Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
РЖД: минимизируя профессиональные риски, мы снижаем и количество травмированных на производстве
21 февраля 2018 г.
Этот год в компании ОАО «РЖД» объявлен Годом улучшения условий труда и производственного быта. Как идет «оздоровление» рабочих мест, что скрывается за концепцией «нулевого травматизма» и возможно ли, чтобы женщины работали машинистами поездов, «Гудку» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр Потапов.
– Улучшение условий труда – приоритетное направление для компании, и не только в этом году. Без малого десять лет мы фиксируем положительную динамику и сокращение «вредных» рабочих мест. Если в 2010 году таковых было 47%, то в 2017 году почти в два раза меньше – 26%, причем нам удалось понизить класс их вредности.
Рабочих мест с наиболее вредными условиями труда – с классами 3.3 и 3.4 – в компании вообще не осталось. Этого удалось добиться благодаря двум факторам. Первый – реальные изменения условий труда. Внедряются новые локомотивы и путевые машины, автоматические устройства закрепления вагонов, современные и более надежные средства индивидуальной и коллективной защиты – все это позволяет минимизировать воздействие вредных факторов на человека. Второй – изменение федерального законодательства.
Класс условий труда при проведении аттестации рабочих мест зачастую зависел от мнения эксперта, и одни и те же рабочие места могли иметь разную оценку вредности. С переходом на специальную оценку условий труда (СОУТ) показатели, которые напрямую не влияют на состояние здоровья работника и не могут быть однозначно измерены и оценены, перестали учитываться. Среди таких субъективных критериев, например, ряд показателей напряженности трудового процесса: количество конфликтных ситуаций, сложность выполняемой работы.
Мы выполняем все нормы оценки условий труда, установленные государством. Более того, для ряда профессий Коллективным договором ОАО «РЖД» установлены дополнительные компенсации, в частности для локомотивных бригад и диспетчерского аппарата.
– За пять лет удалось снизить общий травматизм на 37%, с тяжелым исходом – на 38%, смертельный – на 44%. Мы научились оценивать профессиональные риски и управлять ими. Это не какие-то эфемерные понятия. Все вычисляется математически, поднимается статистика за 10–20 лет по видам происшествий, типам травм, и выстраивается матрица рисков по профессиям. Например, известно, что энергетики работают в особо опасных условиях, и понятно, какие факторы на них воздействуют. Зная это, мы можем принять меры, чтобы предупредить опасные ситуации: обеспечить заземление, выдать экипировку, пересмотреть должностные инструкции, если потребуется.
Для упрощения расчета рисков была разработана автоматизированная система «Анализ и оценка профессиональных рисков для работников ОАО «РЖД». К ней уже подключены все подразделения филиалов производственного блока, включая центральные и региональные дирекции. Профессиональные риски уже рассчитаны по 206 профессиям. Управляя ими, минимизируя, мы снижаем и количество травмированных на производстве.
– Мы к этому не только готовы, но и давно работаем в этом направлении. С 2013 года в ОАО «РЖД» применяется специальная Методика расследования, учета и оценки микротравм, полученных работниками в процессе производственной деятельности. Наша задача – не к ответственности кого-то привлечь за микротравму, а проанализировать, что стало причиной травмирования, чтобы впоследствии предупреждать возникновение несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания. Ведь сегодня это могут быть порез, ушиб, соринка в глазу, а завтра эти же риски могут привести к более тяжелым последствиям.
– Да, к сожалению, в 2017 году погибли 26 работников компании, за год до этого – 28. Чаще всего причинами смерти становятся наезд подвижного состава и поражение электрическим током. Конечно, мы прорабатываем разные технические меры, чтобы уменьшить опасность. Обсуждается, например, совершенствование коллективных систем оповещения о приближении поезда. Но надо понимать, что никакое совершенствование техники не поможет, пока не будет сформирована культура безопасности.
