Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
От аттестации – к специальной оценке условий труда
9 октября 2013 г.
генеральный директор Клинского института охраны и условий труда,
член рабочей группы по разработке проекта федерального закона
«О порядке специальной оценки условий труда»
В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, «занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах», «занятых на работах с тяжелыми условиями труда», и других категорий лиц, указанных в ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В этой же статье установлено право работодателя на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам «по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом».
ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ВЫПОЛНИТЬ
Приказом Минтруда России от 23.01.13 № 23 утвержден состав рабочей группы по разработке проекта федерального закона «О порядке специальной оценки условий труда» (далее по тексту – законопроект), в состав которой входит и автор настоящей статьи.
На официальном сайте Минтруда России 19 февраля 2013 г. были опубликованы два уведомления о разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны труда в связи с принятием федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Утверждены график и дорожная карта разработки и экспертизы законопроекта, определяющие этапы и сроки принятия федерального закона, в соответствии с которыми он должен быть принят до конца 2014 года.
Обратимся еще раз к Федеральному закону № 212-ФЗ, а точнее – к некоторым его моментам, которые не совсем очевидны, но все же однозначно прописаны. Многие, в том числе отдельные специалисты Пенсионного фонда РФ, трактуют норму закона по обязанности уплачивать дополнительные взносы только в отношении лиц, входящих в Списки №1 и №2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10). Но в ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3, на которую ссылается законодатель, определены виды работ («на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах»), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В настоящий момент рабочими местами с вредными условиями труда признаются рабочие места, отнесенные по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к категории вредных, то есть оцененных с классом 3.1 и выше. Таким образом, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ могут уплачиваться в отношении всех работников, занятых на рабочих местах с классом 3.1 и выше.
В уведомлении Минтруда России о разработке проекта федерального закона «О, специальной оценке условий труда» определена основная цель законопроекта: «Проект федерального закона вводит порядок и процедуры специальной оценки условий труда на рабочих местах, требования к организациям осуществляющим оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах с целью выявления целесообразности установления работникам, занятым во вредных условиях труда, компенсаций за работу в таких условиях, определения для работодателя величины страхового тарифа и скидок (надбавок) к нему, а также размеров отчисления в Пенсионный фонд РФ в зависимости от условий труда на рабочих местах».
Указывается, что трудовым законодательством установлена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда. Она необходима, в том числе, для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и установления соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
В случае выявления вредных условий труда на рабочих местах законодательство предусматривает компенсации занятым на них работникам. Кроме того, результаты аттестации учитываются при назначении страховых тарифов для работодателей, скидок (надбавок) к этим тарифам.
В характеристике отмечается, что в существующем законодательстве механизмы стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда прописаны в различных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах. Имеющиеся механизмы не учитывают влияние условий труда на размеры пенсионного обеспечения и сроки выхода на пенсию работников, в связи с чем работодатель не несет ответственности, если работнику полагается досрочная пенсия вследствие установления вредных условий труда на его рабочем месте. Указанные издержки несет Пенсионный фонд РФ, что неприемлемо в условиях сокращения численности трудоспособного населения и роста количества пенсионеров по старости.
В резюмирующей части отмечается, что необходимо создать единую систему специальной оценки условий труда, обеспечивающую назначение компенсаций, страховых тарифов, скидок (надбавок), а также размеров отчислений в Пенсионный фонд РФ с целью установления ответственности работодателя за состояние условий труда на находящихся в его введении рабочих местах.
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Предметом регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.
В законопроекте установлены основные принципы законодательства о специальной оценке условий труда и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов. Отмечу основные представленные принципы:
- презумпция наличия потенциальной опасности на любом рабочем месте;
- объективность, достоверность и полнота исследований, проводимых в рамках специальной оценки условий труда;
- независимость и компетентность организаций и экспертов, осуществляющих специальную оценку условий труда;
- участие работников и их объединений в осуществлении специальной оценки условий труда, обеспечение свободы такого участия.
Сфера применения результатов специальной оценки условий труда в основном совпадает со сферой использования результатов аттестации рабочих мест, которая достаточно подробно изложена в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В законопроекте сфера применения результатов специальной оценки несколько расширена в целях их использования для освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
В законопроекте установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.
Обязанности по обеспечению проведения специальной оценки возлагаются на работодателя. При этом он должен обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки на его рабочем месте, ознакомить работника с результатами оценки, дать необходимые разъяснения.
