Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

РЖД: минимизируя профессиональные риски, мы снижаем и количество травмированных на производстве

21 февраля 2018 г.

Этот год в компании ОАО «РЖД» объявлен Годом улучшения условий труда и производственного быта. Как идет «оздоровление» рабочих мест, что скрывается за концепцией «нулевого травматизма» и возможно ли, чтобы женщины работали машинистами поездов, «Гудку» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр Потапов.




Этот год в компании ОАО «РЖД» объявлен Годом улучшения условий труда и производственного быта. Как идет «оздоровление» рабочих мест, что скрывается за концепцией «нулевого травматизма» и возможно ли, чтобы женщины работали машинистами поездов, «Гудку» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр Потапов.
 
 
– Комфортный труд – это прежде всего труд безопасный. Но на железной дороге трудно избежать воздействия неблагоприятных факторов. Петр Николаевич, сколько на сети осталось вредных рабочих мест и как ведется их «оздоровление»? 


– Улучшение условий труда – приоритетное направление для компании, и не только в этом году. Без малого десять лет мы фиксируем положительную динамику и сокращение «вредных» рабочих мест. Если в 2010 году таковых было 47%, то в 2017 году почти в два раза меньше – 26%, причем нам удалось понизить класс их вредности. 
 






Рабочих мест с наиболее вредными условиями труда – с классами 3.3 и 3.4 – в компании вообще не осталось. Этого удалось добиться благодаря двум факторам. Первый – реальные изменения условий труда. Внедряются новые локомотивы и путевые машины, автоматические устройства закрепления вагонов, современные и более надежные средства индивидуальной и коллективной защиты – все это позволяет минимизировать воздействие вредных факторов на человека. Второй – изменение федерального законодательства.
 
Класс условий труда при проведении аттестации рабочих мест зачастую зависел от мнения эксперта, и одни и те же рабочие места могли иметь разную оценку вредности. С переходом на специальную оценку условий труда (СОУТ) показатели, которые напрямую не влияют на состояние здоровья работника и не могут быть однозначно измерены и оценены, перестали учитываться. Среди таких субъективных критериев, например, ряд показателей напряженности трудового процесса: количество конфликтных ситуаций, сложность выполняемой работы.
 
Мы выполняем все нормы оценки условий труда, установленные государством. Более того, для ряда профессий Коллективным договором ОАО «РЖД» установлены дополнительные компенсации, в частности для локомотивных бригад и диспетчерского аппарата.


 
– С улучшением условий труда стала ли работа менее травмоопасной? Какова динамика травматизма в компании?

 
– За пять лет удалось снизить общий травматизм на 37%, с тяжелым исходом – на 38%, смертельный – на 44%. Мы научились оценивать профессиональные риски и управлять ими. Это не какие-то эфемерные понятия. Все вычисляется математически, поднимается статистика за 10–20 лет по видам происшествий, типам травм, и выстраивается матрица рисков по профессиям. Например, известно, что энергетики работают в особо опасных условиях, и понятно, какие факторы на них воздействуют. Зная это, мы можем принять меры, чтобы предупредить опасные ситуации: обеспечить заземление, выдать экипировку, пересмотреть должностные инструкции, если потребуется.
 
Для упрощения расчета рисков была разработана автоматизированная система «Анализ и оценка профессиональных рисков для работников ОАО «РЖД». К ней уже подключены все подразделения филиалов производственного блока, включая центральные и региональные дирекции. Профессиональные риски уже рассчитаны по 206 профессиям. Управляя ими, минимизируя, мы снижаем и количество травмированных на производстве.
 

 
– Как в этом контексте вы расцениваете прошлогоднюю инициативу Минтруда внести поправки в трудовое законодательство и обязать работодателей вести учет микроповреждений работников?

 
– Мы к этому не только готовы, но и давно работаем в этом направлении. С 2013 года в ОАО «РЖД» применяется специальная Методика расследования, учета и оценки микротравм, полученных работниками в процессе производственной деятельности. Наша задача – не к ответственности кого-то привлечь за микротравму, а проанализировать, что стало причиной травмирования, чтобы впоследствии предупреждать возникновение несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания. Ведь сегодня это могут быть порез, ушиб, соринка в глазу, а завтра эти же риски могут привести к более тяжелым последствиям.
 

 
– В прошлом году не удалось избежать смертельных случаев на производстве. С чем они связаны?

 
– Да, к сожалению, в 2017 году погибли 26 работников компании, за год до этого – 28. Чаще всего причинами смерти становятся наезд подвижного состава и поражение электрическим током. Конечно, мы прорабатываем разные технические меры, чтобы уменьшить опасность. Обсуждается, например, совершенствование коллективных систем оповещения о приближении поезда. Но надо понимать, что никакое совершенствование техники не поможет, пока не будет сформирована культура безопасности.
 
Мы более трех лет изучаем влияние человеческого фактора при происшествии и пришли к выводу, что в большинстве несчастных случаев на производстве виноваты не машины, а человек. Цифры поражают: 89% смертельных случаев произошли из-за невыполнения работниками и руководителями тех или иных требований. Помните вопиющий случай в ЭЧ Кандалакша? Человек поехал работать без спецодежды, попал под напряжение, погиб. А все это время комплект защитного костюма лежал на складе. Кто виноват? Бесспорно, тот, кто направил его фактически на смерть, и он будет отвечать по закону. Мог ли работник отказаться? Конечно, мог, но наша национальная черта – играть в «русскую рулетку» и надеяться на извечный авось.






 
Или вот еще пример. В декабре прошлого года, когда пошли снегопады, работников ЭЧ Петрозаводск направили на дрезине, чтобы зафиксировать места, где оборваны высоковольтные провода, вернуться и доложить об этом. Что они сделали: подъехали, один выпрыгнул из дрезины и попал в болото, где воды по пояс и оборванный провод, второй полез его спасать. Итог – оба погибли.
 

– Каким образом можно с этим бороться?

 
– Вопрос дисциплины не простой. Мы обучаем сотрудников, чтобы они сознавали последствия своих поступков. Сейчас прорабатываем вопрос о создании образовательной программы по охране труда для поколения Y в Корпоративном университете РЖД – пока в рамках пилотного проекта. 

Формирование культуры безопасности – это слаженный труд. Вот скажите, кто обеспечивает безопасность труда в коллективе? Ответите: руководитель – и будете не правы. Есть руководитель предприятия, у него есть заместитель, который занимается текущей эксплуатацией, есть главный инженер предприятия, кадровик. Все они в связке обеспечивают 100% безопасности труда. К сожалению, на линейном уровне этого пока не понимают и «замыкают» все эти вопросы на одном человеке. Каждый должен понимать, какие есть риски травмирования, и учитывать это в своей работе. Только так формируется культура безопасности, которая не дает работнику пострадать.
 

 
– Какая роль в этом процессе отводится уполномоченным по охране труда?

 
– Как я уже сказал, без вовлечения всего персонала в совершенствование технологических процессов, направленных на улучшение безопасности труда, положительных результатов не добиться. И здесь мы надеемся на понимание и активную работу наших уполномоченных лиц по охране труда.
 
В ОАО «РЖД» действует визуализированная система контроля КСОТ-П (Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте). Она позволяет каждому работнику, подчеркиваю – каждому, в том числе и уполномоченному по охране труда, внести выявленное замечание. После того как в 2017 году эту систему автоматизировали, все эти замечания и несоответствия можно просмотреть в режиме реального времени и в зависимости от категории их опасности принимать адресные корректирующие меры.
 
Автоматизация КСОТ-П упростила работу уполномоченных: теперь им не нужно писать отчеты о проделанной работе, так как их действия отображаются в системе. Сейчас обсуждается введение для них дополнительного стимулирования в виде доплаты или дополнительного отпуска. Все наши усилия направлены, чтобы добиться нулевого смертельного травматизма.
 

 
– Речь о концепции Минтруда «нулевой травматизм»?

 
– Эту концепцию в прошлом году представила Международная ассоциация социального обеспечения. В декабре Министерство труда и социальной защиты РФ подписало меморандум о присоединении России к движению Vision Zero, или «Нулевой травматизм». Сейчас по поручению генерального директора ОАО «РЖД» Олега Валентиновича БЕЛОЗЕРОВА мы готовим план, как нам добиться этого показателя. Это должна быть совокупность многих факторов: технологии, обучения, обстановки в коллективах, лидерства.
 
Мы внимательно изучили работу в этой сфере других железнодорожных администраций. Оказалось, что наши показатели по травматизму сопоставимы. У нас есть свои проблемные места, у них – свои. Теперь нужно все проанализировать и посмотреть, какой хороший опыт мы можем позаимствовать.
 

 
– Одна из проблем прошлого года – срывы поставок спецодежды на сеть. Летние комплекты доотгружали в августе. В этом году нет подобных рисков?