Мы более трех лет изучаем влияние человеческого фактора при происшествии и пришли к выводу, что в большинстве несчастных случаев на производстве виноваты не машины, а человек. Цифры поражают: 89% смертельных случаев произошли из-за невыполнения работниками и руководителями тех или иных требований. Помните вопиющий случай в ЭЧ Кандалакша? Человек поехал работать без спецодежды, попал под напряжение, погиб. А все это время комплект защитного костюма лежал на складе. Кто виноват? Бесспорно, тот, кто направил его фактически на смерть, и он будет отвечать по закону. Мог ли работник отказаться? Конечно, мог, но наша национальная черта – играть в «русскую рулетку» и надеяться на извечный авось.
Или вот еще пример. В декабре прошлого года, когда пошли снегопады, работников ЭЧ Петрозаводск направили на дрезине, чтобы зафиксировать места, где оборваны высоковольтные провода, вернуться и доложить об этом. Что они сделали: подъехали, один выпрыгнул из дрезины и попал в болото, где воды по пояс и оборванный провод, второй полез его спасать. Итог – оба погибли.
– Каким образом можно с этим бороться?
– Вопрос дисциплины не простой. Мы обучаем сотрудников, чтобы они сознавали последствия своих поступков. Сейчас прорабатываем вопрос о создании образовательной программы по охране труда для поколения Y в Корпоративном университете РЖД – пока в рамках пилотного проекта.
Формирование культуры безопасности – это слаженный труд. Вот скажите, кто обеспечивает безопасность труда в коллективе? Ответите: руководитель – и будете не правы. Есть руководитель предприятия, у него есть заместитель, который занимается текущей эксплуатацией, есть главный инженер предприятия, кадровик. Все они в связке обеспечивают 100% безопасности труда. К сожалению, на линейном уровне этого пока не понимают и «замыкают» все эти вопросы на одном человеке. Каждый должен понимать, какие есть риски травмирования, и учитывать это в своей работе. Только так формируется культура безопасности, которая не дает работнику пострадать.
– Как я уже сказал, без вовлечения всего персонала в совершенствование технологических процессов, направленных на улучшение безопасности труда, положительных результатов не добиться. И здесь мы надеемся на понимание и активную работу наших уполномоченных лиц по охране труда.
В ОАО «РЖД» действует визуализированная система контроля КСОТ-П (Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте). Она позволяет каждому работнику, подчеркиваю – каждому, в том числе и уполномоченному по охране труда, внести выявленное замечание. После того как в 2017 году эту систему автоматизировали, все эти замечания и несоответствия можно просмотреть в режиме реального времени и в зависимости от категории их опасности принимать адресные корректирующие меры.
Автоматизация КСОТ-П упростила работу уполномоченных: теперь им не нужно писать отчеты о проделанной работе, так как их действия отображаются в системе. Сейчас обсуждается введение для них дополнительного стимулирования в виде доплаты или дополнительного отпуска. Все наши усилия направлены, чтобы добиться нулевого смертельного травматизма.
– Эту концепцию в прошлом году представила Международная ассоциация социального обеспечения. В декабре Министерство труда и социальной защиты РФ подписало меморандум о присоединении России к движению Vision Zero, или «Нулевой травматизм». Сейчас по поручению генерального директора ОАО «РЖД» Олега Валентиновича БЕЛОЗЕРОВА мы готовим план, как нам добиться этого показателя. Это должна быть совокупность многих факторов: технологии, обучения, обстановки в коллективах, лидерства.
Мы внимательно изучили работу в этой сфере других железнодорожных администраций. Оказалось, что наши показатели по травматизму сопоставимы. У нас есть свои проблемные места, у них – свои. Теперь нужно все проанализировать и посмотреть, какой хороший опыт мы можем позаимствовать.
– Отмечу, что, несмотря на имевшее место отставание в поставках в 2017 году, план был выполнен на 100% и работники филиалов ОАО «РЖД» были обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, в том числе за счет внутренних ресурсов – складских запасов. План поставки 2018 года полностью обеспечен конкурсными процедурами. Это позволит бесперебойно и планомерно производить отгрузки СИЗ в текущем году.
