Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности (утв. МЧС России 01.01.2013)

12 января 2015 г.




Сформулированы рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности
 
Необходимость декларирования пожарной безопасности предусматривается Федеральным законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании, причем наличие аккредитации в области пожарной безопасности для ее разработки не требуется. Предоставление декларации в подразделение МЧС России носит уведомительный характер, а представленные в ней факты могут быть проверены только в ходе проведения мероприятий по контролю.
 
Отказ в регистрации представленной декларации допускается только в случае ее несоответствия установленной форме.
 
Разъясняется, каким условиям должен отвечать объект пожарной защиты на срок до момента принятия соответствующих технических регламентов с требованиями к объектам защиты, процессам их производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
 
В документе приведен порядок разработки декларации пожарной безопасности, в том числе предложения по делению ее на разделы.
 
В приложении к документу приведены законодательные, нормативные правовые акты и обязательные требования, которыми необходимо руководствоваться при составлении декларации пожарной безопасности.


 
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
 
1 января 2013 года
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
Введение
 
Декларирование пожарной безопасности - форма оценки соответствия, в результате реализации которой подготавливается декларация пожарной безопасности - документ, содержащий информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Это форма подтверждения соответствия объекта защиты требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности введена для повышения уровня ответственности собственника в целях обеспечения пожарной безопасности на своем объекте, чтобы он мог правильно выбрать способ его защиты от пожара, обеспечить безопасность людей.

Прежде всего, декларация направлена на то, чтобы собственник сам разобрался, что такое пожарная безопасность объекта и какие требования должны соблюдаться конкретно на его объекте. Чтобы собственник мог самостоятельно оценить, насколько его производство, те технологии, которые применяются, безопасны для персонала и сотрудников, а также для третьих лиц.

В настоящее время вопросам декларирования пожарной безопасности со стороны общественных организаций, бизнес-сообщества, собственников объектов защиты проявляется повышенный интерес. В этом направлении МЧС России предприняты все усилия для представления максимальной информационной поддержки по разъяснению требований, предъявляемых к процедуре декларирования и заполнению разделов декларации пожарной безопасности. Такая поддержка проявляется в проведении консультаций в органах ГПН, организации и проведении конференций и семинаров, размещении интервью и интернет-интервью руководителей Министерства и органов ГПН в печатных и сетевых изданиях, организации горячих линий по вопросам технического регулирования и декларирования с использованием различных интернет-ресурсов МЧС России.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии с положениями статей 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" /1/ (далее - Технический регламент). Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" /5/, зарегистрированного в Минюсте России от 23.03.2009 N 13577.

Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании. Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется. Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.
Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только ее несоответствие установленной форме. Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.
 
1. Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
 
Технический регламент /1/ предусматривает замену многочисленных документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности, на технические регламенты с требованиями к объектам защиты, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования реализации и утилизации. До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Технического регламента.

Статья 6. Технического регламента /1/ устанавливает условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
  • в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  • в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" /2/ (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" /2/, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента /1/.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Технического регламента разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" /2/, и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу Технического регламента /1/, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента /1/, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены Приказом МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 /5/. Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения:
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН специальных и воинских подразделений), - в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН МЧС России);
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН регионального центра МЧС России);
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования - в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
  • при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций - в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.
Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
 
2. Оценка пожарного риска
 
Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Техническим регламентом. Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" /3/. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
  • Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. N 382) /6/;
  • Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. N 404) /7/;
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
  • анализа пожарной опасности объекта защиты;
  • определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
  • построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
  • оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
  • наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Важными параметрами при расчете величины пожарного риска являются расчетное время эвакуации и время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара.
Расчетное время эвакуации людей из помещения определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:
  • по упрощенной аналитической модели движения людского потока;
  • по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания;
  • по имитационно-стохастической модели движения людских потоков.
Для определения времени блокирования путей эвакуации необходимо выбрать модель расчета исходя из следующих предпосылок:

1. Интегральный метод:
  • для зданий, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;
  • для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);
  • для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;
2. Зонный (зональный) метод:
  • для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения;
  • для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);
3. Полевой метод:
  • для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);
  • для помещений, в которых один из геометрических размеров гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой площади и т.д.).
 
3. Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
 
РАЗДЕЛ I: Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты

В данном разделе следует указывать, производился ли расчет пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Технического регламента /1/ объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.
Расчет пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" /2/, и нормативными документами по пожарной безопасности. В случае проведения расчета пожарного риска, в данном разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчета приложить к Декларации. Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.
 
РАЗДЕЛ II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара

Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара). По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.). В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.
 
РАЗДЕЛ III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты

В данном разделе указывается только перечень статей (частей, пунктов) технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" /2/, и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
 
Требования пожарной безопасности
 
Проходы, проезды и подъезды к объекту. Источники противопожарного водоснабжения. Противопожарные расстояния

При оценке достаточности проходов, проездов и подъездов к объекту необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта содержатся в главе 22 Технического регламента. При анализе источников противопожарного водоснабжения и расхода воды на наружное пожаротушение следует руководствоваться требованиями статьях 62 и 68 Технического регламента, а также СП /15/. При оценке противопожарных расстояний между рассматриваемым объектом и соседними зданиями и сооружениями необходимо руководствоваться требованиями главе 16 Технического регламента и СП /11/. Кроме того, в данном разделе следует оценить удаленность размещения подразделений пожарной охраны согласно статье 76 Технического регламента /1/.
 
Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность

Классы функциональной пожарной опасности зданий являются их классификационной характеристикой и зависят от назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, возможности их пребывания в состоянии сна. При заполнении данного раздела следует руководствоваться требованиями главы 9 и статьи 87 Технического регламента /1/, а также СП /9/.
 
Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности

Классификация распространяется на помещения производственного и складского назначения независимо от того, в зданиях какого функционального назначения они расположены. Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности распространяется на здания производственного и складского назначения. При проверке правильности отнесения помещений и зданий к той или иной категории следует руководствоваться критериями, изложенными в статье 27 Технического регламента /1/ и СП /18/. При этом следует учитывать необходимость категорирования помещений производственного и складского назначения, расположенных в зданиях иного назначения.
 
Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций

Огнестойкость, как способность строительных объектов сопротивляться воздействию пожара, является одним из базовых элементов системы противопожарной защиты зданий и сооружений. Классификация строительных конструкций по огнестойкости приведена в статье 35 Технического регламента /1/. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, определены в статье 58 Технического регламента.
 
Ограничение распространения пожара за пределы очага

Ограничение распространения пожара за пределы очага является одним из эффективных способов обеспечения пожарной безопасности. Устройство противопожарных преград, устройство противопожарных отсеков и секций, применение устройств защитного отключения, применение средств, предотвращающих или ограничивающих растекание жидкостей при пожаре, применение огнепреграждающих устройств в оборудовании - способы ограничения пожара, применяемые в современных зданиях. При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо проанализировать требования статьи 88 Технического регламента /1/ к рассматриваемому зданию и оценить соответствие принятых решений этим требованиям, а также требованиям СП /11/.
 
Пути эвакуации людей при пожаре

Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты. Способы организации путей эвакуации изложены в статье 53 Технического регламента /1/, требования пожарной безопасности - в статье 89 того же закона. Способы устройства путей эвакуации изложены в СП /8/. Основной задачей при подготовке данного раздела Декларации является сопоставление реального устройства путей эвакуации с требованиями закона. При этом внимание следует обращать на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяженность.
 
Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией является важным элементом системы противопожарной защиты здания (статья 54 Технического регламента /1/). Требования пожарной безопасности к этим системам изложены в статье 84 Технического регламента /1/, СП /10/ и СП /12/. При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо учитывать:
  • соответствие существующей на объекте системы нормативным требованиям;
  • осуществление надлежащего технического обслуживания;
  • ведение журнала технического обслуживания.
Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты

Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара. Требования к этим системам и средствам индивидуальной защиты изложены в статьях 55 и 123 Технического регламента /1/.
 
Отопление, вентиляция, кондиционирование

Система противодымной защиты является одним из элементов пожарной защиты здания. Требования к системам противодымной защиты и к оборудованию этих систем содержатся в статьях 56 и 138 Технического регламента /1/. Требования к устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования изложены в СП /14/.
 
Огнезащита строительных материалов и конструкций

Средства огнезащиты применяются для снижения пожарной опасности строительных материалов и повышения пределов огнестойкости строительных конструкций. При подготовке данного раздела Декларации необходимо изучить техническую документацию на примененные на объекте средства огнезащиты, визуально оценить состояние огнезащиты, по технической документации проверить сроки сохранения огнезащитной эффективности. Общие требования к огнезащитным средствам содержатся в Национальных стандартах /19/ и /20/.
 
Система автоматического пожаротушения

Требования к системам автоматического пожаротушения изложены в статье 83 Технического регламента /1/, нормы и правила их проектирования - в СП /12/. При подготовке данного раздела декларации пожарной безопасности необходимо установить назначение установки пожаротушения: локализация или ликвидация пожара. В Декларации нужно отметить следующее:
  • тип установки;
  • способ тушения;
  • обоснованность выбранного средства тушения;
  • наличие документации, подтверждающей надлежащую эксплуатацию установки.
Внутренний противопожарный водопровод

Общие требования к оборудованию внутреннего противопожарного водопровода содержатся в статье 86 Технического регламента /1/, требования пожарной безопасности - в СП /17/.
 
Электрооборудование

Электрооборудование, используемое на объекте, должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, изложенным в статье 143 Технического регламента /1/, требования пожарной безопасности - в СП /13/.
 
Первичные средства пожаротушения

Здания всех типов должны быть оснащены огнетушителями. Расчет необходимо количества огнетушителей определен Правилами противопожарного режима в Российской Федерации /4/, правила выбора, размещения и технического обслуживания - СП /16/. При подготовке данного раздела необходимого обратить внимание на ведение документации по перезарядке и техническому обслуживанию огнетушителей.
 
Организационно-технические мероприятия

В данном разделе Декларации необходимо отразить состояние дел с организационно-техническими мероприятиями:
  • обучению мерам пожарной безопасности;
  • проведению противопожарных инструктажей;
  • проведению учений по эвакуации;
  • наличию организационно-распорядительных документов в области обеспечения пожарной безопасности.
При заполнении данного раздела следует учитывать Правила противопожарного режима в Российской Федерации /4/.
 
4. Перечень законодательных, нормативных правовых и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых необходимо использовать при составлении декларации пожарной безопасности
 
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска".
4. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").
5. Приказ МЧС N 91 от 24 февраля 2009 г. "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
6. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. N 382 "Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
7. Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. N 404 "Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
8. СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
9. СП 2.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".
10. СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
11. СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
12. СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
13. СП 6.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности".
14. СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования".
15. СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
16. СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации".
17. СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности".
18. СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности".
19. СП 13.13130.2009 "Атомные станции. Требования пожарной безопасности".
20. ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний".
21. ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности".