Новости
5 февраля 2025 г.
Публикации
24 января 2025 г.
Применение Единых типовых норм выдачи СИЗ: Минтруд России разъясняет
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
17 января 2025 г.
Трудовой кодекс РФ: планируется уточнить понятие «отпуск»
Новое в процедуре аккредитации
15 июля 2014 г.
1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который регламентирует функции и порядок взаимодействия участников национальной системы аккредитации, устанавливает единые требования к участникам рынка оценки соответствия, а также определяет четкие правила аккредитации. О том, какие изменения предусмотрены законом в части процедуры аккредитации и требований к аккредитованным лицам, заместителю главного редактора журнала «Стандарты и качество» С.А. СУРКОВОЙ рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации М.А. ЯКУТОВА
Вместе с тем, в процедуру аккредитации внесен ряд важных корректив, направленных в первую очередь на то, чтобы сделать ее более «дружелюбной» по отношению к заявителям. В частности, основным новшеством в процедуре аккредитации является появление возможности корректирующих мероприятий.
В чем заключается данное новшество?
В том, что закон позволяет приостановить государственную услугу на 20 дней после проведения как документарной, так и выездной экспертизы — для исправления недочетов в соответствии с замечаниями, полученными от экспертной группы. Эта схема действует следующим образом. В случае принятия решения о приостановлении государственной услуги заявителю направляется уведомление с указанием необходимости устранения выявленных экспертной группой несоответствий. Заявитель в течение 20 дней представляет документы, подтверждающие их устранение. На проверку представленных в Росаккредитацию отчетов о проведении корректирующих мероприятий законодатель отводит еще 10 рабочих дней, в течение которых государственная услуга также находится в статусе приостановленной.
Введение практики корректирующих мероприятий — это возможность для заявителей решить устранимые проблемы, не начиная процедуру аккредитации с самого начала, а значит, получить искомый результат, сэкономив время и деньги. Действовавшим ранее законодательством возможность взять таймаут для устранения несоответствий не была предусмотрена, поэтому заявитель при наличии замечаний со стороны экспертной группы получал, как минимум, сокращение заявленной области аккредитации, а как максимум — отказ в аккредитации. Вместе с тем, необходимо отметить, что замечания, предполагающие в соответствии с новым законом корректировку, касаются в основном документов и проверка их устранения не должна предусматривать повторного выезда. Если же нарушения грубые, например не внедрена система менеджмента качества, то корректирующие мероприятия невозможны, поскольку убедиться в том, что подобное несоответствие устранено, можно только проведя повторную выездную оценку.
На какой срок в общей сложности может быть при-остановлена государственная услуга?
Если добавить к этому 90 дней, установленных законом для самой государственной услуги, получается, что в целом она может длиться 180 рабочих дней. Не приведет ли введение практики корректирующих мероприятий к затягиванию процесса аккредитации?
Установлены ли еще какие-либо механизмы защиты интересов заявителей, помимо возможности проведения корректирующих мероприятий?
Появилась возможность обжаловать такие итоговые решения Федеральной службы по аккредитации, принимаемые по государственным услугам, как отказ в аккредитации и подтверждении компетентности, а также решения о приостановлении или прекращении действия аккредитации, принимаемые по итогам контрольных мероприятий службы. Для рассмотрения таких жалоб при Росаккредитации создан специальный институт — комиссия по апелляциям, в состав которой вошли независимые эксперты из числа специалистов в области технического регулирования, оценки соответствия и метрологии. В комиссии есть представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в области технического регулирования, члены Общественного совета при Росаккредитации, работники экспертных, научных и учебных организаций, общественных объединений. Председателем комиссии является представитель Министерства экономического развития. Такой состав, на наш взгляд, должен обеспечить компетентность и беспристрастность членов комиссии, объективность при рассмотрении жалоб.
Какие решения может принимать комиссия по апелляциям?
По результатам рассмотрения жалобы комиссия дает свое заключение об обоснованности или необоснованности обжалуемого решения. Это заключение направляется руководителю Федеральной службы по аккредитации, и он в течение десяти дней принимает окончательное решение и уведомляет заявителя об итогах рассмотрения его жалобы.
Да. Заявителям предоставлена долгожданная возможность объединять несколько государственных услуг предусматривающих оценку соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации. Например, теперь в рамках одной процедуры можно пройти подтверждение компетентности и расширение области аккредитации. Оценка соответствия критериям аккредитации будет осуществляться в рамках единой государственной услуги одной экспертной группой. По итогам рассмотрения будет издаваться общий приказ, что является большим организационным и финансовым облегчением для ОС и ИЛ.
Одним из новшеств является также введение бессрочного аттестата аккредитации . Благодаря этому аккредитованным лицам не нужно будет проходить процедуру переаккредитации на новый срок. Сам аттестат аккредитации в его традиционной бумажной форме становится необязательным и без специального заявления, сопровождаемого оплатой государственной пошлины, выдаваться не будет. Он может выдаваться по желанию аккредитованного лица в рамках отдельной государственной услуги. Ключевым же фактором, подтверждающим наличие аккредитации в определенной области, теперь является запись в реестре аккредитованных лиц, который находится в открытом доступе на сайте Росаккредитации.
Отдельно стоит отметить, что в целях совершенствования взаимодействия заявителей с национальным органом по аккредитации большое значение в работе Росаккредитации придается информационному обеспечению всех процессов. Это обусловлено как положениями закона об аккредитации, так и общими требованиями времени. В Российской Федерации все больше государственных и муниципальных услуг оказывается в электронном виде, и Росаккредитация находится в авангарде этих процессов. Введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система Росаккредитации (ФГИС Росаккредитации), которая позволяет заявителям, экспертам и экспертным организациям взаимодействовать с нашей службой в режиме онлайн на всех этапах оказания госуслуг Заявители, не выходя из-за рабочего стола, могут подавать заявления, общаться с назначенными им исполнителями, отслеживать этапы аккредитации, передавать документы эксперту. На наш взгляд, современные технологии значительно ускорят и облегчат взаимодействие аккредитованных лиц с Росаккредитацией в процессе оказания госуслуг
Говоря о механизмах защиты прав и интересов наших заявителей, надо остановиться на деятельности Общественного совета при Росаккредитации, который был создан в конце 2013 г, а новым законом официально введен в состав участников национальной системы аккредитации. Это орган, состоящий из представителей общественных объединений и бизнес-ассоциаций, а также ведущих специалистов в области технического регулирования, оценки соответствия и метрологии, которые доводят до сведения руководства Росаккредитации предложения профессионального сообщества по тем или иным направлениям деятельности. Например, члены рабочих и экспертных групп, созданных в рамках Общественного совета, активно участвовали в работе службы над проектами нормативных актов, необходимых для реализации закона об аккредитации.
Вы отметили, что процедура аккредитации в целом не изменилась, сохранились ее основные этапы: формирование экспертной группы, оценка документов и выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации. Предусмотрены ли законом какие-либо новшества в рамках данных процедур?
Чем занимаются инспекции и провайдеры МСИ? Для чего им нужна государственная аккредитация?
Органы инспекции — общепринятый тип аккредитованных лиц, который функционирует во всем мире, однако в российском законодательстве данное понятие до сих пор не закреплено. Как правило, инспекции проводят оценку объектов в таких сферах, как строительство или промышленная безопасность, а также осуществляют проверку соблюдения технологических процессов.
Изменились ли действующие критерии аккредитации для ОС и ИЛ?
В целом критерии для данных видов аккредитованных лиц по-прежнему опираются на стандарты ИСО/МЭК 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и ИСО/МЭК 17065:2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг», однако, по сравнению с действовавшими ранее критериями, утвержденными Приказом Минэкономразвития № 682 , есть ряд дополнений.
Ключевым требованием для сотрудников ОС и ИЛ по-прежнему остается наличие трехлетнего опыта работы, однако новыми критериями четко закреплено, что необходим не просто опыт работы в заявленной области аккредитации, а опыт работы по подтверждению соответствия. Таким образом, инженер-физик, имеющий многолетний опыт работы на производстве, но не участвовавший ранее в работах по подтверждению соответствия, не может считаться соответствующим требованию о наличии трехлетнего стажа.
Помимо этого, в части требований к персоналу ОС и ИЛ появилось такое понятие, как стажеры. Так, новыми критериями по аккредитации для ОС установлено, что к вспомогательным работам по сертификации могут привлекаться лица, которые не имеют трехлетнего опыта работы и профильного образования в заявленной области аккредитации, если они будут выполнять эти работы под контролем и под ответственность основных сотрудников ОС. Иными словами, в ОС можно взять человека без опыта и под «присмотром» эксперта по сертикации привлекать его к работам по оценке соответствия, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении сертификатов соответствия. Что же касается стажеров ИЛ, то им для участия в испытаниях требуется стаж работы в лаборатории не менее одного года.
Вступление в силу закона об аккредитации отразится на деятельности не только профессионального сообщества, но самой Росаккредитации. Какие проблемы в работе службы, на ваш взгляд, поможет решить закон?
Готова ли Росаккредитация к работе в рамках новых требований?
Безусловно, готова. Конечно, нам пока сложно прогнозировать, сколько появится новых аккредитованных лиц (например, инспекций). Потребуется определенное время для того, чтобы до конца наладить работу во ФГИС. Мы должны будем провести целый ряд больших разъяснительных мероприятий по применению положений новой нормативной базы. Необходимо будет создать комплексную систему подготовки и повышения квалификации экспертов по аккредитации. Будет по-новому выстраиваться сотрудничество с экспертными организациями и т.д. Но нашей команде нравится это движение вперед, эти новые вызовы и задачи. Мы стремимся все предусмотреть, сделать все возможное, чтобы процессы были выстроены эффективно. Еще до вступления в силу закона в Росаккредитации были перераспределены полномочия между сотрудниками и назначены специалисты, ответственные за новые направления деятельности. Несмотря на огромную загруженность текущей работой по оказанию государственных услуг, на протяжении последних шести месяцев мы активно вели работу по внесению предложений в проекты нормативно-правовых актов. Мы искали пробелы в законодательстве и противоречия (коллизии) в праве и предлагали способы их устранения, участвовали в разработке механизмов правоприменения. Надеемся, что в результате этих мер как в технической, так и в содержательной части деятельности Росаккредитации не будет серьезных сбоев. Общих нам всем успехов, доверия и признания!
Источник: Стандарты и качество, 2014, № 7