Также мы внесли некоторые изменения в Порядок обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты. Во-первых, установили регламент ведения и сроков проверок личных карточек учета СИЗ. Во-вторых, увеличили срок, который отводится филиалам на передачу в «Росжелдорснаб» ежеквартальной потребности в СИЗ и размерно-ростовочных спецификаций: с 45 дней до 120 дней до начала квартала поставки. И в-третьих, закрепили ответственность причастных филиалов ОАО «РЖД» за сроки и качество исполнения обязательств по обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.
Кроме того, в первом квартале 2018 года мы планируем доработать единую автоматизированную систему, которая позволит формировать заявки на СИЗ в электронном виде, а также вести личные карточки учета выдачи СИЗ до их списания. Весь процесс будет прозрачным. Представитель профсоюзной первички тоже будет участвовать в согласовании этой заявки. К апрелю 2018 года запланирована опытная эксплуатация программы.
– Такие программы у нас реализуют дирекции производственного блока. Самая масштабная – в Центральной дирекции инфраструктуры. Когда она только сформировалась как подразделение ОАО «РЖД», мы пытались подсчитать, сколько у нас пунктов обогрева, служебно-технических вагонов для сопровождения и проживания тех, кто занят на ремонтных работах. Долго этим занимались и в прошлом году вывели эту цифру, определились, сколько нам нужно отремонтировать и закупить, наметили финансирование. Бюджет на три года составляет порядка 1 млрд 200 млн руб. Другая программа – по улучшению освещенности на станциях.
Мероприятия будем планировать с учетом направления грузопотока и интенсивности работы. На три года на это заложено примерно 3 млрд руб. Не могу не сказать о программе по улучшению условий труда женщин в Центральной дирекции движения (ЦД). Предваряя ваш вопрос, почему именно здесь, замечу, что представительниц слабого пола в ЦД много – сигналисты, дежурные по станции, – а работа тяжелая. Женщина-сигналист наравне с мужчинами устанавливает тормозные башмаки. Но есть же технические возможности, чтобы они не носили их вручную, есть механизмы. За три года мы планируем улучшить условия труда более 1,6 тыс. сотрудниц ЦД.
– Для начала напомню, что условия труда женщин в России регулируются двумя нормативными документами. Это СанПиН «Гигиенические требования к условиям труда женщин» и утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года Перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин. СанПиН запрещает женщинам трудиться на любых рабочих местах с вредными условиями труда. Требование сегодня вообще невыполнимое. В Перечне работ указаны уже конкретные профессии, недоступные прекрасному полу. В частности, 30-й раздел посвящен железнодорожному транспорту и включает такие профессии, как машинист и помощник машиниста локомотива, составитель поездов, аккумуляторщик, кочегар паровоза.
В 2017 году Минтруд инициировал совещания по пересмотру указанного перечня с учетом изменения наименования профессий и внедрения новых технологий. В работе одного из них принимали участие представители ОАО «РЖД» и Роспрофжела. По его итогам Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля совместно с филиалами производственного блока проанализировал перечень профессий, по которым запрещено применение труда женщин на железнодорожном транспорте.
Мы пришли к выводу, что использование перечня в современных условиях необъективно и может допускать дискриминацию женского труда. Практика проведения специальной оценки условий труда показывает, что на рабочих местах одних и тех же профессий они могут быть разными, например условия труда в электропоездах «Сапсан» и «Ласточка» будут значительно отличаться от условий труда в других моторвагонных составах. Поэтому каждое рабочее место необходимо рассматривать отдельно с учетом имеющихся на нем условий труда.
Мы предлагаем упразднить Перечень и внести изменения в СанПиН. Установить критерии, по которым работодатель на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, по согласованию с профсоюзом, будет сам формировать перечни рабочих мест (профессий) с ограниченным применением труда женщин. Переработкой критериев, которые связаны с «вредностью», с медицинскими показателями, будут заниматься научные институты.
Источник публикации: www.gudok.ru.