Новости
13 марта 2025 г.
Культура безопасности труда: факторы сдерживания и развития
Публикации
20 марта 2025 г.
Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков
Статистика
19 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
31 марта 2025 г.
Хронометражные наблюдения для целей специальной оценки условий труда
Обзор федерального законодательства за апрель 2013 года
14 мая 2013 г.
Если работодатель занимается производственной деятельностью и у него более 50 сотрудников, то он должен создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, должны соответствовать требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов.
Структура службы охраны труда и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа власти в сфере труда. Речь идет о постановлениях Минтруда России об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда и рекомендаций по организации ее работы.
К данной работе допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение, инструктаж по безопасности, стажировку и имеющие документы установленного образца (удостоверения на право самостоятельной работы).
Проверка знаний инструкций проводится перед допуском к самостоятельной работе, а также периодически не реже 1 раза в 12 месяцев.
Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.
Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 11 апреля 2013 г. Регистрационный № 28096. Источник публикации: "Российская газета", № 89, 24.04.2013. Начало действия документа - 05.05.2013.
В целях приведения ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности в соответствие с требованиями утвержденных Федеральных норм и правил эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния технологического объекта, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности. Для реализации компенсационных мер вносятся изменения в проектную документацию.
Результаты анализа риска, выполненного в обосновании безопасности ОПО, должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности.
Признано не подлежащим применению Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 05.05.2003 № 29 "Об утверждении Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".
Документ зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2013. Регистрационный № 28138. Документ опубликован не был. В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу по истечении шести месяцев с момента официального опубликования.
Кроме того, с 25 июня 2013 года установлено дополнительное требование, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по производству лекарственных средств
Таким требованием будет являться соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением указанных лекарственных средств, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением таких лекарственных средств.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2013, "Собрание законодательства РФ", 22.04.2013, № 16, ст. 1970. Начало действия документа - 25.06.2013.
Указанные страхователи обязаны представлять в территориальные фонды расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В настоящее время Приказ Минздрава России, которым утверждена новая форма расчета, находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2013. Регистрационный № 28136. Источник публикации: "Российская газета", № 86, 19.04.2013. Начало действия документа - 30.04.2013.
Причиной отмены может быть непрохождение актом процедуры регистрации в Минюсте России ввиду его несоответствия законодательству. Пока порядок установления наличия профессионального заболевания регулируется постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.
Документ опубликован не был.
По мнению заявителя, данное предписание противоречит Закону об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ввиду незаконности придания ему обратной силы. ВС РФ удовлетворил заявление по следующим основаниям.
Инструкция, была разработана в соответствии с Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Оспариваемое предписание инструкции дословно воспроизводит положение данного закона. Для положения, содержащегося в законе, датой вступления в силу законодатель указал 1 июля 2010 г.
Однако инструкция содержит указание на другую дату, с которой действует оспариваемое правовое регулирование, - 1 января 2010 г. Поскольку инструкция неправомерно придала обратную силу законоположению, которое вступило в силу лишь с 1 июля 2010 г., оспариваемое предписание признано недействующим в оспариваемой части.
Документ опубликован не был.
Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности осуществляются в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
При аттестации может проверяться знание как общих требований промышленной безопасности, так и требований по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого.
Так, в частности, социальная пенсия инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам установлена в размере 8.704 рубля в месяц; инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям-сиротам в возрасте до 18 лет (до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения) - 7.253,43 руб.; инвалидам III группы - 3.082,71 руб.
Увеличен также с 854 руб. до 1.208,9 руб. размер доплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи (но не более трех), находящегося на иждивении инвалида.
Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013, "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1659, "Российская газета", № 77, 10.04.2013. Начало действия документа - 08.04.2013.
При заключении договора путем обмена электронными документами работнику придется самостоятельно получать свидетельство государственного пенсионного страхования.
В электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи происходит и ознакомление работника с локальными актами. Такой же порядок можно применять и во всех других случаях, когда требуется подпись работника или необходимо представить работодателю какую-либо информацию. Исключение предусмотрено лишь для случаев получения пособий по болезни или в связи с материнством. Оригиналы необходимых документов надо направлять по почте заказным письмом с уведомлением.
В трудовом договоре прописываются порядок и сроки обеспечения работников необходимыми оборудованием и программно-техническими средствами, правила компенсации расходов по выполнению дистанционной работы. Также там указываются основания расторжения договора по инициативе работодателя (причем это могут быть и не предусмотренные ТК РФ).
Закреплено право дистанционных работников распределять время работы и отдыха по своему усмотрению (если иное не установлено трудовым договором). Обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников сведены к минимуму.
По соглашению сторон сведения о дистанционной работе не вносятся в трудовую книжку, а при заключении трудового договора впервые она вообще может не оформляться. В этих случаях подтвердить факт работы можно с помощью экземпляра трудового договора, высланного по почте.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013, "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1668, "Российская газета", № 77, 10.04.2013. Начало действия документа - 19.04.2013.
Согласно принятому дополнению максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, устанавливаемого законом о бюджете Фонда социального страхования. Так, согласно Федеральному закону от 03.12.2012 № 219-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет: в 2013 году - 58970,0 рубля, в 2014 году - 61920,0 рубля и в 2015 году - 65020,0 рубля.
Внесенными поправками устанавливается также порядок определения размера пособия для случаев, когда исчисленный исходя из среднего заработка работника размер пособия превышает установленный максимальный размер.
Источник публикации: "Парламентская газета", № 58, 29.03.2003, "Российская газета", № 59, 29.03.2003, "Собрание законодательства РФ", 31.03.2003, № 13, ст. 1178. Начало действия редакции - 08.04.2013.
Кроме того, указанным Постановлением признаны утратившими силу такие документы, как:
Новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда в настоящее время не утвержден.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.03.2013, "Собрание законодательства РФ", 01.04.2013, № 13, ст. 1559. Начало действия документа - 06.04.2013.
Сокращен список должностей специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. Из него исключены специалисты по профессиональной ориентации инвалидов, социальной работе, физиологии труда, эргономике. Также в перечне больше не числятся консультант по профреабилитации инвалидов и инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов. Заведующий молочной кухней отнесен к среднему медперсоналу (ранее он входил в группу руководящих должностей).
Новая номенклатура не предусматривает специалистов со средним профессиональным (немедицинским) образованием. К ним относились инструктор по трудовой терапии, соцработник, техник по техническим средствам реабилитации инвалидов и инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 18.03.2013, регистрационный № 27723. Источник публикации: "Российская газета", № 65, 27.03.2013. Начало действия документа - 07.04.2013.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что такая норма незаконна, и разъяснил следующее. В силу Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет не более 36 ч. в неделю. Такая продолжительность устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Наряду с указанной категорией лиц может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для иных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Следовательно, сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться медработникам как по формальным основаниям (в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности), так и в связи с фактическими условиями труда, определяемыми по результатам аттестации рабочих мест.
Трудовой кодекс РФ закрепляет для медработников сокращенную продолжительность рабочего времени не более 39 ч. в неделю. При этом продолжительность рабочего времени таких работников в зависимости от должности и (или) специальности определяется Правительством РФ. Так, правительственным актом был установлен Перечень должностей и (или) специальностей медработников, организаций, отделений, палат, кабинетов, а также условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Между тем оспариваемая норма устанавливает 39-часовую рабочую неделю (6,5 ч. х 6 дней = 39 ч.) для таких медработников.
С учетом этого оспариваемая норма признается недействующей. Она не подлежит применению с 28.02.2003.
Документ опубликован не был.
Так, с 1 января 2013 г. форма служебного удостоверения, содержащаяся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, необязательна к применению.
При направлении работника в командировку продолжительностью не более 1 дня допускается не оформлять командировочное удостоверение с целью правильного документального подтверждения командировочных расходов при исчислении налога на прибыль.
Даны разъяснения относительно расследования несчастных случаев на производстве, которые произошли во время служебной командировки. Так, если несчастный случай произошел с лицом при выполнении работ в другой организации, то комиссия создается работодателем, под контролем и руководством которого работником исполнялись трудовые обязанности. Если лицо осуществляло работу по заданию работодателя на выделенном участке сторонней организации, комиссия формируется работодателем с участием представителя этой сторонней организации.
Предлагается внести изменения в 14 законодательных актов: Трудовой кодекс РФ, ГПК РФ, о прокуратуре, НПФ, государственной соцпомощи, связи, лотереях, гражданской службе и ряд других.
Закрепляется, что иски о защите прав субъекта персональных данных, в т. ч. о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Новый документ заменит действующий в настоящее время "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, в связи с тем, что ряд норм, содержащихся в указанном постановлении, устарели и не соответствуют действующему законодательству.
Цели регулирования:
Круг лиц, на которых будет распространено его действие:
С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ размер страховых взносов самозанятых граждан увеличился более чем в два раза. До 1 января 2013 г. сумма страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию определялась исходя из стоимости страхового года, которая в 2012 г. составляла 14 386,32 руб. Сейчас взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) уплачиваются в размере 35 664,66 руб. независимо от получаемого предпринимателем дохода. Как указывают разработчики законопроекта, такое увеличение суммы страховых взносов привело к тому, что предпринимательская деятельность стала невыгодной для граждан, получающих от ее осуществления невысокий доход.
Согласно законопроекту при сохранении общего принципа исчисления страховых взносов предлагается дифференцировать их размер в зависимости от получаемых предпринимателями доходов. Так, если годовой доход предпринимателя составит не более 300 000 руб., то взносы будут рассчитываться как увеличенное в 12 раз произведение установленного на начало финансового года МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР. Таким образом, в соответствии с законопроектом размер взносов в ПФР за 2013 г. для предпринимателей мог бы составить 16 239,6 руб., а общая величина обязательных страховых взносов - 19 425,06 руб.
Для предпринимателей с доходом более 300 000 руб. к указанному размеру взносов в ПРФ предлагается прибавлять сумму в 1 процент от суммы, на которую фактически полученный доход превысил 300 000 руб. Максимальный размер таких взносов не ограничен.
Отметим, что в предложенной редакции законопроекта не содержится переходных положений. В связи с этим если законопроект будет принят и вступит в силу до конца 2013 г., то может возникнуть неопределенность по вопросу исчисления страховых взносов за 2013 г. Поскольку в законопроекте не указано на придание его положениям обратной силы, вероятно, что взносы за период до вступления его в силу необходимо будет рассчитывать по старым правилам, а за период после вступления - по новым.
Предполагается, что изменения затронут только порядок исчисления взносов по обязательному пенсионному страхованию. Размер и порядок исчисления взносов в ФОМС в случае принятия законопроекта останутся прежними.
Отметим, что на рассмотрении Госдумы находится альтернативный проект Федерального закона № 260484-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". В соответствии с ним существующий принцип расчета страховых взносов для всех самозанятых граждан планируется сохранить, но использовать для расчета не двукратный, а однократный МРОТ. В случае принятия данного законопроекта сумма страховых взносов составит 19 425,06 руб. независимо от получаемого дохода. Кроме того, согласно альтернативному законопроекту могут быть освобождены от обязанности по уплате страховых взносов самозанятые граждане, достигшие пенсионного возраста.
Инициатором проекта предлагается отменить процедуру утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзором.
В целях мониторинга состояния промышленной безопасности и износа оборудования, а также для учета деятельности экспертных организаций и возможности привлечения их к ответственности в случае недобросовестного выполнения экспертных работ на Ростехнадзор предлагается возложить обязанность по учету и ведению реестра экспертиз промышленной безопасности без оценки их содержания.
Помимо этого, разработчик проекта предлагает установить специальную административную и уголовную ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложных заключений, дополнив при этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ новыми положениями: частью 1.1 статьи 9.1 и статьей 217.2 соответственно.
Законопроектом предусматривается привлечение экспертов в области промышленной безопасности к административной ответственности как должностных лиц, что обусловлено повышенной общественной опасностью деятельности таких лиц и неэффективностью привлечения их к ответственности в статусе общего субъекта.
Проект постановления также направлен на реализацию пункта 11 г) «совершенствование системы Национального радиационно-эпидемиологического регистра лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов, обеспечение пожизненного учета изменений состояния здоровья указанных лиц и оценки текущих и отдаленных радиологических последствий» Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-539 от 1.03.2012).
Правила устанавливают общие принципы формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее – Регистр) и определяют, что формирование и ведение Регистра осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Фактически Регистр функционирует с 1986 г. когда по решению Правительства СССР на базе ФГБУ МРНЦ Минздрава России был создан Всесоюзный распределенный регистр лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы. Регистр является уникальной медицинской информационно-аналитической системой, как по масштабам, так и по территориальному охвату (данные на федеральный уровень Регистра через межрегиональные центры и ведомственные подрегистры поступают из тысяч медицинских учреждений всех субъектов Российской Федерации). В настоящее время в Регистр включено 800 тыс. граждан России (700 тыс. чел. – «чернобыльский контингент», 30 тыс. чел.- подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО "Маяк"; 70 тыс. чел. - подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне).
В соответствии со ст.1 Закона Проектом постановления устанавливаются Правила, определяющие организационную структуру Регистра и процедуру его формирования и ведения.
Правила определяют единые подходы к регистрации в Регистре сведений об изменениях в состоянии здоровья категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в соответствии с:
В настоящее время ведение Регистра только по лицам, облученным вследствие аварии на ЧАЭС, регламентируется нормативными документами Минздрава России (приказ от 26.11.93 г. № 281, приказ от 11.08.95 г. № 236, приказ от 23.04.98 г. № 134, от 22.10.2003 г. №488). По другим контингентам, подлежащим в соответствии с Законом включению в Регистр, необходимые нормативные документы федерального уровня отсутствуют. В целях реализации Закона и проекта постановления Минздравом России будет разработан приказ "О заполнении первичных документов Национального радиационно-эпидемиологического регистра и внесении, содержащейся в них информации, в базы данных", в который введет в действие единые обновленные формы Регистра для всех облученных контингентов.
Региональный сегмент Регистра ведется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и формируется на основании сведений о состоянии здоровья категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Эти сведения представляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица проживают, медицинскими организациями, в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании. Для внесения в Регистр сведений, не связанных с состоянием здоровья уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут запрашивать необходимые данные в органах социальной защиты населения, органах Федеральной миграционной службы, органах ЗАГС, органах Роспотребнадзора.
Регулирование отношений, связанных с ведением Регистра, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Принятие Проекта постановления обеспечит (на основании постоянного анализа текущих и прогнозирования отдаленных медицинских последствий облучения) формирование эффективной федеральной информационной системы для оказания адресной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф. Функционирующий на основании Правил Регистр будет являться действенным механизмом объективной оценки степени влияния радиационного воздействия на здоровье граждан Российской Федерации. Это позволит государству эффективно распределять ресурсы, направленные на социальную защиту лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергнувшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных аварий.
Финансирование расходов, связанных с принятием Проекта постановления, не потребует дополнительного финансирования и будет осуществляться в пределах имеющихся средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год уполномоченному федеральному органу исполнительной власти на выполнение государственных функций, а также за счет средств, предусмотренных на выполнение мероприятия № 8 «Совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Национального регистра» Перечня мероприятий федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523.