Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

18 апреля 2024 г.

Материалы обучения искусственного интеллекта охране труда: к вебинару КИОУТ

Вебинар провел генеральный директор КИОУТ Олег Александрович Косырев. Он доложил об основных принципах работы искусственного интеллекта в сфере организации охраны труда на производстве. Непосредственным...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Кто и как проверит проведение спецоценки?

18 марта 2019 г.

Работодатели (кроме тех, кто ввел рабочие места в эксплуатацию в 2018 г.) должны были провести спецоценку условий труда до 31.12.2018. Те, кто этого не сделал, могут попасть в поле зрения трудовых инспекций. За проведением работодателями обязательной специальной оценки условий труда (СОУТ) следит Роструд <п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324>. Его территориальные органы вправе контролировать соблюдение этого требования закона следующими способами: проводить проверки; использовать данные из Федеральной государственной информационной системы результатов спецоценки (ФГИС) (это база, в которую вносят сведения экспертные организации, проводящие СОУТ); запрашивать информацию у других органов и организаций...
Работодатели (кроме тех, кто ввел рабочие места в эксплуатацию в 2018 г.) должны были провести спецоценку условий труда до 31.12.2018. Те, кто этого не сделал, могут попасть в поле зрения трудовых инспекций.
 
 
 
КАК РОСТРУД БУДЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ, ПРОВЕЛИ ЛИ ВЫ СОУТ
 
 
За проведением работодателями обязательной специальной оценки условий труда (СОУТ) следит Роструд <п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324>. Его территориальные органы вправе контролировать соблюдение этого требования закона следующими способами:
 
– проводить проверки;

– использовать данные из Федеральной государственной информационной системы результатов спецоценки (ФГИС) (это база, в которую вносят сведения экспертные организации, проводящие СОУТ);
– запрашивать информацию у других органов и организаций.
 
То, что для выявления работодателей, которые не провели спецоценку, будут использоваться данные государственных органов и информационных систем, нам подтвердили в Роструде.
 

Выявление работодателей, которые не провели спецоценку
 
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости:

– Роструд с 2014 г. контролирует своевременность проведения работодателями спецоценки и продолжит это делать и в 2019 г. При проведении мероприятий по контролю за своевременностью проведения спецоценки будут использоваться сведения из ФГИС, госреестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), Фонда социального страхования.
 
 
 
ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
 
 
Проверить проведение спецоценки могут в ходе плановой проверки, если организацию включили в план проверок на 2019 г.
 



 
Планы проведения плановых проверок в 2019 г. должны быть размещены на сайтах трудинспекций субъектов РФ <ч. 5 ст. 9 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ); п. 53 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н (далее – Административный регламент)>.
 

Трудинспекции могут проводить и внеплановые проверки, если они получат информацию о нарушении.
 
Основаниями для проведения внеплановой проверки, в частности, являются <п. 30 Административного регламента>:
 
– жалоба работника в трудинспекцию о том, что СОУТ на его рабочем месте не проведена или проведена с нарушением процедуры;
– истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о спецоценке, если трудинспекция уже проводила проверку ранее;
– получение информации о непроведении СОУТ без взаимодействия с организацией.
 
То есть если трудинспекция по данным ФГИС, Фонда социального страхования и других информационных ресурсов установит, что организация не провела СОУТ в положенный срок, то может быть назначена внеплановая проверка.
 

Данные информационных ресурсов о непроведении СОУТ –
основание для внеплановой проверки

 
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости:
 
– Если инспекция труда в ходе осуществления контроля без взаимодействия с проверяемой организацией выявит нарушение, в отношении этой организации может быть назначена внеплановая проверка. А вот план проверок на 2019 г. дополняться новыми организациями не может, так как он сформирован и утвержден. Но организации, допустившие нарушения в 2018 г., могут быть включены в план проверок следующего года.

 

 
Организации, имеющие официальные сайты, обязаны разместить на них отчеты с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней после ее проведения <п. 6 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ>. Поскольку трудинспекции проверяют сайты организаций, отсутствие отчета о спецоценке может стать основанием для внеплановой проверки компании.

 
Плановая проверка начинается на основании распоряжения о проведении проверки, подписанного руководителем Роструда или трудинспекции. Это распоряжение должно быть направлено проверяемой организации не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки  <Приказ Минтруда России от 21.04.2017 377н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда», п. 61; далее – Административный регламент>.
 
А вот о внеплановой проверке сообщить проверяемой организации должны не менее чем за 24 часа до ее начала <п. 93 Административного регламента>. И времени у организации на подготовку к проверке будет совсем мало.
 

 
СРОКИ ПРОВЕРКИ

 
Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении же субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать <ч. 1, 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ; п. 29 Административного регламента>:
 
– 50 часов в год – для малых предприятий;
– 15 часов в год – для микропредприятий.
 
Если трудинспекторам понадобится получить документы или информацию в рамках межведомственного взаимодействия, то проверка может быть приостановлена руководителем трудовой инспекции (или его заместителем) не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проверки запрещено <ч. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ; п. 29 Административного регламента>.
 
В исключительных случаях, если необходимо провести сложные или длительные исследования, испытания, экспертизы, расследования, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в общем случае не более чем на 20 рабочих дней. В отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, а для микропредприятий – не более чем на 15 часов <ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ; п. 29 Административного регламента>.
 
Если по итогам проверки будет установлено, что спецоценка не проведена (или проведена с нарушением срока – позже 31.12.2018), организацию оштрафуют на сумму от 60 000 до 80 000 руб. А ее руководителя (предпринимателя) – на 5000-10 000 руб. Но на первый раз можно отделаться предупреждением <ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ>.
 
По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений, если они были. Невыполнение предписания в установленный срок влечет штраф <ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ>:
 
– для организаций – от 100 000 до 200 000 руб.;
– для их руководителей (предпринимателей) – от 30 000 до 50 000 руб.
 
Директору вместо штрафа может грозить дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
 
 
А.В. Кононенко,
юрист
 
 



Данный материал был опубликован в журнале «Главная книга», 2019, № 5, а также включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.
 

 
 
Источник публикации: www.consultant.ru.