Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
О специальной оценке условий труда
12 июля 2013 г.
Специальная оценка условий труда позволит сократить затраты работодателя за счет предварительной идентификации опасностей и отказа от сплошных инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, признанных безопасными.
Член рабочей группы, созданной для подготовки Законопроекта «О специальной оценке условий труда», Олег КОСЫРЕВ, генеральный директор Клинского института охраны и условий труда, описывает некоторые его концептуальные моменты.
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 243-ФЗ).
Его принципиальным нововведением стало установление дополнительных страховых взносов для работодателей, работники которых заняты во вредных условиях труда, на тяжелых и (или) опасных видах работ. Согласно новой редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) страхование по повышенным тарифам предусмотрено в пользу лиц, занятых:
- на подземных работах;
- работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
- для работников отдельных профессий и видов работ.
Суммы дополнительных взносов довольно существенны и дифференцированы в зависимости от видов работ. Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на поземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, установлены следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР):
- на 2013 г. – 4%;
- на 2014 г. – 6%;
- на 2015 г. и последующие годы – 9%.
В случае если речь идет о лицах, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, а также о работниках отдельных профессий и некоторых видах работ, то в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ размер дополнительных страховых взносов в ПФР составляет:
- в 2013 г.– 2%;
- в 2014 г. – 4%;
- в 2015 г. и последующие годы – 6%.
Согласно ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов (работодатели) освобождаются от уплаты страховых взносов по вышеуказанным дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), проводимой в порядке, установленном отдельным федеральным законом.
Вскоре после принятия Закона № 243-ФЗ Президент РФ подписал поручение от 26.12.2012 № Пр-3499, в котором обязал Правительство РФ до 1 сентября 2013 г подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, регулирующего порядок проведения специальной оценки рабочих мест на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и или) опасными условиями труда, с результатами этой оценки.
Законопроект «О специальной оценке условий труда» (далее – законопроект) сейчас разрабатывается. Вместе с ним в Госдуму будут внесены проекты федеральных законов, предусматривающих соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации далее – ТК РФ) и иные нормативные акты.
Как член рабочей группы, созданной для подготовки Законопроекта, становлюсь на его некоторых концептуальных моментах.
Целями СОУТ являются:
Как член рабочей группы, созданной для подготовки Законопроекта, становлюсь на его некоторых концептуальных моментах.
Целями СОУТ являются:
- выявление и идентификация опасностей;
- оценка соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- мониторинг условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (т. е. гигиеническая оценка);
- установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством;
- освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, если условия труда приведены в соответствии с нормативными требованиями.
Результаты СОУТ применяются:
- для установления работникам, занятым на рабочих местах, на которых по результатам СОУТ констатированы вредные и (или) опасные условия труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда (в соответствии с требованиями ТК РФ и постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»);
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (возможно изменение системы тарификации в целом);
- освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам;
- иных целей – по аналогии с аттестацией рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) (разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, информирование работников об условиях труда на рабочих местах и о существующем риске повреждения здоровья, обоснование для проведения обязательных медосмотров и др.).
Предполагается, что по общему правилу СОУТ будет осуществляться один раз в пять лет совместно работодателем и организацией, аккредитованной на ее проведение. При этом СОУТ будет представлять собой единый комплекс последовательно выполняемых процедур, включая:
- подготовку к проведению СОУТ;
- идентификацию опасностей на рабочих местах;
- оценку профессионального риска.
Проведение СОУТ в виде единого комплекса процедур обеспечит:
- сокращение затрат работодателя на реализацию нескольких однотипных процедур по оценке условий труда работников (АРМ, производственный контроль условий труда, оценка риска на рабочих местах);
- сокращение затрат работодателя на проведение «сплошных» измерений всех «потенциально» действующих на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, за счет выявления рисков повреждения здоровья на этапе, предшествующем исследованиям;
- оценку условий труда работников с учетом защитных свойств применяемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
- эффективное управление профессиональными рисками за счет определения показателей, формирующих уровень профессионального риска отдельного работника и предприятия в целом;
- возможность организации проведения эффективного мониторинга состояния условий труда на рабочих местах и разработки профилактических мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности работников.
В целом результаты СОУТ будут способствовать решению задачи по созданию основ управления профессиональными рисками.