Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Консультация: актуальные вопросы проведения медицинских осмотров работников в целях выявления профессиональных заболеваний
3 декабря 2020 г.
Источник фото: shutterstock.com.
В настоящее время, в период повсеместного применения Федерального закона
№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» назрела необходимость в создании новой редакции Приказа Минздравсоцразвития России № 302н
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Давайте разберемся в особенностях правового толкования двух очень похожих формулировок норм трудового законодательства. В соответствии с нормами действующего Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует понимать следующее:
– в первом случае направляются на осмотр только работники, у которых условия труда признаны вредными по результатам специальной оценки условий труда (класс условий труда 3.1 и выше);
– во втором случае осмотру подлежат все работники, у которых на рабочих местах идентифицированы вредные факторы, в том числе, когда по результатам измерений установлено, что уровни факторов не превышают соответствующих гигиенических нормативов и соответственно были отнесены к «допустимому», 2 классу условий труда.
С одной стороны обеспечение полноценного регулярного медицинского наблюдения за здоровьем работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, является весьма позитивным условием снижения профессиональных рисков, с другой стороны такая практика может повлечь за собой целый ряд последствий и противоречий в практике охраны труда. Прежде всего, принятие второго варианта формулировки в разы увеличивает контингент персонала, подлежащего медосмотру, ведь удельный вес работников, занятых на работах с вредными условиями труда, на большинстве предприятий и организаций не превышает половины штата.
Выявление медицинских противопоказаний у работника является основанием для вынесения по результатам экспертизы отрицательного заключения по вопросу его профессиональной пригодности.
Данная запись, в свою очередь, является основанием для работодателя к отстранению подчиненного от работы. На практике обычно общие медицинские противопоказания могут быть выявлены у любого работника независимо от вредных факторов, с которыми он контактирует, в том числе у работников, условия труда которых характеризуются «допустимым» 2-м классом. В данной ситуации работодатель будет вынужден отстранить от работы сотрудника, занятого в безопасных условиях труда.
Источник фото: pixabay.com.
Неизбежно возникает несколько трудноразрешимых коллизий, как для работодателя, так и для работника.
Во-первых, работодатель теряет квалифицированного работника, у которого безопасные, допустимые условия труда, что официально подтверждено соответствующими специалистами.
Во-вторых, работник теряет место работы без каких-либо гарантий трудоустройства по специальности. Обычно такого работника трудоустроить у работодателя не представляется возможным, так как на предприятиях, как правило, отсутствуют рабочие места с оптимальными условиями труда, которым присвоен 1-й класс «профессиональной вредности». На предварительном медицинском осмотре при приеме на работу в другую организацию по той же профессии работника также обязаны не допустить к работе, выявив все те же медицинские противопоказания.
Одним из спорных моментов в практике медицины труда является частота направления работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на периодические (повторные) медицинские осмотры.
Прямое толкование данной нормы исходит из предположения о том, что привлечение врачей-профпатологов является оправданным. Бытует мнение о том, что пусть хотя бы один раз в пять лет всех «хорошо» посмотрят специалисты центра профпатологии, ведь «обычные медосмотры зачастую проводятся поверхностно и не могут выявить первых признаков возникновения профессиональных заболеваний работников. Применение такого подхода на практике приведет к тому, что один раз в пять лет все работники страны, занятые на работах с классом условий труда 2 и выше, будут должны осмотрены в территориальных центрах профпатологии.
Даже если исходить из того, что в отношении государственных служащих и иных категорий работников специальная оценку труда, устанавливающая вредность условий труда на рабочем месте, не проводится, то по экспертным оценкам итоговая численность работников, подлежащих осмотру в центрах профпатологии каждые пять лет будет достигать не менее 50 миллионов человек.
Применение данного подхода к проведению медицинских осмотров является не реалистичным в условиях современной России. Потребуется проведение широкомасштабной работы по созданию в стране единой системы профпатологической службы. Всего несколько субъектов Российской Федерации – прежде всего, Ростовская и Кемеровская области, – располагают полноценными многопрофильными центрами профпатологии с хорошей материальной и кадровой базой, включая стационары. В ряде случаев к ним можно приравнять клиники профпатологии гигиенических институтов (Ангарск, Новосибирск, Новокузнецк, Екатеринбург, Уфа, Н. Новгород, Саратов, Санкт- Петербург, Москва). В остальных субъектах территориальные центры профпатологии представляют собой малочисленные коллективы специалистов из 3-5 чел., работающих на базе областных (республиканских) больниц, причем, как правило, сформированные преимущественно совместителями из числа профессорско-преподавательского состава кафедр профессиональной патологии региональных медицинских вузов.
В профессиональной среде ученых-гигиенистов ведется дискуссия о новой концепции пороговости как основного принципа гигиенического нормирования в отношении уровней воздействия на здоровье работников вредных производственных факторов.
Установление в ходе гигиенической оценки условий труда 2-го «допустимого» класса предполагает наличие на рабочем месте воздействия вредных производственных факторов на уровне принятых в стране ПДК и ПДУ.
Данный перечень вопросов является открытым. Здесь также заявляет о себе экономическая составляющая организации и проведения процедуры медицинского осмотра. В отдельных регионах России часто важным фактором будет территориальная удаленность места жительства работников и регионального центра профпатологии. Встает вопрос о том, сможет ли работодатель отнести на себестоимость затраты на приобретение данным работникам билетов «туда-обратно» на самолет или на поезд, а также соответствующие денежные траты на проживание в гостиницах. Зачастую центр профпатологии не сможет выдать работнику листок нетрудоспособности, ведь если не выявлено диагноза, то оснований для выдачи «больничного» нет.
Необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с действующей гигиенической классификацией условий труда работников, включенной в Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и поднятой на более высокий – законодательный уровень, условия труда, оцененные классом 3.1, «характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья». Важно понимать, что в данном случае – при классе условий труда 3.1 – ни о каких профзаболеваниях речи не идет.
Источник фото: shutterstock.com.
В отношении же рабочих мест, оцененных классом 3.2, на практике можно ожидать роста профессиональных заболеваний. У данных работников могут быть выявлены начальные признаки или легкие формы профессиональных заболеваний, возникшие из-за длительной – часто после 15 и более лет – экспозиции вредных производственных факторов. Обычно такие работники профессиональную трудоспособность не теряют.
– Кто заинтересован во введении системы сплошных медицинских осмотров работников предприятий и организаций в специализированных центрах профпатологии?
Вплотную к вопросу качества проведения медицинских осмотров стоит проблема качества проведения непосредственно самой специальной оценки условий труда. Недобросовестные работодатели, как правило, заинтересованы в занижении классов условий труда на рабочих местах с целью уменьшения контингента работников, подлежащих дорогостоящим медосмотрам высококвалифицированными профпатологами. Здесь традиционно арбитрами выступают государственные инспекции труда.
Также контроль за качеством проведения спецоценки и установления соответствующих гарантий и компенсаций работникам осуществляют профсоюзы (представители работников). Кроме того, сами работники в настоящее время кровно заинтересованы в адекватной оценке условий труда. Ведь добросовестность оценщиков, и стоящих за их спинами заказчиков-работодателей, также напрямую влияет на процесс установления, в частности, льготных пенсий работникам реально «вредных» производств, а также получения ими всех других льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Последним бастионом справедливости здесь выступает суд, являющийся зачастую единственным защитником прав и интересов обиженных работников.
Источник фото: shutterstock.com.
К сожалению, в настоящее время, действующая в стране система специализированных центров профпатологии пока не готова к введению сплошных медосмотров всех контингентов работников, занятых во вредных условиях труда. Задача медицинских работников – качественно оценить здоровье работника, а задачи профпатологов – своевременно выявить профессиональные заболевания и провести грамотную экспертизу связи заболевания с профессией. Эти задачи не могут быть удовлетворительно решены, если специалистов перегрузить неподъемным объемом работы по осмотру работников, занятых в допустимых условиях труда (не говоря уже об экономической и социальной неэффективности таких осмотров, как для работодателя, так и для работника).
