Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

История предоставления компенсаций

14 мая 2013 г.

 
В 2008 году Правительством Российской Федерации было принято постановление  № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", в которое совсем недавно были внесены ряд изменений. Однако до настоящего момента Минтруд России так и не подготовило градацию размеров компенсаций в зависимости от класса условий труда. Хотя в соответствии с постановлением размеры компенсаций должны быть утверждены в течение 6 месяцев после вступления постановления в силу. 
 
В связи с этими недоработками в области предоставления компенсаций сложилась удручающая ситуация, посольку единого подхода к предсотавлению компенсаций на сегодняшний день так и нет. Почему же так произошло? 
 
В апреля 2012 года Верховный Суд Российской Федерации вынес определение по иску ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", в котором Комбинат просил признать противоречащими действующему законодательству (в частности Постановлению № 870) и, соответственно, не подлежащими применению пункт 1 Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и пп.1.1, 4.1. Инструкции о его применении. Руководство Комбината было не согласно, что указанные нормативные акт устанавливают право некоторых категорий работников на получение компенсаций, хотя по результатам аттестации рабочих мест, условия труда данных работников были отнесены к допустимым. Верховный суд встал на сторону работодателя, но решения по существу данного вопроса не вынес. В ходе судебного заседания были заслушаны позиции представителей Минздравсоцразвития РФ, которые пояснили суду, что Список и Инструкция к его применению являются недействующими и применению не подлежат. Общественность, не очень далекая от охраны труда, всполошилась. Аттестующие организации направо и налево в картах аттестации стали указывать одновременно и предоставление сокращенного рабочего дня, и дополнительного оплачиваемого отпуска, и доплат к заработной плате, что, конечно же, не понравилось работодателям.

Федерация независимых профсоюзов России на столь неожиданное определение Верховного Суда Российской Федерации направила информационное письмо. В нем говорилось о грубейшей ошибке Верховного Суда РФ, «который, ссылаясь на то, что оспариваемые акты не порождают правовых последствий, не приводит тому доказательств».

Минтруду России в ответ на большое количество вопросов о порядке предоставления компенсаций подготовило информационное письмо от 20.08.2012 № 15-1-224. В письме министерство изложило свою позицию по данному вопросу: до реализации поручения правительства РФ, указанного в п. 2 постановления № 870, работодатель вправе сам устанавливать размеры компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствие со своим финансовым положением или же пользоваться Списками производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, которые использовались, в части не противоречащей действующему законодательству.
 
Но от Минтруда России ожидали разъяснений по вопросу назначения «вредникам» сразу трех видов компенсаций компенсации. Однако  министерство ответа не предоставило.   И если рассматривать пункт 1 Постановления № 870  с точки зрения грамматики русского языка, то никаких разделительных союзов в формулировке пункта не предусмотрено, поэтому предоставляться должны сразу три компенсации.

Позднее заместителем Генерального прокурора Российской Федерации было направлено представление в апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации об отмене определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 года, однако поддержки инициатива Генеральной прокуратуры РФ не получила как от представители Минтруда России, так и от ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Апелляционная коллегия определением от 01.11.2012 № АПЛ12-651  отменила определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года, а гражданское дело ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» было отправлено для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.

14 января 2013 года Верховный Суд РФ вновь рассмотрел гражданское дело ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и вынес решение об отказе в удовлетворении требований организации, тем не менее, пояснив, что компенсации работникам устанавливаются только в том случае, если по результатам аттестации рабочих мест условия труда будут признаны вредными. Применение Списка и Инструкции в данном случае будет противоречить действующему законодательству.

И вроде бы на этом вопрос предоставления компенсаций должен был быть закрыт, однако 13 февраля 2013 года Минтруд России направляет разъяснения о порядке предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В соответствии с данным разъяснением работодатель «может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Статус данных разъяснений имеет спорный характер. С одной стороны, дано толкование законотворцем юридической нормы, а, согласно Положению о министерстве, Минтруд РФ имеет на это право. С другой стороны, данное разъяснение фактически изменяет смысл правовой нормы, да и оформлены разъяснения в виде информации, фактически не имеющей юридической силы.

Таким образом, до разработки Минтрудом России градации размеров компенсаций в зависимости от класса условий труда, порядок предоставления компенсаций остается тем же, то есть одновременно должны устанавливаться и сокращенная рабочая неделя (до 36 рабочих часов), и дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 дней), и повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % к окладу), но только, если условия труда по результатам аттестации рабочих мест были признаны вредными или опасными. В случае, если Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список.