Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Плата «за вредность»: за безопасное рабочее место работодателю уменьшат тариф страховых взносов

30 сентября 2013 г.

Минтруд подготовил проекты федеральных законов, которые должны упростить механизм оценки рабочих мест для тех компаний, работа в которых является безопасной. О том, что представляет из себя новый механизм оценки рабочих мест, рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН.

Подготовлено два законопроекта «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"». В чем суть документов?
 
Сергей Вельмяйкин: Сегодня аттестации должно подлежать абсолютно каждое рабочее место, независимо от того, говорим мы о работнике атомной станции, шахтере или офисном работнике. Поэтому изменения в первую очередь коснутся продекларированной всеобщности аттестации рабочих мест. Сделать это необходимо, у нас в России, по экспертным оценкам, примерно 48 – 49 млн рабочих мест и 74 млн человек экономически активного населения, так как на одном рабочем месте могут одновременно работать несколько сотрудников в несколько смен.
 
По закону мы должны с инструментальными замерами обследовать каждое из этих рабочих мест. Сейчас у нас обследовано около 6,4 млн рабочих мест. Получается, мы обещаем, что к каждому рабочему месту придут «с пробиркой», но на деле этого не происходит. При этом есть рабочие места, где действительно необходимы серьезные исследования, а есть рабочие места, где такие замеры не нужны.
 
Мы предлагаем дифференцированный подход. Он будет заключаться в том, что для подавляющего большинства рабочих мест у работодателя будет возможность провести, назовем ее так, «облегченную процедуру оценки условий труда». Компания сможет с привлечением внешней экспертной организации либо при участии собственного профсоюза провести обследование рабочего места. Если каких-то явных признаков воздействия вредных и опасных факторов на сотрудника на рабочем месте не выявлено, компания сможет задекларировать в Роструде это рабочее место как безопасное.




 


ПРОФСОЮЗЫ СПРАВЯТСЯ С ТАКОЙ ЗАДАЧЕЙ?
 
Сергей Вельмяйкин: В советское время инспекция по труду была в составе профсоюза. В профсоюзных организациях очень квалифицированные специалисты – инспекторы по охране труда, которые не хуже любого эксперта могут вынести оценку рабочему месту. Но это так, если такие сотрудники есть в наличии и руководство организации может договориться со своим профсоюзом. В качестве базового варианта мы все-таки рассматриваем обращение в сертифицированную компанию по оценке условий труда.
 
НО В ЧЕМ ТОГДА ВЫГОДА ОБЛЕГЧЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ?
 
Сергей Вельмяйкин: В обследовании рабочего места дороже всего стоят лабораторные исследования. Из-за них стоимость аттестации одного рабочего места сейчас может доходить до 4 тысяч рублей. Но в организациях, которые занимаются аттестацией рабочих мест, есть эксперты, которым достаточно провести осмотр рабочего места, для того чтобы определить, является ли место безопасным. В этом случае оценка рабочего места обойдется дешевле.
 
НЕ БУДУТ ЛИ ЭКСПЕРТЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ СВОИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ЕСЛИ ЛАБОРАТОРНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ СВОЕ СУЖДЕНИЕ ПОДКРЕПЛЯТЬ НЕ НАДО?
 
Сергей Вельмяйкин: Эксперт будет нести ответственность за свое решение лично. Мы вносим поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Если Роструд, прокуратура или другой надзорный орган выявят, что заключение было дано неправомерно, на эксперта будет наложен штраф, в самом худшем случае он может быть дисквалифицирован. То есть конкретное физическое лицо в качестве санкции получает запрет на профессию. Нам кажется, это будет достаточно серьезным сдерживающим фактором.
 
КАКИЕ ВЫГОДЫ ПОЛУЧАЮТ ТЕ КОМПАНИИ, РАБОЧИЕ МЕСТА КОТОРЫХ БЕЗОПАСНЫ?
 
Сергей Вельмяйкин: Кроме упрощенной процедуры для них предусмотрена автоматическая пролонгация оценки условий труда на 5 лет. То есть, если в течение 5 лет в компании нет несчастных случаев, нет профзаболеваний, то организации не нужно заново проходить процедуру оценки рабочих мест в течение пяти лет.
 
КТО НЕ СМОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБЛЕГЧЕННОЙ ПРОЦЕДУРОЙ?
 
Сергей Вельмяйкин: Этой процедурой не могут воспользоваться работодатели, у которых есть рабочие места, относящиеся к вредным. С советских времен у нас есть список профессий и работ, которые считаются вредными. В 1974 году их утвердил Госкомтруд совместно с профсоюзами. Этот документ дает целому ряду сотрудников право на более высокую заработную плату, сокращенный рабочий день, увеличенную продолжительность отпуска. Есть еще списки, на основании которых люди досрочно выходят на пенсию. Компаниям, у которых есть рабочие места, перечисленные в таких списках, применить упрощенную процедуру оценки рабочих мест нельзя. Таких рабочих мест в стране около 15 млн.
 
МЫ ОПИРАЕМСЯ НА СПИСОК 1974 ГОДА. НО ПЛАНИРУЕТСЯ ЛИ ЕГО ПЕРЕСМОТРЕТЬ?
 
Сергей Вельмяйкин: Конечно, в ряде профессий свою актуальность этот список утратил. Очевидно, что есть такие отрасли, где наука и технологии сильно шагнули вперед. Мы с коллегами много ездим по стране и посещаем вредные производства. Стоит старый цех и рядом новый, производят одинаковую продукцию. Но если в старом нам показывают, как люди работают, чем дышат, как защищаются, то в новом зачастую вся демонстрация сводится к стене, завешенной экранами, – все процессы автоматизированы.
 
В ряде случаев те профессии, которые в 1974 году были вредными, сейчас таковыми уже не являются. Но люди много лет проработали во вредных условиях, если мы будем пересматривать списки, они могут потерять гарантии. Мы приняли решение, что главный принцип, от которого мы отталкиваемся, – это незыблемость ранее приобретенных прав работников. И никто не вправе их этого объема гарантий лишить. Даже сейчас, вводя процедуру специальной оценки условий труда, результатом которой может быть снижение класса вредности либо снятие этого класса, мы все равно предусмотрели переходную норму: объем гарантий и компенсаций, который работнику предоставляется сейчас, на конец года, не может сократиться.
 
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ КОМПАНИЙ, РАБОЧИЕ МЕСТА КОТОРЫХ ОТНОСЯТСЯ К ВРЕДНЫМ?
 
Сергей Вельмяйкин: У нас установлен дополнительный тариф страховых взносов для таких рабочих мест. Сейчас он основывается на принадлежности профессии к списку вредных профессий. В рамках законопроекта мы предлагаем чуть более сложную схему. Она завязывает тариф взносов на меры безопасности, которые проводит работодатель.
 
Если работодатель вкладывает деньги в условия труда и у него реально рабочее место становится более безопасным, то уменьшается тариф страховых взносов в Пенсионный фонд. Дельта может составлять от 2 до 4%. Для крупных работодателей, у которых работают тысячи людей, эти 2 – 4% – большие деньги и хороший экономический стимул, чтобы что-то делать. Кроме того, чем выше класс условий труда, тем больше гарантий и компенсаций должен предоставить работодатель работнику в соответствии с законодательством. Это дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя и т.д. Работодатель, который деньги считает, вложит их в мероприятия, направленные на улучшение условий труда, а значит, на снижение класса вредности рабочего места.


 

 


КАКИЕ ПОПРАВКИ ВНОСЯТСЯ В КОАП И В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС?
 
Сергей Вельмяйкин: В Кодексе об административных правонарушениях сейчас есть санкция за нарушение законодательства о труде. Но она не дифференцирована в зависимости от степени общественной опасности деяния или в зависимости от того, первоначальный это поступок или повторный. Не предусмотрена и возможность вынести предупреждение. Это мы и собираемся скорректировать. Вместо одного состава нарушений законодательства о труде мы планируем установить несколько составов правонарушений, таких как нарушение правил охраны труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры либо непроведение оценки условий труда.
 
При этом если ничего непоправимого еще не произошло, инспектор по труду может ограничиться предупреждением в адрес работодателя. Если ситуация не меняется, то может быть выписан штраф до 200 тыс. рублей на организацию, до 50 тыс. рублей на должностных лиц. Также предусмотрена дисквалификация руководителей, административное приостановление деятельности.
 
Ирина Голова
Источник: rg.ru