Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Еще раз о новом порядке специальной оценки условий труда

15 июля 2013 г.

В последнее время появилась некоторая информация (План-график разработки проекта и Концепция Федерального закона), которая позволяет предвидеть структуру будущего Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и содержание основного раздела этого документа  «Порядок проведения специальной оценки условий труда». Именно этот раздел представляется наиболее важным, так как в нем устанавливаются основные процедуры, реализуемые в ходе специальной оценки условий труда.

Отсутствие времени для серьезной работы по данному законопроекту у экспертов Минруда России приводит к выводу о том, что в закон будет трансформирована уже готовая разработка. Присутствие в составе Рабочей группы представителей ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда «ОЛС-комплект» дает основания думать, что этой разработкой будет системный документ в области оценки профессиональных рисков (ПР) – проект Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) и оценки профессиональных рисков (далее – Порядок), который создавался Клинским институтом на протяжении последних пяти лет.

Основные положения концепции «Порядка» опубликованы в статьях Генерального директора института Олега КОСЫРЕВА в журнале «Справочник специалиста по охране труда»,  журнале (на CD) «Без Аварий и Травм» и др., а также озвучивались им в докладах на различных конференциях и совещаниях. Как видно уже из названия, «Порядок» объединяет АРМ и оценки ПР. Точнее – АРМ становится составной частью комплекса работ по идентификации и оценке опасностей. Задача выбора «АРМ или ПР» решена объединением того и другого в одну процедуру, названную интегральной оценкой условий труда (ИОУТ).

ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ «ПОРЯДКА»

При проведении АРМ основное внимание уделялось вредным производственным факторам (ВПФ), а  в новой процедуре идентифицируются (вносятся в перечень) и исследуются все опасности, в том числе связанные с факторами производственной среды, а также ситуации или действия, способные нанести вред работнику в виде травм или ухудшения состояния здоровья, угрозы и опасности, создаваемые оборудованием и технологическим процессом, зависящие от организации рабочего места, учитывающие некомпетентность персонала и т.п. Таким образом, оценка опасности травмирования работника занимает равноценное положение с оценкой воздействия на работника ВПФ.

Наряду с идентификацией и исследованием опасностей предполагается скоррелированный сбор персонифицированных данных по состоянию здоровья (в том числе и обусловленного травмами) работников. И то и другое должно передаваться для централизованного хранения и анализа в АС «Профессиональные риски». В ней будут накапливаться данные  о трудовом маршруте работника, истории его условий труда, динамике изменения его индивидуальных показателей здоровья.
 
Это, в частности позволит обоснованно принимать решения о дальнейшем режиме труда и отдыха работника. Особое внимание уделяется обеспечению конфиденциальности собранных данных.

После проведения АРМ предполагается законодательно обусловленная разработка «Плана мероприятий по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков», а также «Программы производственного контроля (мониторинга) условий труда». Мониторинг должен охватывать все риски со средними и высокими уровнями а также производственные факторы с классом 3.1 и выше. 
 
Практикуемый сейчас пятилетний цикл АРМ не дает достаточной возможности управления рисками, большинство работодателей пренебрегает актуализацией результатов аттестации из-за неоднозначности нормы, прописанной в действующем Порядке. В новом законе мониторинг осуществляется за счет интеграции в новую методологию процедуры производственного контроля, которая осуществляется внутри АРМ и, вытекает из ее результатов.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАКОНУ


Существенной частью процедуры оценки условий труда согласно новому закону должно стать определение индекса ИОУТ. Последний представляет собой одночисловую балльную характеристику суммарной вредности и опасности превышения факторами производственной среды и трудового процесса, действующими на рабочем месте, гигиенических нормативов, с учетом риска травмирования и защищенности работника СИЗ. При расчете ИОУТ используются три основных показателя:
  • показатель вредности условий труда на рабочем месте;
  • показатель риска травмирования работника;
  • показатель защищенности работника СИЗ.
Каждый из перечисленных выше, а также других количественных показателей, входящих в систему оценок, несет самостоятельное значение и может применяться для анализа отдельных элементов эффективности охраны труда и обеспечения сохранения здоровья работников.

Расчеты ИОУТ проводятся в соответствии с «Методикой определения интегральной оценки условий труда». Соответственно, эта методика должна стать неотъемлемой частью будущего Федерального закона.

На основе ИОУТ определяется интегральный показатель уровня профессионального риска в организации (УПРО). Этот показатель представляет собой одночисловую  характеристику, которая определяется путем вычисления средневзвешенной величины на основе результатов расчета ИОУТ отдельных работников организации.
 
Информация об уровне профессионального риска в организациях может быть использована при выполнении расчетов страховых тарифов в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Определение интегрального показателя уровня профессионального риска в организации проводится в соответствии с «Методикой определения интегрального показателя уровня профессионального риска организации», которая также должна стать неотъемлемой частью будущего Федерального закона.
 
Другой важной частью процедуры оценки условий труда является определение защищенности работников СИЗ. Здесь необходимо установить соответствие между идентифицированными на рабочем месте опасностями, риск от которых оценивается как средний и (или) высокий, а также действующими ВПФ с классом условий труда 3.1 и выше, и СИЗ, выданных работнику.
 
Защищенность работников СИЗ на рабочем месте может считаться обеспеченной, если для всех высоких и средних рисков и вредных производственных факторов с классом 3.1 и выше, номенклатура фактически выданных работнику СИЗ согласно карточке учета СИЗ обеспечивает предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов и рисков, а также защиту от загрязнений. Как правило, утверждение новых и актуализация действующих нормативов в этой сфере существенно отстает от развития технологических процессов, появляются новые СИЗ, изменяется характер работ по профессиям и должностям. Предлагаемая Методика не должна зависеть от этих процессов.
 
Важным дополнением к Закону должен стать классификатор опасностей, который будет включать полный перечень опасностей:
  •  для здоровья (соответствуют группам ВПФ Руководства Р 2.2.2006-05); в дальнейшем полежат гигиенической оценке на основе инструментальных измерений уровней факторов производственной среды, а также экспертной оценке факторов трудового процесса;
  • травмирования (создаваемые оборудованием и технологическим процессом, зависящие от организации рабочего места, и т.п.);
  • в дальнейшем проводится экспертная оценка риска.
Запись о наличии опасности вносится только путем выбора из классификатора, что существенно облегчает работу, ограничивает субъективизм при экспертных оценках и позволяет в дальнейшем автоматизировать процессы. В результате проведения идентификации опасностей на рабочем месте формируется Реестр идентифицированных опасностей.

Наконец, необходим стандарт «Формы вспомогательных документов первичной информации. Порядок сбора и заполнения».

ТРЕБОВАНИЯ К АТТЕСТУЮЩИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

По мнению разработчиков, предлагаемая в Законе новая система аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков более логична, чем существующая. Она может показаться громоздкой и перегруженной различными процедурами и расчетами. В частности, представляется явно переусложненным и противоречивым метод оценки ИОУТ – основной характеристики суммарной вредности и опасности превышения факторами производственной среды и трудового процесса, действующими на рабочем месте, гигиенических нормативов, с учетом риска травмирования и защищенности работника СИЗ.

Кроме идентификации опасностей и оценки рисков травмирования на рабочих местах, инструментальных измерений и оценки условий; входящих как в ныне действующий порядок АРМ, так и в будущую специальную оценку условий труда, новый Федеральный закон предполагает ряд дополнительных процедур и, соответственно, дополнительный объем работ, в перечень которых входят:
  • сбор персонифицированных сведений о работниках;
  • оценка защищенности работников СИЗ (сравнение качества фактически выданных СИЗ с требуемыми для предотвращения или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов и рисков, а также защиту от загрязнений);
  • математические расчеты отдельных показателей и общих оценок (достаточно сложные математические расчеты требуют как высокой квалификации специалистов, так и использования современных IT-технологий);
  • разработка программы  пост-АРМ производственного контроля (мониторинга).
Все это можно было бы пережить, если бы была уверенность в том, что все приложения к Федеральному закону, перечисленные выше, не слишком запоздают относительно самого Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
 
Предыдущий опыт нормотворчества Минздравсоцразвития и его наследника Минтруда такой уверенности не прибавляет. Но, возможно все будет лучше, чем видится сейчас. Когда реформы идут так давно, всем уже все равно, чем они кончатся, лишь бы сохранился такой желанный и вымученный статус-кво.
 
 Г. Федорович

Источник: Приборостроительная компания «НТМ-защита», электронный ресурс: ntm.ru