Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда

10 декабря 2012 г.


Андрей Москвичев, к. ф.-м.н, исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда

 

Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 года утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который вступил в силу с 1 сентября 2011 года. Данный документ отменяет действие приказа Минздравсоцразвития России № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 31 августа 2007 г. Рассмотрим основные отличия

​В новом Порядке определена необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не реже 1 раза в 5 лет, уточнены дата начала аттестации для вновь организованных рабочих мест и дата ее завершения, что позволяет избежать неоднозначности понимания ее сроков. Новый Порядок разрабатывался с целью пояснения неточностей, спорных моментов, устранения пунктов, имеющих неоднозначные трактовки. В связи с этим новый и прежний Порядки имеют ряд существенных отличий.

Так, например, дано понятие аттестующей организации, что в прежнем Порядке не было определено: аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Далее, более четко разграничена ответственность работодателя и аттестующей организации, выделены их права и обязанности. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запраши- ваемых аттестующей организацией;
не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 43 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии».

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок;

обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.»

В новом Порядке определена необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не реже 1 раза в 5 лет, уточнены дата начала аттестации для вновь организованных рабочих мест и дата ее завершения, что позволяет избежать неоднозначности понимания ее сроков. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Устанавливается четкое требование по составу аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Также определен состав аттестационных комиссий для микро предприятий и предприятий малого бизнеса.

Наименования процедур, проводимых в рамках аттестации, и соответствующие им наименования разделов, приведены в соответствие с фактическими работами, выполняемыми при проведении аттестации, и их классификацией:

«оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам» взамен гигиенической оценке условий труда;
«оценка травмоопасности рабочих мест» взамен оценке травмобезопасности рабочих мест (приведено в соответствие: высокий класс травмоопасности – высокий фактический уровень травмоопасности);
«комплексная оценка условий труда» взамен оценке фактического состояния условий труда.

Изменение наименований разделов не повлекло за собой существенных изменений в самих процедурах и формах представления результатов их проведения, за исключением процедуры оценки обеспеченности работников СИЗ, в которой, согласно нового Порядка, возможно проведение оценки эффективности выданных работнику СИЗ. Новый порядок устанавливает, что измерения и оценки проводят специалисты аттестующей организации.

Установлена возможность разработки «отраслевых» порядков, учитывающих «отраслевую» специфику проведения работ и их оценку. Особенности аттестации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, разработанном на основании Порядка, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника.
Новый Порядок содержит требования по оформлению отчета по аттестации.

Из пакета общих документов, отражающих результаты аттестации исключена ведомость рабочих мест подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации. Дополнительно к отчету по аттестации прилагается сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, которая в отличие от ведомостей отражает не только общий класс условий труда, но и классы условий труда по факторам, а также наличие компенсаций на рабочем месте. Сводная ведомость рабочих мест изменена – в ней отражена оценка по классам, по обеспеченности СИЗ, по травмобезопасности для рабочих мест, для работников, занятых на данных рабочих местах с выделением из них женщин и лиц в возрасте до 18 лет, занятых на данных рабочих местах.

Есть существенные отличия в оформлении карты аттестации рабочего места: появилась строка 021 (перечень используемых на рабочем месте оборудования, материалов и сырья); строка 040 (указываются фактические данные и данные о необходимости предоставления компенсаций по результатам оценки условий труда с соответствующим обоснованием без указания размера компенсаций).

Определены четкие сроки предоставления данных в государственную инспекцию труда. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Ограничены и сроки рассмотрения отчета по аттестации членами аттестационной комиссии – это должно быть сделано в течение 10 календарных дней со дня поступления отчета.

Кроме того, новый Порядок устанавливает требования по предоставлению аттестующими организациями части материалов отчета по аттестации в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.