица 1. Доступ организаций, проводящих СОУТ, в АС АКОТ (по данным на 7 декабря 2015 г.)
 
Статус
Организации, входящие в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
 
Организации, входящие в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда Всего
Сертификат ключа получен 408 71 479
Нет доступа к АС АКОТ 218 90 308
Итого 626 161 787
 
 
Таблица 2. Динамика поступления в АС АКОТ сведений о результатах проведения СОУТ в августе – ноябре 2015 г.


Год Месяц
Организации, проводящие СОУТ
 
Работодатели Отчеты о проведении СОУТ Рабочие места Работники
2015 Август 1 2 2 0 0
Сентябрь 3 25 25 262 388
Октябрь 40 674 1243 63 871 125 113
Ноябрь 144 3197 3505 80 515 120 171
Итого   4775 144 648 245 672
 
Плохо, что организации, проводящие СОУТ, не услышали наши спокойные уведомления о том, что надо подключаться к АС АКОТ. Спохватились они только после визита государственной инспекции труда и возникновения угрозы заплатить реальный штраф. Даже после этого к системе подключились не все организации.

 

Пример

По данным на 7 декабря 2015 г., из 161 организации, внесенной в Реестр, 56 все еще не имели необходимого доступа к системе.

 

 
С введением в действие ФГИС мы начали действовать еще более жестко. Деятельность организаций, проводящих СОУТ, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и соответственно не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена.
 
Организации, проводящие СОУТ, обязаны загрузить во ФГИС не только свежие данные, но и все результаты проведения СОУТ, полученные начиная с даты вступления в силу Приказа № 436н. Роструд об этом уведомлен и будет действовать. Раз не получается работать в плановом порядке, значит, будем работать в режиме аврала.
 
Если при передаче данных во ФГИС возникают реальные проблемы, можно воспользоваться специальной горячей линией. Там разработчики отвечают на вопросы пользователей. Если с помощью службы технической поддержки результат не достигнут, обращайтесь на электронную почту нашего департамента.
 
К середине года мы планируем получить соответствующее поручение Правительства РФ, чтобы еще раз организовать масштабную проверку передачи сведений во ФГИС.
 
Почему мы вообще уделяем столько внимания процедуре СОУТ? Потому что у государства и работодателей очень много социальных обязательств, которые из нее вытекают. Это и досрочные пенсии, и гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, и скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Результаты СОУТ прямо влияют на накопленные социальные права работников, на их самое главное право — право работать в безопасных условиях труда. Именно поэтому введена серьезная административная ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому мы так внимательно наблюдаем за развитием и регулированием данного рынка.
 
Еще раз подчеркну: органы исполнительной власти, Минтруд России, Роструд, органы по труду субъектов РФ – все мы будем очень внимательно следить за тем, как проводится СОУТ. И к тому, что мы делаем, не следует относиться как к разовой кампании. Это системная работа по наведению порядка на рынке СОУТ, повышению качества и эффективности оценки. Заверяю вас, контроль, мониторинг и меры реагирования будут осуществляться на постоянной основе.



 
Источник: «Практика применения законодательства о СОУТ» // «Справочник специалиста по охране труда», № 3, 2016; электронный ресурс: e.sotruda.ru.