Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Важные новости из сферы законодательства о защите труда
11 сентября 2012 г.
На вопросы HeadHunter отвечает директор ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда» Олег Александрович Косырев.
– Олег Александрович, нам стало известно об очередных изменениях в сфере охраны труда. О чем идет речь?
Олег Косырев:
– Речь идет о следующем: с 70-х гг. действовали перечни и списки по «производству, цехам, профессиям и должностям с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». В этом Списке перечислены все профессии, связанные с ВУТ. Если ваша должность была в них упомянута, то, в зависимости от характера работ, вы имели право на дополнительный отпуск. К примеру, если вы – аккумуляторщик, то вам полагался дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
– И что произошло с этим перечнем?
Олег Косырев:
– В апреле 2012 года было вынесено решение Верховного Суда. Списки никто специально не отменял, однако законодательство (в данном случае, трудовое законодательство) претерпело существенные изменения. Установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска и минимальных размеров повышения оплаты труда занятых на работах с вредными условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. То есть не вышеупомянутым Перечнем, а постановлением Правительства Российской Федерации. И в Трудовом кодексе эта запись уже существует.
Кроме того, в 2008 году вышло постановление Правительства РФ N 870 об изменении минимальных размеров компенсаций. Эти перечни профессий никто не отменял, но де-факто, в связи с постановлением Правительства, они более не действительны, так как действуют более масштабные документы в виде Трудового кодекса и постановлений правительства, которые установили размеры этих компенсаций. И есть 219-я статья Трудового кодекса, которая говорит, что если достигнуты нормальные условия труда, то компенсации не устанавливаются. Соответственно, при условии, что некий работник находится в этом перечне и всю жизнь получал эти компенсации в виде дополнительного отпуска и т.д., теперь, в силу технологического изменения производства, все меняется. (пример, раньше металлург занимался литьем стали почти вручную, а сейчас сидит за пультом в отдаленном безопасном помещении). То есть фактически условия труда у него нормальные, но он внесен в этот старый советский Перечень. И аттестация рабочего места показывает, что у него нет превышения по шуму и свету, но он все равно находится в Списке и получает компенсации. Так вот сейчас огромное количество людей, которые ранее по списку получали компенсации, фактически теряют на них право. Так как Верховный Суд в своем определении вполне точно сказал следующее: «Эти перечни не применяются, так как противоречат Трудовому кодексу РФ».
– Что говорит статистика по поводу количества людей, которых затронут эти нововведения?
Олег Косырев:
– По данным Росстата, доля работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных и(или) опасных условиях труда, по отдельным видам экономической деятельности (на конец 2010 года) составляет:
- дополнительный отпуск – 31,1%;
- повышенная оплата труда – 24,2%;
- сокращенный рабочий день – 3,4%.
Общая численность занятого населения составляет около 70 млн. человек, таким образом, изменение порядка установления указанных компенсаций в той или иной степени коснется около трети всех работников РФ. 870-е постановление устанавливает минимальные значения компенсаций, фактические же значения у отдельных работодателей значительно выше.
Повторю: из 70 млн. работающих в России людей одна треть имеет право на компенсации. По существу, сейчас они их лишаются. А чтобы подтвердить ВУТ своего рабочего места, работникам необходимо будет провести аттестацию рабочих мест, и тогда на основании 870-го постановления (то есть по новому основанию, а не по старому перечню) он получает минимальное значение.
– Как скажутся подобные изменения на собственниках бизнеса?
Олег Косырев:
– Для крупного работодателя компенсации за ВУТ всегда были обузой. Поэтому сейчас многие работодатели могут заявить своим сотрудникам, ранее их получавшим, следующее: «Перечни больше не применяются, поэтому компенсации тебе больше не положены». С точки зрения работника, формально его работодатель прав. Реально работник может подтвердить свое право на компенсации только с помощью аттестации рабочего места, подтверждающей, что есть ВУТ. Если ВУТ нет, то компенсаций он лишается. Традиционно в крупных компаниях (добывающих, горных и т.д.) уровень таких компенсаций очень высок. Очень многие могут их потерять, и прежде всего – «белые воротнички». Никто не будет отнимать компенсации у, предположим, шахтеров, так как их ВУТ – налицо, и любая аттестация это докажет. А вот мастер или руководитель, который формально состоял в этих Списках и Перечнях, однако в шахту никогда не спускался, все эти компенсации потеряет. И это очень серьезная массовая проблема, затрагивающая как работодателя, так и работника. Помимо прочего, работодатель, благодаря собственному незнанию, может угодить под «пресс» налоговиков в виде налогового риска.
– Расскажите поподробнее о возможных проблемах с Налоговым законодательством?
Олег Косырев:
– Условия труда многих работников, которым в настоящий момент установлены компенсации на основании вышеуказанных списков, не во всех случаях будут отнесены к категории вредных и(или) опасных. При этом статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
При этом следует учитывать, что многие работодатели пользуются налоговой льготой, так как компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнении к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы на физических лиц.
Таким образом, многие налогоплательщики несут серьезные риски по неправильному начислению налогов (использованию налоговой льготы).
– Как ситуация, создавшаяся после решений Верховного Суда, может решиться наиболее безболезненно?
Олег Косырев:
– Проблема состоит в том, что формально законодательство, по 870-му постановлению, говорит «Если у тебя есть ВУТ, то тебе обязаны установить компенсации». В советские времена Списки были ориентированы на защиту работников и привлечение новых сотрудников в непривлекательные и опасные отрасли, например – в химическое или горное производство. Сейчас же законодательство сделало шаг в сторону прагматизма. И, по здравой логике, оно право! Тем более, нельзя сказать, что компенсаций лишатся все категории работников. Отнимут только у тех, кто действительно их не заслуживает. Другое дело, нельзя забывать о психологическом моменте, а именно: «я всю жизнь получал эти деньги и дополнительный отпуск, а теперь меня этого лишают». В идеале, подобные изменения в трудовом законодательстве мотивируют работодателя создавать для своего сотрудника безопасные условия труда, так как это диктуется экономической целесообразностью. При правильном подходе и работника это мотивирует на работу в здоровых условиях, а также побуждает беречь свое здоровье. Надо пересматривать всю систему, ибо люди, теряя «вредность» и доплаты за нее, по сути сохраняют свое здоровье. Например, в Западной Европе система компенсаций за ВУТ развивалась по-другому: изначально не устанавливается компенсация, чтобы мотивировать людей на работу в ВУТ. Вообще, подобные изменения, инициированные государством, стратегически очень правильны: создается механизм, направленный на то, чтобы работодатель был экономически заинтересован в создании нормальных условий труда, и работник был заинтересован в сохранении своего здоровья. По большому счету, зарплаты на таком производстве должны быть выше, а не компенсации, получаемые «кривым» способом. Для работодателя логичнее один раз потратиться на повышение безопасности производства, чем потом всю жизнь выплачивать компенсации за ВУТ сотрудникам. Для государства это важно в плане повышения здоровья населения и уменьшения смертности от профессиональных заболеваний. Люди не должны воспринимать ВУТ как данность, за которую платят!
Примечание:
В связи с изменением Федеральным «законом» от 30.06.2006 N 90-Ф3 определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и(или) опасными и иными условиями труда, и изданием «Постановления» Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. От 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» не применяется, поскольку противоречит Трудовому Кодексу РФ («Определение» Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ 12-317).
В Определении Верховного Суда РФ указывается, что, согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и(ли) опасными условиями труда.
Часть вторая статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 7 октября 2006 г., устанавливала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку Правительство Российской Федерации не определяло такие перечни, то в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применялись перечни, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-Ф3 внесены изменения в часть вторую статьи 117, в соответствии с которыми минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливаются также минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения (часть вторая статьи 147).
Таким образом, федеральным законодательством Правительству Российской Федерации были делегированы полномочия по определению порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 г. издало постановление N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда». Названное Постановление установило работникам, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В связи с изменениями федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего СССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и является недействующими.