Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Оценку и управление профессиональными рисками – в систему управления охраной труда

21 января 2018 г.

В статье генерального директора Клинского института охраны и условий труда Андрея Москвичева рассказывается об актуальности внедрения менеджмента профессиональных рисков в систему управления охраной труда на
В статье генерального директора Клинского института охраны и условий труда Андрея Москвичева рассказывается об актуальности внедрения менеджмента профессиональных рисков в систему управления охраной труда на предприятиях. Для облегчения проведения процедуры оценки рисков разработан универсальный классификатор опасностей, возникающих вследствие нарушения существующих требований нормативно-правовых актов.

 


Андрей МОСКВИЧЕВ,
канд. физ.-мат. наук, генеральный директор
Клинского института охраны и условий труда
 

Для многих компаний, в которых давно сформирована, отлажена и эффективно работает система управления охраной труда (далее – СУОТ), на повестке стоит задача внедрения дополнительно менеджмента рисков в сфере производственной безопасности и здоровья персонала (далее – система управления профрисками, СУПР). Во-первых, потому что интеграция этих двух систем позволяет минимизировать вероятность несчастных случаев, травмирования, профзаболеваний, а, следовательно, повысить стабильность выполнения производственных функций и как результат – получения прибыли. Кроме того, наличие сертифицированной СУПР (например, на основе международного стандарта OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья») нередко является необходимым условием при работе с зарубежными партнерами или при заключении договоров подряда с компанией, где уже действует система управления профессиональными рисками.
 
Проблема в том, что СУОТ и СУПР базируются на разных концепциях обеспечения безопасности работников компании и, соответственно по-разному выстраиваются. СУОТ направлена на выполнение обязательных требований ст. 212 Трудового Кодекса Российский Федерации (далее ТК РФ), а также других федеральных законов, постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых актов (далее – НПА). 


В рамках концепции обеспечения абсолютной безопасности на производстве, которая была разработана в советский период, считалось, что выполнение правил, норм, требований гарантирует безопасность труда.



Управление рисками методологически базируется на концепции, согласно которой любая деятельность человека сопровождается рисками, которые можно и нужно минимизировать. Профессиональный риск – это риск нанесения ущерба здоровью работника вследствие его трудовой деятельности. Целью СУПР является максимальное выявление возможных опасностей и превентивное купирование рисков до приемлемого уровня, что обеспечивается с помощью набора процедур. При этом стандарт международный стандарт OHSAS 18001:2007 (в российском переводе – ГОСТ Р 54934-2012 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования), который, как правило, берется за основу при внедрении системы управления рисками, предполагает четкие требования к процедурам. Например, критерии оценки рисков, равно как и планируемые мероприятия по их снижению, должны иметь измеряемые показатели.

 
В то же время СУОТ и СУПР имеют ряд общих составляющих:


  • анализ ситуации, определение объема работ, который необходимо выполнить, (в СУОТ – объем работ диктуется с требованиями НПА, в СУПР – по итогам идентификации опасностей и оценке рисков);
  • планирование мероприятий (мероприятия СУОТ должны охватывать все требования НПА, в СУПР – планирование осуществляется на основе ранжирования рисков);
  • процесс выполнения мероприятий;
  • контроль в ходе выполнения мероприятий (в СУПР есть четкие требования в процедуре аудита, в СУОТ контрольные мероприятия организация вправе разрабатывать самостоятельно);
  • фиксация результатов выполнения запланированных мероприятий;
  • ведение документооборота (в СУОТ есть частичные требования к документообороту в рамках НПА – например, оформление нарядов-допусков, журналы проведения инструктажей и т. д.; СУПР на базе стандартов OHSAS 18001:2007 / ГОСТ Р 54934–2012 также предполагает определенные требования к документообороту).


 





Клинский институт охраны и условий труда (далее – Институт) несколько лет назад разработал методику внедрения в СУОТ, которая уже действует в организации, процедуры идентификации, оценки и управления профессиональными рисками в качестве составляющей. Эта методика успешно использовалась институтом в ряде организаций различных сфер деятельности при внедрении системы управления рисками в действующую СУОТ. Ее суть состоит в том, что при интеграции двух систем в рамках обязательных процедур СУПР выполняются требования НПА, что является целью СУОТ.
 
Центральное место в управлении рисками занимает процедура идентификации и оценки опасностей. И здесь важно выбрать адекватную и эффективную методику (стандарты OHSAS 18001:2007 / ГОСТ Р 54934–2012 не содержат методики. Организация должна самостоятельно определиться с этим вопросом).
 
В мировой практике разработаны десятки различных методик выявления опасностей и оценки рисков. Все они базируются на алгоритме: выявление, что называется, «с нуля» всех возможных опасностей – и далее выработка технических мероприятий и правил поведения персонала. Однако в России своя специфика: для всех экономической деятельности существуют правила обязательного применения, где очень подробно расписаны требования по охране труда и безопасному ведению работ.
 
