Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Как аттестация и специальная оценка условий труда влияют на тариф дополнительных взносов в Пенсионный фонд РФ

16 июня 2014 г.



 
Минтруд России в письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113 дал разъяснение о том, по каким тарифам надо начислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ

Если работники не трудятся на вредных и (или) опасных работах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (должности работников не поименованы в Списках № 1 и 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10), но по результатам аттестации или спецоценки условия труда были признаны вредными или опасными, то с выплат этим работникам взносы в ПФР по дополнительным тарифам платить не нужно, в соответствии с п. 1 письма Минтруда Россиии от 13.04.2014 № 14-3/В-113. Напомним, что ПФР в своем письме от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 указывал, что в соответствии с федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ключевым моментом для начисления дополнительных взносов является именно занятость работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
 
На основании п. 2 письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113, если аттестацию начали проводить в 2013 г., а ее окончание было оформлено после 01.01.2014, то результаты этой аттестации нельзя использовать для уплаты взносов по дифференцированным тарифам (от 0 до 8%) в зависимости от класса условий труда. Ведь с начала этого года вместо аттестации введена специальная оценка условий труда. В пп. 1 и 5 федерального закона от 28.12.2013 от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" сказано, что платить в ПФР взносы по дифференцированным тарифам можно только по результатам действующей аттестации. А таковой является аттестация, проведенная до 31.12.2013 и актуальная до окончания срока ее действия, но не более чем до 31.12.2018. Если же аттестация недействующая, как в рассмотренной ситуации, взносы надо платить по тарифам:
  • 6% с выплат работникам, занятым на работах, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (поименованных в Списке № 1);
  • 4% с выплат работникам, занятым на работах, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (поименованных в Списке № 2).
В п. 3.5 письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113указано, что, если в 2014 г. в организации есть действующая аттестация только по части рабочих мест, то в этом случае дополнительные взносы необходимо платить следующим образом:
  • (если) по результатам аттестации конкретного рабочего места условия труда признаны вредными и (или) опасными, то взносы в ПФР с выплат работнику, трудящемуся на этом месте, надо вносить по тарифам от 2 до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда (в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). При этом Минтруд России в п. 4 письма от 13.04.2014 № № 17-3/В-113 подчеркнул, что при наличии действующей аттестации работодатель обязан платить дополнительные взносы по дифференцированным тарифам. Отказаться от этого и платить взносы по общим тарифам 4 или 6% нельзя (например, при опасных условиях труда взносы надо платить по тарифу 8%, а не 6%);
  • (если) по результатам аттестации конкретного рабочего места условия труда признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) либо аттестация вообще не проводилась, до проведения специальной оценки с выплат работникам, которые трудятся на рабочих местах в условиях, дающих им право на досрочную пенсию, взносы уплачиваются по доптарифам 4 и 6%. Минтруд России указывает, что такой порядок следует из федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Такую позиция Минтруда России поддерживает и ПФР в письме от 12.02.2014 № НП-30-26/1707.
Также Минтруд России в п. 6 письма  от 13.03.2014 № 17-3/В-113 дал разъяснение по следующему вопросу. Если специальная оценка условий труда завершена в середине месяца, то датой завершения специальной оценки является дата утверждения отчета о ее проведении. Поэтому именно с этого дня нужно уплачивать взносы в ПФР по дифференцированным тарифам. В связи с этим за месяц, в котором утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы уплачиваются в следующем порядке:
  1. С даты специальной оценки условий труда - по тарифам от 0 до 8%;
  2. До даты проведения специальной оценки условий труда - по тарифам:
  • (если) аттестация не проводилась, результаты аттестации недействующие, по результатам аттестации условия труда были признаны допустимыми или оптимальными - 4 и 6%;
  • (если) по результатам аттестации условия труда были признаны вредными/опасными - от 2 до 8%.
Как говорится в письме Минтруда России  от 13.03.2014 № 17-3/В-113, за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда , взносы по дифференцированным тарифам подлежат уплате только с части выплат, начисленных за период со дня утверждения отчета до конца месяца. О порядке расчета части таких выплат рассказывают специальисты Минтруд России.
 
Департамент развития социального страхования Минтруда России озвучил следующую позицю по данному вопросу: "В соответствиии с подпунктами 1-18 п. 1 ст. 27 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ чтобы определить сумму выплат, подлежащих обложению взносами по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, по работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях, в месяце утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, нужно все начисленные работнику выплаты за этот месяц разделить пропорционально рабочим дням с начала месяца до дня утверждения отчета и со дня утверждения отчета до конца месяца. Таким образом, по тарифам от 0 до 8% будет облагаться только часть начисленной зарплаты, приходящаяся на период со дня утверждения отчета до конца месяца".
 
В соответствии с пп. 7,8 письма Минтруда России, если работник в течение месяца занят на вредных и (или) опасных работах с разными классами условий труда,  в этом случае взносы по дополнительным тарифам надо исчислить со всех начисленных в этом месяце работнику выплат пропорционально количеству рабочих дней (количеству часов), отработанных на соответствующих рабочих местах.
 
Минтруд России особо подчеркнул в п. 9 письма, если работник у одного и того же работодателя занят по основному месту на вредной и (или) опасной работе, а по совместительству - на обычной работе по отдельному трудовому договору (на основании ст. 60.1 Трудового кодекса РФ), то на выплаты за совместительство взносы по дополнительному тарифу не начисляются. Такая же точка зрения была озвучена Минтрудом России в письме от 29.05.2013 № 17-3/878. 
 
А вот мнение ПФР по данному вопросу несколько отличается. В конце прошлого года в п. 13 письма ПФР от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 говорилось, что в такой ситуации взносы по дополнительному тарифу  исчисляются со всех начисленных работнику в этом месяце выплат пропорционально количеству часов, отработанных на вредной и (или) опасной работе. В результате в некоторых случаях с части выплат "за вредность" дополнительные взносы не начислялись.

В данном случае правильнее руководствоваться позицией Минтруда России и выплаты, облагаемые или не облагаемые дополнительными взносами при совместительстве, считать напрямую, без применения пропорции. Ведь право давать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР предоставлено Минтруду России на основании ч. 5 ст. 1 федерального закона от 24.07.2009 « 212-ФЗ и п. 1 постановления Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". 


Источник: издательство "Главная книга"