Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Актуальное интервью: За секунду до происшествия
13 апреля 2021 г.
За секунду до происшествия
Несмотря на усилия специалистов по безопасности и охране труда, происшествия и несчастные случаи продолжают происходить. Причины инцидентов имеют различную природу. Они могут быть сугубо внешними — например, неправильно оборудованное рабочее место. Либо системными, когда работник, в страхе не выполнить план и получить штраф, не желает тратить драгоценное время на изучение инструкций, а уж тем более на их выполнение.
— Почему же человеческий фактор воспринимается только отрицательно? Ведь если человек сам отрицательно влияет на свою безопасность, то он также может ее и повышать. Из этого родилось целое методическое направление повышения квалификации работников — «Осознанная безопасность», которое на деле подтвердило: повышение осознанности сотрудников и их эмоциональное вовлечение в реализацию мероприятий по охране труда существенно повышают уровень безопасности на предприятии».
Осознанная безопасность выделилась в отдельное направление в охране труда и промышленной безопасности, которое работает с человеческим фактором. Последний обычно воспринимается как нечто негативно влияющее на производственную безопасность. Вспомните, мы ведь постоянно слышим фразы «по вине человеческого фактора», «из-за человеческого фактора», — в негативном плане. Это как бы все то, что снижает безопасность.
Почему так? Ведь человеческий фактор может влиять как в отрицательном плане, так и в положительном. Ведь повышение осознанности и вовлечение в мероприятия по охране труда и промышленной безопасности могут повысить уровень безопасности на предприятиях. Это направление не противоречит и не конкурирует с другими направлениями, а, скорее всего, даже усиливает их.
Эксперты выявили закономерность: виной многих несчастных случаев являются опасные мысли человека, которые и создают опасное поведение. Одной из самых распространенных мыслей является: «Со мной такое не случится». Такие мысли не позволяют человеку слышать и видеть предостережения об опасности, распознавать сигналы опасного собственного поведения.
Опасные мысли и привычки работников необходимо искоренять. Но человеку в этом непростом деле требуется поддержка. Обратитесь к тренеру, чтобы узнать, как именно вовлечь сотрудников в работу над своими привычками и тем самым снизить количество происшествий.
— Мы можем сказать, что причинами несчастных случаев являются мысли — опасные мысли, которые провоцируют опасное поведение. И при всем различии опасных ситуаций опасных мыслей не так уж много.
Первой из самых распространенных опасных мыслей является такая: «Со мной ничего страшного не случится». Казалось бы, что плохого в этой мысли? Вроде бы, все хорошо, человек позитивно настроен. Есть даже такое убеждение, что нужно думать только о хорошем, тогда с тобой будет случаться только хорошее. К сожалению, такая уверенность имеет обратную сторону: человек становится закрыт и глух ко всем требованиям безопасности, ко всем инструктажам.
Пример: на одном предприятии главный инженер проводил обезвреживание помещения от грызунов, что-то случилось в электропроводкой, и он сам, отпустив электрика по своим делам, надел противогаз и вошел в помещение с ядовитыми парами. Через какое-то время спохватились — нет сотрудника.
Нашли мертвым. Оказалось, что инженер не проверил противогаз и банально задохнулся вредными испарениями. Этот работник был очень опытным, работал на предприятии более 15 лет. И, скорее всего, не слушал, что говорят на инструктажах. А ведь за столько лет он сотни раз слышал о том, что противогаз нужно проверить, прежде чем использовать. И когда мы начинаем рассказывать подобные истории на семинарах, видим, что часть присутствующих точно так же не проникается проблемой. Они сидят и думают: с ним это случилось, потому что он был не слишком умным, но уж со мной такого никогда и ни при каком условии не случится.
Это первая опасная мысль, которая не позволяет человеку слышать все предостережения, которые до него пытаются донести.
Вторая опасная мысль: «Уж я бы справился с этой опасной ситуацией». Рассказываем мы про этого задохнувшегося инженера, а вторая половина людей именно так и отвечает — я бы почувствовал, что задыхаюсь, я бы позвал на помощь, я бы убежал из этого помещения. То есть мы имеем дело с чувством всемогущества.
Третья опасная мысль: «Меня это не касается». Начинаешь разбирать последствия какого-то поступка или вовлекаешь работника в мероприятие по безопасности, он сидит с отсутствующим видом и удивляется: а я тут при чем? Разбирали мы случай: загорелся погрузчик на одном из складов. Работники соседнего склада не понимают, для чего им эти разговоры, ведь происшествие случилось не на их складе. Вот эти опасные мысли перерастают в действия. Не сами мысли, конечно, а поступки, к которым они приводят. Простой поступок — элементарные нарушения требований безопасности.
— Вернемся на один шаг назад и поставим вопрос так: кто должен с ними работать? И в ответе на этот вопрос заложен парадокс: с опасными мыслями должен работать тот, в ком они аккумулируются, — то есть, сам человек, сам работник. Но по факту получается, что с ним работает служба охраны труда, руководители предприятия в целом, а если мы ведем речь о государственных программах, то и само государство. И получается слабая эффективность, потому что все вокруг с этим работают, кроме самого человека.
Помните, в Советском Союзе к нерадивым работникам приставляли наставников? С ними работали наставники, работал коллектив... Иногда это давало свои плоды, но далеко не всегда. Всем нужно было, чтобы нерадивый работник исправился, кроме него самого. То есть с недостатками должен начать работать сам человек, и нужен внутренний мотив.
Первый шаг в работе с опасными мыслями — это осознание. Сам работник должен осознать, что да, у него такие опасные мысли возникают. К сожалению, пока конкретный работник не травмируется, люди так и будут думать на инструктажах, что несчастного случая с ними не произойдет.
Следующее — это навыки. Вырабатываются они, к примеру, в процессе практических тренингов. Или приходит новичок на работу — его могут сразу не пустить в опасные места, он должен получить определенный навык работы, к примеру, на высоте. Но то, что мы сейчас имеем ввиду, не имеет отношения ни к знаниям, ни к навыку, а мы называем этот компонент отношением. Если говорить об опасных мыслях, опасных привычках, все это — отношение.
— Возьмем конкретный случай. Если вы начинаете сотрудничать с какой-то компанией, производством, электроэнергетической станцией, то, в первую очередь, необходимо выяснить, какая культура безопасности присутствует на предприятии.
При ведении опросов сотрудников сразу выявляются их опасные превычки и стереотипы поведения на конкретных рабочих местах. Часто привычки касаются не только работы, эти опасные привычки человек несет с собой по жизни. Находясь в аудитории, человек будет эти опасные мысли и привычки повторять. Главная задача тренеров — заметить это, и показать человеку.
Например, при разборе определенного несчастного случая, толчком для которого стала опасная привычка, часто можно услышать возражения работников о том, что причина инцидента в другом. «На самом деле во всем виноват руководитель, который заставляет «гнать план»», «виноват необучаемый и абсолютно непонятливый работник», «виноват отдел охраны труда», который не донес до сотрудников то, что обязан был донести. Но мы в этот момент важно вовремя «нажать на стоп» и определить, показать, что в этот момент делает работник. А он в данный момент не признает, что что-то в работе зависит от него лично, он признает виноватыми всех окружающих, только не самого себя. И мы можем быть уверены на все 100%, что на инструктаже он ведет себя точно таким же образом.
Инженер по охране труда будет пытаться донести что-то до этого человека, а он будет спорить: мол, вы идите, сначала с руководством разберитесь-договоритесь, потом с нами беседуйте. И выявление подобного поведения является первым шагом в работе консультирующего эксперта. Естественно, мы можем сталкиваться с сопротивлением: «Это я по данному поводу свое мнение выражаю, в других случаях все по-другому происходит».
Но в данном случае можно утверждать, что такой человек будет спорить всегда и везде, не считая себя участником процесса, не считая себя виновным. Поэтому, выявив такое отношение, мы «включаем» обратную связь, спрашиваем у остальных: что он сейчас делает? И вот так, понемногу человек осознает, что он ведет себя неправильно, осознает все неправильно. Когда он уже осознал сложившуюся ситуацию, мы даем право выбора: ты можешь спорить дальше, а можешь подойти к процессу с другой точки зрения, например, сначала все внимательно выслушать, потом задать свои вопросы. Эта тренировка является основой всей работы: заметить, признать и выбрать другое поведение. Это касательно самой технологии.
Дополнительно скажу, что при всей кажущейся простоте сама технология достаточно сложная. Она требует от тренера большой наблюдательности: выявить не только уровень знаний и навыков, но и понять вот это самое отношение, как оно проявляется. Поэтому тренер должен быть достаточно хорошо подготовлен. Далее: тренер должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков, чтобы убедить человека в том, что в настоящее время он имеет в своей голове опасные мысли и опасные привычки. Также требуется высокий уровень восприятия человека, чтобы не обвинять его безоговорочно («Вот, если ты ведешь себя так, то завтра обязательно по твоей вине случится катастрофа».), а дать понять, что завтра он может выбрать другое поведение. И эта гибкость, которую должен проявлять тренер, является очень непростой задачей.
— Самый простой способ — посмотреть на количество инцидентов, случившихся после проведения тренингов. Но важно понимать, что в некоторых случаях происходит сокрытие неприятных инцидентов. А после проведения тренингов данные о травматизме могут стать более открытыми, руководство может решить, что так будет эффективнее. И с виду может показаться, что количество ЧП увеличилось, но ведь это не так. Поэтому мы говорим, что снижение инцидентов и несчастных случаев — это долговременный результат, к которому нужно будет еще прийти после того, как пройдет волна искоренения сокрытий ЧП. Но можно заметить вовлечение сотрудников в мероприятия, направленные на предотвращение опасности.
Конкретный пример. Начинаем работать с компанией, проводим опрос по средствам индивидуальной защиты. Задаем вопросы, какие СИЗы им не нравятся из-за неудобства, какие есть пожелания и рекомендации. И потом легко определить количество участников опроса и качество ответов. Мы же видим: в одном случае в опросе примет участие половина сотрудников, но они дадут конкретные ответы и внесут конкретные предложения, в другом случае все сотрудники напишут, что все нормально, все устраивает. Работали на одном предприятии, там на 35% улучшилось качество опроса по СИЗам. То есть люди поняли, что в этом есть смысл, что их мнение будет учтено, и начали писать, какие именно перчатки и очки им требуются, а какая спецодежда неудобна.
Также можно взять любой журнал отметок по безопасности мастера смены. До проведения работы экспертами в журналах были записи: «все хорошо, замечаний нет». После тренингов в журналах появляются конкретные замечания. Вот такие кратковременные и долговременные результаты. Причем, прежде всего, работа тренеров должна согласовываться с департаментом охраны труда и промышленной безопасности предприятия. Мы обязательно выясняем, что сейчас в приоритете их работы. Долговременный результат — это, естественно, нулевой травматизм и снижение практик, которые привели к этому травматизму.