Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Консультация: вопросы начисления страховых взносов на обязательное страхование в зависимости от СОУТ
17 апреля 2020 г.
Как начисляются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование в случае, если у организации имеются результаты оценки условий труда только части рабочих мест? Возможна ситуация, когда у организации есть результаты оценки условий труда только части рабочих мест по условиям труда, оформленные до 31 декабря 2013 г., и отсутствуют результаты специальной оценки
ВОПРОС:
Как начисляются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование в случае, если у организации имеются результаты оценки условий труда только части рабочих мест?
ОТВЕТ:
Возможна ситуация, когда у организации есть результаты оценки условий труда только части рабочих мест по условиям труда, оформленные до 31 декабря 2013 г., и отсутствуют результаты специальной оценки оставшейся части рабочих мест, которые оформляются с 1 января 2014 г.
Возникает вопрос: по каким именно дополнительным тарифам начисляются страховые взносы в отношении физических лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ? С 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на основании ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда или на основании оформленной до 31 декабря 2013 г. включительно аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которой последние признаны вредными и (или) опасными (ч. 1, 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, ч. 1 ст. 28 Закона № 426-ФЗ, Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
Если по результатам аттестации условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми либо результаты специальной оценки или аттестации отсутствуют, дополнительные тарифы страховых взносов начисляются в соответствии с ч. 1 или ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 1 или п. 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.
В связи с этим при наличии аттестации только части рабочих мест по условиям труда Минтруд России рекомендует следующее (Письмо от 13.03.2014 № 17-3/В-113). В случае если по результатам аттестации части рабочих мест условия труда на них признаны вредными и (или) опасными, организация обязана начислять в отношении выплат физическим лицам, которые заняты на этих рабочих местах, дополнительные тарифы страховых взносов на основании ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. А по выплатам работникам, занятым на остальных рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации либо в отношении них отсутствуют результаты аттестации, дополнительные тарифы начисляются на основании ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.
ВОПРОС:
Как документально подтвердить класс (подкласс) условий труда, если вредные и (или) опасные условия труда установлены аттестацией рабочих мест? Как определить величину дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование при отсутствии документального подтверждения подкласса условий труда?
ОТВЕТ:
Напомним, что с 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на основании ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда или на основании оформленной до 31 декабря 2013 г. включительно аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которой последние признаны вредными и (или) опасными (ч. 1, 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, ч. 1 ст. 28 Закона № 426-ФЗ, Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. п. 2, 3.5)).
Дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Однако, в связи с тем что по результатам аттестации рабочих мест также устанавливались уровень травмоопасности рабочих мест и обеспеченность работников индивидуальными средствами защиты, возникает вопрос о том, какие факторы должны подтверждать результаты аттестации. Минтруд России разъяснил, что для целей определения тарифа страховых взносов результаты аттестации учитываются только в части указанного в них класса (подкласса) условий труда, выявленного при оценке соответствия условий труда гигиеническим нормативам (Письмо от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 1)).
При этом класс (подкласс) условий труда, установленный по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 2)).
Относительно ситуации, когда отсутствует документальное подтверждение подкласса условий труда аттестованного рабочего места, Минтруд России сообщил следующее (Письмо от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 2)). Если в отношении рабочего места документально не подтвержден подкласс условий труда, для такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов в размере 7,0%, который соответствует классу условий труда — вредный, подклассу — 3.4.
ВОПРОС:
С какой даты уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на основании результатов специальной оценки условий труда?
ОТВЕТ:
Страхователи в отношении работников, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда применяют тарифы, которые установлены ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.
Возникает вопрос, с какой даты страхователи должны начислять страховые взносы по этим дополнительным тарифам при проведении специальной оценки условий труда. После проведения специальной оценки условий труда организация получает отчет с ее результатами (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Он должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии по специальной оценке (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
В связи с этим дополнительные тарифы по страховым взносам по результатам проведенной у страхователя специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета. К такому выводу пришел Минтруд России в Письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113. При этом Минтруд России указал, что в случае если отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден в середине месяца, то организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения (Письмо от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
Напомним, что страхователи платят взносы по дополнительным тарифам в отношении лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, даже если ранее не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест по условиям труда. В таком случае применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.
ВОПРОС:
Как определить сумму взносов на обязательное социальное страхование по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда?
ОТВЕТ:
Физическое лицо может работать в течение месяца на нескольких рабочих местах, которым по результатам специальной оценки (аттестации) присвоены разные классы (подклассы) условий труда. Тарифы страховых взносов по дополнительным тарифам, в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, определяются в зависимости от класса (подкласса) условий труда.
Напомним, что страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным согласно ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, применяют те страхователи, у которых есть хотя бы один из следующих отчетов:
— отчет о специальной оценке условий труда;
— утвержденный до 1 января 2014 г. отчет об аттестации рабочих мест, в соответствии с которым условия труда признаны опасными либо вредными (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, ч. 1 ст. 28 Закона № 426-ФЗ, п. 44 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).
Возникает вопрос: по каким тарифам и в каком порядке страхователь определяет сумму страховых взносов в таком случае? Законом № 212-ФЗ напрямую не установлен особый порядок определения страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица на разных видах работ в течение одного месяца. В то же время необходимо учесть следующее. Страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на суммы выплат и вознаграждений физическим лицам, которые непосредственно заняты на видах работ, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).
В связи с этим Минтруд России рекомендует начислять страховые взносы по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
ВОПРОС:
Облагается ли взносами на обязательное социальное страхование по дополнительным тарифам премия в пользу работницы, которая занята на видах работ, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в случае, если она находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет?
ОТВЕТ:
Необходимо определить размер страховых взносов по дополнительным тарифам, начисляемых на премию в пользу физических лиц, которые заняты на видах работ, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Начисление страховых взносов в такой ситуации по дополнительным тарифам в случае, если работница находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, является целесообразным.
Дело в том, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ). За работницей, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, сохраняется место работы. Следовательно, есть вероятность, что проверяющие сочтут ее полностью занятой на рассматриваемых работах. Таким образом, на выплаченную ей в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет премию начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам.
Минтруд России дал аналогичные разъяснения по данному вопросу (Письмо от 04.09.2014 № 17-3/В-424). Полагаем, что контролирующие органы займут аналогичную позицию. Учитывая изложенное, если страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работницы, занятой на поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ видах работ и находящейся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, не будут начислены, существует риск возникновения споров с контролирующими органами.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
«Путеводитель по налогам. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование», электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс.