Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда. Станет ли работодателям легче?
21 января 2014 г.
Во-вторых, большая часть рабочих мест будет оцениваться по упрощенной процедуре. В ходе аттестации абсолютно все рабочие места должны были оцениваться по полному набору критериев. Теперь порядок изменится. На первом этапе эксперт по специальной оценке будет проводить так называемую идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов. То есть сопоставит факторы производственной среды и трудового процесса, имеющиеся на рабочем месте, с теми факторами, которые предусмотрены Классификатором вредных и опасных факторов.
Если при идентификации не будет выявлено вредных и (или) опасных факторов, то для этих рабочих мест работодатель самостоятельно будет проводить процедуру декларирования. Декларация – это несложный документ, который нужно направить в территориальную Государственную инспекцию по труду. Многие работодатели смогут воспользоваться именно таким упрощенным подходом.
Если вредные и (или) опасные факторы будут выявлены, то придется провести их исследование и измерение.
В-третьих, большой плюс закона о специальной оценке – это изменения в уплате дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР. В настоящее время такие взносы уплачиваются по всем «списочным» рабочим местам. После введения в действие нового закона у работодателей появится возможность снизить размеры или полностью исключить выплату взносов по тем рабочим местам, условия труда на которых являются оптимальными или допустимыми.
Однако увязка результатов специальной оценки с пенсионными правами работников гарантирует пристальное внимание к этому вопросу самих работников, профсоюзов, Пенсионного фонда РФ и всей контрольно-надзорной системы государства. Поэтому работодателям надо быть внимательными в этом вопросе.
К рискам можно отнести и вероятность низкого качества специальной оценки. Работодатель может заключить договор с компанией, которая не обладает достаточным для этого уровнем квалификации. На сегодняшний день немногие аттестующие компании умеют оказывать высококачественные услуги по той причине, что у них нет достаточно квалифицированных специалистов или необходимого оборудования, хотя они и получили лицензию.
Поэтому мы рекомендуем уделить особое внимание выбору организации, которая проводит спецоценку. Основой для оптимального выбора должны стать детально проработанные тендерные процедуры, включая максимально подробное техническое задание и требования к контрагенту (опыт, кадровый состав, характеристики испытательной лаборатории и др.).
– Есть ли уже методика оценки рабочих мест? Чем она принципиально отличается от действовавшей?
Появятся особенности оценки условий труда у некоторых категорий работников. Но в целом процедура специальной оценки рабочих мест будет во многом схожа с процедурой аттестации.
– Станет ли работодателям проще, или закон только усложнит их положение?
Работодатели производственного сектора экономики вряд ли испытают облегчение, так как повысятся требования к качеству оценки. Но с другой стороны, основу специальной оценки составляют процедуры, знакомые по аттестации рабочих мест. Поэтому отчаиваться не стоит.
– Какие положения закона потребуют дальнейшей доработки?
- многие аттестующие не готовы к предоставлению качественной услуги;
- вряд ли появится утвержденная подзаконная нормативная база в самом начале действия изменений;
- внутренняя работа в компаниях по оценке условий труда еще не выстроена, как того требует новое законодательство.
Алексей Cутягин
Источник: trud-audit.ru