Исторически первым в этом ряду можно считать Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30 мая 1969 года № 400 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся» (ранее приказы касались осмотров работников отдельных отраслей экономики или даже видов работ). Последующие версии приказа получали порядковые номера – № 700 (1984 г.), № 555 (1989 г.), № 90 (1996 г.), № 83 (2004 г.) и, наконец, № 302н (2011 г.).
Фактически основная структура всех перечисленных приказов практически идентична. На практике менялись лишь формы представления материала, число и последовательность расположения приложений. Чиновниками вносились некоторые непринципиальные изменения в перечень медицинских противопоказаний. Начиная с Приказа № 700 Минздрава СССР (1984 г.) в его наименовании появляется указание на то, что осмотры проводятся только для трудящихся, которые подвергаются воздействию вредных и неблагоприятных условий труда. Справедливости ради стоит упомянуть о том, что в Приказе № 400 Минздрава СССР (1969 г.) речь шла просто об осмотрах трудящихся.
В конце 1960-х и практически на протяжении всех 1970-х годов в стране получили мощное развитие многие отрасли экономики. Научно-технический прогресс, прежде всего, затронул химическую и нефтехимическую отрасли народного хозяйства. Новшества в первую очередь сопровождали работников в процессе широкой химизации предприятий сельскохозяйственной отрасли.
Техническое перевооружение экономики сопровождалось привлечением в указанные отрасли молодых специалистов, как из городской, так и из сельской местности, которые впервые в жизни сталкивались с воздействием на организм сложных и агрессивных химических соединений. Для начального этапа индустриализации советской экономики были характерны несовершенство технологических процессов и оборудования, наличие большого количества опытно-промышленных установок, высокая вероятность и частота нештатных ситуаций, что в совокупности, безусловно, создавало повышенную опасность для здоровья работников данных отраслей.
– Постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (с последующими изменениями и дополнениями от 1958, 1959, 1965, 1966, 1967, 1969 гг.);
– Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».
– Каким образом с внедрением технологических изменений в производственные процессы отечественных предприятий эволюционировала процедура оценки состояния здоровья работников?
Источник фото: pixabay.com.
Несмотря на технические нововведения, опасные производства, конечно, остались. Однако в абсолютном выражении их количество стало значительно меньше. Также фактические уровни воздействия вредных веществ на работников заметно снизились. Со временем из структуры профессиональной заболеваемости стали исчезать острые отравления. К концу 80-х годов прошлого века общий уровень «химической» составляющей в статистике профпатологии снизился более чем в два раза. Это привело к тому, что в Приказе № 700 (1989 г.) появилась фраза о том, что «за последние годы значительно улучшились условия труда рабочих промышленности, строительства и транспорта». Поэтому возникла ситуация, при которой экономически целесообразным стало проведение медосмотров только тех работников, которые были заняты во вредных условиях труда.
В последние годы предприятия химической и особенно нефтехимической промышленности претерпели еще несколько масштабных модернизаций. На большинстве рабочих мест в этих отраслях экономики обнаруживаются лишь следы присутствия вредных химических веществ. Практикующие врачи-гигиенисты стали обращать внимание на то, что в этих видах экономической деятельности были налицо противоречия между удовлетворительными условиями труда по данным гигиенической оценки условий труда и продолжающей действовать системой льгот и компенсаций в связи с вредными условиями труда.
– Адекватна ли действующая в настоящее время классификация вредных химических веществ с точки зрения медицины труда современному состоянию структуры статистики профзаболеваемости?
Для выявления «химических» профпатологий применяются одни и те же методы исследований. В свою очередь для профилактики профессиональных заболеваний будут работать одни и те же медицинские противопоказания. Исключение могут составлять лишь отдельные вещества или их группы. Поэтому можно сделать вывод о том, что весь огромный объем, который занимают вредные химические вещества в Приложении к Приказу № 302н, может быть изложен не более чем в 10-15 пунктах.
Однако авторы Приказа № 302н постоянно перестраховываются. С каждой новой версией документа данное приложение неоправданно утяжеляется требованиями уделять дополнительное внимание именно химическому фактору. В свое время, еще в приказе №83 (2004 г.), появились выделенные группы вредных веществ со специфическим типом действия. В их перечень входили аллергены, канцерогены, вещества, опасные при воздействии на репродуктивную функцию, аэрозоли преимущественно фиброгенного (АПФД) и смешанного типа воздействия на организм.
В актуальной редакции Приказа № 302н для названных групп веществ имеются перечни врачей-специалистов, диагностических исследований и дополнительных противопоказаний. Факторы, обладающие, по мнению разработчиков документа, соответствующим специфическим действием, обозначаются литерами «А» (аллергены), «К» (канцерогены), «Р» (репротоксиканты) и «Ф» (фиброгены).
Источник фото: shutterstock.com.
В одной из последних версий Приказа № 302н в перечень групп вредных веществ добавлены наноматериалы («Н»), репротоксиканты обозначены как «РТ», а группа веществ, которые раздражающе воздействуют на слизистые оболочки и/или хорошо проникают через кожу, обозначена литерой «Р». В отношении каждой группы определен перечень врачей-специалистов, диагностических исследований и дополнительных противопоказаний.
Практикующим врачам-гигиенистам не всегда понятно, как произвести объединение веществ раздражающего действия, проникающих в организм через кожу, с различными путями поступления, органами-мишенями, патогенезом развития нарушений и «букетом» вероятных нозологических форм профзаболеваний. Вопрос остается открытым.
– Какие медицинские противопоказания, выявленные во время обязательного и периодического медицинского осмотра, являются основанием для отстранения работника от выполнения работ, связанных с наличием на рабочем месте химических веществ, оказывающих вредное воздействие на репродуктивные функции организма?
Здесь следует напомнить, что речь идет о работниках, всего лишь контактирующих с вредными факторами. Поэтому наиболее часто в эту группу будут попадать работники всевозможных лабораторий, которые хотя бы иногда контактируют с множеством веществ, часть из которых обязательно попадет в карты специальной оценки условий труда. На практике возможна ситуация, когда по результатам медицинского осмотра нужно отстранить от работы всех работников, у кого есть в анамнезе аденома предстательной железы или миома матки (практически все они «склонны к росту»), а удельный вес таких лиц в возрастных группах старше 35 лет может достигать 40% и более. При этом обычно никто не спрашивает работника (процедурой медосмотра это не предусморено), завершил ли он свою репродуктивную программу.
У работника также никто не спросит о том, готов ли он в обмен на отсутствие контакта с потенциальным репротоксикантом потерять место работы, причем без какой бы то ни было социальной защиты и гарантии трудоустройства по профессии. Ситуация, конечно, непростая, она требует серьезного изучения и широкого обсуждения заинтересованными сторонами трехстороннего диалога социально-трудовых отношений с привлечением экспертов из числа врачей-профпатологов. Ведь отстранение от работы по медицинским противопоказаниям работника, занятого в условиях труда класса 2, гораздо ближе к грубому нарушению конституционного права на труд или дискриминации по показателям здоровья.
Также неоднозначна ситуация в отношении противопоказаний для продолжения работы с канцерогенами. Здесь, прежде всего, речь идет о таких заболеваниях, как аденома предстательной железы и миома матки со склонностью к росту и (или) кровотечениям. По аналогии с репротоксикантами, перечень противопоказаний должен быть значительно шире и включать так называемые фоновые и предраковые заболевания. Вопрос о продолжении работы в профессии следует решать после консультации с онкологом и лечения выявленных заболеваний. Успешное лечение всех фоновых и предраковых заболеваний не является препятствием для продолжения работы.