Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин – об итогах работы и планах министерства телеканалу «Россия 24»

27 декабря 2014 г.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись телеинтервью Максима Топилина телеканалу «Россия 24». "Максим Анатольевич, здравствуйте. Прежде чем говорить о перспективах 2015 года, давайте подведем итоги 2014, каким он был для Министерства труда?" 
 
Предлагаем вашему вниманию видеозапись телеинтервью Максима Топилина телеканалу «Россия 24».
 
 – Максим Анатольевич, здравствуйте. Прежде чем говорить о перспективах 2015 года, давайте подведем итоги 2014, каким он был для Министерства труда?





– Добрый день, Ирина. Не простым был год, потому что мы прикладывали достаточно много усилий для того чтобы реализовать те планы, которые заложили еще год назад. В 2013 году, вы помните, был принят пенсионный пакет законов. Он принимался очень непросто. Закон о социальном обслуживании, это все конец 2013 года. И этот год, 2014 год, был нам дан для того, чтобы мы подготовили всю систему для реализации нового законодательства. Прежде всего, работа шла по так называемой конвертации пенсионных прав, переход к известным баллам. Нас много критиковали раньше по поводу того, что что-то не понятно и мы очень много ресурсов использовали для того, чтобы вместе с социальными партнерами вести разъяснительную работу, вместе с Народным фронтом.

– Вы даже придумали пенсионный калькулятор.

 – Пенсионный калькулятор был несколько раньше, и он, в общем-то,  был некой игрушкой такой, и мы этого не скрывали. А вот теперь у нас появляется возможность сделать уже не пенсионный калькулятор, а «личный кабинет», и с 1 января следующего года каждый гражданин Российской Федерации, будь то пенсионер, будь то работающий гражданин, может через портал госуслуг посмотреть, сколько же пенсионных прав у него есть. Пенсионеров это касается, конечно же, в меньшей степени, потому что, я хотел бы еще раз это повторить, для действующих пенсионеров пенсионная формула ничего не меняет. У них точно так же будет осуществляться регулярная индексация пенсий. А что касается работающих – мы считаем это очень важным направлением, каждый сможет посмотреть и контролировать тем самым своего работодателя, сколько же начисляется за него взносов, какие периоды учтены в пенсионных правах, а какие – нет. Можно заранее посмотреть, чтобы исправить какие-то ошибки. Бывают и ошибки, бывают какие-то другие ситуации. Но можно в реальном времени наблюдать за тем, на какую пенсию вы можете рассчитывать. Пенсионный калькулятор, там была некая модель, при которой вы закладывали сколько у вас стажа, как вы думаете, какая у вас будет зарплат. А теперь можно будет посмотреть, сколько есть пенсионных прав. Например, человеку 30 лет, и тогда он может промоделировать, что ему нужно иметь, чтобы выйти на определенную пенсию. То есть это гораздо более реальная история. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть, это может сделать тот, кто имеет доступ на портал госуслуг. Через специальные коды. Потому что данные эти персонифицированы и нельзя допустить, чтобы кто-то смотрел другой пенсионный счет.

– Эти данные должен предоставить человеку Пенсионный фонд, я правильно понимаю?

– Это через портал Пенсионного фонда, через данные Пенсионного фонда, через закрытую систему с определенным ключом заходите, смотрите. Я надеюсь, это будет наших граждан серьезно стимулировать к тому, чтобы все-таки контролировать свои пенсионные права.

 
– А вот кроме предоставления этих персональных данных, к чему еще должен быть готов Пенсионных фонд с 1 января 2015 года?

– Пенсионный фонд всю работу подготовительную провел, и никаких проблем мы не видим с переходом на новую пенсионную формулу. Но мы должны продолжать разъяснительную работу. Почему это необходимо делать? Пенсионная формула несет ряд изменений, и она направлена, прежде всего на то, чтобы люди легально трудились и чтобы за них работодатели перечисляли страховые взносы. И в течение 10 последующих лет, с 2015 по 2025 год, требования, как вы помните, к минимальному стажу, к количеству баллов, будут постепенно увеличиваться. Этого нельзя было сделать сразу – чтобы никто не потерял. У всех должны быть возможности. Если чего-то не хватает (каждый год эти требования растут), каждый год человек имеет возможность доработать, если он в трудоспособном возрасте (мы говорим только о тех, кто работает сегодня), и, соответственно, привыкнуть к этим новым условиям. В полном объеме новая пенсионная формула, новые пенсионные правила заработают для тех, кто только придет на работу впервые.





– То есть нас с Вами это не касается?

– Нас с Вами это касается в меньшей степени, чем тех, кто придет первый раз на работу с 2015 года. У нас Вами будут и старые права, и права по новой формуле. Но стремиться работать на легальной заработной плате, чтобы работодатель перечислял страховые взносы – рекомендовано  всем.

 
– Действительно, это очень стимулирует, поскольку сейчас мы видим, какая экономическая ситуация. И многие прогнозируют, что некоторые предприниматели будут платить, может быть, чуть больше, но показывать реальную зарплату меньше на самом деле, чем она есть. Вот мы говорим о том, что мы должны соблюдать все социальные обязательства государства перед нашим обществом. Понимаем, что пенсии будут расти. А вот, что касается социальных обязательств, связанных с пособиями, в том числе, направленными на поддержку семей с детьми?

– Завершая тему пенсий, я бы хотел сказать, что с 1 февраля будет произведена индексация всех пенсий. Сейчас готовятся соответствующие документы, средств для этого достаточно, и мы рассчитываем, что индексация пенсий будет до 10%. Как нам Росстат объявит данные по инфляции фактической за предыдущий год, до 1 февраля индексация будет просчитана. И с 1 февраля люди получат увеличенные пенсии.

Что касается пособий, то они индексируются несколько иначе. Они индексируются на тот уровень инфляции, который предусмотрен в бюджете на следующий год. Это 5,5%. Бюджет вносили в сентябре – тогда еще не было предпосылок для роста инфляции. Пособия повысятся на эту величину. Какие-то с 1 января, это в основном детские пособия. Для примера, единовременное пособие при рождении ребенка будет составлять 14,5 тыс. рублей. Всем известный материнский семейный капитал составит 453 тыс. рублей, то есть это существенная величина, то есть на 20 тысяч увеличится с 1 января для тех, кто будет вновь его получать, и будет проиндексирован для тех, кто его еще не использовал. И ряд выплат социального характера, это, прежде всего, социальные доплаты льготным категориям. Это 1 апреля. Но я хотел бы сказать, что все средства в бюджете предусмотрены, они планировались даже с некоторым резервом. Допустим, у нас пособие на третьего ребенка. Знаете, это новое пособие, два года мы его выплачиваем в регионах, где низкий уровень рождаемости. Мы специально планируем деньги с избытком, поскольку пока рождаемость растет.

 
– Только хотела спросить, как меры, которые вы принимаете, влияют на рождаемость? Вот вы говорите, что в тех регионах, где не хватало детей, они появляются.

– Это правда, и с точки зрения демографии те цифры, которые мы сейчас видим, и те цифры, которые мы сейчас фиксируем, говорят об очень хороших трендах, с точки зрения демографии. В прошлом году у нас был небольшой – первый год больше 20 тысяч  – естественный прирост населения. Это без миграции. Я сегодня специально посмотрел, что у нас было несколько лет назад. В 2006 году, когда мы только начинали демографические меры, когда только появился материнский капитал, когда появились новые виды пособий, естественная убыль населения в год составляла 680 тыс. человек. Вы можете себе представить? 680 тысяч. То есть в год мы чуть меньше миллиона теряли естественным способом. Что-то компенсировалось миграцией, порядка 300 тысяч, но естественная убыль – 680 тысяч. В прошлый год мы достигли естественного прироста. В этот год, я надеюсь, естественный прирост тоже будет, пока по итогам 10 месяцев у нас плюс 37 тысяч естественный прирост, рождаемость продолжает расти. Мы получили в этом году по статистике 10 месяцев небольшой прирост рождений по сравнению с прошлым годом. На фоне того, что у нас количество женщин в репродуктивном возрасте  уже несколько лет снижается – большое спасибо нашему населению, большое спасибо молодым мамам, любым мамам всех возрастов. Это же видно, когда вы на улице находитесь в любом городе, сколько людей с колясками. Этого раньше не было. У нас суммарные коэффициенты рождаемости  приблизились к 1,75. Это 1,75 ребенка на одну женщину в репродуктивном возрасте.
 
– А как вы думаете, пока кризисная ситуация, когда не понятно, что будет в экономике и руководители страны говорят, что наступают сложные времена, кризисные времена, не повлияет ли это на те показатели, о которых мы сейчас говорим?

– Когда мы эту тему анализируем, мы видим, что здесь самые большие резервы, для того чтобы улучшить демографическую структуру. <…> Давайте посмотрим на прошлый кризис: не было снижения рождаемости, был все равно рост рождаемости. То есть это уже некий другой процесс – мы поменяли поведение людей с помощью специальных демографических мер.

Некоторые эксперты говорят: «Что там маткапитал? Это не он повлиял. Скорее всего, это изменения в поколениях» и т.д. Но и опросы, и аналитика показывают другое. <..> Не надо забывать, что программы детских садов, которые сейчас реализовывались два года подряд в регионах, когда очередность резко снизилась, когда у молодой семьи появляется возможность нормально отдать ребенка в детский сад и выйти на работу... Это совершенно по-другому меняет конфигурацию доходов семьи. Это две зарплаты, два рабочих места. Это возможность участия в программах ипотечного кредитования. Конечно сейчас, Вы правильно сказали, есть определенные негативные моменты, и, безусловно, будут приниматься меры с тем, чтобы поработать и по ипотеке, чтобы не было каких-то всплесков. Сейчас Правительство активно над этим работает.

 
– А прорабатываются какие-либо сценарии, с точки зрения безработицы? Мы вспоминаем как раз 2008-09 годы, когда многие стали говорить о том, что они должны работать  более эффективно. Они, может быть, просили выполнять более сложные задачи не несколько человек, а сокращали количество своего коллектива и многие оставались не у дел. Какие-то сценарии прорабатываются министерством?

– Конечно. Мы ввели опять постоянный, фактически, еженедельный мониторинг ситуации. Сейчас, пока, каких-то изменений серьезных мы не наблюдаем, хотя есть небольшой прирост численности безработных. Но мы его связываем с сезонным фактором: так всегда бывает в ноябре, в декабре. Он есть, но пока рекордно низкие показатели безработицы, и здесь еще накладывается и демография. У нас входит меньше трудоспособного населения, чем уходит. Поэтому баланс меняется, и численность трудоспособного населения в течение 7-8 лет будет естественным образом уменьшаться – такова демография. Но мы работаем с регионами, постоянно работаем с нашими коллегами из других министерств и ведомств. Надо сейчас очень четко и, фактически, в ежедневном режиме смотреть, что происходит. Мы в прошлые годы наблюдали не только за безработицей, мы наблюдали и за теми людьми, которые находятся в неоплачиваемом отпуске, допустим. Это явление не очень хорошее, поэтому здесь применяются меры реагирования и инспекции. И сокращенная продолжительность рабочего времени. Вот за этими аспектами мы сейчас будем наблюдать. Очень хотелось бы надеяться, что справимся, и здесь не будет каких-то серьезных дисбалансов. Но при этом мы готовимся к тому, что если будут происходить негативные явления, Правительство должно предпринять дополнительные меры по поддержке рынка труда, мы над этим работаем. Но какая будет ситуация – какая была в прошлый кризис или все будет по-другому? Конечно, будут несколько иные изменения. Какие риски здесь есть? Допустим, вырос курс. Там, где есть очень серьезная или достаточно серьезная импортная составляющая, может вырасти себестоимость. Поэтому потребуются меры по оптимизации внутри компании. Сейчас надо будет смотреть, очень четко просчитывать, какие отрасли этому подвержены, какие в меньшей степени подвержены, как эти отрасли будут выходить из ситуации. Работа должна носить постоянный режим. Инструменты понятны: мы их отработали в прошлом кризисе и они себя неплохо зарекомендовали. <…>
 
– Минтруд очень тщательно занимался проработкой вопросов для людей с ограниченными возможностями. Какие изменения их ждут в будущем году?

– Эта тема для меня является очень важной, потому что мы с коллегами, еще в Министерстве здравоохранения и социального развития, начали прорабатывать вопросы доступности услуг, вопросы доступной среды. Ведь, если мы посмотрим, еще 5-6 лет назад мы говорили о различных социальных выплатах, льготах, технических средствах реабилитации, но о доступности услуг, доступности зданий, объектов, сооружений практически никто не говорил. Я считаю, что за последние пять лет мы кардинально изменили ситуацию с точки зрения подходов в этой работе. И 1 декабря был подписан Президентом закон, который мы готовили вместе со всероссийскими обществами инвалидов, который во все наши законы прописал, как должны быть не только здания, а и услуги для лиц с ограниченными возможностями адаптированы и что должны делать соответствующие органы исполнительной власти. В нашем законодательстве до этого закона не было прописано, что, допустим для слепых, слабовидящих все услуги должны оказываться таким или другим способом, никогда не прописывалось, что должны быть помощники, службы.
 
– То есть вы конкретизировали  все до мелочей, чтобы люди понимали, на что они могут рассчитывать.

– Люди, которые с этим сталкиваются, инвалиды, они понимают, на что они должны рассчитывать. К сожалению, общество, государственные структуры не все понимают, что они должны делать. У многих заканчивалось понимание на том, что надо въехать на пандус и всё. И мы критиковали, что пандус высокий, с углом не тем и т.д. Но сейчас мы пошли дальше: мы говорим о том, что услуги должны так предоставляться. Допустим, полицейские. Отдельные представители этой профессии должны обладать элементарными навыками жестового языка, потому что могут столкнуться с тем, чтобы оказать помощь инвалиду на улице или еще в каких-то условиях. И в законодательство внесены поправки о том, что в органах полиции будут специально обученные люди, которые будут уметь общаться на жестовом языке. Конечно, не профессионально, они будут должны понимать самые необходимые фразы и т.д.

О том, что связано с оборудованием вокзалов, автобусов, автобусных остановок. Все это невозможно сделать быстр – за два, за три года, но закон предусмотрел, что все министерства, все органы исполнительной власти регионов должны иметь планы. То есть на пять лет будут планы – какое количество услуг, в какие сроки будет адаптировано под нужды инвалидов. Мы данный закон писали с различными всероссийскими обществами инвалидов, и я считаю, что очень неплохо получилось. Теперь это надо реализовать. Конечно, это стоит немалых финансовых средств, но исследования и все финансовые подходы показывают, что если это делать сразу, в момент проектирования, то это вообще бесплатно. Например, здание нашего министерства. Мы не просили, не получали ни копейки денег, чтобы сделать его полностью доступным. Вы делаете ремонт – сделайте всё с учетом доступности. Это не стоит больших денег.

 
– В 2015 году будут также изменены правила получения социальных услуг. Кто может рассчитывать на эти бесплатные услуги?

– Это новый закон об основах социального обслуживания. В принципе, он привел в порядок всю систему социального обслуживания. Это, прежде всего, та категория, которая уже была – дети. Дети вообще все услуги получают бесплатно. Если говорить обо всех остальных, то все зависит от уровня дохода. Если раньше только те, у кого доходы были ниже прожиточного минимума, могли претендовать на бесплатность предоставления услуги, то с 1 января регион сам может установить эту планку. Если у него есть финансовые ресурсы, он может увеличить эту планку – и не ниже полутора прожиточного минимума. То есть в любом случае категории получателей услуг, пожилые граждане, допустим, они будут получать <услуги бесплатно>.

Сейчас практически завершилась работа по подготовке региональных нормативных актов. Тоже очень большая работа была проведена. Главное, что в этом законе я для себя вижу, что мы пытаемся в рамках социального обслуживания урегулировать межведомственные проблемы. Ведь у нас как часто бывает: одна социальная служба какую-то услугу оказала, а потом, допустим, до медицинского учреждения человека не довели. Или наоборот, что-то сделали, а здесь забыли подхватить. Все эксперты, люди, которые в общественных организациях занимаются этой проблематикой, перед нами ставили задачу – прописать эти межведомственные проблемы. И самое главное – чтобы человек не оказывался меж многими службами, что часто бывает. Закон как раз реашет эту задачу. Будут прописаны так называемые регламенты взаимодействия между этими органами на местах. Очень надеемся, что чиновничьи сбои будут преодолены. К сожалению, где-то мы человека можем в текущей ситуации потерять – по безалаберности одних и других чиновников в разных структурах. Оказалось, что он выписался из больницы, а его нужно вести дальше дома – вот этого не должно быть. Мы очень надеемся, что закон позволит эти проблемы решить. Это ключевое, что решает закон.

 
–У меня последний вопрос к вам. Как росла зарплата бюджетников в 2014 году и что будет происходить в 2015-м?

– Зарплата бюджетников росла в 2014 году. И знаете, она росла гораздо большими темпами.  Это, в принципе, заложено в указе Президента, прежде всего. Для примера, в образовании зарплата выросла за 9 месяцев (цифры за год будут позже) на 13 %. В среднем зарплата выросла на 9 %, если брать в среднем всю зарплату. В здравоохранении рост составил уже больше 13%, в культуре – 23%. По итогам года, я думаю, эти пропорции сохранятся. Зарплата указанных категорий, это врачи, учителя, преподаватели в детских садах, работники культуры, социальные работники – везде зарплата опережающими темпами росла. Значит, все категории приближались к планке, установленной указом. Более быстрыми темпами. Практически в большинстве регионов это происходило, регионы справлялись с этой задачей, потому что это действительно приоритет, который мы перед регионами ставили. Есть ряд регионов, которые, к сожалению, не совсем справляются с этой задачей. Наверное, нет смысла их называть. Мы говорим о следующем: по итогам этого года по крайней мере две категории, это учителя в школах и преподаватели в детских садах, должны получать то, что установлено указом. Это 100 процентов средней заработной платы в регионе – для учителей, для преподавателей в детских садах – это 100 процентов от средней зарплаты в образовании. Вот такие ориентиры. Сейчас год статистику покажет, и мы по этим категориям будем бескомпромиссно бороться с регионами, которые вдруг почему-то это не будут выполнять. Что касается других категорий, то объемы заложены в бюджетах субъектов – тоже будет происходить повышение заработной платы.

Мы исходим из того, что здесь очень важно достигать именно качество оказания услуги. Для этого был принят специальный закон. Со следующего года в регионах будут создаваться общественные советы. Мы попытаемся понять через оценки населения, насколько та или иная отрасль, то или иное бюджетное учреждение качественно оказывают услугу не с точки зрения профессиональных показателей,  а насколько вежливо, где очереди отсутствуют или присутствуют, насколько удобно получить талончик, записаться по электронной записи. Попытаемся через общественный контроль, через опросы населения, через составление соответствующих рейтингов поликлиник, школ, больниц на эту конструкцию посмотреть несколько по-другому. Не как чиновники сами себя оценивают, выставляя себе какие-то показатели, а как население на это реагирует. Мы должны с этой стороны посмотреть. Сейчас мы эту систему пытаемся выстроить с тем, чтобы тоже ее результаты брать за основу оценки работы отраслей. Потому что мы можем сколько угодно по формальным показателям отчитываться, а если это по каким-то причинам не доходит до потребностей людей, они говорят, что мы что-то делаем не так. Наверное, над этим надо задуматься руководству учреждений, отраслей, регионов. Такой сложный момент, тем более в таких непростых отраслях, как образование, здравоохранение, социальные услуги. Будем пытаться эту конструкцию выстроить, потому что мы должны отвечать на то, что люди ощущают и чувствуют.



Источник: rosmintrud.ru.




Источник видеоматериала: "Россия 24"