 
– Отмечу, что, несмотря на имевшее место отставание в поставках в 2017 году, план был выполнен на 100% и работники филиалов ОАО «РЖД» были обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, в том числе за счет внутренних ресурсов – складских запасов. План поставки 2018 года полностью обеспечен конкурсными процедурами. Это позволит бесперебойно и планомерно производить отгрузки СИЗ в текущем году.
 
Также мы внесли некоторые изменения в Порядок обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты. Во-первых, установили регламент ведения и сроков проверок личных карточек учета СИЗ. Во-вторых, увеличили срок, который отводится филиалам на передачу в «Росжелдорснаб» ежеквартальной потребности в СИЗ и размерно-ростовочных спецификаций: с 45 дней до 120 дней до начала квартала поставки. И в-третьих, закрепили ответственность причастных филиалов ОАО «РЖД» за сроки и качество исполнения обязательств по обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.






 
Кроме того, в первом квартале 2018 года мы планируем доработать единую автоматизированную систему, которая позволит формировать заявки на СИЗ в электронном виде, а также вести личные карточки учета выдачи СИЗ до их списания. Весь процесс будет прозрачным. Представитель профсоюзной первички тоже будет участвовать в согласовании этой заявки. К апрелю 2018 года запланирована опытная эксплуатация программы.
 

 
– Мы с вами говорили о безопасности, но важно и то, комфортно ли человеку на рабочем месте. Какие есть программы по улучшению санитарно-бытовых условий?

 
– Такие программы у нас реализуют дирекции производственного блока. Самая масштабная – в Центральной дирекции инфраструктуры. Когда она только сформировалась как подразделение ОАО «РЖД», мы пытались подсчитать, сколько у нас пунктов обогрева, служебно-технических вагонов для сопровождения и проживания тех, кто занят на ремонтных работах. Долго этим занимались и в прошлом году вывели эту цифру, определились, сколько нам нужно отремонтировать и закупить, наметили финансирование. Бюджет на три года составляет порядка 1 млрд 200 млн руб. Другая программа – по улучшению освещенности на станциях.

Мероприятия будем планировать с учетом направления грузопотока и интенсивности работы. На три года на это заложено примерно 3 млрд руб. Не могу не сказать о программе по улучшению условий труда женщин в Центральной дирекции движения (ЦД). Предваряя ваш вопрос, почему именно здесь, замечу, что представительниц слабого пола в ЦД много – сигналисты, дежурные по станции, – а работа тяжелая. Женщина-сигналист наравне с мужчинами устанавливает тормозные башмаки. Но есть же технические возможности, чтобы они не носили их вручную, есть механизмы. За три года мы планируем улучшить условия труда более 1,6 тыс. сотрудниц ЦД.
 

 
– К слову, об условиях труда женщин в компании. Не считаете ли вы, что при нынешнем техническом прогрессе не допускать их до некоторых профессий – анахронизм?

 
– Для начала напомню, что условия труда женщин в России регулируются двумя нормативными документами. Это СанПиН «Гигиенические требования к условиям труда женщин» и утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года Перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин. СанПиН запрещает женщинам трудиться на любых рабочих местах с вредными условиями труда. Требование сегодня вообще невыполнимое. В Перечне работ указаны уже конкретные профессии, недоступные прекрасному полу. В частности, 30-й раздел посвящен железнодорожному транспорту и включает такие профессии, как машинист и помощник машиниста локомотива, составитель поездов, аккумуляторщик, кочегар паровоза.
 
В 2017 году Минтруд инициировал совещания по пересмотру указанного перечня с учетом изменения наименования профессий и внедрения новых технологий. В работе одного из них принимали участие представители ОАО «РЖД» и Роспрофжела. По его итогам Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля совместно с филиалами производственного блока проанализировал перечень профессий, по которым запрещено применение труда женщин на железнодорожном транспорте.
 






Мы пришли к выводу, что использование перечня в современных условиях необъективно и может допускать дискриминацию женского труда. Практика проведения специальной оценки условий труда показывает, что на рабочих местах одних и тех же профессий они могут быть разными, например условия труда в электропоездах «Сапсан» и «Ласточка» будут значительно отличаться от условий труда в других моторвагонных составах. Поэтому каждое рабочее место необходимо рассматривать отдельно с учетом имеющихся на нем условий труда.
 
Мы предлагаем упразднить Перечень и внести изменения в СанПиН. Установить критерии, по которым работодатель на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, по согласованию с профсоюзом, будет сам формировать перечни рабочих мест (профессий) с ограниченным применением труда женщин. Переработкой критериев, которые связаны с «вредностью», с медицинскими показателями, будут заниматься научные институты.
 

 
Мария Хлопотина

 



Источник публикации: www.gudok.ru.