Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
«СИЗам, откройся!»: об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда
30 ноября 2020 г.
«СИЗам, откройся!»: об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда
В соответствии с трудовым законодательством организации всех форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ), в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее ─ СОУТ). При проведении СОУТ одной из важнейших процедур является оценка эффективности средств индивидуальной защиты (далее ─ СИЗ) для снижения класса (подкласса) условий труда.
Автор:
Н.Р. Абрамов,
заместитель директора
АНО УКЦ «Труд»,
к.т.н., доцент
г. Москва
E-mail: abramovnr@rambler.ru
─ применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
─ приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
─ организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
─ информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Требования статьи 212 Трудового кодекса РФ в отношении СИЗ дополняет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ─ закон № 426-ФЗ).
Статья 7 закона № 426-ФЗ определяет, что результаты проведения СОУТ могут применяться для обеспечения работников СИЗ.
Частью 6 статьи 14 закона № 426-ФЗ предусмотрено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Частью 7 статьи 14 закона № 426-ФЗ определено, что по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 статьи 14 закона № 426-ФЗ.
Часть 1 статьи 15 закона № 426-ФЗ в качестве результатов СОУТ предусматривает наличие в отчете о проведении СОУТ протоколов оценки эффективности СИЗ и карт специальной оценки условий труда, отражающих результаты оценки эффективности СИЗ.
Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н) утверждены форма протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте (приложение № 3 к приказу) и инструкция по его заполнению (приложение № 4 к приказу). Также данным приказом утверждена форма Карты специальной оценки условий труда, отражающая в итоговой оценке условий труда эффективность СИЗ и снижение класса (подкласса) условий труда.
В целях реализации частей 6 и 7 статьи 14 закона 426-ФЗ вступил в силу с 25 мая 2015 года приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г. № 36128).
Методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее ─ технический регламент), и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.
Стоит обратить внимание на то, что методика не применяется в отношении:
1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;
2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;
3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;
4) СИЗ, подлежащих декларированию;
5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту.
Следует отметить СИЗ, подлежащие сертификации и указанные в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту, к которым методика не применяется. К ним относятся:
─ СИЗ ног (обувь) от проколов, порезов;
─ СИЗ головы (каски защитные);
─ СИЗ от падения с высоты и средства спасения с высоты;
─ СИЗ глаз (очки защитные) от химических факторов;
─ СИЗ рук от химических факторов;
─ СИЗ ног (обувь) от химических факторов;
─ все виды СИЗ от радиационных факторов;
─ СИЗ глаз (очки защитные) и лица (щитки защитные лицевые) от брызг расплавленного металла и горячих частиц;
─ одежда специальная защитная от термических рисков электрической дуги;
─ СИЗ лица от термических рисков электрической дуги (щитки защитные лицевые);
─ СИЗ ног (обувь) от термических рисков электрической дуги;
─ белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги;
─ одежда специальная и другие средства индивидуальной защиты от поражений электрическим током (в том числе экранирующие), воздействия электростатического, электрического, электромагнитного полей;
─ диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока;
─ одежда специальная сигнальная повышенной видимости;
─ СИЗ дерматологические.
К СИЗ, к которым методика применяется, относятся 8 видов СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 15, 16, 17, 18, 28, 29, 30, 31 приложения № 4 к техническому регламенту. Это следующие виды СИЗ:
1) СИЗ от химических факторов, среди которых:
─ костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);
─ СИЗ органов дыхания изолирующие;
─ СИЗ органов дыхания фильтрующие;
─ одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;
2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:
─ одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;
─ одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры;
─ СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;
─ СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.
Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее ─ типовые нормы);
3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;
4) оценка эффективности выбора СИЗ;
5) оценка эффективности применения СИЗ.
Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. № 2н (зарегистрирован в Минюсте 11 февраля 2015, № 35962) внесены изменения в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее ─ Типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. В случае отсутствия в них профессий и должностей выдаются СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах ─ типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Новые Типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики введены с 28 мая 2015 года приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (зарегистрирован в Минюсте 26 февраля 2015, № 36213).
Если связать Типовые нормы с Методикой оценки эффективности СИЗ и Техническим регламентом, то не все СИЗ, полагающиеся работникам, позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. В частности, возьмём в качестве примера профессию «аккумуляторщик». Из 7 видов СИЗ, приведенных в Типовых нормах, процедуре оценке эффективности СИЗ с целью снижения класса (подкласса) условий труда подвергаются 2 вида СИЗ: «костюм для защиты от растворов кислот и щелочей» и «средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее» (в соответствии с требованиями пункта 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также пунктами 15 и 17 Технического регламента).
Для профессии «арматурщик» все 4 полагающихся вида СИЗ (костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием, перчатки с точечным покрытием, очки защитные) не позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. Не попадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эффективности СИЗ такие профессии, как водители (за исключением при перевозке опасных грузов), дворники, лифтеры, официанты, пекари, плотники, повара, слесари механосборочных работ, уборщики служебных помещений, формовщики изделий, конструкций и строительных материалов и т.п.
Реализация процедур снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте (рабочих местах).
На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами, реализация процедур оценки эффективности СИЗ осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.
Следует напомнить, что с 2015 года ужесточается административная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения статьей 5.27.1 в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение ─ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ─ от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц ─ от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 4 статьи 5.27.1 необеспечение работников средствами индивидуальной защиты ─ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ─ от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц ─ от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Под средствами индивидуальной защиты в части 4 статьи 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. В заключение необходимо отметить, что процедура оценки эффективности СИЗ является впервые применяемым механизмом, позволяющим работодателю снизить класс (подкласс) условий труда при проведении специальной оценки условий труда.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Материал для публикации был предоставлен редакцией журнала «Безопасность и охрана труда».