Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Еженедельный аналитический обзор по охране труда
4 апреля 2016 г.
«На сегодняшний день Минтрудом России принято 812 профстандартов, в том числе по таким новым профессиям как оператор мобильной робототехники, специалист по использованию результатов космической деятельности и ряд других. На основе профессиональных стандартов разрабатываются и корректируются образовательные стандарты и программы профессионального образования», – сообщила замминистра. Кроме того, в этом году планируется разработать 180 и актуализировать 40 профессиональных стандартов. В первоочередном порядке планируется разработать профессиональные стандарты, включающие профессии, вошедшие в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Также 2015 году Минтрудом России утвержден Справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, включающий в себя 1620 профессий. В рамках подготовки справочника проведено исследование профессий и специальностей, отвечающих запросам современного рынка труда. Исследованием были охвачены руководители и специалисты свыше 13 тысяч организаций, объединения работодателей, объединения профсоюзов, органы власти, образовательные и другие заинтересованные организации.
Результаты таковы: условия труда почти на 17 тысячах рабочих мест отнесены к оптимальным и допустимым, что составляет 70 % от всех обследованных в 2015 году рабочих мест».
Осуществление данного мониторинга поручено Минтруду России совместно с социальными партнерами и экспертным сообществом. В ходе осуществления мониторинга сформирована система сбора, анализа и обработки предложений от участников мониторинга и субъектов трудовых отношений по совершенствованию норм законодательства о специальной оценке условий труда. На основе поступивших в ходе мониторинга предложений разработан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"».
Проект постановления Правительства Российской Федерации оптимизирует состав и уточняет процедуры реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также обязанностей и ограничений в отношении работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений было поручено утвердить до 1 января 2015 г. особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Пунктом 9 указанного перечня Минтруду России поручено утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях осуществления разработки указанных особенностей была сформирована соответствующая тематическая рабочая группа в составе представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений профсоюзов и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
При разработке проекта приказа Минтруда России, устанавливающего особенности, предусмотренные пунктом 9 Перечня, членами рабочей группы определено, что особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключаются в наличии непосредственной опасности для жизни и здоровья указанных работников при проведении перечисленных работ, в связи с чем условия труда при их выполнении могут быть отнесены к опасному классу условий труда.
В мероприятии принимали участие:
- сотрудники ведущих отечественных научно-исследовательских, общественных и сервисных предприятий и организаций (ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» (ФГУП «ГосНИИОХТ»), ФБУН «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии»,Межрегиональной Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «ЭТАЛОН», АО «Клинский институт охраны и условий труда», ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Пятигорске Ставропольского края», ООО «БелСЭС», ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», МУП «Надымские Городские Электрические Сети», ПАО «Т Плюс» и др.);
- специалисты по охране труда ведущих отечественных предприятий и организаций, крупнейших международных промышленных компаний (ООО «НЛМК-Калуга», ОАО «СУЭК», «Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Сервисиз (РФ) Б.В», АО «КуйбышевАзот», Филиал «Молочный Комбинат «ПЕТМОЛ» АО «Данон Россия», Завод «Техно» компании «ТехноНИКОЛЬ»,ОАО «КуйбышевАзот», ФГУП «Госкорпорация по организации ыоздушного движения» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), ООО «ИKЕА ДОМ», ООО «ПРОМСИТ», ООО «Уральский завод газовых центрифуг», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», «ИНГ «БАНК (ЕВРАЗИЯ)» АО, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ООО «НПП «Нефтехимия»и др.);
- ведущие эксперты отраслевых профсоюзных организаций (Объединенная Профсоюзная Организация ОАО «Сургутнефтегаз» Нефтегазстройпрофсоюза РФ, Брянская областная Организация Общественного объединения – «Всероссийский Электропрофсоюз», Коми республиканская организация профсоюза работников лесных отраслей, Первичная Профсоюзная Организация ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», Территориальная Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация Общественного объединения – «Всероссийский Электропрофсоюз» и др.).
На Всероссийской неделе охраны труда пройдет круглый стол «Актуальные вопросы условий и охраны труда на предприятиях авиационной отрасли», инициатором которого стала Объединенная авиастроительная корпорация. Будет рассмотрен порядок разработки отраслевого СанПиНа, особенности проведения специальной оценки условий труда летного состава и установления компенсаций, их отражение в отраслевых, корпоративных и коллективных договорах и соглашениях, организация медосмотров, опыт профилактики травматизма и профзаболеваний. В ходе круглого стола будут также обсуждаться вопросы особенностей порядка предоставления досрочного пенсионного обеспечения и вопросы защиты работников предприятий авиационной промышленности от вредных и опасных производственных факторов.
Об этом и многом другом вокруг вопроса проведения спецоценки будет идти речь на круглых столах и дискуссиях в рамках предстоящей в апреле Всероссийской неделе охраны труда в Сочи. Введение института специальной оценки условий труда, в первую очередь, дает преимущества именно работникам. К примеру, теперь значительно проще добиться материальной компенсации за небезопасность рабочего места, потребовать дополнительный отпуск и надбавку к заработной плате. Тем не менее, социальные конфликты продолжаются, и их основной причиной является отсутствие должной информированности обеих сторон. В чем же состоит практическая сторона проведения специальной оценки условий труда?
Правила по охране труда в сельском хозяйстве устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющими сельскохозяйственные работы.
Если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, то территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по заявлению застрахованного направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного у соответствующего страхователя. Приказом Минтруда России утверждены формы указанного заявления и запроса. Запрос направляется страховщиком в территориальный орган Пенсионного форма Российской Федерации не позднее 2 рабочих дней с даты регистрации заявления застрахованного. Документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью и передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе по Интернету, включая Единый портал госуслуг.
Ответ на запрос направляется аналогичным способом в течение 5 рабочих дней. Однако если запрос получен территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации в I квартале текущего года и в нем запрашиваются сведения о выплатах и вознаграждениях застрахованного за предшествующий календарный год, то данные предоставляются страховщику не позднее 1 апреля текущего календарного года.
Законопроектом «О независимой оценке квалификации» предусматривается формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству такой оценки со стороны работодателей и граждан.
Требования к охране труда и организации работ с компьютером
В настоящее время неотъемлемым атрибутом средств труда, используемых в предпринимательской деятельности, стали персональные компьютеры. Внедрение компьютерных технологий существенно изменило характер труда различных категорий специалистов, а следовательно, и требования к организации и охране труда. При эксплуатации компьютера на работника могут оказывать влияние следующие опасные и вредные производственные факторы (п. 1.2 Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01, утв. Приказом Минсвязи России от 02.07.2001 № 162):
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенный уровень статического электричества;
- пониженная ионизация воздуха;
- статические физические перегрузки;
- перенапряжение зрительных анализаторов.
При длительной работе за компьютером у работника могут возникать боли в позвоночнике, венозная недостаточность, потеря (или ухудшение) зрения из-за перенапряжения глаз, хронический стресс из-за необходимости постоянного принятия решений, от которых зависит эффективность работы. Правильная же организация рабочего места (помещение, освещенность, микроклимат) может существенно сократить воздействие на здоровье работников вредных факторов и свести к минимуму вероятность возникновения заболевания, связанного с условиями труда.
Необходимость совершенствования системы управления охраной труда обусловлена изменением законодательства по охране труда, обязывающим работодателя создавать в своей организации и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ). Для обеспечения результативности СУОТ совершенствование ее должно быть основано на концепции управления профессиональными рисками.
Для многих компаний, в которых давно сформирована, отлажена и эффективно работает СУОТ, на повестке дня стоит новая задача: дополнительное повышение результативности СУОТ на основе применения концепции управления профессиональными рисками. Необходимость такого совершенствования СУОТ обусловлена, прежде всего, тем, что управление профессиональными рисками позволяет дополнительно минимизировать вероятность несчастных случаев, травмирования, профессиональных заболеваний и, следовательно, повысить стабильность выполнения производственных функций и в итоге получения дополнительной прибыли. Кроме того, внедрение в СУОТ процедур, регламентируемых международным стандартом OHSAS 18001:2007, дает возможность проведения сертификации СУОТ на соответствие требованиям данного стандарта OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» («Occupational health and safety management systems – Requirements»). При работе с зарубежными партнерами или заключении договоров подряда с компаниями, в которых уже действует подобная СУОТ или система менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда (далее – СМ ПЗиБТ), это нередко является необходимым условием.
Санитарно-бытовые помещения на промышленных предприятиях
Санитарно-бытовое обслуживание работников является частью комплекса мер по охране труда. Наибольшее значение в санитарно-гигиеническом отношении имеет обеспечение работников необходимым количеством соответствующим образом оборудованных санитарно-бытовых помещений.
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека, – одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин, позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда – один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.
На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда – это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими. Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Большое значение для создания благоприятных условий труда, повышения производительности, снижения общей и профессионально обусловленной заболеваемости имеет санитарно-бытовое обеспечение работающих.
Санитарно-бытовое обеспечение работающих должно занимать одно из ведущих мест в системе мероприятий по оздоровлению условий труда. Поэтому при организации производства санитарно-технических работ наибольшее значение в санитарно-гигиеническом отношении имеет обеспечение рабочих потребным количеством соответствующим образом оборудованных бытовых помещений.
Кто ответит за охрану труда подрядчиков?
Организация, привлекающая для выполнения работ подрядчиков, должна обеспечить охрану труда. Рассмотрим в данной статье, чем регулируются мероприятия по охране труда? Кто проводит инструктаж? Как разграничить ответственность в договоре подряда?...
Устранение разногласий, возникших между председателем и членами комиссии при оформлении акта о расследовании несчастного случая (о его причинах, учете, квалификации, лицах, виновных в допущенных нарушениях, и др.), посредством его дополнительного расследования другим государственным инспектором труда воспринимается членами комиссии как диктат государственного инспектора труда, который нарушает их права на формирование выводов по результатам расследования несчастного случая и ставит их в неравное положение с председателем комиссии.
Некоторые члены комиссии считают: не имеет смысла тратить время на участие в расследовании несчастного случая, так как государственный инспектор труда все равно настоит на своем решении. Их не устраивает роль статистов. Подобная позиция членов комиссии обязывает председателя – государственного инспектора труда не допускать нарушения норм ТК РФ и Положения.