Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

27 декабря 2024 г.

Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024

С 10 по 13 декабря 2024 года в московском международном выставочном центре Крокус Экспо проходила 28-я Международная специализированная выставка – деловой форум «Безопасность и...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

От аттестации – к специальной оценке условий труда

9 октября 2013 г.

Прежде чем рассказать о положениях законопроекта «О специальной оценке условий труда», следует разобраться в истории вопроса. Почему возникла необходимость в разработке нового закона, да еще в такие сжатые сроки? Почему «специальная» оценка условий труда? Как это связано с пенсионной реформой?
 
Олег КОСЫРЕВ,
генеральный директор Клинского института охраны и условий труда,
член рабочей группы по разработке проекта федерального закона
«О порядке специальной оценки условий труда»
 
Первое упоминание и отсылочная норма на закон «О специальной оценке условий труда» появи­лись в Федеральном законе от 03.12.12 № 243-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации по вопросам обя­зательного пенсионного страхования». В частности, указанным законом вне­сены изменения в Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федерального закона № 212-ФЗ).
 
В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ в отношении вы­плат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, «занятых на подзем­ных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах», «занятых на работах с тяжелыми ус­ловиями труда», и других категорий лиц, указанных в ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-Ф3 «О трудо­вых пенсиях в Российской Федерации». В этой же статье установлено право работодателя на освобождение от уп­латы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам «по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным феде­ральным законом».
 
ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ВЫПОЛНИТЬ
 
Президент РФ В.В. ПУТИН дал пору­чение Правительству РФ в срок до 1 сентября 2013 года подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ про­ект федерального закона, регулирую­щего «порядок проведения специаль­ной оценки рабочих мест на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства РФ, а также соотно­шение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отно­шении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с результатами этой оценки» (см. Перечень поручений Президента РФ по вопросам пенсионного законодательс­тва, пр-3499 от 26.12.12).
 
Приказом Минтруда России от 23.01.13 № 23 утвержден состав рабочей группы по разработке проекта федерального закона «О порядке специальной оценки условий труда» (далее по тексту – законопроект), в состав которой входит и автор настоящей статьи.
 
На официальном сайте Минтруда России 19 февраля 2013 г. были опубликованы два уведомления о разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны труда в связи с принятием федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Утверждены график и дорожная карта разработки и экспертизы законопроекта, определяющие этапы и сроки принятия федерального закона, в соответствии с которыми он должен быть принят до конца 2014 года.
 
Обратимся еще раз к Федеральному закону № 212-ФЗ, а точнее – к некоторым его моментам, которые не совсем очевидны, но все же однозначно прописаны. Многие, в том числе отдельные специалисты Пенсионного фонда РФ, трактуют норму закона по обязанности уплачивать дополнительные взносы только в отношении лиц, входящих в Списки №1 и №2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10). Но в ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3, на которую ссылается законодатель, определены виды работ («на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах»), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
 
В настоящий момент рабочими местами с вредными условиями труда признаются рабочие места, отнесенные по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к категории вредных, то есть оцененных с классом 3.1 и выше. Таким образом, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ могут уплачиваться в отношении всех работников, занятых на рабочих местах с классом 3.1 и выше.
 
В уведомлении Минтруда России о разработке проекта федерального закона «О, специальной оценке условий труда» определена основная цель законопроекта: «Проект федерального закона вводит порядок и процедуры специальной оценки условий труда на рабочих местах, требования к организациям осуществляющим оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах с целью выявления целесообразности установления работникам, занятым во вредных условиях труда, компенсаций за работу в таких условиях, определения для работодателя величины страхового тарифа и скидок (надбавок) к нему, а также размеров отчисления в Пенсионный фонд РФ в зависимости от условий труда на рабочих местах».
 
Одна из ключевых целей законопроекта – введение экономических механизмов установления ответственности работодателя за состояние условий и охраны труда на находящихся в его введении рабочих местах. Минтруд России дает характеристику общественных отношений, на которые будут распространяться требования разрабатываемого закона.
 
Указывается, что трудовым законода­тельством установлена процедура ат­тестации рабочих мест по условиям труда. Она необходима, в том числе, для выявления вредных и (или) опас­ных производственных факторов и установления соответствия условий труда на рабочих местах государствен­ным нормативным требованиям ох­раны труда.
 
В случае выявления вредных ус­ловий труда на рабочих местах зако­нодательство предусматривает ком­пенсации занятым на них работникам. Кроме того, результаты аттестации учитываются при назначении страхо­вых тарифов для работодателей, ски­док (надбавок) к этим тарифам.
 
В характеристике отмечается, что в существующем законодательстве ме­ханизмы стимулирования работода­теля к улучшению условий и охраны труда прописаны в различных феде­ральных законах и подзаконных нор­мативных правовых актах. Имеющиеся механизмы не учитывают влияние ус­ловий труда на размеры пенсионного обеспечения и сроки выхода на пен­сию работников, в связи с чем работо­датель не несет ответственности, если работнику полагается досрочная пен­сия вследствие установления вредных условий труда на его рабочем месте. Указанные издержки несет Пенсионный фонд РФ, что неприемлемо в условиях сокращения численности трудоспо­собного населения и роста количества пенсионеров по старости.
 
В резюмирующей части отмеча­ется, что необходимо создать единую систему специальной оценки условий труда, обеспечивающую назначение компенсаций, страховых тарифов, скидок (надбавок), а также размеров от­числений в Пенсионный фонд РФ с целью установления ответственности работодателя за состояние условий труда на находящихся в его введении рабочих местах.
 
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
 
Предметом регулирования зако­нопроекта являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспе­чению безопасности работников в про­цессе трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, со­ответствующие требованиям охраны труда.
 
В законопроекте установлены ос­новные принципы законодательства о специальной оценке условий труда и изданных в соответствии с ним норма­тивных правовых актов. Отмечу основ­ные представленные принципы:

 
  • презумпция наличия потенци­альной опасности на любом рабочем месте;
  • объективность, достоверность и полнота исследований, проводимых в рамках специальной оценки условий труда;
  • независимость и компетентность организаций и экспертов, осуществля­ющих специальную оценку условий труда;
  • участие работников и их объеди­нений в осуществлении специальной оценки условий труда, обеспечение свободы такого участия.
 
Термины и определения в сфере оценки условий труда законодательно не установлены; в подзаконных нор­мативных актах и других документах они отличаются, а зачастую и противоречат друг другу, поэтому в законопроекте значительное место отводится терминам и определениям. Так, будут установлены следующие основные термины: «специальная оценка условий труда», «вредные условия труда», «опасные условия труда», «классы условий труда», «уровень профессионального риска» и др.; будет законодательно установлена классификация условий труда.
 
Сфера применения результатов специальной оценки условий труда в основном совпадает со сферой использования результатов аттестации рабочих мест, которая достаточно подробно изложена в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В законопроекте сфера применения результатов специальной оценки несколько расширена в целях их использования для освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
 
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
 
В законопроекте установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.
 
Обязанности по обеспечению проведения специальной оценки возлагаются на работодателя. При этом он должен обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки на его рабочем месте, ознакомить работника с результатами оценки, дать необходимые разъяснения.
 
В свою очередь работник обязан принимать участие в выявлении и идентификации опасностей при проведении специальной оценки на его рабочем месте. При этом он имеет право на обжалование результатов оценки. Активная роль работника в данном процессе коренным образом отличает вновь вводимый порядок оценки от действующего Порядка проведения аттестации рабочих мест.
 
ЭКСПЕРТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
 
В законопроекте большое внимание уделено организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда. Институт экспертов, осуществляющих специальную оценку, вводится впервые.
 
В разделе основных терминов дано определение понятия «эксперт». Это физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и привлекаемое аккредитованной организацией для выполнения работ по специальной оценке условий труда. Таким образом, в отличие от действующей сегодня практики, эксперт должен быть не только обучен, но и аттестован, т.е. сдать квалификационные экзамены.
 