В свою очередь работник обязан принимать участие в выявлении и идентификации опасностей при проведении специальной оценки на его рабочем месте. При этом он имеет право на обжалование результатов оценки. Активная роль работника в данном процессе коренным образом отличает вновь вводимый порядок оценки от действующего Порядка проведения аттестации рабочих мест.
ЭКСПЕРТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
В законопроекте большое внимание уделено организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда. Институт экспертов, осуществляющих специальную оценку, вводится впервые.
В разделе основных терминов дано определение понятия «эксперт». Это физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и привлекаемое аккредитованной организацией для выполнения работ по специальной оценке условий труда. Таким образом, в отличие от действующей сегодня практики, эксперт должен быть не только обучен, но и аттестован, т.е. сдать квалификационные экзамены.
Подобная практика характерна для финансовой сферы. Так, финансовые аудиторы, желающие профессионально заниматься аудиторской деятельностью, должны иметь квалификационный аттестат. Порядок аттестации аудиторов в России определен положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Законопроектом предусмотрено создание и актуализация реестра лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Организация, претендующая на аккредитаацию для осуществления специальной оценки, должна иметь в своем штате не менее пяти таких аттестованых экспертов.
Как и в действующем Порядке проведения аттестации, в законопроекте прописана норма, устанавливающая, что специальную оценку условий труда проводят совместно работодатель и организация, привлекаемая работодателем, на основании договора гражданско-правового характера. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ несколько аккредитованных организаций.
ВОПРОСЫ АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Специальная оценка условий труда может проводиться только юридическими лицами, аккредитованными на право ее проведения, в порядке, установленном законодательством РФ об аккредитации. Указом Президента РФ от 24.01.11 № 86 «О единой национальной системе аккредитации» в России создана единая система аккредитации, находящаяся в ведении Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации).
В финальной стадии обсуждения находится проект федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации», в котором даны ограничения, касающиеся сферы распространения требований Закона. В частности, сфера его действия не распространяется на аккредитацию организаций, оказывающих услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 чел., и организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Других изъятий из области охраны труда в проекте закона нет.
С.В. МИГИН отметил, что Росаккредитацией создана система экспертизы соответствия организаций, лабораторий и экспертов в различных видах деятельности. Федеральные ведомства, заинтересованные в подтверждении компетенции и государственной аккредитации субъектов, осуществляющих специализированные услуги, должны подготовить требования, на соответствие которым Росаккредитация и будет проводить аккредитацию. В.А. КОРЖ подтвердил, что Минтруд России в рамках законопроекта сформирует требования для аккредитации организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.
С.В. МИГИН отметил, что действующий приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.10 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» не в полной мере соответствует требованиям нового законопроекта «Об аккредитации в Российской Федерации» и будет отменен после вступления его в силу. Докладчики также подтвердили, что аккредитация будет осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда».
В законопроекте сказано, что в дополнение к требованиям, установленным законодательством РФ об аккредитации, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: иметь в штате не менее пяти аттестованных экспертов, занятых на постоянной основе, и не менее одного рабочего места, оборудованного электронно-вычислительной техникой, необходимой для передачи в установленном порядке сведений в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда.
Установлены и конкретные требования к аккредитации испытательных лабораторий, которые в целом сопоставимы с требованиями приказа № 205н.
Отдельная статья законопроекта посвящена независимости организаций и экспертов, осуществляющих специальную оценку условий труда. Такие организации и эксперты должны быть не аффилированными по отношению к работодателю лицами, на рабочих местах которого они проводят специальную оценку. Данная процедура не может осуществляться организациями надзора (контроля), выполняющими также иные функции, реализация которых может повлечь за собой конфликт интересов.
Должностные лица аккредитованных организаций и эксперты не должны находиться в близком родстве с должностными лицами работодателей, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда. Также должна быть исключена любая финансовая, организационно-правовая и иная зависимость между такими лицами и организациями. В этой же статье предусмотрена норма, позволяющая ограничить возможность воздействия работодателя на независимую организацию и экспертов, чтобы повлиять на результаты оценки посредством установления условий договора, включая порядок выплаты и размер денежного вознаграждения.
Аккредитованные организации обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику при проведении специальной оценки и или) третьим лицам, использующим результаты оценки. Запрещается проведение специальной оценки организацией, гражданская ответственность которой не застрахована.
В законопроекте много внимания уделено формированию информационного пространства, предполагающего взаимодействие субъектов специальной оценки условий труда, различных органов власти и внебюджетных фондов. Определены условия и принципы создания федерального банка данных результатов специальной оценки. Так, результаты подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на работодателя и аккредитованную организацию.