По сути, российские НПА в сфере охраны труда и производственной безопасности содержат комплекс превентивных мер, которые составлялись на основе оценки возможных опасностей и купируют риск нежелательного события. Специалисты по охране труда и производственной безопасности хорошо знают: при расследовании причин любого несчастного случая или аварии всегда выявляются нарушения сразу нескольких требований НПА в сфере охраны труда и производственной безопасности. Хотя с точки зрения теории управления рисками возможны несчастные случаи даже при соблюдении всех требований НПА. Например, когда действующие правила не учитывают какой-то индивидуальной специфики конкретного предприятия, применение инновационных технологий и т.д. Таким образом, в российских реалиях при оценке профессиональных рисков, т.е. рисков нанесения ущерба здоровью работника вследствие трудовой деятельности следует
учитывать:
 
• опасности, возникающие вследствие возможного нарушения требований НПА
в сфере охраны труда и производственной безопасности;
• всевозможные опасности, обусловленные специфическими особенностями рабочего места, связанные с месторасположением (внешним окружением) организации, применением различных технологических ноу-хау и т.д.;
• воздействие имеющихся потенциально вредных и опасных производственных факторов.
 
Первые два из перечисленных видов опасностей создают риск травмирования работников. Вредные и опасные производственные факторы создают угрозу профессиональных заболеваний.
 
Для облегчения проведения процедуры оценки рисков наш институт разработал универсальный (актуальный для всех видов экономической деятельности) классификатор опасностей, возникающих вследствие нарушения всех существующих требований НПА (далее – классификатор).
 
Мы проанализировали все действующие НПА, оказалось, что в сумме в них содержатся 3450 требований. Однако многие требования в различных отраслевых правилах по охране труда (далее – ПОТ) идентичны. Объединив аналогичные требования, мы получили всего 223 записи в классификаторе. Это не так много, если учесть, что часть опасностей, которые фигурируют в нашем универсальном классификаторе, будут неактуальны для предприятий разных сфер экономической деятельности. Например, для предприятий пищевой отрасли, очевидно, будут неактуальны те опасности, которые возникают вследствие нарушений правил охраны труда при горной проходке. И наоборот. Пример записей из классификатора опасностей показан в таблице ниже.
 
Каждой опасности присвоен идентификационный номер, что позволяет использовать компьютерные технологии при дальнейшей работе с результатами оценки рисков (организация может использовать свою нумерацию).
 
Помимо источников опасностей (табл.) в классификаторе, который составляется уже конкретной организацией с учетом ее производственной специфики, предполагается указывать:
 
• пункт требования нормативного правового акта, нарушение которого приводит
к данной опасности (для организаций разных видов экономической деятельности
будут ссылки на свои отраслевые ПОТ);
• содержательную часть пункта нормативного правового акта (требования, которые
снижают риск данной опасности).
 
При использовании такого классификатора процедура идентификации опасностей
(как части СУПР) одновременно является проверкой полноты выполнения требований НПА (т.е. осуществляется оценка эффективности функционирования СУОТ).
 
Как известно, профессиональный риск рассчитывается как произведение вероятности события на тяжесть последствий. Однако как уже указывалось выше единой методики – как рассчитывать вероятность события и тяжесть последствия не существует. Наш институт совместно с НИИ медицины труда Российской академии медицинских наук разработал методику расчета профессионального риска, которая основана на показателях, которые фигурируют в НПА и в процедурах СУОТ – например, результаты специальной оценки условий и труда и обязательных медицинских осмотров персонала.
 
Так, профессиональный риск работников, занятых на рабочих местах, которые по итогам СОУТ отнесены к первому (оптимальному) и второму (допустимому) классу опасности, и вероятность получения травмы (наступления события) рассчитываются на основе таких показателей, как класс условий труда и эффективность СИЗ (в совокупности составляют интегральный показатель вредности – ПВ) и показатель опасности на основе идентификации по классификатору (интегральный показатель опасности – ПО). А тяжесть возможных последствий – на основе статистических данных о тяжести полученных травм на данном рабочем месте (ПТ).
 
Персонал, который занят на рабочих местах, отнесенных по результатам СОУТ к третьему и четвертому классу опасности, подвергается действию вредных и опасных производственных факторов. Согласно НПА, работодатель обязан регулярно направлять этот контингент работников на медосмотры. Соответственно, формула расчета вероятности наступления нежелательных для здоровья последствий помимо показателей ПО и ВЗ учитывает индивидуальные показатели здоровья конкретного работника по итогам медосмотров.
 
Оценка тяжести последствий помимо показателей травматизма (ПТ) включает показатели зафиксированной на данном рабочем месте профзаболеваемости.


 

По материалам выступления на Всероссийской конференции «Оценка профессиональных рисков»
(г. Москва, 22 октября 2014 г.).



 
Источник: «Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», №1, 2015.