Подобная практика характерна для финансовой сферы. Так, финансовые аудиторы, желающие профессионально заниматься аудиторской деятельностью, должны иметь квалификационный аттестат. Порядок аттестации аудиторов в России определен положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
 
Законопроектом предусмотрено создание и актуализация реестра лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Организация, претендующая на аккредитаацию для осуществления специальной оценки, должна иметь в своем штате не менее пяти таких аттестованых экспертов.
 
Введение института экспертов поз­волит увеличить обоснованность и до­стоверность результатов специальной оценки за счет установления повышенных квалификационных требований и личной ответственности физических лиц, участвующих в проведении оценок и подготовке соответствующих заклю­чений. По нашему мнению, такое ново­введение существенно изменит действу­ющую процедуру обучения и повыше­ния квалификации в этой сфере. Разде­ление полномочий (обучение и аттеста­ция) повысит конкуренцию между учеб­ными центрами, заставит претендента на статус эксперта выбирать учебные организации, в которых можно получить реальные знания, а не «корочку», что он «прослушал» или «принял участие» в тематическом семинаре.
 
Как и в действующем Порядке прове­дения аттестации, в законопроекте прописана норма, устанавливающая, что специальную оценку условий труда проводят совместно работодатель и организация, привлекаемая работода­телем, на основании договора гражданско-правового характера. Работо­датель вправе привлечь для выполне­ния работ несколько аккредитованных организаций.
 
ВОПРОСЫ АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 
Специальная оценка условий труда может проводиться только юридичес­кими лицами, аккредитованными на право ее проведения, в порядке, уста­новленном законодательством РФ об аккредитации. Указом Президента РФ от 24.01.11 № 86 «О единой националь­ной системе аккредитации» в России создана единая система аккредитации, находящаяся в ведении Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации).
 
В финальной стадии обсуждения находится проект федерального закона «Об аккредитации в Российской Феде­рации», в котором даны ограничения, касающиеся сферы распространения требований Закона. В частности, сфера его действия не распространяется на аккредитацию организаций, оказыва­ющих услуги по осуществлению фун­кций службы охраны труда или специ­алиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 чел., и организаций, оказывающих услуги по обучению ра­ботодателей и работников вопросам охраны труда. Других изъятий из об­ласти охраны труда в проекте закона нет.
 
В Минтруде России 14 марта 2013 г. состоялся семинар-конференция «Государственное регулирование воп­росов аккредитации и инспекционного контроля за испытательными лабо­раториями». С докладами выступили заместитель руководителя Росаккредитации С.В. МИГИН и директор Депар­тамента условий и охраны труда Мин­труда России В.А. КОРЖ. Оба докладчика подтвердили, что аккредитация организаций, осущест­вляющих специальную оценку условий труда, будет проводиться Росаккредитацией в соответствии с федеральным законодательством об аккредитации.
 
С.В. МИГИН отметил, что Росаккредитацией создана система экспертизы соответствия организаций, лаборато­рий и экспертов в различных видах деятельности. Федеральные ведомс­тва, заинтересованные в подтвержде­нии компетенции и государственной аккредитации субъектов, осуществля­ющих специализированные услуги, должны подготовить требования, на соответствие которым Росаккредитация и будет проводить аккредитацию. В.А. КОРЖ подтвердил, что Минтруд России в рамках законопроекта сформирует требования для аккредитации организаций, осуществляющих специ­альную оценку условий труда.
 
С.В. МИГИН отметил, что действу­ющий приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.10 № 205н «Об утверж­дении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необхо­дима аккредитация, и Правил аккреди­тации организаций, оказывающих ус­луги в области охраны труда» не в пол­ной мере соответствует требованиям нового законопроекта «Об аккредита­ции в Российской Федерации» и будет отменен после вступления его в силу. Докладчики также подтвердили, что аккредитация будет осуществляться в соответствии с требованиями, уста­новленными в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда».
 
В законопроекте сказано, что в до­полнение к требованиям, установлен­ным законодательством РФ об аккре­дитации, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: иметь в штате не менее пяти аттестованных экспертов, заня­тых на постоянной основе, и не ме­нее одного рабочего места, оборудо­ванного электронно-вычислительной техникой, необходимой для передачи в установленном порядке сведений в Федеральную государственную ин­формационную систему учета резуль­татов специальной оценки условий труда.
 
Установлены и конкретные требова­ния к аккредитации испытательных ла­бораторий, которые в целом сопоста­вимы с требованиями приказа № 205н.
 
Отдельная статья законопроекта пос­вящена независимости организаций и экспертов, осуществляющих специ­альную оценку условий труда. Такие организации и эксперты должны быть не аффилированными по отношению к работодателю лицами, на рабочих местах которого они проводят специальную оценку. Данная процедура не может осуществляться организациями надзора (контроля), выполняющими также иные функции, реализация которых может повлечь за собой конфликт интересов.
 
Должностные лица аккредито­ванных организаций и эксперты не должны находиться в близком родстве с должностными лицами ра­ботодателей, несущими ответствен­ность за организацию и проведение специальной оценки условий труда. Также должна быть исключена любая финансовая, организационно-правовая и иная зависимость между такими ли­цами и организациями. В этой же ста­тье предусмотрена норма, позволяю­щая ограничить возможность воздейс­твия работодателя на независимую организацию и экспертов, чтобы пов­лиять на результаты оценки посредс­твом установления условий договора, включая порядок выплаты и размер денежного вознаграждения.
 
Аккредитованные организации обя­заны страховать свою гражданскую от­ветственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику при проведении специальной оценки и или) третьим лицам, использующим результаты оценки. Запрещается про­ведение специальной оценки органи­зацией, гражданская ответственность которой не застрахована.
 
В законопроекте много внимания уде­лено формированию информацион­ного пространства, предполагающего взаимодействие субъектов специаль­ной оценки условий труда, различных органов власти и внебюджетных фон­дов. Определены условия и принципы создания федерального банка данных результатов специальной оценки. Так, результаты подлежат передаче в Фе­деральную государственную инфор­мационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведе­ний возлагается на работодателя и ак­кредитованную организацию.
 
Высокая значимость результатов социальной оценки, их влияние на объем и качество обеспечения социальной защищенности работников, ус­ыновление для них различного рода гарантий и компенсаций, а также нали­чие прямой зависимости объемов от­числений в Пенсионный фонд РФ и в Фонд социального страхования РФ от результатов оценки обусловливают не­обходимость создания системы жест­кого контроля в этой сфере.
 
АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ
 
Один из наиболее эффективных механизмов контроля – создание гло­бальной информационно-аналитичес­кой системы, способной в автоматизи­рованном режиме находить признаки нарушения законодательства и достав­лять такую информацию в заинтересо­ванные ведомства. Федеральная госу­дарственная информационная система учета результатов специальной оценки условий труда будет формироваться за счет интеграции двух действующих ин­формационных систем Минтруда Рос­сии: АС «Анализ и контроль работ по охране труда» (АКОТ) и АС «Професси­ональные риски».
 
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований феде­рального закона будет осуществляться федеральным органом исполнитель­ной власти, уполномоченным на про­ведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
Отдельная глава законопроекта пос­вящена организации контроля ка­чества специальной оценки. В настоя­щий момент процедура контроля ка­чества результатов аттестации рабочих мест по условиям труда регламентиру­ется ст. 2161 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 25.04.03 № 244 «Об утверждении Поло­жения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российс­кой Федерации».
 
В начале 2012 г. Минздравсоцразвития России был подготовлен приказ «Об утверждении Порядка осуществле­ния государственной экспертизы усло­вий труда и Перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от вида экспертизы)». Ввиду реорганизации министерства этот приказ не был принят.
 
Основные положения ранее разрабо­танного Порядка проведения государс­твенной экспертизы условий труда были перенесены в законопроект. Оценка ка­чества проведения специальной оценки будет осуществляться органами испол­нительной власти субъектов РФ в об­ласти охраны труда. Экспертиза, так же как и сейчас, будет носить заявитель­ный (необязательный) характер.
 
Предусмотрена процедура ведения электронного реестра выданных за­ключений государственной экспертизы условий труда. Информация, содер­жащаяся в реестре, должна переда­ваться органом исполнительной влас­ти субъекта РФ по вопросам охраны труда, уполномоченным на проведение оценки качества проведения специаль­ной оценки, в Федеральную государс­твенную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Информация, содержа­щаяся в реестре, может по отдельным запросам выдаваться органам испол­нительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, саморегулируемым организациям и т.п.
 
Наконец, о самой важной части за­конопроекта, определяющей орга­низацию и порядок проведения специ­альной оценки условий труда. Предста­вим ее в общих чертах, а в последую­щих материалах постараемся детально раскрыть методические и технические особенности всех составляющих про­ведения оценки условий труда по но­вой технологии.
 
Основные задачи, которые ставили перед собой разработчики, – сохранить преемственность действующей проце­дуры аттестации рабочих мест, интег­рировать ее с системой производствен­ного контроля и механизмами оценки профессиональных рисков.
 
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Порядок проведения специальной оценки укрупненно представлен в виде единого комплекса последовательно выполняемых процедур:
 
  • подготовка к проведению специ­альной оценки условий труда;
  • идентификация опасностей на рабочих местах;
  • оценка профессионального риска, включая уровень риска на рабо­чих местах, уровень индивидуального риска работников и общий уровень риска работодателя.
 
В отдельную процедуру выделен мониторинг условий труда на рабочих местах работников, который базиру­ется на правилах и условиях проведе­ния производственного контроля на таком объекте контроля, как рабочее место.
 
В общих положениях порядка про­ведения специальной оценки установ­лено, что она должна проводиться на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных законопроектом. Периодичность про­ведения специальной оценки, как и при аттестации рабочих мест, – один раз в пять лет.
 
Для организации и проведения специальной оценки работодателем создается комиссия, а также опреде­ляется график проведения работ. Ко­миссия определяет объемы работ, организует подготовку к оценке рабочих мест, ведет разъяснительную работу с персоналом, взаимодействует с аккре­дитованной организацией. Рекоменда­ции по составу комиссии аналогичны положениям Порядка проведения ат­тестации.
 
Важнейшее звено новой системы оценки условий труда – процедура идентификации опасностей на рабо­чих местах, которая реализуется ко­миссией по специальной оценке ус­ловий труда при непосредственном участии работников, на рабочих мес­тах которых она проводится. Работо­датель вправе провести эту процедуру без привлечения аккредитованной ор­ганизации.
 
Как уже было сказано выше, работ­ник обязан принимать участие в вы­явлении и идентификации опасностей на своем рабочем месте. Такая норма позволит работодателю избежать в дальнейшем возможных конфликтов с работником относительно полноты проведенных исследований.
 
Объем идентифицированных опас­ностей будет определять объем и, со­ответственно, стоимость дальнейших исследований и оценок, проводимых аккредитованной организацией.
 
Оценка профессиональных рис­ков от идентифицированных на ра­бочем месте опасностей проводится организацией и экспертами, осущест­вляющими специальную оценку, при участии руководителей структурных подразделений работодателя. Оценка профессиональных рисков от иден­тифицированных на рабочем месте опасностей представляет собой интег­ральную оценку, включающую в себя оценку соответствия условий труда ги­гиеническим нормативам (оценку рис­ков повреждения здоровья) и оценку рисков травмирования с учетом защи­щенности работников СИЗ на рабочем месте.
 
Мониторинг условий труда прово­дится только на рабочих местах работ­ников, на которых по результатам спе­циальной оценки условий труда уста­новлена средняя или высокая степень профессионального риска. Периодич­ность проведения мониторинга зависит от уровня профессионального риска и от класса вредности на рабочем месте, но не должна превышать одного года.
 
В законопроекте также содержатся статьи, устанавливающие:

 
  • требования к оформлению ре­зультатов специальной оценки условий труда;
  • особенности проведения специ­альной оценки условий труда на отде­льных рабочих местах;
  • проведение внеплановой специ­альной оценки условий труда;
  • утверждение результатов специ­альной оценки условий труда.

В целом требования этих статей аналогичны положениям Порядка про­ведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
 
Источник: «Охрана труда и социальное страхование», № 6, 2013.