Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
4 августа – день железнодорожника! Поздравляем коллег с профессиональным праздником!
4 августа 2019 г.
Ни для кого не является секретом, что трагедии чаще всего происходят из-за того, что работники не выполняют правила техники безопасности или работодатели не создают условия для безопасного труда. Снижение влияния человеческого фактора во многом достигается за счет обучения персонала, в том числе инструктажей по охране труда, уверены в ОАО «РЖД»...
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
В Центре научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) РЖД в конце июня 2019 года обсуждался вопрос цифровизации инструктажей по технике безопасности персонала. Ни для кого не является секретом, что трагедии чаще всего происходят из-за того, что работники не выполняют правила техники безопасности или работодатели не создают условия для безопасного труда. Снижение влияния человеческого фактора во многом достигается за счет обучения персонала, в том числе инструктажей по охране труда, уверены в ОАО «РЖД». Но фактическое положение дел с проведением инструктажей таково, что организация не может контролировать этот процесс, отметил начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр ПОТАПОВ.
По его словам, невозможно проконтролировать, проводится инструктаж реально или только на бумаге.
Петр ПОТАПОВ отметил, что «качество проведения инструктажей зависит только от сознательности лица, его проводящего. Ведение инструктажей и контроль за ними происходят на бумаге, предприятия буквально тонут в журналах проведения инструктажей по охране труда, заверенных ручной подписью. Как показывают отраслевые отчеты в ОАО «РЖД» за 2018 год было проведено свыше 36 млн инструктажей, а действующих журналов инструктажей по охране труда насчитывается свыше 87 тыс.
ОАО «РЖД» выступило с инициативой внедрения электронной регистрации инструктажей по охране труда и нарядов-допусков на производство работ. Применение цифровых технологий в инструктажах – переход на электронные журналы или внедрение электронной подписи для идентификации работников – позволит контролировать допуск персонала к работам. Графики проведения инструктажей могут формироваться в электронном виде. Это поможет значительно оптимизировать работу всех участников процесса и, следовательно, повысит производительность труда работников.
«Идентифицировать работника можно разными способами: посредством личных метрик человека, с использованием его графической подписи, фотографии и видеофиксации, возможно, и геопозиции работника, подкрепляя эти метрики технологиями криптозащиты, которые обеспечат неизменность и доверие к составу данных, дате и времени подписи и подписанту, – отметил модератор совещания, генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей МОСКВИЧЕВ. – Цифровой аналог обычной подписи поможет полностью исключить подделку журналов и удостоверений об обучении, ему точно можно доверять».
Однако для внедрения этих позитивных практик невозможно без устранения законодательных барьеров – для оцифровки журналов и подписи необходимо внести изменения в нормативные правовые акты.
Еще одна инициатива ОАО «РЖД» – изменение процедуры учета несчастных случаев. В рамках инициативы предлагается выделить в одну графу в статистической отчетности чрезвычайные происшествия, которые произошли вследствие стихийного бедствия или по вине третьих лиц, в другую графу – события, произошедшие по вине организации или самого работника.
ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВНЕДРЯЕТ
КОНЦЕПЦИЮ VISION ZERO
КОНЦЕПЦИЮ VISION ZERO
На Октябрьской железной дороге, как и во всей структуре РЖД, активно внедряют принципы международного движения Vizion Zero. Россия присоединилась к этому проекту в декабре прошлого года, и холдинг «РЖД» одним из первых получил сертификат о партнерстве в рамках программы «нулевого травматизма».
«На протяжении последних трех лет у нас действует программа комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте. Один из базовых принципов этой концепции – «Выявлять угрозы – контролировать риски», он, кстати, полностью совпадает с главным пунктом программы Vision Zero, – отметил и.о. главного инженера Октябрьской железной дороги Виктор ИВАНОВ. – Работа ведется достаточно большая. В первую очередь мы занимаемся анализом каждой нештатной ситуации. Выявляются причины несчастных случаев, факторы, которые могут привести к чрезвычайным происшествиям. Причем специалисты изучают не только те ситуации, которые произошли и где пострадали люди, но и предотвращенные случаи. По результатам проведенного анализа формируются программы, направленные на снижение факторов риска».
По словам Виктора ИВАНОВА на Октябрьской железной дороге внедряется очень много технологических новаций, которые призваны обезопасить сотрудников, здесь, конечно, большую роль играет автоматизация. Обновление оборудования – достаточно дорогое мероприятие, тем не менее в компании всегда затраты на охрану труда в полтора-два раза превышали те 0,2 процента от производственных расходов, которые предприятия обязаны тратить по трудовому законодательству.
Постоянно увеличиваются инвестиции компании для реализации мероприятий программы по улучшению условий труда год от года только увеличивается. Например, в 2018-м финансирование данной статьи на Октябрьской дороге оценивалось в 2,1 миллиарда рублей, но уже сейчас, подводя предварительные итоги, могу сказать, что фактическая сумма, потраченная на улучшение условий труда, будет выше.
Компания старается мотивировать работников соблюдать требования техники безопасности. Работа ведется по двум основным направлениям. Во-первых, ведется обучение руководителей среднего звена. Для них приоритетным должно быть не выполнение плана, не закрытие какого-нибудь отчета – важно, чтобы на первом месте была безопасность. Но в таких вопросах мало одних разговоров и абстрактных суждений. За руководителем среднего звена закрепляется куратор по вопросам безопасности, это один из его непосредственных начальников. Показатели «нулевого травматизма» входит в число показателей, которые формируют KPI сотрудника.
На железной дороге работают общественные инспекторы по охране труда. Зачастую это сотрудники, работающие на базовых позициях. Если они видят какие-то отклонения в работе или понимают, что, например, оборудование неисправно, то незамедлительно фиксируют эту ситуацию в специальном журнале. Такая запись не имеет статуса приказа, это рекомендация, но довольно настоятельная. И на местах проблему исправляют довольно быстро. Таким образом, создается система, когда руководитель может быть эффективным только в том случае, если соблюдает технику безопасности.
Также мотивируются и рядовые сотрудники. Недавно на полигоне Октябрьской железной дороги прошел смотр-конкурс на лучшее структурное подразделение по развитию культуры безопасности труда. Победители получили дипломы от начальника железной дороги и денежные вознаграждения. Также всячески стимулируется активность сотрудников, их неравнодушие. Важно, чтобы люди не проходили мимо нарушений, а сообщали о них, принимали меры к их устранению. Конечно, нельзя утверждать, что мы достигли стопроцентного успеха в этом направлении, но я вижу, что с каждым годом сознательность сотрудников повышается. Люди понимают, что их собственная безопасность зависит в первую очередь от них самих.
Октябрьской железной дороге удалось снизить показатели производственного травматизма в два раза. На 8% снизился непроизводственный травматизм, когда несчастные случаи происходили не с сотрудниками компании, но на объектах транспортной инфраструктуры дороги. Обучать правилам поведения на железной дороге население нужно еще со школы, причем с младших классов. Также правилам безопасного поведения на транспорте должны объяснять детям и их родители. Они должны демонстрировать собственным примером соблюдение правил. Ведь в конце концов от этого зависят жизнь и здоровье.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Заместитель начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр КОСАРЕВ в ходе круглого стола на тему «Безопасность на железнодорожном транспорте: законодательное и административное регулирование, ИТС и технологические решения», недавно проходившего в пресс-центре издательского дома «Гудок», в своем выступлении отметил, что внедрение системы менеджмента безопасности показало хорошие результаты. В перспективных трендах количество сходов и столкновений на инфраструктуре сокращается, также сокращается тяжесть их последствий, количество нарушений безопасности движения в целом. Эксперт рассказал о последних изменениях в законодательных актах, призванных повысить безопасность движения.
«Приказом № 257 Минтранса РФ были внесены поправки, согласно которым с 19 ноября 2016 года планово-предупредительные ремонты железнодорожного подвижного состава могут осуществляться только на предприятиях, получивших условный номер клеймения. Мы ожидали, что эти поправки вступят в силу с середины 2017 года, однако регулятор ввел их сразу после публикации документа. Сейчас ведется активная работа по приведению деятельности в соответствия с нормами. Также с 19 ноября 2016 года в правила технической эксплуатации была введена процедура допуска на инфраструктуру, которая предусматривает обязательный осмотр каждой единицы железнодорожного подвижного состава после проведения планового ремонта. В вагонном комплексе данная технология апробирована еще с 1 октября 2016 года, сегодня мы совместно с собственниками подвижного состава и вагоноремонтными компаниями занимаемся ее оптимизацией».
На инфраструктуре ОАО «РЖД» эксплуатируется 2681 локомотив и более 15 тысяч локомотивных бригад сторонних компаний.
По каждому локомотиву ежемесячно составляется акт о технической готовности, при эксплуатации на станции без выхода на перегон – раз в квартал. Введенная норма о допуске локомотивов после плановых видов ремонта становится дополнительной нагрузкой для компаний-грузоперевозчиков. По словам Александра КОСАРЕВА требуется скорректировать соответствующие нормативные требования.
«Безопасность движения на инфраструктуре обеспечивает человек. Чтобы донести до исполнителя принципы системы менеджмента безопасности простым понятным языком, мы разработали конспект для изучения всех его направлений», – отметил заместитель начальника по безопасности движения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Дмитрий РУЛЕВ. Было определено 5 главных направлений: реализация ключевых инициатив в части развития безопасности движения, проведение технических аудитов, приведение инфраструктуры к правилам технической эксплуатации, актуализация нормативно-технической документации, осмотры объектов инфраструктуры.
Генеральный директор СРО «Союз участников железнодорожного рынка» Сергей АГЕЕВ выразил свое мнение по поводу обеспечения безопасности движения на промышленном транспорте. «Сегодня нет четкого документа в федеральном законодательстве, который заставлял бы руководителя промышленного предприятия следить за состоянием дорожного пути. Надлежащим образом, кроме начальника отдела и мастера, никто за его содержание и безопасность движения не отвечает, – отметил Сергей АГЕЕВ. – На мой взгляд, это существенная недоработка в федеральном законе. Собственник стрелочного перевода должен содержать его по всем требованиям. Если у него нет такой возможности, должен быть определен порядок передачи стрелочного перевода».
ПЕРСОНАЛ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПОЛУЧИТ СПЕЦОДЕЖДУ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Руководством холдинга было подписано распоряжение «Об обеспечении перехода работников ОАО «РЖД» на новую коллекцию спецодежды». В соответствии с утвержденным планом первые комплекты поступили в подразделения компании в марте этого года. Новая спецодежда обладает высокими защитными свойствами и изготовлена из современных тканей.
Ежегодно компания закупает более 1,5 млн единиц специальной одежды и спецобуви. В этой продукции нуждаются практически все работники, непосредственно связанные с перевозочным процессом: путейцы, энергетики, эсцебисты, движенцы.
Коллекция спецодежды, которая сейчас поставляется на сеть, изготавливается в соответствии с 20 техническими условиями, утвержденными ОАО «РЖД» еще в 2007 и 2008 годах, и действующими ГОСТами. «Существующая линейка не менялась десять лет. Пришло время обновлять комплекты, ведь легкая промышленность развивается, и новые материалы, новые технологии позволяют производить более качественную спецодежду, которая может повысить уровень безопасности труда работников», – замечает начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр ПОТАПОВ.
Конструкция новой спецодежды разрабатывалась в соответствии с назначением и спецификой условий труда.
Так, например, на куртках предусмотрены карманы для документов и рации, на брюках – боковые карманы для сигнальных флажков. В куртке утепленной спецодежды есть капюшон с внутренними слуховыми отверстиями для лучшей проходимости звука, что важно с точки зрения безопасности. Кроме того, для удобства в комплекты летних костюмов включили головной убор и футболки.
Усиления защитных свойств одежды удалось добиться за счет современных материалов и инновационных технологий пошива. Так, при пошиве мужского теплозащитного комплекта «Железнодорожник» по ТУ 2007 года в качестве утеплителя использовались ватин и синтетическое полотно. В сырую погоду материал, впитывая влагу, становился тяжелее и скатывался. Для аналогичного комплекта в новой коллекции использовали синтетический теплоизолирующий материал, что обеспечивает эффективную воздухонепроницаемость и повышенную теплозащиту, сохраняя легкий вес и мягкость.
Петр ПОТАПОВ подчеркивает, что отличительной особенностью новой коллекции является унификация моделей. Так, базовые модели спецодежды для рабочих профессий «Слесарь-ремонтник» и «Железнодорожник» заменят восемь моделей действующей коллекции. «Унификация позволит оптимизировать процесс заявочной кампании, что может положительно повлиять на сроки поставок спецодежды и упростит перераспределение складских запасов между подразделениями», – отмечает Петр ПОТАПОВ.
Разработаны 18 моделей новой спецодежды для работников восстановительных поездов Дирекции аварийно-восстановительных средств и для ИТР. Для женщин тоже есть приятные новости. Железнодорожницы неоднократно указывали на то, что линейка спецодежды для них скудна. В действующей коллекции для дам предусмотрены только две модели: «Дефектоскопист» и «Промывальщик». Теперь для них разработали четыре базовые модели в исполнении лето/зима. Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» проанализировал новую коллекцию спецодежды на соответствие требованиям охраны труда по 43 группам профессий основных функциональных филиалов, на которых трудятся порядка 400 тыс. работников. В итоге рабочая группа признала коллекцию соответствующей требованиям, отметил Петр ПОТАПОВ.
Сразу отказываться от имеющейся в обиходе спецодежды в компании не планируют. Следующие три года станут переходными: в это время разрешается использовать комплекты и из действующей коллекции, и из новой в зависимости от состояния одежды и сроков носки. Полностью на новую экипировку персонала железные дороги планируют перейти к 2022 году.
По материалам отраслевого издания «Гудок».
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:
УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В СФЕРЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Требования обязательны для исполнения работодателями – физическими лицами и индивидуальными предпринимателями (владельцами железнодорожного подвижного состава), организациями железнодорожного транспорта общего пользования независимо от их организационно-правовых форм, выполняющими работы (оказывающими услуги), связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава.
Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев после его официального опубликования.
Зарегистрировано
в Минюсте России
23 мая 2019 г. № 54703
в Минюсте России
23 мая 2019 г. № 54703
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2018 г. № 860н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2018 г. № 860н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2009, № 30, ст. 3732; 2011, № 30, ст. 4586; 2013, № 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528),
приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Министр
М.А. ТОПИЛИН