Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Разъяснения Минздравсоцразвития России о порядке установления компенсаций
14 декабря 2012 г.
Письмо Минздравсоцразвития России от 04.06.2012 №2338-12
"О реализации Определения Верховного Сдуа Российской Федерации от 04.04.2012 №АКПИ12-317"
"О реализации Определения Верховного Сдуа Российской Федерации от 04.04.2012 №АКПИ12-317"
Вопрос: Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 содержит следующую информацию:
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Корж В.А., Казюлина Д.В. пояснили в суде, что в связи с изменениями федеральным законодателем определения порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", а также Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20, не подлежат применению, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
Затем, в мотивировочной части суд указывает, что в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
Вопрос состоит в следующем.
Порядок установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска действительно поменялся, однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено в 6-месячный срок установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
На сегодняшний день МЗСР подобный документ не издало.
Ряд Отраслевых тарифных соглашений, авторские материалы и т.д. содержат ссылки на применение указанных документов СССР до тех пор пока не издано соответствующих документов Минздравсоцразвития.
Если указанные нормативные правовые акты СССР не действуют, то чем в настоящее время руководствоваться, как считать стаж, дающий право на отпуск, как определять количество дней отпуска в случае, если рабочий год отработан не полностью, как осуществляется подсчет времени в случае, когда работники работали в разных производствах и т.д.?
Ответ: Правовой департамент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев письмо компании "Гарант", сообщает следующее.
Правовому департаменту Минздравсоцразвития России не предоставлено право давать разъяснения по данному вопросу, поэтому сообщаем мнение специалистов.
В соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени, оплата труда и размер ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 установлено, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (с 06.12.2008) в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации не применяются постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 272/П-20 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
Норма о включении в стаж работы, дающий право на представление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, закреплена в части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации. При предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска учитывается только время, фактически отработанное в соответствующих условиях.
В настоящее время для установления гарантий и компенсаций для работников, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
Конкретные размеры гарантий и компенсаций устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников по результатам аттестации рабочих мест, проводимой в порядке, определенном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Корж В.А., Казюлина Д.В. пояснили в суде, что в связи с изменениями федеральным законодателем определения порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", а также Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20, не подлежат применению, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
Затем, в мотивировочной части суд указывает, что в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
Вопрос состоит в следующем.
Порядок установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска действительно поменялся, однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено в 6-месячный срок установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
На сегодняшний день МЗСР подобный документ не издало.
Ряд Отраслевых тарифных соглашений, авторские материалы и т.д. содержат ссылки на применение указанных документов СССР до тех пор пока не издано соответствующих документов Минздравсоцразвития.
Если указанные нормативные правовые акты СССР не действуют, то чем в настоящее время руководствоваться, как считать стаж, дающий право на отпуск, как определять количество дней отпуска в случае, если рабочий год отработан не полностью, как осуществляется подсчет времени в случае, когда работники работали в разных производствах и т.д.?
Ответ: Правовой департамент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев письмо компании "Гарант", сообщает следующее.
Правовому департаменту Минздравсоцразвития России не предоставлено право давать разъяснения по данному вопросу, поэтому сообщаем мнение специалистов.
В соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени, оплата труда и размер ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 установлено, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (с 06.12.2008) в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации не применяются постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 272/П-20 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
Норма о включении в стаж работы, дающий право на представление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, закреплена в части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации. При предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска учитывается только время, фактически отработанное в соответствующих условиях.
В настоящее время для установления гарантий и компенсаций для работников, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
Конкретные размеры гарантий и компенсаций устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников по результатам аттестации рабочих мест, проводимой в порядке, определенном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
Заместитель директора Правового департамента |
А.А. Черкасов |
Источник: СПС "Гарант"