Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Когда и как провести специальную оценку труда в первый раз?

4 октября 2018 г.

Вместе с завершением 2018 г. закончится и переходный период, в течение которого работодатели (и организации, и предприниматели) должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. Но многие организации до сих пор так и не озаботились этим вопросом. Поэтому самое время разобраться с процедурой проведения спецоценки.
Вместе с завершением 2018 г. закончится и переходный период,
в течение которого работодатели (и организации, и предприниматели) должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. Но многие организации до сих пор так и не озаботились этим вопросом. Поэтому самое время разобраться с процедурой проведения спецоценки.


 
КАКОВЫ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦОЦЕНКИ?

 
Сроки проведения специальной оценки условий труда зависят от того, проводилась ли до 01.01.2014 аттестация рабочих мест и можно ли отнести рабочие места к «вредным» <1>. К «вредным» относятся <2>:
 
– рабочие места сотрудников, должности которых включены в списки для досрочного назначения пенсии по старости;
– рабочие места, за работу на которых предоставляются гарантии и компенсации в связи с вредными и опасными условиями труда;
– рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной аттестации были установлены вредные или опасные условия труда.
 
Специальную оценку условий труда в первый раз нужно провести в такие сроки <3>:
 


 
Ситуация Когда провести спецоценку
Рабочие места не относятся к «вредным»
До 01.01.2014 была проведена их аттестация Не позже чем через 5 лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев проведения внеплановой спецоценки
Аттестация не проводилась Поэтапно не позднее 31.12.2018, за исключением случаев проведения внеплановой спецоценки
Рабочие места относятся к «вредным»
До 01.01.2014 была проведена их аттестация Не позже чем через 5 лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев проведения внеплановой спецоценки
Аттестация не проводилась Провести спецоценку нужно было в кратчайшие сроки после даты вступления в силу Методики проведения спецоценки <4> (08.04.2014). Если вы спецоценку так и не провели, постарайтесь сделать это как можно быстрее
 

Внеплановую оценку условий труда нужно провести в течение 6 месяцев со дня <5>:
 
– или получения предписания трудинспектора о проведении внеплановой специальной оценки;
– или изменения состава применяемых материалов и сырья, способных влиять на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов;
– или изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способного влиять на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов;
– или несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) либо выявления профессионального заболевания, причинами которых явились вредные или опасные производственные факторы;
– или предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций либо иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки.
Также внеплановую оценку условий труда нужно провести в течение 12 месяцев со дня <5>:
– или ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
– или изменения технологического процесса, способного влиять на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

 

 
Любое изменение техпроцесса может оказывать влияние на воздействие производственных факторов. Поэтому, вероятно, для определения такого воздействия придется провести экспертизу.

 
То есть, если, допустим, вновь созданная организация ввела рабочие места в эксплуатацию по акту приемки от 24.05.2018, провести спецоценку она должна не позднее 24.05.2019. С этим согласны и в Роструде.
 
 

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦОЦЕНКИ

 
Иван Иванович ШКЛОВЕЦ, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости отметил: «В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест проводится внеплановая специальная оценка условий труда. При этом внеплановая специальная оценка условий труда осуществляется на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию рабочих мест». Таким образом, в указанном случае спецоценка должна быть проведена не позднее 24 мая 2019 г., если не возникнут основания для ее проведения ранее этого срока (например, предписание о проведении внеплановой спецоценки).
 


КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА НУЖНО ПРОВЕРИТЬ

 
Специальная оценка проводится на всех рабочих местах за исключением рабочих мест <6>:
 
– надомников;
– дистанционных работников.
Также не проводится спецоценка вакантных рабочих мест <7>.


 
ЧТО РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНЯТЬ

 
Для проведения спецоценки необходимо сформировать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, и в ее составе должен быть специалист по охране труда. При наличии выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников в комиссию нужно включить их представителей. Участие руководителя организации обязательно, только если спецоценка проводится у субъекта малого предпринимательства. Конкретный состав комиссии и порядок ее работы нужно утвердить приказом <8>.
 