Высокая значимость результатов социальной оценки, их влияние на объем и качество обеспечения социальной защищенности работников, усыновление для них различного рода гарантий и компенсаций, а также наличие прямой зависимости объемов отчислений в Пенсионный фонд РФ и в Фонд социального страхования РФ от результатов оценки обусловливают необходимость создания системы жесткого контроля в этой сфере.
АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ
Один из наиболее эффективных механизмов контроля – создание глобальной информационно-аналитической системы, способной в автоматизированном режиме находить признаки нарушения законодательства и доставлять такую информацию в заинтересованные ведомства. Федеральная государственная информационная система учета результатов специальной оценки условий труда будет формироваться за счет интеграции двух действующих информационных систем Минтруда России: АС «Анализ и контроль работ по охране труда» (АКОТ) и АС «Профессиональные риски».
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований федерального закона будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Отдельная глава законопроекта посвящена организации контроля качества специальной оценки. В настоящий момент процедура контроля качества результатов аттестации рабочих мест по условиям труда регламентируется ст. 2161 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 25.04.03 № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».
В начале 2012 г. Минздравсоцразвития России был подготовлен приказ «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и Перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от вида экспертизы)». Ввиду реорганизации министерства этот приказ не был принят.
Предусмотрена процедура ведения электронного реестра выданных заключений государственной экспертизы условий труда. Информация, содержащаяся в реестре, должна передаваться органом исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда, уполномоченным на проведение оценки качества проведения специальной оценки, в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Информация, содержащаяся в реестре, может по отдельным запросам выдаваться органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, саморегулируемым организациям и т.п.
Наконец, о самой важной части законопроекта, определяющей организацию и порядок проведения специальной оценки условий труда. Представим ее в общих чертах, а в последующих материалах постараемся детально раскрыть методические и технические особенности всех составляющих проведения оценки условий труда по новой технологии.
Основные задачи, которые ставили перед собой разработчики, – сохранить преемственность действующей процедуры аттестации рабочих мест, интегрировать ее с системой производственного контроля и механизмами оценки профессиональных рисков.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
Порядок проведения специальной оценки укрупненно представлен в виде единого комплекса последовательно выполняемых процедур:
- подготовка к проведению специальной оценки условий труда;
- идентификация опасностей на рабочих местах;
- оценка профессионального риска, включая уровень риска на рабочих местах, уровень индивидуального риска работников и общий уровень риска работодателя.
В отдельную процедуру выделен мониторинг условий труда на рабочих местах работников, который базируется на правилах и условиях проведения производственного контроля на таком объекте контроля, как рабочее место.
В общих положениях порядка проведения специальной оценки установлено, что она должна проводиться на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных законопроектом. Периодичность проведения специальной оценки, как и при аттестации рабочих мест, – один раз в пять лет.
Для организации и проведения специальной оценки работодателем создается комиссия, а также определяется график проведения работ. Комиссия определяет объемы работ, организует подготовку к оценке рабочих мест, ведет разъяснительную работу с персоналом, взаимодействует с аккредитованной организацией. Рекомендации по составу комиссии аналогичны положениям Порядка проведения аттестации.
Важнейшее звено новой системы оценки условий труда – процедура идентификации опасностей на рабочих местах, которая реализуется комиссией по специальной оценке условий труда при непосредственном участии работников, на рабочих местах которых она проводится. Работодатель вправе провести эту процедуру без привлечения аккредитованной организации.
Как уже было сказано выше, работник обязан принимать участие в выявлении и идентификации опасностей на своем рабочем месте. Такая норма позволит работодателю избежать в дальнейшем возможных конфликтов с работником относительно полноты проведенных исследований.
Объем идентифицированных опасностей будет определять объем и, соответственно, стоимость дальнейших исследований и оценок, проводимых аккредитованной организацией.
Мониторинг условий труда проводится только на рабочих местах работников, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлена средняя или высокая степень профессионального риска. Периодичность проведения мониторинга зависит от уровня профессионального риска и от класса вредности на рабочем месте, но не должна превышать одного года.
В законопроекте также содержатся статьи, устанавливающие:
- требования к оформлению результатов специальной оценки условий труда;
- особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах;
- проведение внеплановой специальной оценки условий труда;
- утверждение результатов специальной оценки условий труда.
В целом требования этих статей аналогичны положениям Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 6, 2013.