Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Вопросы практики проведения специальной оценки условий труда

23 сентября 2016 г.

Для чего, в каком порядке, и с какой периодичностью проводится специальная оценка условий труда (СУОТ)? Каковы права и обязанности работника и работодателя в связи с СОУТ? Отвечает Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия... 



Отвечает Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации.
 

Вопрос:

 
Для чего, в каком порядке, и с какой периодичностью проводится специальная оценка условий труда (СОУТ)? Каковы права и обязанности работника и работодателя в связи с СОУТ?
 
Ответ:

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ 
«О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
 
Таким образом, специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) условий труда на рабочих местах (статья 10 Закона № 426-ФЗ).
 
СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организациях.
 
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия в составе представителей работодателя, в том числе специалиста по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель – лично индивидуальный предприниматель или руководитель организации. Сами работы по СОУТ проводятся специализированной организацией, с которой работодатель обязан заключить соответствующий договор.
 
Представители этой организации в состав комиссии не включаются.
 
Комиссия до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием также и аналогичных рабочих мест. На эти аналогичные места будут распространяться результаты СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых инструментов, приспособлений, производственного оборудования, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
 
Эксперт организации, проводящей СОУТ, производит идентификацию (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах.
 
Результаты идентификации утверждаются комиссией.
 
Если вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальную государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета специализированной организации о проведении СОУТ.
 
Если вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений фактических значений этих вредных и (или) опасных производственных факторов, которые осуществляются специализированной организацией, проводящей СОУТ.
 
Статья 12 Закона № 426-ФЗ устанавливает, что исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
 
Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, экспертом организации, проводящей СОУТ, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (статья 15 Закона № 426-ФЗ).

Работодатель организует ознакомление работников с результатами ОСУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности, отпуске, командировке работника. Также работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчета размещает на своем сайте (при его наличии) сводные данные о результатах СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Работодатель обязан обеспечить проведение плановой СОУТ не реже одного раза в 5 лет.

Работодатель обязан (статья 4 Закона № 426-ФЗ):

– предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения;
– не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
– ознакомить в письменной форме работника с результатами СОУТ и давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения на его рабочем месте;
– реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ.
 
Работник при проведении СОУТ на своем рабочем месте вправе (статья 5 Закона № 426-ФЗ):
– присутствовать при проведении СОУТ, обращаться к работодателю и организации (ее эксперту), проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ;
– обжаловать результаты СОУТ.
 
Работник обязан ознакомиться с результатами СОУТ на его рабочем месте.
 
При несогласии работника с результатами СОУТ, при невыполнении работодателем своих обязательств в связи с СОУТ, работник вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда или в суд.


Вопрос:

 
Возможно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) по предложению работника или профсоюза в отношении рабочих мест, после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой, не истек?

Ответ:

Внеплановая СОУТ (статья 17 Закона № 426-ФЗ) должна проводиться в следующих случаях:

– ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
– получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
– изменение технологического процесса, средств индивидуальной и коллективной защиты, замена оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
– произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
– наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой СОУТ.
 
Это значит, что внеплановая СОУТ в соответствии со статьёй 17 Закона № 426-ФЗ возможна только по обращению с мотивированным предложением выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой СОУТ. Внеплановая СОУТ должна быть проведена работодателем в течение 6 месяцев со дня обращения.
 
Мотивированным предложением для обращения могут служить изменения в законодательстве о специальной оценке условий труда. Таким изменением служит внесение в Методику проведения СОУТ установление классов условий труда при воздействии на работника биологического фактора. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 29 Методики проведения специальной оценки условий труда (далее 
 Методика), утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (в редакции приказа Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н), отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении:

– рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;
– рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;
– рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;
– рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.
 
Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии с приложением № 9 к Методике.
Для применения такого подхода и доказательного учета биологического фактора достаточно, чтобы вид деятельности был указан в должностных инструкциях этих работников, а также наличие перечней учитывающих работу должностей медицинских работников в контакте с патогенными микроорганизмами (инфекциями), составленные эпидемиологической службой в организации и утвержденные работодателем.

 
Вопрос:

 
Может ли работодатель декларировать рабочие места, если по результатам специальной оценки условий труда установлены оптимальные или допустимые условия труда?

Ответ:

Решение об идентификации какого-либо фактора производственной среды и трудового процесса как потенциально вредного и (или) опасного производственного фактора принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением результатов идентификации комиссией по проведению специальной оценки условий труда.
 
