Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Минтруд разработал требования к организациям, оказывающим услуги в области охраны труда
6 августа 2021 г.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru проходит публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза Проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги...
Минтруд разработал требования к организациям, оказывающим услуги в области охраны труда
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru проходит публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза Проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация, правил аккредитации организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, их регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также порядка формирования и ведения указанного реестра» (далее ― Проект Постановления).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ПОСТАНОВЛЕНИЯ
В информационной справке к тексту Проекта Постановления говорится о том, что документ разработан в целях реализации положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В настоящее время вопросы допуска к деятельности к оказанию услуг в области охраны труда регулируются нормами приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее ― Приказ № 205н, Правила).
Разработчики Проекта Постановления отмечают, что «действующие Правила не содержат четких требований к аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, а также не устанавливают порядок контроля за организациями, уже допущенными к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда». «Указанное зачастую приводит к неправильному толкованию Правил аккредитации хозяйствующими субъектами, претендующими на включение в реестр, и влечет за собой многочисленные отказы в регистрации в реестре после подачи заявления на аккредитацию».
Разработчики Проекта Постановления отмечают, что «действующие Правила не содержат четких требований к аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, а также не устанавливают порядок контроля за организациями, уже допущенными к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда». «Указанное зачастую приводит к неправильному толкованию Правил аккредитации хозяйствующими субъектами, претендующими на включение в реестр, и влечет за собой многочисленные отказы в регистрации в реестре после подачи заявления на аккредитацию».
Вместе с тем, по этой же причине отсутствия четких требований к аккредитации, многие организации, подходя формально к заполнению заявления согласно действующим Правилам к аккредитации, могут быть включены в соответствующий реестр.
В информационной справке к Проекту Постановления также говорится о том, что «Минтруд России в рамках действующего законодательства не может требовать от заявителя предоставления копий документов, а должен, по сути, принять на веру сведения, изложенные в заявлении, таким образом, заявители могут быть допущены к деятельности к оказанию услуг в области охраны труда, не имея соответствующей квалификации, квалифицированного персонала и материально-технической базы, но при этом соблюдя формальный подход заполнения документов в рамках уведомительного характера аккредитации».
В информационной справке к Проекту Постановления также говорится о том, что «Минтруд России в рамках действующего законодательства не может требовать от заявителя предоставления копий документов, а должен, по сути, принять на веру сведения, изложенные в заявлении, таким образом, заявители могут быть допущены к деятельности к оказанию услуг в области охраны труда, не имея соответствующей квалификации, квалифицированного персонала и материально-технической базы, но при этом соблюдя формальный подход заполнения документов в рамках уведомительного характера аккредитации».
Вместе с тем, нормами Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предусмотрен переход на более высокий уровень обеспечения безопасности труда, в целях чего необходим пересмотр нормативной правовой документации в области охраны труда, повышение компетентности и ответственности работников в области охраны труда, автоматизация и синхронизация процессов контроля за состоянием охраны труда в организациях, усиление контроля за соблюдением требований охраны труда работодателями, что не осуществимо, в свою очередь, без контроля за организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
«Необходимо отметить, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, осуществляют не только юридически значимую, но социально значимую функцию, оказывая соответствующие услуги. Без установления четких требований и действенных мер контроля за организациями, допущенными к оказанию услуг в области охраны труда, не представляется возможным обеспечить качество услуг по охране труда», ― говорится в информационной справке к Проекту Постановления.
В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей на производственных предприятиях каждый работник постоянно рискует не только собственным здоровьем, но в отдельных случаях ― и собственной жизнью. При этом ответственность за надлежащую организацию учебного процесса по изучению требований охраны и безопасности труда в соответствии с законодательно установленным порядком возложена на работодателя. И в тех случаях, когда работодателю необходимо привлекать для оказания услуг в области охраны труда специализированную организацию, имеющую аккредитацию, качество обучения или осуществления функции службы охраны труда, соответственно, напрямую зависит от выбора такой организации.
В этой связи, очевидно, назрела необходимость пересмотра действующих требований к аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
НОВОВВЕДЕНИЯ В СВЯЗИ С ПРОЕКТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Нормы Проекта Постановления уточняют требования к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда для внесения сведений о них в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, состав документов, предоставляемых в Минтруд России в целях регистрации в соответствующем реестре, порядок формирования и ведения реестра, включая вопросы приостановления деятельности и исключения из реестра организаций, допустивших нарушение установленных требований.
Кроме того, нормами проекта постановления вводится разграничение видов обучения по охране труда (обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраны труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, обучение работников правилам по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве), и к каждому виду обучения в части допуска в соответствующий реестр предъявляются особенные требования для организаций, претендующих на проведение обучения того или иного вида, что образует единый нормативно-правовой комплекс с порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, утверждаемым Правительством РФ.
Нормами Проекта Постановления вводится новое дополнительное требование о наличии в штате организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, лиц, прошедших подготовку и контроль знаний на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, Проект Постановления предусматривает переходные положения для организаций, зарегистрированных в реестре согласно Правилам, утвержденным Приказом №205н, в целях обеспечения возможности организациям, желающим осуществлять услуги в области охраны труда, подтвердить свое соответствие требованиям, устанавливаемым нормами проекта постановления, но при этом не утратить право оказания соответствующих услуг непосредственно с момента в вступления силу новых требований.
Формирование и ведение реестра организаций, оказывающих услуги в области охраны труда в соответствии с требованиями, предусмотренными проектом постановления, позволит установить контроль за организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, а также приведет к повышению качества оказания данных услуг в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ.