Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Обзор федерального законодательства за апрель 2013 года
14 мая 2013 г.
1. Принятые документы
1.1. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 24 января 2013 г. № ТЗ/297-3-5 "Об обучении по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов"
В документе разъяснено, что если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, то работодатель обязан отстранить от его работы (не допускать к ней).
Если работодатель занимается производственной деятельностью и у него более 50 сотрудников, то он должен создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, должны соответствовать требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов.
Структура службы охраны труда и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа власти в сфере труда. Речь идет о постановлениях Минтруда России об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда и рекомендаций по организации ее работы.
1.2. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 29 января 2013 г. № ТЗ/92-3-5 "Об обучении и проверки знаний рабочих организаций"
В документе даны разъяснения по вопросу допуска к эксплуатации и обслуживания технических устройств, предназначенных для применения на опасных производственных объектах.
К данной работе допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение, инструктаж по безопасности, стажировку и имеющие документы установленного образца (удостоверения на право самостоятельной работы).
Проверка знаний инструкций проводится перед допуском к самостоятельной работе, а также периодически не реже 1 раза в 12 месяцев.
Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.
1.3. Приказ Роспотребнадзора от 02.04.2013 № 185 "О внесении изменений в Административный регламент Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775”
Скорректированы, формы заявлений о выдаче и переоформлении санэпидемзаключения о соответствии или несоответствии санитарным правилам факторов среды обитания и условий деятельности организаций и ИП. Из наименования заявок исключено указание на граждан. Дело в том, что указанная услуга не оказывается физлицам, не имеющим статуса ИП.
Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2013 г. Регистрационный № 28096. Источник публикации: "Российская газета", № 89, 24.04.2013. Начало действия документа - 05.05.2013.
1.4. Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств"
Утвержденные федеральные нормы и правила предназначены для применения:
• при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектов (ОПО) химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности;
• при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на указанных объектах;
• при проведении экспертизы промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО.
В целях приведения ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности в соответствие с требованиями утвержденных Федеральных норм и правил эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния технологического объекта, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности. Для реализации компенсационных мер вносятся изменения в проектную документацию.
Результаты анализа риска, выполненного в обосновании безопасности ОПО, должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности.
Признано не подлежащим применению Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 05.05.2003 № 29 "Об утверждении Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".
Документ зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2013. Регистрационный № 28138. Документ опубликован не был. В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу по истечении шести месяцев с момента официального опубликования.
1.5. Письмо Минздрава РФ от 10 апреля 2013 г. № 14-2/3022756-5235 "Об утратившем силу приказе Минздравмедпрома РФ от 13 января 1995 г. № 5"
Сообщается, что приказ Минздравмедпрома России от 1995 г., касавшийся экспертизы временной нетрудоспособности, фактически утратил силу. Это связано с тем, что Минздравсоцразвития России утвердило порядок выдачи листков нетрудоспособности.
Упомянутым приказом были утверждены Положения об экспертизе временной нетрудоспособности, о заместителе руководителя государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе, о клинико-экспертной комиссии. Также регламентировался порядок оформления, учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
1.6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2013 № 342 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обращения лекарственных средств для медицинского применения"
К полномочиям Минздрава России отнесено утверждение:
• перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету;
• порядка включения лекарственных средств для медицинского применения в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (по согласованию с ФСКН России);
• правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением указанных лекарственных средств, и правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением таких лекарственных средств.
Кроме того, с 25 июня 2013 года установлено дополнительное требование, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по производству лекарственных средств
Таким требованием будет являться соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением указанных лекарственных средств, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением таких лекарственных средств.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2013, "Собрание законодательства РФ", 22.04.2013, № 16, ст. 1970. Начало действия документа - 25.06.2013.
1.7. Приказ Минздрава России от 02.04.2013 № 182н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения"
Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан производится страхователем - органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Указанные страхователи обязаны представлять в территориальные фонды расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Новая форма такого расчета теперь содержит два раздела (исключен раздел, в котором отражались сведения о состоянии задолженности (переплаты) по страховым взносам (пеням и штрафам), образовавшейся по состоянию на 1 января 2011 года). Остался без изменений раздел, в котором производится расчет начисленных и уплаченных страховых взносов, раздел для отражения сведений о задолженности по состоянию на 1 января 2012 года дополнен новыми строками.
В настоящее время Приказ Минздрава России, которым утверждена новая форма расчета, находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2013. Регистрационный № 28136. Источник публикации: "Российская газета", № 86, 19.04.2013. Начало действия документа - 30.04.2013.
1.8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 марта 2013 г. № 125 "Об отмене приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 1029н"
Отменен приказ Минздрава России от 11 декабря 2012 г. № 1029н. Им были утверждены порядок организации и проведения экспертизы связи заболевания с профессией, а также форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.
Причиной отмены может быть непрохождение актом процедуры регистрации в Минюсте России ввиду его несоответствия законодательству. Пока порядок установления наличия профессионального заболевания регулируется постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.
Документ опубликован не был.
1.9. Решение Верховного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № АКПИ13-3 «О признании частично недействующим со дня его вступления в силу абзаца второго подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н»
Гражданин просит признать недействующим отдельное положение Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Согласно оспариваемому положению для лиц 1966 года рождения и старше с 1 января 2010 г. учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователями суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
По мнению заявителя, данное предписание противоречит Закону об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ввиду незаконности придания ему обратной силы. ВС РФ удовлетворил заявление по следующим основаниям.
Инструкция, была разработана в соответствии с Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Оспариваемое предписание инструкции дословно воспроизводит положение данного закона. Для положения, содержащегося в законе, датой вступления в силу законодатель указал 1 июля 2010 г.
Однако инструкция содержит указание на другую дату, с которой действует оспариваемое правовое регулирование, - 1 января 2010 г. Поскольку инструкция неправомерно придала обратную силу законоположению, которое вступило в силу лишь с 1 июля 2010 г., оспариваемое предписание признано недействующим в оспариваемой части.
Документ опубликован не был.
1.10. Письмо Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 20 марта 2013 г. № 09-00-08/1574 “О требованиях ПБ 10-382-00”
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 предусматривают следующее. На каждом участке, где работает кран, в каждой смене нужно назначить ответственного за безопасность таких работ из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве ответственных по согласованию с органами Ростехнадзора могут выступать заведующие складами, бригадиры. Ответственные назначаются после обучения и проверки знаний. Ее проводит экзаменационная комиссия с участием инспектора Ростехнадзора.
Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности осуществляются в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
При аттестации может проверяться знание как общих требований промышленной безопасности, так и требований по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого.
1.11. Федеральный закон от 05.04.2013 № 51-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Поправки коснулись положений законодательства РФ, устанавливающих размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, инвалидам.
Так, в частности, социальная пенсия инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам установлена в размере 8.704 рубля в месяц; инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям-сиротам в возрасте до 18 лет (до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения) - 7.253,43 руб.; инвалидам III группы - 3.082,71 руб.
Увеличен также с 854 руб. до 1.208,9 руб. размер доплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи (но не более трех), находящегося на иждивении инвалида.
Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013, "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1659, "Российская газета", № 77, 10.04.2013. Начало действия документа - 08.04.2013.
1.12. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Поправки касаются регулирования труда дистанционных работников. Это лица, выполняющие определенную трудовую функцию вне места расположения работодателя с использованием Интернета и иных информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Не следует путать их с надомниками. В отличие от них дистанционные работники не изготавливают какие-либо изделия.
Согласно закону дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Сделать это можно и в электронном виде. При этом используется усиленная квалифицированная электронная подпись. В то же время работодатель должен направить работнику экземпляр трудового договора по почте заказным письмом с уведомлением не позднее 3 календарных дней после его заключения. Документы, необходимые для принятия на работу, также можно представлять в электронной форме. Однако работодатель вправе потребовать выслать ему по почте их нотариально заверенные копии.
При заключении договора путем обмена электронными документами работнику придется самостоятельно получать свидетельство государственного пенсионного страхования.
В электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи происходит и ознакомление работника с локальными актами. Такой же порядок можно применять и во всех других случаях, когда требуется подпись работника или необходимо представить работодателю какую-либо информацию. Исключение предусмотрено лишь для случаев получения пособий по болезни или в связи с материнством. Оригиналы необходимых документов надо направлять по почте заказным письмом с уведомлением.
В трудовом договоре прописываются порядок и сроки обеспечения работников необходимыми оборудованием и программно-техническими средствами, правила компенсации расходов по выполнению дистанционной работы. Также там указываются основания расторжения договора по инициативе работодателя (причем это могут быть и не предусмотренные ТК РФ).
Закреплено право дистанционных работников распределять время работы и отдыха по своему усмотрению (если иное не установлено трудовым договором). Обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников сведены к минимуму.
По соглашению сторон сведения о дистанционной работе не вносятся в трудовую книжку, а при заключении трудового договора впервые она вообще может не оформляться. В этих случаях подтвердить факт работы можно с помощью экземпляра трудового договора, высланного по почте.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013, "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1668, "Российская газета", № 77, 10.04.2013. Начало действия документа - 19.04.2013.
1.13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 36-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
По общему правилу в этом случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работника.
Согласно принятому дополнению максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, устанавливаемого законом о бюджете Фонда социального страхования. Так, согласно Федеральному закону от 03.12.2012 № 219-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет: в 2013 году - 58970,0 рубля, в 2014 году - 61920,0 рубля и в 2015 году - 65020,0 рубля.
Внесенными поправками устанавливается также порядок определения размера пособия для случаев, когда исчисленный исходя из среднего заработка работника размер пособия превышает установленный максимальный размер.
Источник публикации: "Парламентская газета", № 58, 29.03.2003, "Российская газета", № 59, 29.03.2003, "Собрание законодательства РФ", 31.03.2003, № 13, ст. 1178. Начало действия редакции - 08.04.2013.
1.14. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2013 № 257 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"
Указанным документом внесены изменения в нормативные документы Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, полномочия и обязанности которого в части выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда переданы Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Кроме того, указанным Постановлением признаны утратившими силу такие документы, как:
• Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 №244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации";
• Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2003 №646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".
Новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда в настоящее время не утвержден.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.03.2013, "Собрание законодательства РФ", 01.04.2013, № 13, ст. 1559. Начало действия документа - 06.04.2013.
1.15. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1183н “Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников”
Утверждена новая Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников. Она распространяется на все медорганизации (прежняя номенклатура касалась только учреждений здравоохранения). Младший фармацевт теперь относится к среднему, а не к младшему фармперсоналу.
Сокращен список должностей специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. Из него исключены специалисты по профессиональной ориентации инвалидов, социальной работе, физиологии труда, эргономике. Также в перечне больше не числятся консультант по профреабилитации инвалидов и инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов. Заведующий молочной кухней отнесен к среднему медперсоналу (ранее он входил в группу руководящих должностей).
Новая номенклатура не предусматривает специалистов со средним профессиональным (немедицинским) образованием. К ним относились инструктор по трудовой терапии, соцработник, техник по техническим средствам реабилитации инвалидов и инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 18.03.2013, регистрационный № 27723. Источник публикации: "Российская газета", № 65, 27.03.2013. Начало действия документа - 07.04.2013.
1.16. Решение Верховного Суда РФ от 10 января 2013 г. № АКПИ12-1467 "О признании недействующим пункта «г» раздела III приказа Наркомздрава СССР от 12 декабря 1940 г. № 584 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников"
Оспаривалась в т. ч. норма, касающаяся продолжительности рабочего дня медработников. Данное положение устанавливает 6,5-часовой рабочий день для врачей и среднего персонала определенных медучреждений. Имеются в виду здравпункты и медпункты первой помощи, станции и пункты скорой и неотложной медпомощи. Такое положение было введено актом, принятым еще во времена существования Союза ССР.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что такая норма незаконна, и разъяснил следующее. В силу Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет не более 36 ч. в неделю. Такая продолжительность устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Наряду с указанной категорией лиц может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для иных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Следовательно, сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться медработникам как по формальным основаниям (в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности), так и в связи с фактическими условиями труда, определяемыми по результатам аттестации рабочих мест.
Трудовой кодекс РФ закрепляет для медработников сокращенную продолжительность рабочего времени не более 39 ч. в неделю. При этом продолжительность рабочего времени таких работников в зависимости от должности и (или) специальности определяется Правительством РФ. Так, правительственным актом был установлен Перечень должностей и (или) специальностей медработников, организаций, отделений, палат, кабинетов, а также условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Между тем оспариваемая норма устанавливает 39-часовую рабочую неделю (6,5 ч. х 6 дней = 39 ч.) для таких медработников.
С учетом этого оспариваемая норма признается недействующей. Она не подлежит применению с 28.02.2003.
Документ опубликован не был.
1.17. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 14-2-291
Изложено мнение Минтруда России по вопросам учета рабочего времени, оформления необходимых документов, возмещения расходов и расследования несчастных случаев на производстве при направлении работника в служебную командировку.
Так, с 1 января 2013 г. форма служебного удостоверения, содержащаяся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, необязательна к применению.
Сведения о направлении работников в служебные командировки отмечаются в табеле учета рабочего времени буквой "К" или кодом "06". При работе в командировке в выходной день отражается буквенное обозначение "РВ" или код "03". При этом в первом случае количество отработанных часов не проставляется, а во втором случае приводится в соответствии с данным работнику указанием работодателя о продолжительности работы. Работодатель вправе предусмотреть дифференцированный размер выплат, связанных со служебными командировками, в зависимости от занимаемой должности работников.
При направлении работника в командировку продолжительностью не более 1 дня допускается не оформлять командировочное удостоверение с целью правильного документального подтверждения командировочных расходов при исчислении налога на прибыль.
Даны разъяснения относительно расследования несчастных случаев на производстве, которые произошли во время служебной командировки. Так, если несчастный случай произошел с лицом при выполнении работ в другой организации, то комиссия создается работодателем, под контролем и руководством которого работником исполнялись трудовые обязанности. Если лицо осуществляло работу по заданию работодателя на выделенном участке сторонней организации, комиссия формируется работодателем с участием представителя этой сторонней организации.
2. Проекты документов
2.1. Проект федерального закона № 217355-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных"
Госдумой рассмотрены во втором и третьем чтениях и приняты поправки, обусловленные ратификацией Конвенции Совета Европы о защите физлиц при автоматизированной обработке персональных данных и Законом о таких данных.
Предлагается внести изменения в 14 законодательных актов: Трудовой кодекс РФ, ГПК РФ, о прокуратуре, НПФ, государственной соцпомощи, связи, лотереях, гражданской службе и ряд других.
Планируемые поправки направлены на введение в действие принципов защиты персональных данных. В частности, речь идет об обязательном согласии субъекта персональных данных на их предоставление или дальнейшую обработку, кроме случаев, определенных законом. Об установлении повышенных мер охраны и защиты особых категорий персональных данных. О праве доступа лица к персональных данным о себе по запросу и на возражение против их обработки. О регистрации информационных систем персональных данных.
Закрепляется, что иски о защите прав субъекта персональных данных, в т. ч. о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
2.2. Проект приказа Минтруда РФ "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"
По данным Роструда за 2011 год недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда являются одной из основных причин несчастных случаев на производстве. В этой связи установление обязательных требований к проведению обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда будет способствовать снижению уровня производственного травматизма. Росминтруд РФ разработал новый "Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
Новый документ заменит действующий в настоящее время "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, в связи с тем, что ряд норм, содержащихся в указанном постановлении, устарели и не соответствуют действующему законодательству.
Цели регулирования:
Повышение уровня профессиональных компетенций в области охраны труда всех работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, необходимых для снижения профессионального риска, безопасного выполнения трудовых функций, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Круг лиц, на которых будет распространено его действие:
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также организации, аккредитованные в установленном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» порядке на право оказания услуг по проведению обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2.3. Проект Федерального закона № 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
На рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона № 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - законопроект). В соответствии с документом размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат физлицам (далее - предприниматели), будет дифференцирован. Он будет зависеть от получаемых предпринимателем доходов. Предполагается, что размер и порядок исчисления взносов для иных категорий самозанятых граждан (например, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой) останется без изменений.
С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ размер страховых взносов самозанятых граждан увеличился более чем в два раза. До 1 января 2013 г. сумма страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию определялась исходя из стоимости страхового года, которая в 2012 г. составляла 14 386,32 руб. Сейчас взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) уплачиваются в размере 35 664,66 руб. независимо от получаемого предпринимателем дохода. Как указывают разработчики законопроекта, такое увеличение суммы страховых взносов привело к тому, что предпринимательская деятельность стала невыгодной для граждан, получающих от ее осуществления невысокий доход.
Согласно законопроекту при сохранении общего принципа исчисления страховых взносов предлагается дифференцировать их размер в зависимости от получаемых предпринимателями доходов. Так, если годовой доход предпринимателя составит не более 300 000 руб., то взносы будут рассчитываться как увеличенное в 12 раз произведение установленного на начало финансового года МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР. Таким образом, в соответствии с законопроектом размер взносов в ПФР за 2013 г. для предпринимателей мог бы составить 16 239,6 руб., а общая величина обязательных страховых взносов - 19 425,06 руб.
Для предпринимателей с доходом более 300 000 руб. к указанному размеру взносов в ПРФ предлагается прибавлять сумму в 1 процент от суммы, на которую фактически полученный доход превысил 300 000 руб. Максимальный размер таких взносов не ограничен.
Отметим, что в предложенной редакции законопроекта не содержится переходных положений. В связи с этим если законопроект будет принят и вступит в силу до конца 2013 г., то может возникнуть неопределенность по вопросу исчисления страховых взносов за 2013 г. Поскольку в законопроекте не указано на придание его положениям обратной силы, вероятно, что взносы за период до вступления его в силу необходимо будет рассчитывать по старым правилам, а за период после вступления - по новым.
Предполагается, что изменения затронут только порядок исчисления взносов по обязательному пенсионному страхованию. Размер и порядок исчисления взносов в ФОМС в случае принятия законопроекта останутся прежними.
Отметим, что на рассмотрении Госдумы находится альтернативный проект Федерального закона № 260484-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". В соответствии с ним существующий принцип расчета страховых взносов для всех самозанятых граждан планируется сохранить, но использовать для расчета не двукратный, а однократный МРОТ. В случае принятия данного законопроекта сумма страховых взносов составит 19 425,06 руб. независимо от получаемого дохода. Кроме того, согласно альтернативному законопроекту могут быть освобождены от обязанности по уплате страховых взносов самозанятые граждане, достигшие пенсионного возраста.
2.4. Проект Федерального закона № 213183-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях"
Законопроект разработан во исполнение Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.08.2011 № 1371-р.
Инициатором проекта предлагается отменить процедуру утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзором.
В целях мониторинга состояния промышленной безопасности и износа оборудования, а также для учета деятельности экспертных организаций и возможности привлечения их к ответственности в случае недобросовестного выполнения экспертных работ на Ростехнадзор предлагается возложить обязанность по учету и ведению реестра экспертиз промышленной безопасности без оценки их содержания.
Также проектом вводится понятие "эксперт в области промышленной безопасности", устанавливаются его права и обязанности.
Помимо этого, разработчик проекта предлагает установить специальную административную и уголовную ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложных заключений, дополнив при этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ новыми положениями: частью 1.1 статьи 9.1 и статьей 217.2 соответственно.
Законопроектом предусматривается привлечение экспертов в области промышленной безопасности к административной ответственности как должностных лиц, что обусловлено повышенной общественной опасностью деятельности таких лиц и неэффективностью привлечения их к ответственности в статусе общего субъекта.
2.5. Проект постановления Правительства российской Федерации «О порядке формирования и ведения национального радиационно-эпидемиологического регистра»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра» (далее – Проект постановления) разработан в соответствии с федеральным законом от 30.12.2012 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения учета изменений состояния здоровья отдельных категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию» (далее – Закон) и утверждает Правила формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее – Правила).
Проект постановления также направлен на реализацию пункта 11 г) «совершенствование системы Национального радиационно-эпидемиологического регистра лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов, обеспечение пожизненного учета изменений состояния здоровья указанных лиц и оценки текущих и отдаленных радиологических последствий» Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-539 от 1.03.2012).
Правила устанавливают общие принципы формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее – Регистр) и определяют, что формирование и ведение Регистра осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Фактически Регистр функционирует с 1986 г. когда по решению Правительства СССР на базе ФГБУ МРНЦ Минздрава России был создан Всесоюзный распределенный регистр лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы. Регистр является уникальной медицинской информационно-аналитической системой, как по масштабам, так и по территориальному охвату (данные на федеральный уровень Регистра через межрегиональные центры и ведомственные подрегистры поступают из тысяч медицинских учреждений всех субъектов Российской Федерации). В настоящее время в Регистр включено 800 тыс. граждан России (700 тыс. чел. – «чернобыльский контингент», 30 тыс. чел.- подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО "Маяк"; 70 тыс. чел. - подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне).
В соответствии со ст.1 Закона Проектом постановления устанавливаются Правила, определяющие организационную структуру Регистра и процедуру его формирования и ведения.
Организационная структура Регистра включает главного поставщика персональных и аналитических данных (ФГБУ МРНЦ Минздрава России, который более 26 лет осуществляет функции головной организации по обеспечению организационного и научно-методического обеспечения формирования и ведения Регистра), межрегиональные центры, региональные сегменты и ведомственные подрегистры, ведение которых осуществляют Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное медико-биологическое агентство.
Правила определяют единые подходы к регистрации в Регистре сведений об изменениях в состоянии здоровья категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в соответствии с:
• п.1 статьи 241 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
• п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
• статьи 141 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк";
• статьи 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В настоящее время ведение Регистра только по лицам, облученным вследствие аварии на ЧАЭС, регламентируется нормативными документами Минздрава России (приказ от 26.11.93 г. № 281, приказ от 11.08.95 г. № 236, приказ от 23.04.98 г. № 134, от 22.10.2003 г. №488). По другим контингентам, подлежащим в соответствии с Законом включению в Регистр, необходимые нормативные документы федерального уровня отсутствуют. В целях реализации Закона и проекта постановления Минздравом России будет разработан приказ "О заполнении первичных документов Национального радиационно-эпидемиологического регистра и внесении, содержащейся в них информации, в базы данных", в который введет в действие единые обновленные формы Регистра для всех облученных контингентов.
Проект постановления направлен на совершенствование существующей организационно-методической системы формирования и ведения Регистра и приведение ее функционирования в соответствие с действующим законодательством. При этом в Правилах сохранен доказавший свою эффективность территориально-распределенный принцип организации Регистра как федеральной информационной системы, включающий региональные сегменты, межрегиональные центры и ведомственные подрегистры. Сохранение структуры межрегиональных центров, в которые поступает информация из подотчетных им субъектов Российской Федерации, обусловлено невозможностью на федеральном уровне обеспечить качественный контроль и верификацию миллионов новых диагнозов, ежегодно выявляемых среди облученных граждан, состоящих на учете в Регистре. Организации, осуществляющие функции межрегиональных центров Регистра, и подотчетные им субъекты Российской Федерации, передающих информацию в межрегиональные центры, определены в Перечне межрегиональных центров Регистра и подотчетных им субъектов Российской Федерации согласно Приложению к Правилам. Средства на деятельность межрегиональных центров как до, так и после принятия Проекта постановления заложены в федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий до 2015 года».
Региональный сегмент Регистра ведется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и формируется на основании сведений о состоянии здоровья категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Эти сведения представляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица проживают, медицинскими организациями, в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании. Для внесения в Регистр сведений, не связанных с состоянием здоровья уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут запрашивать необходимые данные в органах социальной защиты населения, органах Федеральной миграционной службы, органах ЗАГС, органах Роспотребнадзора.
Регулирование отношений, связанных с ведением Регистра, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Принятие Проекта постановления обеспечит (на основании постоянного анализа текущих и прогнозирования отдаленных медицинских последствий облучения) формирование эффективной федеральной информационной системы для оказания адресной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф. Функционирующий на основании Правил Регистр будет являться действенным механизмом объективной оценки степени влияния радиационного воздействия на здоровье граждан Российской Федерации. Это позволит государству эффективно распределять ресурсы, направленные на социальную защиту лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергнувшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных аварий.
Финансирование расходов, связанных с принятием Проекта постановления, не потребует дополнительного финансирования и будет осуществляться в пределах имеющихся средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год уполномоченному федеральному органу исполнительной власти на выполнение государственных функций, а также за счет средств, предусмотренных на выполнение мероприятия № 8 «Совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Национального регистра» Перечня мероприятий федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523.
2.6. Проект постановления Правительства РФ от 1 апреля 2013 г. «О внесении изменений в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Документ вносит изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 286.
2.7. Проект постановления Правительства РФ от 29 марта 2013 г. «Об установлении отдельным категориям работников ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и сокращенной продолжительности рабочего времени»
Документом вводится особые условия труда и отдыха для следующих категорий работников:
• медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
• ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных.