Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж в интервью журналу «Кадровое дело» рассказал о специальной оценке условий труда

17 марта 2014 г.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов. В ней нет ничего совершенно нового, что было бы полной неожиданностью для работодателей и независимых организаций, которые будут проводить спецоценку. Максимально сохранена преемственность между процедурами. Например, несущественно изменены формы документов, которые оформлялись по результатам аттестации рабочих мест, для того, чтобы не создавать больших сложностей ни для работодателей, ни для оценщиков при переходе от одной системы к другой.
  
Повод для разговора:
 
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке)).
 
Почему это важно?
 
С 2014 года все организации независимо от штатной численности должны раз в пять лет проводить специальную оценку условий труда. От ее результатов теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд, а также размер скидки или надбавки по взносам в ФСС России.
 
На ваши вопросы отвечает:

 
Валерий КОРЖ, директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ.
 
 
ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА
 
Валерий Анатольевич КОРЖ
В 1986 году окончил Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. М. И. Неделина. В 2009 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ – «Государственное и муниципальное управление». В 2002–2003 годах – государственный инспектор труда (по охране труда) в ГИТ в Московской области. С 2003 по 2004 год – главный государственный инспектор труда Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России. С 2004 по 2008 год работал в Роструде. Прошел путь от главного специалиста до заместителя начальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. С 2008 по 2012 год – заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России. С июня 2012 года – директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России. Действительный государственный советник РФ 3-го класса.
 
 
ЗАКОН О СПЕЦОЦЕНКЕ ПРИНЯТ: КАК ТЕПЕРЬ БУДЕМ ОЦЕНИВАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА?
 
– Что послужило причиной замены аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда?
 
– В принятых поправках в пенсионное законодательство в декабре 2012 года уже было оговорено, что работодатели могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов. Но только в том случае, если условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки признаны безопасными или допустимыми. При этом порядок проведения спецоценки предусматривался отдельным федеральным законом, которого на тот момент не существовало.
 
Далее по поручению Президента РФ была проанализирована законодательная нормативная база в части оценки условий труда, и стало понятно, что с введением механизма спецоценки в России появятся три процедуры исследования условий труда. Первая – это аттестация рабочих мест, вторая – специальная оценка условий труда и третья – государственная экспертиза условий труда, которая прописана в статье 216.1 Трудового кодекса. Поэтому было принято решение объединить их в рамках единой унифицированной процедуры и назвать специальной оценкой условий труда. Мы постарались учесть положительный опыт аттестации рабочих мест и ввести определенные новации, с тем чтобы несколько облегчить жизнь работодателям, не ущемляя конституционного права работников на безопасные условия труда.
 
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов. В ней нет ничего совершенно нового, что было бы полной неожиданностью для работодателей и независимых организаций, которые будут проводить спецоценку. Максимально сохранена преемственность между процедурами. Например, несущественно изменены формы документов, которые оформлялись по результатам аттестации рабочих мест, для того, чтобы не создавать больших сложностей ни для работодателей, ни для оценщиков при переходе от одной системы к другой.
 
– Каким образом специальная оценка облегчит жизнь работодателям?
 
– Понимаете, аттестация рабочих мест достаточно жестко предусматривала проведение измерений абсолютно всех факторов на рабочих местах. Это требовало больших и зачастую лишних расходов. Именно поэтому законом введена процедура идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах – для того чтобы определить, какие в действительности факторы есть на рабочих местах.
 
Это значит, что не нужно проводить тотальные измерения всех потенциально действующих на рабочем месте факторов производственной среды (как это делалось при аттестации рабочих мест). А сосредотачиваться надо в первую очередь там, где существуют реальные опасности здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью. Подчеркиваю, процедура спецоценки исключает тотальность измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах, оптимизирует объемы лабораторных исследований – наиболее дорогой составляющей любой оценки условий труда. Это позволит сократить избыточные затраты работодателей.
 
Но не нужно преувеличивать роль спецоценки условий труда. Это только один из механизмов, который позволяет работодателю объективно оценить условия труда на рабочих местах с помощью независимого эксперта, выделить проблемные зоны в своей организации и сконцентрировать там основные ресурсы. –Спецоценка проводится не ради самой оценки, а ради того, чтобы вывести на должный уровень производительность труда и сохранить квалифицированные кадры.
 
– До 2014 года не подлежали аттестации офисные рабочие места, на которых сотрудники заняты работой исключительно на персональном компьютере. Сейчас по ним обязательно нужно проводить спецоценку. Почему?
 
– Да, эту норму подкорректировали, потому что нельзя допустить дискриминации работников в зависимости от того вида деятельности, которым они занимаются. Право на безопасные условия труда есть у всех, независимо от того, трудятся они в офисе, или, предположим, на металлургическом комбинате, или в шахте. Именно поэтому спецоценка обязательна для всех рабочих мест.
 
Для одних видов деятельности, где отсутствуют вредные факторы, процедура оценки будет упрощенной. Если независимая экспертная организация, которая проводит спецоценку, не выявила вредные факторы на рабочих местах, то работодатель подает в Роструд декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Декларация действует в течение пяти лет. Если за это время не произошли несчастные случаи на производстве, не зафиксированы профзаболевания, отсутствуют жалобы работников, она автоматически пролонгируется еще на пять лет без каких-то повторных процедур.
 
– Что делать работодателям, которые уже провели аттестацию?
 
– Мы предусмотрели в законе мягкий, длительный переход от аттестации к спецоценке. Результаты аттестации рабочих мест, которая юридически оформлена (издан приказ работодателя о завершении аттестации) до 31 декабря 2013 года, могут использоваться для целей спецоценки условий труда. Это значит, что таким работодателям не придется заново проводить новую оценку.
 
Срок легитимности результатов аттестации рабочих мест – пять лет (ч. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке). Например, если в декабре 2013 года работодатель завершил аттестацию рабочих мест, то он может использовать ее результаты до декабря 2018 года. При этом работодатель вправе провести внеплановую спецоценку на определенных рабочих местах. Работодатели в непроизводственном секторе экономики, которые ранее не провели аттестацию рабочих мест по ряду причин, могут провести спецоценку поэтапно вплоть до конца 2018 года. Хочу посоветовать работодателям не поддаваться на уговоры недобросовестных оценщиков оформить аттестацию рабочих мест задним числом, декабрем 2013 года. Роструд получил широкие полномочия по контролю за исполнением Закона о специальной оценке.
 
Если нарушение будет выявлено, то придется проводить спецоценку повторно, по полной программе, за полную стоимость. Кстати, обман обойдется работодателю дороже, чем проведение специальной оценки условий труда (таблица выше).
 
– Организации, которая не проведет спецоценку, грозит серьезный штраф. А как насчет стимулов?
 
– До введения специальной оценки условий труда работодатель, у которого были вредные или опасные условия труда, мог освободиться от уплаты дополнительных взносов в Пенсионный фонд, только обеспечив абсолютно безопасные допустимые условия труда. К этому, конечно, нужно стремиться, но не на всех видах производств даже при современном развитии технологий и техники можно обеспечить допустимые условия труда. Например, добыча угля подземным способом, которая включает в себя использование шахт и штолен. Нигде в мире еще не придумали, как здесь обеспечить допустимые комфортные условия труда, кроме как вывести всех людей из шахт и заменить их роботами, до чего наши техника и технология еще не дошли. Необходимо присутствие человека в этом процессе.
 
С 1 января 2014 года мы ввели так называемую дифференцированную шкалу дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Чем хуже условия труда (выше вредность), тем больше размер взносов. Если условия труда улучшаются, даже оставаясь в диапазоне вредных, то в этом случае размер взносов уменьшается (таблица выше). Это стимулирует работодателя улучшать условия труда, вкладывать средства, снижать класс условий труда, а значит, платить пониженный тариф страховых взносов. Работодатели уже в I квартале смогут отчитываться по новым правилам, сокращая тем самым свои расходы и перераспределяя средства в пользу улучшения условий труда. Таким образом, штрафные санкции – это «кнут», а экономическое стимулирование, сокращение объемов страховых взносов – это «пряник».
 
Источник: «Кадровое дело», № 3, 2014.