Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Публикации
6 декабря 2024 г.
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Проект Федерального закона № 110911-6 "О внесении изменений в ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации"
30 октября 2013 г.
Законопроект разработан в целях улучшения условий труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и направлен на предоставление данной категории работников дополнительных гарантий на сокращенную продолжительность ежедневной работы (смены) при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени
В этих условиях содержащиеся в статье 94 Трудового кодекса положения о том, что Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 92 настоящего Кодекса) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются не действующими, в отношении предприятий с вредными и опасными условиями труда, поскольку для этих предприятий невозможно обеспечить на рабочих местах соблюдение гигиенических нормативов условий труда. Таким образом, действующая редакция части третьей содержит внутреннее противоречие: если гигиенические нормативы соблюдаются, условия труда перестают быть вредными и (или) опасными. При этом необходимо отметить, что в настоящий момент сложившейся ситуацией не удовлетворены ни работодатели, ни работники.
Из-за невозможности увеличения продолжительности рабочей смены, при сохранении установленной сокращенной продолжительности рабочей недели, работники практически всех отраслей промышленности, трудящиеся во вредных и опасных условиях труда, работают 5 дней в неделю. Учитывая удаленность объектов с вредными и опасными условиями труда от мест проживания граждан, они вынуждены ежедневно тратить значительное время на транспортировку от мест проживания к месту работы и обратно (часто более 6 часов день). Не менее значительные затраты времени возникают у работников в связи с проведением обязательного инструктажа по технике безопасности, одевание средств индивидуальной защиты, следование к рабочим местам, подготовку рабочих мест, послесменную реабилитацию. В итоге работники помимо времени нахождения на рабочем месте 6-8 часов, дополнительно затрачивают на сопряженные с производственным процессом мероприятия порядка 6-12 часов в день, т.е. на отдых и общение с семьей у работника остается от 6 до 12 часов в день. Как следствие работники не успевают восстановиться, что негативно сказывается как на эффективности их работы, так и на состоянии здоровья.
В этой связи работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неоднократно поднимали вопрос о необходимости предоставить им возможность увеличить продолжительность рабочей смены в рамках сокращенной продолжительности рабочей недели. Такое решение, могло бы позволить работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, перейти от 5 дневной рабочей недели к 4 или даже 3 дневной, что позволило бы им увеличить до 3 -4 дней количество выходных и, как следствие более способствовало бы их отдыху и восстановлению, а с учетом реализуемых работодателем мер, направленных на послесменную реабилитацию благотворно сказывалось бы на их здоровье.
Работодатель вынужден содержать больше количество смен, в связи с чем:
- Завышается штатная численность сотрудников предприятия и, как следствие, растет размер Фонда оплаты труда;
- транспортировку работников от мест компактного проживания до работы и обратно (25 % от существующего уровня расходов на эти цели);
- на оплату движения работников до рабочего места (составляет до 2 часов или 25-30 % от времени продолжительности рабочей смены);
- обеспечение дополнительных работников рабочей одеждой, средствами индивидуальной защиты, послесменной реабилитацией (25 % от существующего уровня расходов на эти цели);
- оплату коммунальных услуг.
Разрешением указанных выше проблем является внесение поправки в часть 3 статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность установления отдельным категория работников увеличенной продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи, на условиях и в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также внесение в главу 51.1 Кодекс новой статьи 330.6, регламентирующей особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на подземных работах.
Данные поправки позволят работодателям при соблюдении определённых отраслевым соглашением, заключённым на федеральном уровне, условий, а также реализации комплекса мер, направленных на снижение воздействия вредных и опасных факторов на работника и обеспечения надлежащих условий послесменной реабилитации, в случае достижения договоренности с первичной профсоюзной организацией (в рамках коллективного договора) и согласия работника (в рамках трудового договора) увеличить продолжительность рабочей смены, при сохранении сокращенной продолжительности рабочей недели. Как следствие улучшаться условия для восстановления и укрепления здоровья сотрудников, станет более комфортным режим работы, повысится производительность труда на предприятии, сократятся издержки и как следствие увеличатся поступления бюджетов всех уровней по налогу на прибыль (на уровне порядка 10-15% по сравнению с действующим уровнем).
Внесение предлагаемой поправки будет являться дополнительной мотивацией выполнения работодателями предусмотренных статьей 22 Трудового кодекса РФ обязанностей по обеспечению безопасности и соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда условий труда своих работников. У работодателей появится стимул инвестировать денежные средства в мероприятия по охране труда и здоровья работников, при этом перечень мероприятий и их выполнение будет составляться с учетом мнения представителей работников – профсоюзов, и под их контролем.
Выбор отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, как документа, определяющего условия установления увеличенной продолжительности рабочей смены, обусловлен следующим. Отраслевое соглашение на федеральном уровне социального партнерства – это правовой акт, заключаемый между представителями работодателей и работников конкретной отрасли экономики, что позволяет учитывать специфические потребности в мероприятиях по охране труда работников данной отрасли. Кроме того, такие соглашения в соответствии с механизмом, установленным статьей 48 Трудового кодекса РФ, могут автоматически распространить свое действие на всех без исключения работодателей отрасли.
Документ: