Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Паспорт приоритетного проекта "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"
21 января 2018 г.
Утвержден паспорт приоритетного проекта "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"
Целью приоритетного проекта является формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.
По итогам реализации проекта планируется:
- переход к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году;
- увеличение доли подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.
Утвержден
протоколом заседания проектного комитета
от 27 января 2017 г. N 5
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ВНЕДРЕНИЕРИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ВНЕДРЕНИЕРИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Цель проекта
Сформирована новая система контрольно-надзорной деятельности, основанная на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющая, в том числе:
Сформирована новая система контрольно-надзорной деятельности, основанная на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющая, в том числе:
- перейти к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году <1>;
- увеличить долю подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.
Этапы реализации проекта
На I этапе в 2017 году Минэкономразвития России выполнены и находятся в стадии реализации следующие работы:
На I этапе в 2017 году Минэкономразвития России выполнены и находятся в стадии реализации следующие работы:
- утверждена Базовая модель определения категории риска (класса опасности), основанная, в том числе, на реалистичной оценке вероятности причинения вреда, тяжести последствий, анализе фактического распределения ущерба;
- утвержден Стандарт зрелости ведомственных систем управления рисками.
Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта осуществляют:
- формирование исчерпывающих реестров подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии;
- установление категорий риска (классы опасности) и критериев отнесения к ним подконтрольных объектов, соответствующие Базовой модели определения категории риска (класса опасности) (приняты постановления Правительства Российской Федерации).
- распределение подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности) с использованием ведомственных информационных систем;
- обеспечение доступности и понятности информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним;
- составление планов проверок на 2018 год на основании риск-ориентированного подхода;
- формирование по 10% видов контроля (надзора) <4> системы сбора объективных данных, позволяющей учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определение индикаторов риска и показателей для внедрения "динамической модели".
В 2018 году при реализации II этапа Минэкономразвития России планирует выполнение следующих мероприятий:
- проведение аудита результатов реализации проекта за 2017 год;
- доработку Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками.
Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта будут:
- сформирована система сбора объективных данных, позволяющая автоматически собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены показатели для внедрения "динамической модели";
- внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности);
- утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок);
- внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР по 10% видов контроля (надзора).
На III этапе в 2019 - 2025 годах Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта планируется:
- сформировать систему сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме, внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска, внедрена "динамическая модель" управления рисками;
- внедрить систему регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР;
- ввести в действие межведомственные карты рисков и провести международные сопоставления эффективности систем управления рисками;
- внедрить 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень зрелости ведомственных систем управления рисками в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами, последовательно <5>;
- разработать систему "умного" государственного регулирования <6>.
Описание модели функционирования результатов проекта
Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.
Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти. Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.
Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом.
Развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим в себя 4 уровня зрелости.
Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:
Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти. Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.
Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом.
Развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим в себя 4 уровня зрелости.
Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:
- сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,
- установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,
- объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),
- внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,
- перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публично доступны.
Достижение 2-го уровня означает, что:
- сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда,
- определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели";
- внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска.
Достижение 3-го уровня зрелости означает, что на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов "больших данных" (Big Data).
Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:
Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:
- внедрены межведомственные карты рисков,
- проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.,
Создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. Данная система станет связывающей основой для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.
На следующем этапе должно быть осуществлено полное распределение объектов контроля по категориям риска (классам опасности) при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок. Данная работа должна проводиться с учетом имеющихся стандартов и рекомендаций ОЭСР. Это необходимо для создания комплексной системы учета и мониторинга случаев причинения вреда, определения критериев распределения объектов по категориям риска, профилей риска и использования динамической модели управления рисками.Распределение объектов контроля по категориям рисков будет также использовано в "Личном кабинете" подконтрольного субъекта и войдет в единую информационную систему контрольно-надзорной деятельности.
В результате внедрения риск-ориентированного подхода проведение всех контрольно-надзорных мероприятий будет осуществляться на основе применении риск-ориентированного подхода (на основании плана проверок), уже начиная с 2018 года.Начиная с 2019 - 2020 годов, Стандарт зрелости начинает постепенно внедряться в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами.По итогам реализации проекта в целом заработает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода:
- формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования,
- осуществлять выбор форм государственного регулирования,
- вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены,
- принимать управленческие решения с учетом лучших международных практик (в том числе подходов "evidence-based policy").
--------------------------------
<1> Риск-ориентированный подход внедряется в отношении видов контроля (надзора) согласно утвержденному Проектным комитетом перечню. Показатели доли видов контроля (надзора) рассчитываются от количества видов контроля (надзора) в соответствии с указанным перечнем (показатель, выраженный в процентном отношении от количества видов контроля (надзора), округляется до целого числа согласно правилам округления).
<2> Оценка соответствия требованиям разрабатываемого Минэкономразвития России Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками для пилотных ФОИВов (МЧС России, Роспотребнадзор, ФМБА, Роскомнадзор) не проводилась.
<3> В целях проверки корректности распределения подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности).
<4> Здесь и далее виды контроля (надзора), осуществляемые федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта.
<5> Здесь и далее все контрольно-надзорные органы включают как федеральные органы исполнительной власти - участники проекта, так и иные органы, наделенные полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).
<6> Требования к системе описаны в модели функционирования результатов проектов.
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь: |