Комиссия должна определить перечень рабочих мест, в отношении которых будет проведена спецоценка. Если при составлении перечня комиссия выявит аналогичные рабочие места, то на этом можно сэкономить. Ведь проводить оценку всех аналогичных рабочих мест не нужно, достаточно проверить 20% от их количества. Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких мест не отвечает признакам аналогичности, придется провести спецоценку всех рабочих мест <9>.



 



 







 
Аналогичными признаются рабочие места <10>:
 
– расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях;
– оборудованные одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.
 
При этом работники:
 
– трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;
– выполняют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
– используют одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами защиты.

 


 
Чтобы рабочие места признавались аналогичными, они должны отвечать всей совокупности признаков таких рабочих мест. Так что даже если юрист, бухгалтер и программист работают в одном помещении (то есть их рабочие места оборудованы однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения), за одинаковыми компьютерами, в одинаковом режиме рабочего времени, то их рабочие места все равно не будут аналогичными. Ведь должности у них разные. Такой вывод соответствует мнению представителя Роструда.

 

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ К АНАЛОГИЧНЫМ

 
Иван Иванович ШКЛОВЕЦ, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости отметил: «Одним из признаков, по которым рабочие места могут быть признаны аналогичными, является то, что сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности либо осуществляют одинаковые трудовые функции».
 
При этом критерии отнесения рабочих мест к аналогичным применяются в совокупности, а не по отдельности. Одновременно с определением перечня рабочих мест комиссия составляет график, в котором прописывает последовательность проведения мероприятий по спецоценке. Его можно утвердить отдельным приказом или включить в текст приказа о проведении спецоценки <11>.
 
Для проведения спецоценки нужно заключить договор со специализированной организацией. Перечень аттестованных организаций можно найти на сайте Минтруда: akot.rosmintrud.ru/Реестры/Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда <12>.


 
КАК ПРОХОДИТ СПЕЦОЦЕНКА

 
Спецоценка начинается с идентификации (выявления и описания) вредных и опасных производственных факторов. Ее проводит эксперт компании, с которой вы заключили договор (далее – эксперт). Результаты проведения идентификации эксперт должен занести в разд. II отчета о проведении спецоценки <13>, а члены комиссии должны в нем расписаться <14>.
 
В процессе проведения идентификации нужно предоставить организации, проводящей спецоценку, необходимые ей документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах. А также дать разъяснения и передать предложения работников по идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов <15>.
 
Если в процессе идентификации вредных и опасных факторов эксперт их не обнаружит, то условия труда будут признаны допустимыми и специальная оценка на этом закончится. Идентификацию вредных и опасных факторов не проводят в отношении «вредных» рабочих мест <16>. В этом случае, а также если в процессе идентификации эксперт установит, что есть вредные производственные факторы, начнется второй этап спецоценки – их исследование и измерение <17>.
 
Результаты исследований и измерений каждого вредного фактора эксперт должен оформить протоколом <18>. На их основе эксперт присваивает класс (подкласс) условиям труда на каждом рабочем месте <19>.
 



Условия труда подразделяются на четыре класса:
 
– оптимальные условия труда (класс 1);
– допустимые условия труда (класс 2);
– вредные условия труда (класс 3, степени вредности 3.1-3.4);
– опасные условия труда (класс 4).
 


 
КАК ОФОРМИТЬ ИТОГИ СПЕЦОЦЕНКИ

 
По итогам проведения спецоценки специализированная организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем <20>. Дальше нужно сделать следующее.
 
Шаг 1. В течение 3 рабочих дней с момента утверждения отчета уведомьте об утверждении организацию, проводившую спецоценку, а также направьте ей копию такого отчета <21>.
 
Шаг 2. Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета ознакомьте под роспись работников с картами оценки условий труда <22>. Карты оформляет эксперт по итогам спецоценки <23>.
 
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке <24>. В дальнейшем всех новых работников тоже нужно знакомить с картами спецоценки по их должностям (профессиям) <25>.
 
Шаг 3. Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета разместите на своем сайте (при его наличии) информацию <26>:
 
– об установленных классах (подклассах) условий труда;
– о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка.
 
Шаг 4. Не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета подайте в трудовую инспекцию по месту нахождения организации декларацию соответствия условий труда установленным нормативам <27>. Ее подают, если наличие вредных или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлено не было либо по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми <28>. Декларацию можно подать <29>:
 
– или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
– или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, путем заполнения формы декларации на сайте Роструда <30>.
 
«Вредные» рабочие места не нужно декларировать, даже если по результатам исследований и измерений условия труда признаны оптимальными или допустимыми <31>.
 
Шаг 5. Внесите изменения в трудовые договоры.
 
В трудовом договоре должны быть указаны условия труда <32>. Это значит, что в него нужно включить сведения о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки.
 
Например, в таком виде:

«4.7. Условия труда  на рабочем месте относятся к классу 2 (допустимые условия  труда),  что  подтверждается  отчетом  о  проведении специальной оценки условий труда, утвержденным 14.08.2018».
 
Такое условие нужно включить в трудовые договоры работников сразу после утверждения отчета. Если трудовые договоры были заключены до ее проведения, заключите с работниками дополнительные соглашения.
 
Шаг 6. Отразите сведения о результатах спецоценки в таблице 5 формы 4 
 ФСС за тот квартал, в котором утвержден отчет <33>.


 
КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДУСМОТРЕНА
ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦОЦЕНКИ


 
Если спецоценка будет проведена с нарушениями или вообще не будет проведена, организации может грозить штраф в размере от 60 до 80 тыс. руб. А ее руководителя оштрафуют на 5-10 тыс. руб. Но на первый раз и организация, и ее руководитель могут отделаться предупреждением <34>.

При повторном нарушении организацию уже ждет:
 
– или штраф на сумму от 100 до 200 тыс. руб.;
– или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 
Руководителя при повторном нарушении или оштрафуют на сумму от 30 до 40 тыс. руб., или дисквалифицируют на срок от 1 года до 3 лет <35>.
 
* * *
 
Если в вашей организации условия труда признаны оптимальными или допустимыми и вам предстоит лишь подать декларацию, помните, что она действует в течение 5 лет с момента утверждения отчета <36>. Срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет (то есть через 5 лет не придется проводить спецоценку и подавать декларацию), если в это время на рабочем месте <37>:
 
– не было несчастного случая либо несчастный случай произошел по вине третьих лиц;
– у работника не было выявлено профессионального заболевания в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов;
– трудинспекция не выявила нарушений требований охраны труда.
 
Если же что-то из этого произойдет, придется провести внеплановую спецоценку <38>.
 
А.В. Кононенко,
юрист
 
 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА
 

 
1. Ч. 6 ст. 10, ч. 4, 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ); Письмо Минтруда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829.
2. Ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
3. Ч. 4 ст. 8, ч. 4, 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ; Письмо Минтруда от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597.
4. Утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н (далее - Приказ № 33н).
5. Ч. 1, 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
6. Ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.
7. Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.
8. Ч. 1-4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.
9. Ч. 5 ст. 9, ч. 1, 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ.
10. Ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.
11. Ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.
12. Ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ.
13. Приложение № 3 к Приказу № 33н.
14. Ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 10 разд. II Методики, утв. Приказом № 33н (далее 
 Методика).
15. П. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ.
16 Ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
17. Ч. 1, 3 ст. 3, ч. 2, 4 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Закона № 426-ФЗ.
18 П. 16 разд. III Методики.
19 Ч. 11 ст. 12 Закона № 426-ФЗ.
20. Ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.
21. Ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.
22. Разд. III приложения № 3 к Приказу № 33н.
23. Письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516.
24. Ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.
25. Письмо Минтруда от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913.
26. Ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.
27. Приложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н (далее – Приказ № 80н).
28. Ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
29. П. 5 Порядка, утв. Приказом № 80н.
30. https://declaration.rostrud.ru/declaration/create?variant=cer.
31. Ч. 1 ст. 11, ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
32. Ст. 57 ТК РФ.
33. Подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.
34. Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
35. Ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
36. Ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
37 Ч. 5, 7 ст. 11, ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ; п. 10 приложения № 2 к Приказу № 80н.
38. Ч. 1, 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.



 

Публикация включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.



 
Источник публикации: Когда и как провести специальную оценку труда в первый раз (Кононенко А.В.) («Главная книга», 2018, № 11); электронный ресурс: glavkniga.ru.