Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Развитие рынка специальной оценки условий труда

10 декабря 2013 г.




Предлагаем Вашему вниманию материалы доклада Председателя совета, президента СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»  Федина Виталия Викторовича на конференции в Самаре. Доклад посвящен развитию рынка специальной оценки условий труда.
 
Под рынком в данном случае понимается совокупность взаимоотношений между Заказчиком (в данном случае это работодатель) и Исполнителем (это организация, которая оказывает услугу по спецоценке).
 
Ну и конечно, в этих взаимоотношениях есть регулирующие инструменты – это и законодательство, и государство как регулятор в виде Минтруда, Роструда, РА.
 
Итак, предлагаю начать с 2010 года и посмотреть, какой же рынок у нас был. Именно в 2010 году началась, скажем так, современная история аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ). Начало данном этапу положила введеная приказом №205 система аккредитации организаций, оказывающих услуги по охране труда. И 2010 год стал для аттестующих годом борьбы за место в реестре Минздравсоцразвития России. Массово закупалось оборудование для испытательных лабораторий (ИЛ), компании готовились к уведомительной аккредитации и подавали документы в Минздрав чтобы ее пройти. Процесс это был непростой, в ряде случаев конфликтный. Тем не менее, на этом этапе развития рынка аттестации в реестр вошли несколько сотен аттестующих компаний, которые, преимущественно имели полноценную ИЛ и дееспособный кадровый состав.
 
Если вспомним, то до 2010 года широко применялись разного рода условные барьеры на этом рынке: существовали региональные системы допуска (например, регистрации на право оказания этой услуги при «субъектовых» комитетах по труду), массово работали организации из системы Роспотребнадзора и т.д.
 
Система федеральной аккредитации на право оказания аттестации эту ситуацию исправила. И к тому же государство впервые увидело сообщество – все организации, которые работают на этом рынке, увидело их характеристики (кадровый состав, ИЛ, потенциал отрасти). Была проделана большая работа.
 
Кстати, в период с 2011 по 2012 год, рынок аттестации рабочих мест характеризовался следующими тенденциями:
  • объем работ по АРМ ежегодно увеличивался, работодатели воспринимали от государства посылы – аттестация важный и нужный инструмент, наказание за ее отсутствие будет ужесточено;
  • массовое проведение работ по АРМ государственными заказчиками, при этом исполнитель отбирается на основе конкурсных процедур по 94-ФЗ, где основным критерием выбора является ценовой критерий;
  • стабильность стоимостных характеристик АРМ (средняя стоимость АРМ составляет около 2500 руб. за рабочее место).
 
В начале 2013 года данные тенденции сохранялись. Однако в середине года ситуация  начала меняться.
 
Старт для начала негативных тенденций на рынке положил приказ №590. Его содержание было настолько неоднозначным, что позволяло трактовать его по разному. В том числе ряд работодателей приняли решение, что они не должны проводить аттестацию (это "офисники", в первую очередь), еще ряд работодателей приняли решение – подождать, пока будет понимание в отношении обязательности аттестации по различным категориям рабочих мест.
 
Следующим толчком для спада рынка услуг по аттестации рабочих мест послужила информация о подготовке законопроекта «О специальной оценке условий труда». Спрос со стороны работодателей на аттестацию рабочих мест падает в течение второго полугодия 2013 года ежемесячно.
 
Часть работодателей просто решил ждать новое федеральное законодательство, не выполняя требования действующего Трудового кодекса.
 
Аттестующие компании (часть из них) начали снижать цены на данную услугу. И конкурировать друг с другом на стремительно падающем рынке. Это привело к тому, что и цены на конкурсах и тендерах так же стремительно пошли вниз. Пример из самого свежего:  в понедельник одна из организаций Минобороны провела аукцион и выбрала победителя за 100 рублей за рабочее место.
 
И мы все понимаем, что это не услуга, а профанация, т.е. имитация оказания услуги. Аттестация рабочих мест не может стоить 100 рублей за рабочее место. Конечно, это самый жесткий пример, средняя стоимость аттестации на тендере сейчас составляет 800 рублей за рабочее место. Но и эта стоимость в большей части случае не позволяет провести аттестацию с соблюдением всех необходимых требований к этой процедуре. Хотелось бы подчеркнуть: когда мы говорим о рынке аттестации, мы подразумеваем, что это не классический рынок, где спрос и предложение определяют его основные характеристики. Характеристики такого рынка определяют в первую очередь государственная политики в сфере охраны труда, включая законодательство в этой сфере и систему контрольно-надзорных органов. И, конечно, экономическая выгода от применения аттестации.
 
К сожалению, сегодня можно констатировать тот факт, что все эти факторы работают против аттестации. Рынок замер в ожидании спецоценки. Приведу следующие цифры.
 
Общий объем рынка в стоимостном выражении в 2012 году составлял 14 – 15 млрд. рублей в год, что означает месячный объем услуг в 1.25 млрд. руб. В этом году при сохранении аналогичных объемов в первом полугодии, объем в 3 квартале падает до 0.5 млрд.руб. (полумиллирда).
 
С точки зрения работодателя – это правильная позиция. Лучше подождать новый инструмент, возможно он будет более полезным, экономически выгодным.
 
Здесь, конечно, есть несколько НО:
 
Первое. Все мы говорим о необходимости развития рынка специальной оценки условий труда, мы предполагаем, что в следующем году на этом рынке должны быть специализированные компании, обладающие кадровым составом и вообще потенциалом для массового удовлетворения спроса со стороны работодателей-заказчиков.
 
Это означает, что сейчас аттестующие организации должна развиваться и готовиться к 1 января 2014 года. А период для того, чтобы готовиться – крайне неудачный. Падение объемов в первом полугодии 2013 года составляет не менее 50% к аналогичному периоду прошлого года. Это вынуждает аттестующие организации сокращать персонал и к началу следующего года наша и так не сказать, чтобы развитая отрасль, будет существенно слабее. Часть аттестующих организаций либо ликвидировались, либо приостановили свой бизнес.
 
Между тем, полагаем, что переходный период от аттестации к спецоценке не должен быть неуправляемым и отпущенным на самотек.
 
Просим Минтруд учесть следующее: необходимо, чтобы практическая реализация Закона началась именно с 1 января. Практическая реализация Закона «О специальной оценке условий труда» возможна лишь при принятии  целого пакета НПА, утверждение которых прямо предусмотрено законопроектом.
 
В то же время до настоящего времени даже нет окончательной редакции проектов основополагающих НПА – «Методики проведения специальной оценки условий труда» и «Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса». Отсутствие этих нормативов к 1 января 2014 года даже формально не позволит приступить к проведению специальной оценки условий труда.
 
И другие опубликованные проекты нормативных правовых актов, регламентирующие и конкретизирующие требования к экспертам и организациям, осуществляющим специальную оценку условий труда, к порядку оформления декларации соответствия и к порядку проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда разработаны на основе законопроекта, который по ряду важных для организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, позиций вполне возможно могут  быть изменены в процессе принятия законопроекта и не могут до принятия закона являться основанием для принятия конкретных решений по подготовке лабораторий к специальной оценке условий труда.
 
Хотели бы обратить Ваше внимание, что переход на специальную оценку условий труда потребует от аттестующих организаций серьезных усилий, временных и материальных затрат для приведения кадрового состава, материальной базы и документации в соответствии с предъявляемыми требованиями.
 
Именно для такой подготовки для нас крайне важно своевременно получить весь пакет нормативов. Более того, для реализации предъявляемых требований требуется значительное время. Так, нормативный срок аккредитации лаборатории в Росаккредитации (а такая процедура понадобится многим лабораториям для приведения своей области аккредитации с соответствие с требованиями закона) составляет 90 дней. Проектом положения о порядке аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда предусмотрено, что порядок проведения аттестационного испытания будет разработан в 3-месячный срок. Сама процедура аттестации эксперта займет 60 рабочих дней. Таким образом, уже на стадии разработки норматива заложено, что первые эксперты появятся не раньше третьего квартала 2014 года.
 
Уже сегодня в ожидании специальной оценки условий труда рынок аттестации рабочих мест резко сократился. Это вынуждает многих аттестующих организаций сокращать персонал, теряя квалифицированные кадры. Беспокоимся, что  невозможность проведения с 1 января 2014 года специальной оценки условий труда из-за отсутствия нормативной базы приведет к дальнейшему ухудшению ситуации и фактическому развалу системы специализированных лабораторий.
 
В этой связи считаем крайне важным принять все необходимые меры, обеспечивающие принятие полного комплекта нормативных правых актов к 1 января 2014 года, а также предусмотреть в текстах законопроекта и проектов принимаемых нормативов конкретные формулировки переходных положений, обеспечивающие непрерывность перехода от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда.
 
Для всех нас – и аттестующих компаний, и работодателей, важно понимать, что специальная оценка условий труда формируется не с нуля, не с чистого листа бумаги, а на основе АРМ и с возможностью использования результатов аттестации после 1 января 2014 года. Возможно, следуют подумать над тем, чтобы появилась утвержденная Методика переходного периода, применение которой позволило бы перевести результат аттестации в результаты спецоценки.
 
И еще раз подчеркну – очень не хотелось бы, чтобы в начале следующего года сложилась ситуация, что АРМ уже умерла, а специальная оценка еще не родилась. Мертвый сезон нам не нужен.
 
Очень важный для нас вопрос – каков вообще будет объем рынка специальной оценки условий труда?
 
Мы понимаем, что в соответствии с тем текстом законопроекта, который существует на сегодняшний момент, большая часть рабочих мест уйдет в так называемое декларирование. Честно говоря, не знаю ни одного успешного примера в какой либо сфере деятельности в России, где бы декларирование хорошо выполняло возложенные на него функции. В условиях, когда российский работодатель не выполняет все необходимые государственные нормативные требования в сфере охраны труда, на наш взгляд, преждевременно вводить такое мягкое декларирование. Есть опасность, что оно приведет к искажению реальной картины условий труда в российской экономике.
 
Второй момент – это возможность использования результатов измерений, сделанных в ходе проведения производственного контроля. Это тоже фактор, снижающий объем рынка.
 
Ну а предусмотренная законопроектом возможность провести специальную оценку условий труда фактически на собрании коллектива при принятии коллективного договора практически сводит на нет необходимость участия в специальной оценке условий труда профессиональных экспертов и независимых лабораторий. Достаточно в коллективном договоре определить перечень рабочих мест, на которых условия труда по мнению коллектива относятся к оптимальным или допустимым, определить перечень факторов, подлежащих измерениям на отдельных рабочих местах, и принять решение, что эти факторы будут измеряться своей родной лабораторией работодателя. Следовательно отпадет необходимость в самом существовании независимых лабораторий.
 
Очень важный момент – какова в итоге у нас будет контрольно-надзорная система, экспертиза и вообще государственное регулирование.
 
Роль государства как регулятора здесь определяющая. И от того, как будет проходить аттестация экспертов, как будут осуществляться проверки, как будет проходить экспертиза, зависит – будет ли вся система специальной оценки нормально функционировать или нет.
 
13 октября Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ дал поручения ряду ведомств, в т.ч. и Минтруду России подготовить и внести в установленном порядке в Правительство предложения о передаче в 2014 – 2015 годах федеральных полномочий для исполнения на региональный уровень с соответствующим  сокращением федеральных государственных гражданских служащих в регионах.
 
Предполагаем, что это может означать невозможность сохранить контроль, надзор, экспертизу, аттестацию экспертов и прочие полномочия, предусмотренные в проекте ФЗ, на федеральном уровне. Видимо, появляется альтернатива – или передать эти полномочия на региональный уровень, или передать эти полномочия в профессиональное сообщество – в СРО.
 
Есть плюсы и минусы в каждой из этих альтернатив. Не хочу обидеть никого из региональных органов по труду, но в большей части субъктов РФ, например, государственная экспертиза, работает неэффективно. Более объемные и сложные полномочия в рамках ФЗ о специальной оценке еще более проблемны в связи с их качественной реализацией.
 
Поэтому нам представляется обоснованным передать эти полномочия в профессиональное сообщество в виде обязательных СРО. Сегодня на рынке уже действуют три СРО, если Минтрудом будет принято решение о введении обязательного саморегулирования, то таких организаций будет больше. А Министерство будет осуществлять функцию регулятора за деятельностью этих СРО. У нас сегодня сложилась уникальная ситуация – фактически каждая аттестующая компания является членом какого-либо общественного профессионального объединения. То есть отрасль в этом смысле активная и в состоянии сама себя регулировать, под мудрым присмотром Минтруда, конечно. Мне представляется, что если законодательно будет закреплена обязательность СРО и их полномочия станут вполне осязаемыми и реальными – многие из действующих общественных профессиональных организаций смогут вполне себе довольно быстро или переформатироваться в СРО, или создать рядом же из своих членов полноценные СРО.
 
Не надо бояться того, что уже эффективно работает в других отраслях. Строителей в качестве примера не берем, лучше посмотреть, например, как это сделано у оценщиков.
 
Четкое и жесткое обеспечение качества проведенной специальной оценки – это ключевой момент. Если не будет эффективной экспертизы – недостоверных и некачественных результатов спецоценки будет очень много, и это станет серьезной проблемой. Опять же обращаюсь к министерству – необходимо сделать так, чтобы "жулики" на этом рынке не могли работать.
 
Отсутствие сильной экспертизы обеспечит абсолютно формальное соблюдение ФЗ о специальной оценке, появятся риски несоблюдения прав работников и ненаполняемости Пенсионного фонда. Опять же – если не СРО, то кто будет делать экспертизу? Если это просто уполномоченные на это организации, то это видимо те, кто уйдет с рынка специальной оценки и займется экспертизой? Будут делать экспертизу на работы своих прошлых конкурентов? Не совсем правильная ситуация. Экспертиза на уровне регионов – ну она и сейчас есть, к сожалению в целом неработоспобная и неэффективная. Прошу прощения у тех региональных экспертиз, где работа выстроена по другому, грамотно. Но таких немного.
Ну и в заключении – надеемся, что все получится как надо, а не так как всегда. И аттестация плавно перейдет в спецоценку, и рынок будет развитым и цивилизованным. Желаю успеха всем участникам конференции.
 
Виталий Федин,
председатель совета, президент СРО НП
«Национальное общество аудиторов трудовой сферы»
Источник: trud-audit.ru