Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Компенсации работникам за вредные условия труда: история вопроса и реалии сегодняшнего дня
16 марта 2021 г.
Компенсации работникам за вредные условия труда: история вопроса и реалии сегодняшнего дня
Важнейшие законодательные изменения в порядке установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, были связаны со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Есть и так называемый закон-спутник, федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ, который внес изменения более чем в 20 нормативных правовых актов Российской Федерации, включая Трудовой кодекс, Налоговый, Уголовный кодекс и ряд других документов.
Говоря о Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ), важно упомянуть нормы, которые которые касаются гарантий и компенсаций, — это, в первую очередь, 92-ю статья, которая связана с предоставлением работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, 117-я статья — о предоставлении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, и 147-я статья, которая говорит о необходимости предоставления работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, повышенного размера оплаты труда.
Для замены компенсации денежной выплатой должны соблюдаться следующие три условия: надо иметь письменное согласие работника, порядок предоставления данной компенсации, прописанный в коллективном договоре (как рассчитывается выплата, например, по средней зарплате за некоторый период и т.д.) И обязательное третье условие — наличие коллективного отраслевого/межотраслевого соглашения, в котором будет прописан этот порядок и возможность замены льготы денежной компенсацией.
Ранее все эти три вида компенсаций предоставлялись одновременно при отнесении условий труда к вредным. На сегодняшний день они предоставляются в зависимости от степени вредности условий труда. Степень вредности у нас определена достаточно давно, во вредном классе различаются четыре подстепени: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. И чем более высокая степень, тем более вредные условия труда, и, соответственно, тем большая «вредность» устанавливается работнику. Соответственно тем больше компенсаций должен получать работник. Исходя из этого, 147-я, 117-я и 92-я статьи ТК РФ были сформулированы таким образом, что доплаты, то есть, повышенный размер оплаты труда, предоставляется абсолютно всем работникам, чьи условия труда по результатам спецоценки отнесены к вредным, начиная с класса 3.1 и выше.
В отношении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска установлено, что он предоставляется в случае, если условия труда отнесены к классу 3.2 и выше. То есть, провели спецоценку, условия труда отнесли к 3.2, и на этом основании работнику предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. В отношении сокращенной продолжительности рабочего времени мы говорим о том, что эта компенсация предоставляется только начиная с подкласса 3.3 и выше. Соответственно, работник, занятый в условиях вредности подкласса 3.3 и выше, будет получать все три вида компенсаций.
Работодатель имеет право устанавливать повышенные размеры компенсаций, в зависимости от своего финансово-экономического состояния. Имеется возможность замены таких компенсаций, как дополнительный отпуск и сокращенная неделя, денежной компенсацией. Но если мы говорим о замене денежной компенсацией укороченной продолжительности рабочего времени, то здесь возникает следующая сложность.
Источник фото: pixabay.com.
Представьте, у вас в компании 100 сотрудников, которым должна быть предоставлена сокращенная рабочая неделя по результатам спецоценки. При этом есть установленный график работы. И из этих 100 работников 73 человека захотят работать сокращенное время, а остальные 27 не захотят, предпочтут денежную компенсацию. Возникают перебои с графиком. Что делать? Эту ситуацию надо продумывать.
КТО-ТО ТЕРЯЕТ, А КТО-ТО НАХОДИТ
Давайте вспомним, как обстояло дело в отношении предоставления компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условий труда до введения в стране процедуры специальной оценки условий труда. Проблема списка вредных профессий, принятого еще в 1974-ом году, состояла в том, что по этому документу компенсации долгое время предоставлялись определенной группе работников просто за то, что их профессия присутствует в списке, как их определило и внесло туда некое профессиональное сообщество.
Но мы же понимаем, что технологии постоянно меняются, меняется оборудование, и даже в рамках одной и той же профессии наблюдается существенная разница в условиях труда. Например, возьмем профессию газоэлектросварщика. Понятно, что люди вроде бы занимаются одним делом. Но на разных предприятиях сварщики работают в очень разных условиях, скажем, у одного работает хорошая вытяжка, у другого она плохая, и так по ряду факторов. Этого списки не отражают,и в этом плане они несовершенны.
В 1978 году в стране, в принципе, появилась процедура оценки условий труда. В то время это было некое сопоставление фактического значения вредного фактора с нормой. Например, на рабочем месте водителя есть шум, вибрация, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Для каждого из этих вредных факторов разработаны гигиенические нормативы. Это некая условная граница, при соблюдении которой будет сохраняться здоровье работников.
Спецоценка и действовавшая ранее аттестация — это процедуры измерения реальных значений воздействия вредных факторов на конкретном рабочем месте и сравнение их с установленными гигиеническими нормативами. И когда мы сравниваем, например, норма по шуму составляет 80 дБ, а по факту имеем 84 дБ, видим превышение. Появляются основания утановления работнику «вредных» классов условий труда — 3.1, 3.2, 3.3.
С введением в действие специальной оценки условий труда появилась возможность установления компенсаций не просто за отнесение к спискам, а в зависимости от степени вредности. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (вместе с «Гигиенической классификацией труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)», утв. Минздравом СССР 12 августа 1986 года № 4137-86) предполагало только ряд доплат в зависимости от степени вредности.
Там был заложен определенный алгоритм, который позволял просчитать, какой процент доплат будет получать каждый работник. Ясно, что от списков надо было переходить к некой системе установления компенсаций за фактические условия труда. Измерили — определили класс — дали причитающиеся компенсации. Другой класс — другие компенсации.
Раньше, по спискам, работник имел право на дополнительный отпуск, но мог не иметь сокращенной рабочей недели, или имел право на доплату, но не имел дополнительного отпуска, — различные комбинации могли быть. А с 2008 года обеспечивались сразу три вида компенсаций всем «вредникам» автоматически, в минимальных размерах — 4% доплата, 7 календарных дней к отпуску, 36 часов рабочая неделя. И опять никаких изменений в одночасье не произошло.
В 2006 году в ТК РФ изменились формулировки статей, и были исключены ссылки на списки. Начиная с этого времени работнику должны были начисляться компенсации за работу именно во вредных условиях труда. А вредность определялась не просто так, а на каждом конкретном рабочем месте по результатам определенной процедуры. На тот момент это была аттестация рабочих мест. Однако статьи изменили, а по факту изменений никаких не произошло, потому что наш бизнес попросту не был к ним готов.
20 ноября 2008 года вышло Постановление Правительства РФ № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое явилось определенной поддержкой этой политики.
Правительство явным образом заявило о том, что абсолютно все работники, занятые во вредных условиях труда, должны получать сразу три вида компенсаций — доплаты, дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю. И опять же, несмотря на это постановление никаких изменений в одночасье не произошло. Изменения происходили постепенно. И не были в идеале доведены до полного выполнения решения этого постановления. Почему? Затраты работодателя можно обозначать и как дополнительные доходы работников.
Если сравнить эти показатели с показателями, имевшими место в условиях ранее действовавшей системы списков, то по системе компенсаций, предложенной в 2008 году, чтобы обеспечить компенсации, работодателям нужно в четыре раза увеличить бюджет этих компенсаций. И, соответственно, увеличить объем фонда оплаты труда с 4 до 10%. Если мы говорим о корпорациях, где численность работников 2-5 тысяч человек, то это колоссальные суммы, исчисляемые миллиардами рублей в год. Поэтому, собственно, никто и не стал выполнять новые требования. Начались судебные разбирательства в субъектах, решения принимались совершенно разноплановые…
Источник фото: pixabay.com.
И вот в конце 2012 года выходит перечень поручений Президента Российской Федерации, в том числе о разработке и внесении на рассмотрение Госдумы проекта федерального закона, регулирующего вопросы соотношения реальных условий труда с теми отчислениями, которые работодатель делает в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования и т.д. В течение всего 2013 года шла разработка проекта закона. В августе состоялось первое чтение проекта, а 28 декабря этого года был утвержден Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и параллельно с ним федеральный закон, внесший изменения в необходимые правовые акты.
Таким образом, произошел переход от списочной системы установления компенсаций к системе установления компенсаций за фактические условия труда. То есть, мы убрали необъективность, когда какого-то работника, какую-то профессию забыли внести в списки или изменились технологии, или возникла новая профессия, и у человека теперь другие условия труда, а он все по-старому получает или не получает компенсации. И на сегодняшний день у нас есть четкая технология, когда мы выявляем все факторы, измеряем их и сравниваем с нормативами. Вредно — пожалуйста, получи причитающееся, а нет вредности, то, извините, компенсаций быть не должно.
Например, в упомянутых выше списках была приведена профессия — газоэлектросварщик на открытой территории. Рабочему месту присвоен «вредный» класс — 3.1. По спискам работник получал бы дополнительный отпуск, а сейчас он его теряет. Если у него будет класс 3.2, то дополнительный отпуск сохранится.
Например, возьмем другую профессию — машинист какой-нибудь установки, которая не была включена в списки. Сегодня мы проводим измерения и видим, что у него класс 3.2, он как раз и получит компенсации, которые никогда раньше работники данной профессии не получали. Можно говорить, что мы пришли к более логичной системе предоставления компенсаций.
Кто потерял, а кто приобрел? Официально, с точки зрения социальных взаимодействий, социальных реакций, конечно, мы видим больше примеров, когда работники теряют имевшиеся ранее компенсации. Такие работники недовольны, начинают возмущаться, вступают в трудовые споры с работодателями, жалуются в трудовые инспекции, обращаться в суды… С другой стороны, работник, который раньше не имел льгот, а потом получив соответствующие компенсации, с этой «проблемой» ни в какой суд не пойдет.
ПРЕЗУМЦИЯ СОХРАННОСТИ
Статья 15 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ говорит о том, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, таких компенсационных мер, как сокращенная продолжительность рабочей недели, дополнительная оплата и дополнительный отпуск, в случаях, если не изменяются условия труда на момент проведения спецоценки или на момент вступления в силу федерального закона, то компенсации работнику должны быть сохранены. В отношении того же газоэлектросварщика, который раньше имел класс 3.1 и по спискам получал дополнительный отпуск, при сохранении у данного работника класса условий труда 3.1, компенсации для него также должны быть сохранены.
Особенность правового регулирования состоит в том, что сами компенсации изменились не только за счет статей ТК РФ, но и за счет того, что изменилась методика проведения спецоценки. То есть, раньше могли применяться различные нормативы по шуму, например, в зависимости от видов работ, в соответствии санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 года № 36. Сегодня же при проведении специальной оценке может применяться только один норматив, указанный непосредственно в методике проведения спецоценки, он там один – 80 дБ. Ранее, при проведении оценки условий труда, например, мог быть выбран для легковых автомобилей норматив в 60 дБ. К чему это приводит?
Если у нас норматив 60 дБ, а фактическое значение воздействия уровня звукового давления на рабочем месте в автомобиле 72дБ, тогда условия вредные. А если по отношению к 80 дБ, то допустимые. Многие специалисты спрашивают, почему раньше был разброс, а сейчас только конкретное значение – 80 дБ. Объясняется это тем, что все изменения были подтверждены статистикой профзаболеваний, серьезнейшей аналитической работой, связанной с исследованием гигиенических нормативов, с изучением нормативной базы других стран. Тут мы говорим не только о Европе, Америке, но и о Японии, Китае, ряде других стран.
Экспертами было сделано очень много обоснований. Но есть и нормативы, связанные с производительностью труда. Если, допустим, для кузнеца 80 дБ — это нормально, то для работника умственного труда, составляющего аналитический отчет такой уровень шума, является неприемлемым. Поэтому в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 есть градация нормативов по видам работ, тяжести, напряженности. Но имея в виду компенсации, мы говорим, что это компенсация за работу во вредных условиях труда. По сути, у работника есть риск того, что через несколько лет у него могут возникнуть профзаболевания.