Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Проект Федерального закона № 110911-6 "О внесении изменений в ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации"

30 октября 2013 г.



Законопроект разработан в целях улучшения условий труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и направлен на предоставление данной категории работников дополнительных гарантий на сокращенную продолжительность ежедневной работы (смены) при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени
 
Основные направления государственной политики в области охраны труда устанавливают за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, дополнительные компенсации и сокращенную продолжительность рабочего времени, в период которого работник находится под воздействием вредных и опасных условий труда. При этом критерием отнесения условий труда к вредным и (или) опасными условиям труда является невозможность соблюдения на рабочем месте гигиенических нормативов условий труда.

В этих условиях содержащиеся в статье 94 Трудового кодекса положения о том, что Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 92 настоящего Кодекса) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются не действующими, в отношении предприятий с вредными и опасными условиями труда, поскольку для этих предприятий невозможно обеспечить на рабочих местах соблюдение гигиенических нормативов условий труда. Таким образом, действующая редакция части третьей содержит внутреннее противоречие: если гигиенические нормативы соблюдаются, условия труда перестают быть вредными и (или) опасными. При этом необходимо отметить, что в настоящий момент сложившейся ситуацией не удовлетворены ни работодатели, ни работники.

Из-за невозможности увеличения продолжительности рабочей смены, при сохранении установленной сокращенной продолжительности рабочей недели, работники практически всех отраслей промышленности, трудящиеся во вредных и опасных условиях труда, работают 5 дней в неделю. Учитывая удаленность объектов с вредными и опасными условиями труда от мест проживания граждан, они вынуждены ежедневно тратить значительное время на транспортировку от мест проживания к месту работы и обратно (часто более  6 часов день). Не менее значительные затраты времени возникают у работников в связи с проведением обязательного инструктажа по технике безопасности, одевание средств индивидуальной защиты, следование к рабочим местам, подготовку рабочих мест, послесменную реабилитацию. В итоге работники помимо времени нахождения на рабочем месте 6-8 часов, дополнительно затрачивают на сопряженные с производственным процессом мероприятия порядка 6-12 часов в день, т.е. на отдых и общение с семьей у работника  остается от 6 до 12 часов в день. Как следствие  работники не успевают восстановиться, что негативно сказывается как на эффективности их работы, так и на состоянии здоровья.

В этой связи работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неоднократно поднимали вопрос о необходимости предоставить им возможность увеличить продолжительность рабочей смены  в рамках сокращенной продолжительности рабочей недели. Такое решение, могло бы позволить работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, перейти от 5 дневной рабочей недели к 4 или даже 3 дневной, что позволило бы им увеличить до 3 -4 дней количество выходных и, как следствие более способствовало бы их отдыху и восстановлению, а с учетом реализуемых работодателем мер, направленных на послесменную реабилитацию благотворно сказывалось бы на их здоровье.
 
Для работодателей, невозможность увеличения продолжительности рабочей смены, при сокращенной продолжительности рабочей недели, так же имеет значительный негативный эффект:

Работодатель вынужден содержать больше количество смен, в связи с чем
  • Завышается штатная численность сотрудников предприятия и, как следствие, растет размер Фонда оплаты труда; 
Работодатель несет дополнительные расходы на:
  • транспортировку работников от мест компактного проживания до работы и обратно (25 % от существующего уровня расходов на эти цели);
  • на оплату движения работников до рабочего места (составляет до 2 часов или 25-30 % от времени продолжительности рабочей смены);
  • обеспечение дополнительных работников рабочей одеждой, средствами индивидуальной защиты, послесменной реабилитацией (25 % от существующего уровня расходов на эти цели);
  • оплату коммунальных услуг.
Резко падает производительность труда. В связи с необходимостью приёма - сдачи рабочих мест при пересменках эффективность труда падает в первый и последний час каждой смены. В этой связи переход на работу с меньшим количеством смен в сутки позволит увеличить производительность труда на 15-20%.

Разрешением указанных выше проблем является внесение поправки в часть 3 статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность установления отдельным категория работников увеличенной продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью  ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи,  на условиях и в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также внесение в главу 51.1 Кодекс новой статьи 330.6, регламентирующей особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на подземных работах.

Данные поправки позволят работодателям при соблюдении определённых отраслевым соглашением, заключённым на федеральном уровне, условий, а также реализации  комплекса мер, направленных на снижение воздействия вредных и опасных факторов на работника и обеспечения надлежащих условий послесменной  реабилитации, в случае достижения договоренности с первичной профсоюзной организацией (в рамках коллективного договора) и согласия работника (в рамках трудового договора)  увеличить продолжительность рабочей смены, при сохранении сокращенной продолжительности рабочей недели.  Как следствие улучшаться условия для восстановления и укрепления здоровья сотрудников, станет более комфортным режим работы, повысится производительность труда на предприятии, сократятся издержки и как следствие увеличатся поступления бюджетов всех уровней по налогу на прибыль (на уровне порядка  10-15% по сравнению с действующим уровнем).
В целях обеспечения  единых базовых подходов к  осуществлению  комплекса мер, направленных на снижение воздействия вредных и опасных факторов на работника, предлагается разрабатывать данные меры на основе рекомендаций  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Внесение предлагаемой поправки будет являться дополнительной мотивацией выполнения работодателями предусмотренных статьей 22 Трудового кодекса РФ  обязанностей по обеспечению безопасности и соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда условий труда своих работников. У работодателей появится стимул инвестировать денежные средства в мероприятия по охране труда и здоровья работников, при этом перечень мероприятий и их выполнение будет составляться с учетом мнения представителей работников – профсоюзов, и под их контролем. 

Выбор отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, как документа, определяющего условия установления увеличенной продолжительности рабочей смены, обусловлен следующим. Отраслевое соглашение на федеральном уровне социального партнерства – это правовой акт, заключаемый между представителями работодателей и работников конкретной отрасли экономики, что позволяет учитывать специфические потребности в мероприятиях по охране труда работников данной отрасли. Кроме того, такие соглашения в соответствии с  механизмом, установленным статьей 48 Трудового кодекса РФ, могут автоматически распространить свое действие на всех без исключения работодателей отрасли.


Документ: