Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

«Аттестация по-новому: кто останется в выигрыше?» Андрей Москвичев и Олег Косырев комментируют ситуацию для портала Job.ru

22 июля 2011 г.

Мы продолжаем разговор об охране труда на рабочих местах. Напомним, в прошлом материале «Охрана труда: перемены не за горами» речь шла о проблемах, которые присутствуют в данной сфере, о законодательстве, которым в настоящее время регламентируется охрана труда работников, и о нововведениях, произошедших за последнее время. Сегодня мы расскажем о том, какие изменения для работников и работодателей повлечет за собой вступление в силу 1 сентября этого года нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда.

Четыре нововведения

Как пояснил Андрей МОСКВИЧЕВ, исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда, во-первых, новый порядок аттестации рабочих мест повышает значимость самой аттестации. До сих пор работодатели имели право проводить оценку рабочих мест своими силами, при помощи внутренних подразделений и служб охраны труда, поэтому не удивительно, что результаты такой аттестации зачастую были далеки от реальности. Однако с 1 сентября работодатели будут вынуждены привлекать к аттестации независимых оценщиков, с которыми будут заключаться договоры гражданско-правового характера. На 21 июля 2011 г. аккредитованы 560 организаций, имеющих право на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Во-вторых, в новом документе определена ответственность двух сторон – работодателя и аттестующей организации. Она может быть как административной, так и уголовной. Административная ответственность работодателя наступает, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, если имеются случаи нарушения законодательства о труде и об охране труда, и предполагает штраф до 50 тыс. рублей (однако Минздравсоцразвития РФ предлагает увеличить эту сумму до 500 тыс.) или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность, в соответствии со ст. 140 и 143 УК РФ, может наступить в том случае, если на предприятии присутствуют факторы риска для жизни и здоровья людей (например, опасная концентрация химических веществ в воздухе), а работодатель при проведении аттестации не провел необходимых измерений или же не предоставил информацию (или предоставил ложную информацию) работникам, что повлекло за собой массовую гибель или травмирование людей. В этом случае должностному лицу могут грозить более серьёзные санкции вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет.

Регулирование деятельности аттестующих организаций, по словам Андрея Москвичева, осуществляет Минзравсоцразвития РФ путем контроля выполнения требований приказа от 1.04.2010 №205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». В случае если аттестующая организация не соблюдает требования данного приказа, она будет исключена из реестра аттестующих организаций.

В-третьих, формируется федеральная сеть лабораторий государственной экспертизы условий труда, которая будет проверять достоверность аттестаций, в том числе с проведением сличительных испытаний. Если экспертиза установит, что предоставленная информация была ложной, работодатель, помимо того, что понесет административную ответственность, также будет обязан выплатить компенсации работникам за всё то время, в течение которого он должен был это делать по закону.

В-четвертых, создана единая федеральная информационная система. После проведения аттестации работодатель должен передать сведения об аттестации на бумажном носителе в трудовую инспекцию, а аттестующая организация – в федеральную информационную систему на электронном носителе. Это позволит на государственном уровне проверять, анализировать данные и выявлять нарушения.

На страже прав работника

Очевидно, что все вышеперечисленные меры направлены на то, чтобы сделать условия, в которых трудятся россияне, менее вредными и опасными. Однако, как показывает практика, многое будет зависеть и от активности самих работников.

Как пояснил генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Олег КОСЫРЕВ, в соответствии с требованиями ТК РФ и порядка проведения аттестации, работник должен быть ознакомлен с результатами аттестации и своей подписью подтвердить, что получил информацию об условиях труда на своем рабочем месте, ознакомлен и согласен с результатами оценки. Важно подчеркнуть, что работник должен подтвердить не своё согласие с условиями труда, а с тем, что сведения в аттестационной карте отражают реальные условия работы. Если работник считает, что информация об условиях труда не полная или искажена, он не должен подписывать карту и может обратиться в инспекцию по труду или орган власти, осуществляющий государственную экспертизу условий труда в данном субъекте РФ.

Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда на рабочем месте определены как вредные или опасные (относятся к классам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или 4), работник вправе требовать установления компенсаций и гарантий в соответствии с действующим законодательством – сокращенную продолжительность рабочей недели (36 часов), доплату к тарифной ставке в размере 4%, дополнительный отпуск продолжительностью 7 дней. В зависимости от наличия конкретных вредных факторов может быть предусмотрено молоко или лечебно-профилактическое питание, ежегодные медицинские осмотры, дополнительные средства индивидуальной защиты. Работодатель обязан обеспечить такие компенсации самостоятельно. Если этого не происходит и работодатель игнорирует требования работника, это является поводом для обращения в инспекцию по труду или прокуратуру.

Такие прецеденты уже имели место. Так, сотрудники екатеринбургского филиала одного известного ритейлера выиграли суд против компании и получили все причитающиеся компенсации (надбавку к заработной плате, сокращенную рабочую неделю и увеличенный отпуск). Среди факторов, которые оказывали неблагоприятное воздействие на здоровье, были названы следующие: искусственное освещение, температура воздуха не выше 10 градусов, которая постоянно поддерживается в отделе мяса и рыбы. Все эти факторы фигурировали в карте аттестации, но работодатель никаких компенсаций за вредность сотрудникам не предоставлял. Обратиться в суд работникам компании помогла Федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО).

Поскольку условия труда могут меняться достаточно динамично, порядком аттестации рабочих мест предусматривается внеплановая процедура переаттестации рабочих мест, инициатором которой может выступить и работник. По его требованию могут быть проведены повторные исследования, что в итоге может изменить класс вредности на рабочем месте. Так или иначе, работник, в соответствии со ст. 219 ТК РФ, может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности.

С другой стороны, не стоит думать, что работодатель обязан выплачивать компенсации работникам вплоть до следующей аттестации, которая должна проводиться не реже чем раз в 5 лет. Переаттестация может быть проведена также и по инициативе работодателя после проведенных улучшений на рабочих местах, что может вывести их из категории вредных и, соответственно, приведет к отмене всех компенсаций. Именно так и поступил вышеописанный ритейлер: после замены ламп дневного света (источников пульсации) и ряда других мер была проведена переаттестация, и компенсации выплачивать перестали.

Итоги реформ

Несомненно, что введение нового порядка и отмена старого отразится и на работниках, и на работодателях. Причем и на тех, и на других – двояко. Внедрение новых механизмов экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда, в том числе, за счет применения положений постановления Правительства РФ от 20.11.08 № 870, регламентирующего установление компенсаций за работу во вредных условиях труда на основе аттестации рабочих мест, в конечном итоге должно привести к отмене списков, на базе которых сейчас в основном устанавливаются такие компенсации.

Возможная отмена списков лишит сотрудников некоторых отраслей гарантированных компенсаций, но при этом снимет с предприятий определенную финансовую нагрузку. Они смогут оплачивать лишь те риски, которые сами создают. В то же время, по оценкам Клинского института охраны и условий труда, при сохранении действующего законодательства и полномасштабном внедрении новой системы установления компенсаций (постановление Правительства РФ от 20.11.08 № 870) совокупные затраты хозяйствующих субъектов РФ увеличатся более чем в 4 раза.