Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Оценка специального назначения
29 января 2014 г.
С 1 января 2014 года вступил в силу подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным и официально опубликованный Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда». От уровня класса будут зависеть компенсации работникам за вредные или опасные условия труда, а также размер страховых взносов со стороны работодателя. Проводить оценку – не реже чем раз в пять лет – будет независимая организация, в которой есть аттестованные эксперты и необходимое измерительное оборудование. Поводом для повторной оценки может послужить несчастный случай на рабочем месте или болезнь, вызванная вредными условиями труда.
Предусмотрена также «государственная экспертиза условий труда». Если профсоюзы или работники не согласны с результатом обычной экспертизы, они могут в досудебном порядке обратиться в Роструд, и он проведет повторную проверку, которая для данного предприятия будет бесплатной. В деятельности комиссий, осуществляющих специальную оценку условий труда, обязательно будут участвовать представители профсоюзов.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 243-ФЗ). Его принципиальным нововведением стало установление дополнительных страховых взносов для работодателей, работники которых заняты во вредных условиях труда, на тяжелых и (или) опасных видах работ. Согласно новой редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) страхование по повышенным тарифам предусмотрено в пользу:
- лиц, занятых на подземных работах;
- лиц, занятых на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
- работников отдельных профессий и видов работ.
- на 2013 г. – 4%;
- на 2014 г. – 6%;
- на 2015 г. и последующие годы – 9%.
- в 2013 г. – 2%;
- в 2014 г. – 4%;
- в 2015 г. и последующие годы – 6%.
И вот, вскоре после принятия Закона № 243-ФЗ, Президент РФ подписал поручение (от 26.12.2012 г. № Пр-3499), в котором обязал Правительство РФ до 1 сентября 2013 года подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, регулирующего порядок проведения специальной оценки рабочих мест на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с результатами этой оценки.
Законопроект «О специальной оценке условий труда» был разработан рабочей группой Минтруда России, согласован и принят парламентариями, а затем подписан президентом. Вместе с данным законом в Госдуму были внесены проекты федеральных законов, предусматривающих соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) и иные нормативные акты.
1. Целями специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) являются:
- выявление и идентификация опасностей;
- оценка соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- мониторинг условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (то есть гигиеническая оценка);
- установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством;
- освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, если условия труда приведены в соответствие с нормативными требованиями.
- для установления работникам, занятым на рабочих местах, на которых по результатам СОУТ констатированы вредные и (или) опасные условия труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда (в соответствии с требованиями ТК РФ и постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»);
- для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (возможно изменение системы тарификации в целом);
- для освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам;
- для иных целей – по аналогии с аттестацией рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) (разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, информирование работников об условиях труда на рабочих местах и о существующем риске повреждения здоровья, обоснование для проведения обязательных медосмотров и др.).
3. Проведение СОУТ в виде единого комплекса процедур обеспечит:
- сокращение затрат работодателя на реализацию нескольких однотипных процедур по оценке условий труда работников (АРМ, производственный контроль условий труда, оценка риска на рабочих местах);
- сокращение затрат работодателя на проведение «сплошных» измерений всех «потенциально» действующих на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса за счет выявления рисков повреждения здоровья на этапе, предшествующем исследованиям;
- оценку условий труда работников с учетом защитных свойств применяемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
- эффективное управление профессиональными рисками за счет определения показателей, формирующих уровень профессионального риска отдельного работника и предприятия в целом;
- возможность организации проведения эффективного мониторинга состояния условий труда на рабочих местах и разработки профилактических мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности работников.
РАБОТАТЬ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕВЫГОДНО
Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН.
Аттестация рабочих мест не оправдала возложенных на нее ожиданий. Должного влияния на объем прав работников и на обязанности работодателей она так и не оказала. К тому же всеобщности аттестации, как это планировалось изначально, не получилось. Наверное, специальная оценка условий труда – это попытка начать с чистого листа, взяв из аттестации все хорошее, что есть.
В течение пяти лет спецоценку смогут проводить те организации, которые проводили аттестацию рабочих мест, те же лаборатории и специалисты. Фактически работодатель, который проведет аттестацию в конце 2013 года, спецоценку условий труда будет делать в конце 2018 года. Все, что будет проводиться с января 2014 года, – уже будет новая процедура по новым правилам и критериям.
Аттестация у нас не стала всеобщей по той причине, что в ней нет никакой экономической заинтересованности для работодателя. Мы рассчитываем на то, что спецоценка проявит себя по-другому, потому что от ее результатов будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве. Мы своим законом закладываем механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф; чем они лучше, тем ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается.
Мы совместно с Роспотребнадзором существенно уточнили и доработали перечень гигиенических критериев и нормативов, на основании которых будут оцениваться условия труда. Этот список видоизменен: по ряду позиций сокращен за счет тех элементов, которые не могут быть объективно измерены. Например, исключена психоэмоциональная напряженность. Ее сложно измерить объективно – у напряженности нет предельно допустимого уровня. Раньше это давало почву для злоупотреблений, мы хотим их избежать. Мы оставили только то, что можно измерить прибором.
Действующим законодательством предусматривается целый ряд гарантий и преференций, например, врачам и учителям, и они предоставлялись не в связи с вредными физическими или химическими факторами. Когда-то государство решило, что труд врача, учителя, творческого работника или ученого – тяжелый и требует особых гарантий и льгот. Это касается продолжительного отпуска, сокращенной рабочей недели и досрочной пенсии. Даже пенсия, которая выплачивается медицинским и педагогическим работникам, – это пенсия за выслугу лет, а не за «опасность». Мы не предполагаем переформатирования.
Зато за работу во вредных и опасных условиях труда мы прописываем законодательно гарантии, предлагаем повышение тарифной ставки минимум на 4% за занятость во вредных условиях, дополнительный отпуск – минимум семь дней, сокращенную рабочую неделю – 36 часов вместо стандартных 40 часов. Это минимальные гарантии для вредных и опасных производств. Все то, что свыше, может быть установлено отраслевыми соглашениями между работодателем и профсоюзами с учетом спецоценки условий труда.
Работодатель будет обязан ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда. Поэтому работник на основании полученных данных об объективных условиях труда на его рабочем месте сможет сам или через профсоюз ставить перед работодателем вопрос о гарантиях и компенсациях.
Несмотря на положительные примеры того, как переоснащаются производства и модернизируются предприятия, сохраняются цеха с оборудованием 30-х годов прошлого века. По существующему законодательству права и тех, кто работает в старом цехе 30-х годов постройки, и тех, кто работает в современном цехе, одинаковы. Несмотря на то, что в первом случае совершенно очевидно наносится вред здоровью, во втором – нет.
Спецоценка как раз будет эти потоки разделять. Это, конечно, не означает, что мы сразу начнем наблюдать тенденцию по снижению количества рабочих мест с вредными условиями труда. Наоборот, по мере выявления количество таких рабочих мест еще некоторое время будет увеличиваться. Но картина будет более объективной. Право на удлиненный отпуск и на сокращенную рабочую неделю у нас получат все, чьи места будут признаваться вредными.
С началом проведения аттестации в распоряжении Минздравсоцразвития были только данные о количестве работников, занятых в «списочных» сферах. Это было примерно чуть меньше 25% от общего числа работающего населения. Сейчас же выяснилось, что вредные рабочие места есть и за пределами списков №№ 1 и 2. Сейчас эта цифра, по оценкам Минтруда, составляет порядка 32%. При этом есть экспертные данные, которые свидетельствуют, что в России 54% работников трудятся во вредных условиях труда. Но есть и альтернативное мнение о том, что у нас необъективные и чересчур жесткие по сравнению с другими странами критерии, на основании которых рабочее место признается вредным.
Мы не предполагаем одномоментной специальной оценки условий труда. Мы прописали норму о том, что применительно к тем рабочим местам, которые не входят в списки вредных и опасных и где вредность не выявлена, эта спецоценка будет проводиться поэтапно, но не позднее конца 2018 года. Поэтому, зная наш русский менталитет, предположу, что, скорее всего, некий ажиотаж если и будет наблюдаться, то ближе к 2018 году.
Мы предполагаем, что в первую очередь внимание необходимо уделить тем отраслям, которые у нас традиционно считаются вредными и опасными, – строительство, обрабатывающее и добывающее производства. И вторым эшелоном пойдут офисные работники.
У одной и той же профессии могут быть вредные и невредные условия труда. Вы можете человека, занимающегося рукоделием, посадить в нормальное, освещенное и отапливаемое помещение или в подвал, – условия труда будут совершенно разными. В ситуации, если работодателю наплевать на своих работников, каждое рабочее место может оказаться вредным. В ситуации, когда работодатель прикладывает усилия и вкладывает средства, практически любое рабочее место, за редким исключением, можно сделать безопасным.
У нас была целая серия трагических событий: на шахте «Распадская», на Саяно-Шушенской ГЭС и так далее. В таких случаях очень сложно выявить конкретную причину случившегося. Но очень часто мы видим, что имеет место нарушение техники безопасности, элементарных требований по охране труда. И мы видим, к каким колоссальным последствиям приводит такое пренебрежение. Не зря говорят, что правила охраны труда написаны кровью. Они на самом деле буквально написаны кровью. Чтобы этой крови избежать, мы вводим уголовную ответственность.
Что касается досрочных пенсий, то они останутся в том виде, в котором существуют сейчас. Вводится дополнительный институт так называемых корпоративных пенсий в рамках негосударственного пенсионного страхования. Мы предлагаем работнику вместе с работодателем выбрать: хочет он получать пенсию так, как сейчас, или уйти в частную программу. В этой ситуации работодатель будет платить дополнительный тариф за вредные условия в негосударственный пенсионный фонд.
Единственная новация в этом вопросе заключается в том, что на основании спецоценки будет происходить исключение работников из списков. Мы не предполагаем отмены списков, но если по результатам оценки рабочее место признается безопасным, то специальный стаж для получения права на досрочную пенсию прекращает формироваться. Потому что работник работает не во вредных условиях труда. Тот специальный стаж, который уже выработан, никуда не пропадает. Он фиксируется, сохраняется, и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.
Улучшение условий труда – это наша прямая обязанность. И мы не можем разрешать продолжать работать в скотских условиях только потому, что кто-то когда-то сказал: лучше здоровье угробить, но на пенсию пораньше выйти.