Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
СОУТ и применение дополнительных тарифов страховых взносов
30 декабря 2016 г.
Работодатели, чьи сотрудники трудятся на местах с вредными и опасными условиями, должны начислять пенсионные страховые взносы не только по общему, но и по дополнительному тарифу. Такой тариф применяется к выплатам в пользу работников, у которых есть право на досрочную трудовую пенсию по старости (пп. 1-18 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ). Как формируются дополнительные тарифы, от чего зависит их размер и каков порядок применения страховых пенсионных допвзносов, расскажем в предлагаемой вашему вниманию статье.
Работодатели, чьи сотрудники трудятся на местах с вредными и опасными условиями, должны начислять пенсионные страховые взносы не только по общему, но и по дополнительному тарифу. Такой тариф применяется к выплатам в пользу работников, у которых есть право на досрочную трудовую пенсию по старости (пп. 1-18 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ). Как формируются дополнительные тарифы, от чего зависит их размер и каков порядок применения страховых пенсионных допвзносов, расскажем в предлагаемой вашему вниманию статье.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
28 декабря 2013 года был принят закон о пенсиях № 400-ФЗ, а также закон № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда, обязавший абсолютно всех страхователей-работодателей обеспечить своим работникам возможность безопасной работы, а рабочие места привести соответствие с требованиями российских нормативов охраны труда. До вступления в силу закона № 426-ФЗ работодателями проводилась аттестация трудовых условий, а с 1 января 2014 года она заменена спецоценкой.
Проводить специальную оценку работодатель должен вместе со специализированной организацией, отвечающей требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Периодичность оценки - как минимум раз в пять лет, если нет оснований для внепланового ее проведения. Результаты, полученные при аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, действуют пять лет, а значит, 31 декабря 2018 года их срок действия истекает и потребуется проведение очередной спецоценки (п.4, 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ).
Оценка трудовых условий не требуется в отношении работников-надомников и дистанционных сотрудников, а также лиц, работающих у граждан, не являющихся ИП (ст. 3 закона № 426-ФЗ). К определенным видам рабочих мест применяется особый порядок спецоценки, например, для подземных работ (постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290).
ТАРИФЫ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ДОПВЗНОСОВ
На размер дополнительных страховых взносов влияет вид работ, выполняемых работником, и результат спецоценки. Чем более высокий уровень опасности и вредности условий труда установлен оценкой, тем выше будет тариф для начисления дополнительного пенсионного взноса.
По уровню «вредности и опасности» все условия труда распределены на классы:
– 1 – оптимальные;
– 2 – допустимые;
– 3 – вредные;
– 4 – опасные.
Какой подкласс будет присвоен условиям труда в результате спецоценки, такие дополнительные тарифы страховых взносов и будут применяться работодателем:
– 0 % – оптимальный (1 класс) и допустимый (2 класс),
– 2 % – вредный (подкласс 3.1),
– 4 % – вредный (подкласс 3.2),
– 6 % – вредный (подкласс 3.3),
– 7 % – вредный (подкласс 3.4),
– 8 % – опасный (4 класс).
Если спецоценка работодателем не проводилась, то начислять дополнительные взносы ему все равно придется, но уже по следующим тарифам:
– 9 % – для работников на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными условиями труда – так называемый Список № 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ),
– 6 % – для работников с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и «малым спискам» (п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).
В отличие от страховых взносов по общим тарифам, для доптарифа не применяется ограничение облагаемой базы. Напомним: в 2016 году начислять взносы в ПФР по общему тарифу 22% можно, пока доход работника с начала года не превысит 796 000 рублей, а в 2017 году этот лимит вырастет до 876 000 рублей. Когда доход превышает данную планку, пенсионные взносы начисляются по пониженному тарифу 10%. На дополнительный тариф данное ограничение базы не действует.
ПРИМЕР
Работник трудится на работах с подклассом трудовых условий 3.3. За январь-ноябрь 2016 года сумма облагаемых выплат работника составила 796 000 рублей, в декабре – 75 000 рублей. Страховые взносы в ПФР за 2016 год будут начислены следующим образом.
Взносы за январь-ноябрь не превышают лимит облагаемой базы, поэтому применим тариф 22 %:
796 000 руб. * 22 % = 175 120 руб. – страховые взносы ПФР по общему тарифу за январь-ноябрь.
В декабре лимит базы с начала года превышен, применяем тариф 10 %:
75 000 руб. * 10 % = 7500 руб. – взносы ПФР за декабрь.
Дополнительные страховые взносы начисляются, независимо от лимита облагаемой базы; для подкласса 3.3 тариф равен 6 %:
(796 000 руб. + 75 000 руб.) * 6 % = 52 260 руб. – взносы в ПФР по доптарифу за 2016 год.
Всего в 2016 году будет начислено страховых пенсионных взносов:
175 120 руб. + 7500 руб. + 52 260 руб. = 234 880 руб.