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» только в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Учитывая изложенное, при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется.
 
 
Вопрос:

 
Как заполняется в картах необходимость прохождения медицинского осмотра работником при СОУТ, и что является основанием?

Ответ:

Основанием для проведения предварительных (периодических) медицинских осмотров является наличие на рабочем месте работника вредного (опасного) производственного фактора, предусмотренного Перечнем факторов, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н, независимо от уровня его воздействия.
 
В этом связи при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места работника, в пункте 7 таблицы строки 040 необходимо указать:

– в графе «Фактическое наличие» – фактически предоставляемые работнику гарантии и компенсации на дату заполнения Карты (да, нет);
– в графе «Необходимость в установлении» – необходимость в предоставлении работнику соответствующих гарантий и компенсаций (да, нет);
– в графе «Основание» – основание предоставления работнику гарантий и компенсаций с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, записав в нее выходные данные приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н и подробные ссылки на пункт или пункты, в соответствии с которыми должны проводиться предварительные (периодические) медицинские осмотры работников, занятых на данном рабочем месте.


Вопрос:

 
Каким требованиям должна соответствовать организация, проводящая специальную оценку условий труда?

Ответ:

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать требованиям, установленным статьей 19 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

А именно:

– указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
– наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
– наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 – 11 и 15 – 23 части 3 статьи 13 Федерального закона № 426-ФЗ.
 
Например, с целью соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) необходимо наличие одного химического вещества биологической природы из числа антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов для определения в производственной среде концентрации вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания в производственной среде которых, используют методы химического анализа.
 
Организация, проводящая специальную оценку условий труда имеет права, определенные законодательством. Она вправе самостоятельно проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (энергетическая экспозиция лазерного излучения, мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра)), только в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра). Если такой аккредитации нет, то она вправе привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации по данным факторам.
 
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.


Вопрос:

 
Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда при приеме работника на рабочее место, на котором уже проведена спецоценка и какой порядок внесения СНИЛС принятого нового работника в карту спецоценки такого рабочего места?

Ответ:

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников, в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников.
 
Это позволит в ходе создания Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда обеспечить увязку содержащихся в ней сведений с осуществляемым Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированным учетом граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение.
 
В случае изменения кадрового состава и соответственно СНИЛС работников изменение внесенных в Карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников может быть осуществлено только при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.
 
Вновь принимаемые работники (в том числе совместители) на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда.
 
По информации Минтруда России, поступившей в ЦК Профсоюза, в настоящее время ведется разработка проекта приказа, предусматривающего внесение изменений в форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н, положения которого предусматривают, в том числе, изменения порядка внесения СНИЛС в карту специальной оценки условий труда. Данным документом предполагается, что СНИЛС работника будет вноситься в карту специальной оценки условий труда непосредственно при его ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.

 
Вопрос:

 
Может ли работодатель принять решение об отмене выдачи молока на рабочих местах, где по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимые условия труда, если первичная профсоюзная организация своего согласия не дает или уклоняется от согласования?

Ответ:

Согласно п. 13 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н, в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
 
Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам является наличие результатов проведенной специальной оценки условий труда и согласие первичной профсоюзной организации на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
 
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, содержащийся в ст. 372 Трудового кодекса РФ, возлагает на выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации обязанность не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта, указанного локального нормативного акта, направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
 
В отличие от установленного в ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, при котором работодатель может и не согласиться с мнением данного органа и принять локальный нормативный акт, зафиксировав разногласия в протоколе консультаций (ч. 4 ст. 372 ТК РФ), работодатель не вправе без согласия первичной профсоюзной организации принять решение об отмене выдачи молока на рабочих местах, где по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимые условия труда, поскольку согласие первичной профсоюзной организации – обязательное условие, при котором возможно отменить выдачу молока. Не получив такое согласие и приняв приказ об отмене выдачи молока, работодатель нарушит требования п. 13 Норм и условий.
 
 
Вопрос:

 
Какие факторы производственной среды и трудового процесса должны быть учтены при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах бригад скорой медицинской помощи и в чем заключаются особенности проведения специальной оценки?

Ответ:

Специальная оценка условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации (далее соответственно – медицинские работники, рабочие места), осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда и с учетом Особенностей, установленных приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н.
 
В соответствии с приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

а) химический фактор;
б) шум;
в) вибрация;
г) параметры микроклимата (в салоне транспортного средства, задействованного при оказании скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации);
д) биологический фактор;
е) тяжесть трудового процесса;
ж) напряженность трудового процесса.
 
При отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочих местах экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда дополнительно оценивается их травмоопасность, и результаты оценки травмоопасности рабочих мест оформляются в виде протокола. Протокол обязательно подписывается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда и ее председателем.
 
Оценка травмоопасности рабочих мест должна проводиться на соответствие объектов требованиям охраны труда в части требований по защите от механических воздействий, за исключением жилых, общественных, служебных и других специализированных объектов, а также на возможность осуществления на объектах оценки травмоопасности действий третьих лиц, способных создать угрозу жизни и здоровью медицинских работников.
 
Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:

– станция (подстанция) скорой медицинской помощи, жилые, общественные, служебные и другие специализированные объекты, на которых непосредственно осуществляется деятельность медицинских работников;
– наземный, водный и авиационный виды транспорта, используемые при оказании скорой медицинской помощи, а также задействованные в медицинской эвакуации;
– медицинское оборудование, которым оснащены автомобили скорой медицинской помощи и иные виды транспорта, используемые при оказании скорой медицинской помощи, а также задействованные в медицинской эвакуации.
 
По результатам оценки травмоопасности рабочих мест условия труда классифицируются следующим образом:

а) допустимый класс травмоопасности – на рабочем месте не выявлено нарушений требований охраны труда и условия труда не создают травмоопасных факторов;
б) опасный класс травмоопасности – на рабочем месте выявлено одно или более нарушений требований охраны труда и (или) условия труда создают травмоопасные факторы (например, возможна угроза травмирования работников, находящихся в салоне скорой медицинской помощи от действий водителя данного транспортного средства).
 
По результатам оценки травмоопасности рабочих местах, на которых установлен опасный класс, итоговый класс (подкласс) условий труда повышается на одну степень травмоопасности.
 
В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень, в связи с осуществлением медицинскими работниками целенаправленных действий по оказанию экстренной медицинской помощи в условиях дефицита времени, отсутствия информации о состоянии здоровья пациента и необходимости принятия решений, от которых в дальнейшем зависит его жизнь и здоровье.
 
К особенностям проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах относятся территориально меняющиеся рабочие зоны, включающие в себя станцию (подстанцию) скорой медицинской помощи, автомобили скорой медицинской помощи, жилые, общественные, служебные помещения, помещения стационара, иные помещения, а также открытые территории вне зданий, сооружений, помещений, где находится человек, нуждающийся в оказании скорой (скорой специализированной) медицинской помощи.
 
Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, должны осуществлять деятельность по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя. При этом осуществление идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов непосредственно на рабочих местах в присутствии лиц, которым оказывается соответствующая медицинская помощь, не допускается.


Вопрос:

 
Есть ли какие-то ограничения для экспертов организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда в медицинских организациях?

Ответ:

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта, по установленной форме, на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее - сертификат эксперта).
 
Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 
Эксперты, должны соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;
– наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;
– наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
 
К экспертам организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда», вступившем в силу со 02.06.2015 года, устанавливаются дополнительные требования.
 
Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные), а также к рабочим местам отделений анестезиологии – реанимации, отделений анестезиологии – реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии, неонатологических отделений, операционных блоков, включающих операционные, ординаторские (для врачей), сестринские (для среднего медицинского персонала), посты медицинских сестер, палаты для пациентов должны:

– иметь заключение об отсутствии инфекционных заболеваний;
– осуществлять деятельность по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя;
– обеспечивать соблюдение требований, связанных с необходимостью поддержания на рабочих местах особого микробиологического состояния среды, пройти полную санитарную обработку в санитарном пропускнике со сменой одежды и дезинфекцией рук, находиться в санитарной одежде (халат, бахилы, шапочка, маска).
 
При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах должны применяться средства измерений, соответствующие требованиям электромагнитной совместимости.

 
Вопрос:

 
Какие обязательства возложены на работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и в каких документах при специальной оценки условий труда они могут отражаться?

Ответ:
 
В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 
К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
 
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
 
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н. Эти Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Они распространяются на работодателей 
 юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
 
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
 
При специальной оценке условий труда на рабочих местах в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» в разделе IV приложения №3 приведена Форма протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте. В данном протоколе должны отражаться наименование Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, вид нормативного правового акта, наименование федерального органа исполнительной власти, его принявшего, дата и номер.
 
До 25.05.2015 года, т.е. до принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты (Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом») протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не должен был заполняться.



Источник публикации: Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации; электронный ресурс: www.przrf.ru.