Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Сравнительная характеристика специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда
3 января 2017 г.
Автор:
Кирсанова Дарья Алексеевна, аспирант кафедры «Трудовое право и право социального обеспечения» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия, Москва.
Однако современное состояние охраны труда в нашей стране трудно оценить как удовлетворительное. В настоящее время вопросы совершенствования управления охраной труда выдвинуты на уровень наиболее актуальных проблем современного законодательства.
Так, относительно недавно в трудовом законодательстве произошли значительные изменения, а именно: с 01.01.2014 г. вступили в силу два Федеральных закона от 28 декабря 2013 г. – № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона о специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ), касающиеся регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
С 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест введено новое понятие – специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Законом № 426-ФЗ. Порядок проведения такой оценки существенно изменен по сравнению с предыдущим порядком проведения аттестации рабочих мест [1].
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются исключительно на работодателя. Оценка проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Отмена аттестации рабочих мест связана с ее малоэффективностью. Во-первых, потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии. В связи с этим был высок риск подмены действительных результатов аттестации желаемыми. Введенная Законом № 426-ФЗ специальная оценка условий труда, снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов аттестации рабочих мест было недостаточно, нужно было проводить и специальную оценку. Выделив специальную оценку условий труда в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда.
Хотя специальную оценку и выделили в отдельный институт, утверждать, что эта процедура имеет уникальный характер, нельзя. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения этих процедур нет и что специальная оценка условий труда практически та же самая аттестация рабочих мест. Но если проанализировать более детально, специальная оценка условий труда все же отличается от аттестации рабочих мест [1].
Начнем с того, что специальная оценка условий труда была введена Законом № 426-ФЗ, аттестация рабочих мест действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». На уровень Федерального закона специальная оценка условий труда была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. ПУТИНА «О замещении рабочих мест с вредными условиями труда». Федеральный закон разрабатывался в предельно короткие сроки. В установленные сроки Минтруд уложился.
Сравнивая понятие аттестации рабочих мест с понятием специальной оценки условий труда, можно заключить, что по содержанию они практически совпадают: в обоих случаях речь идет об оценке соответствия действующим нормативам фактических условий труда и обеспеченности работника средствами защиты (но аттестация рабочих мест, в отличие от специальной оценки условий труда, включала в себя оценку обеспеченности только индивидуальными средствами защиты, а не коллективными).
Однако в законодательной формулировке аттестации рабочих мест указывалось на ее цель – осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда [5]. И, поскольку проведение аттестации рабочих мест вменялось в обязанность работодателю, осуществление указанных мероприятий также входило в его обязанности.
В формулировку специальной оценки условий труда российский законодатель указание на ее цель не включил. Это, на наш взгляд, способно ослабить нацеленность субъектов специальной оценки условий труда на повышение уровня охраны труда и тем самым снизить эффективность специальной оценки условий труда как средства обеспечения охраны труда, что, в свою очередь, может негативно повлиять на закрепленную в ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, и предусмотренную п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ обязанность реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда. Поэтому полагаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ абзацем вторым следующего содержания:
«Специальная оценка условий труда проводится в целях приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».
Однако в результате унифицированными оказались только нормы об аттестации рабочих мест и о специальной оценке условий труда. Ранее действовавшие положения об аттестации рабочих мест были переработаны и органично включены в законодательство о специальной оценке условий труда, при этом само понятие аттестации рабочих мест было заменено понятием специальной оценки условий труда с сохранением своего смысла. Что касается норм о государственной экспертизе условий труда, то они не подверглись унификации и были в основном сохранены. Поэтому возникает вопрос о соотношении понятий специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда [4].
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих государственную экспертизу условий труда и специальную оценку условий труда, показывает, то различие между ними можно провести по объекту и по субъекту.
Действующее трудовое законодательство определяет государственную экспертизу условий труда как оценку соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). В качестве цели государственной экспертизы условий труда закреплена оценка:
– качества проведения специальной оценки условий труда;
– правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– фактических условий труда работников.
Указанные обстоятельства, составляющие содержание цели государственной экспертизы условий труда, рассматриваются как объекты экспертизы <см.: пункт 2 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда (Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» // Российская газета. 2014. 14 нояб.)>.
Заметим также, что включение качества проведения специальной оценки условий труда в состав объектов государственной экспертизы условий труда свидетельствует о том, что законодатель четко отделяет одну процедуру от другой и рассматривает государственную экспертизу условий труда как средство контроля за качеством специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда, как указывалось выше, трактуется российским законодателем как идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня их воздействия на работника. Российский законодатель рассматривает указанные факторы как объект специальной оценки условий труда, подчеркивая, что именно эти факторы подлежат исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий, и закрепляя их перечень в законе (ст. 13 Закона № 426-ФЗ). На вредные и (или) опасные производственные факторы как объект специальной оценки условий труда указывает и Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, подчеркивая, что именно данные факторы подлежат идентификации и исследованию в ходе проведения специальной оценки условий труда.
Таким образом, объект государственной экспертизы условий труда шире объекта специальной оценки условий труда и включает в себя последний.
Согласно ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, субъектом государственной экспертизы условий труда выступают:
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Специальную оценку условий труда вправе проводить только независимая организация, отвечающая установленным законом требованиям (ст. 19 Закона № 426-ФЗ) и допущенная к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.
Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (Собрание законодательства РФ. 2014. № 27. Ст. 3780).
При этом эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, не может являться должностным лицом органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ).
Таким образом, отличия специальной оценки условий труда от государственной экспертизы условий труда заключаются в следующем. Во-первых, объект специальной экспертизы условий труда более узкий, чем объект государственной экспертизы условий труда. Первый ограничен вредными и опасными производственными факторами, а второй включает в себя все фактические условия труда (в том числе вредные и опасные производственные факторы), а также качество проведения специальной оценки условий труда и правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Во-вторых, субъектом специальной оценки условий труда является независимая организация, получившая допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а субъектом государственной экспертизы условий труда – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1) В содержание специальной оценки условий труда входят:
– идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
– определение степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от установленных нормативов;
– оценка уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов на работника;
– оценка обеспеченности работника средствами защиты.
2) Сравнивая понятие аттестации рабочих мест с понятием специальной оценки условий труда, можно заключить, что по содержанию они практически совпадают: в обоих случаях речь идет об оценке соответствия действующим нормативам фактических условий труда и обеспеченности работника средствами защиты. Однако в законодательной формулировке специальной оценки условий труда не указано на цель осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, которая была закреплена за аттестацией рабочих мест. Полагаем необходимым восполнить данный пробел.
3) Специальная оценка условий труда отличается от государственной экспертизы условий труда по объекту и по субъекту. Объект специальной экспертизы условий труда более узкий, чем объект государственной экспертизы условий труда. Субъектом специальной оценки условий труда является независимая организация, а субъектом государственной экспертизы условий труда – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Серегина Л.В. Особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда: Научно-практическое пособие; Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Т.Ю. Коршунова // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 2015. С. 173.
3. Чудова Е.А. Законодательство о специальной оценке условий труда: новые правовые категории и вопросы терминологии // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 3. С. 28.
4. Чудова Е.А. Некоторые проблемы применения законодательства о специальной оценке условий труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 34.
5. Чучкина И.В. Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование // Отдел кадров коммерческой организации. 2015. № 7.
6. Юсупов К.И. Законодательство о специальной оценке условий труда: готовящиеся изменения // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 2. С. 16.
Источник публикации: Кирсанова Д.А. Сравнительная характеристика специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда // Современный юрист. 2016. № 3. С. 102-110 (статья была размещена в СПС «КонсультантПлюс»); электронный ресурс: www.consultant.ru.