Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Профессиональные стандарты: комментарий Минтруда России

31 мая 2016 г.

В последнее время Минтрудом России было разработано около 800 профессиональных стандартов. Приказами Минтруда России введено в действие более 800 профессиональных стандартов для различных категорий работников. В статье сложившуюся ситуацию с разработкой и утверждением профессиональных стандартов комментирует заместитель министра труда и социальной защиты РФ, кандидат экономических наук Любовь Юрьевна Ельцова, которая в этом федеральном органе исполнительной власти курирует вопросы по разработке профессиональных стандартов... 
В последнее время Минтрудом России было разработано около 800 профессиональных стандартов. Приказами Минтруда России введено в действие более 800 профессиональных стандартов для различных категорий работников. В статье сложившуюся ситуацию с разработкой и утверждением профессиональных стандартов комментирует заместитель министра труда и социальной защиты РФ, кандидат экономических наук Любовь Юрьевна Ельцова, которая в этом федеральном органе исполнительной власти курирует вопросы по разработке профессиональных стандартов. В частности, она подробно остановилась на таких профессиональных стандартах, как «Специалист по противопожарной профилактике», «Специалист в области охраны труда» и др., ответила на ряд вопросов, касающихся контроля по соблюдению требований, установленных профессиональными стандартами для работников и специалистов, разработки типовых инструкций по охране труда и др.

 
Учитывая интерес читателей к этой теме, редакция журнала «Охрана труда и социальное страхование» обратилась к Любови Юрьевне ЕЛЬЦОВОЙ с просьбой дать изданию интервью и разъяснить сложившуюся ситуацию.
 
– В журнале «Охрана труда и социальное страхование (№ 7 за 2015 г.) был опубликован професси­ональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике». Был ли этот стандарт согласован с МЧС России (федеральным органом исполнительной власти, в компетен­цию и полномочия которого входят вопросы пожарной безопасности)?
 
– Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике» утвержден приказом Минтруда России от 28.10.2014 г. № 814н (зарегистрирован Минюстом России 21.11.2014 г., № 34 822). Проект проф­стандарта был согласован с Феде­ральным государственным бюджет­ным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-иссле­довательский институт противопо­жарной обороны Министерства Рос­сийской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России). При наличии предложений и заме­чаний Минтруд России готов рассмо­треть их в установленном порядке и учесть при актуализации данного профессионального стандарта.
 
– Распространяются ли требова­ния данного стандарта на работни­ков Федеральной противопожарной службы МЧС России, Государствен­ной противопожарной службы субъ­ектов РФ и ведомственной пожар­ной охраны, занимающихся профи­лактикой пожаров?

– В ст. 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ определен порядок применения профессиональных стандартов. Со­гласно данной статье характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ТК РФ, другими федеральными зако­нами и иными нормативными право­выми актами РФ, применяются ра­ботодателями в качестве основы для определения требований к квалифи­кации работников с учетом особенно­стей выполняемых работниками тру­довых функций, обусловленных при­меняемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
 
Вопросы установления квалифи­кационных требований к претенден­там на замещение должностей граж­данской службы урегулированы за­конодательством РФ о гражданской службе. Если сотрудники Федераль­ной противопожарной службы яв­ляются гражданскими служащими, то квалификационные требования к специалистам противопожарной безопасности, содержащиеся в профес­сиональных стандартах, носят реко­мендательный характер и применимы в части, не противоречащей законо­дательству о гражданской службе.
 
– Обеспечение пожарной безопас­ности сопряжено с необходимостью выполнения большого количества работ и услуг. Это, например, про­ведение огнезащитой пропитки де­ревянных конструкций, огнезащита электрических кабелей и других конструкций, устройство и обслужи­вание систем пожарной автоматики, зарядка огнетушителей, трубочист­ные работы и т.д. Как предполага­ется решить вопрос с профессио­нальными стандартами для работ­ников, которые выполняют работы и услуги в области пожарной бе- зопасности? Кто будет их разраба­тывать?
 
– Перечень необходимых к разра­ботке профессиональных стандартов формируется с учетом стратегий и программ развития секторов эконо­мики по предложениям федераль­ных и региональных органов госу­дарственной власти, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных организаций. Раз­работка проектов профессиональных стандартов осуществляется за счет бюджетных средств, а по инициативе разработчиков – за счет их средств.





 
В перечень необходимых к разра­ботке профессиональных стандартов в 2016 г. по предложениям МЧС Рос­сии вошли проекты профессиональ­ных стандартов «водолаз» и «спаса­тель». При поступлении соответству­ющих предложений от МЧС России Минтруд России готов организовать разработку профессиональных стан­дартов для работников, выполняю­щих работы и услуги в области по­жарной безопасности.
 
Проекты профессиональных стан­дартов согласно Правилам разра­ботки, утверждения и применения профессиональных стандартов (по­становление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23) разрабатываются объ­единениями работодателей, работо­дателями, профессиональными со­обществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммер­ческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и дру­гих заинтересованных организаций.
 
– Минтрудом России на феде­ральном уровне формируется Спра­вочник профессий. Какие профессии работников, осуществляющих ра­боты и услуги в области пожарной безопасности, будут в него вклю­чены?
 
– Минтрудом России утвержден Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных про­фессий, в том числе требующих сред­него профессионального образования (приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 832 в ред. приказа от 10.02.2016 г. № 46). В Справочник включены сле­дующие должности/профессии: лесной пожарный, парашютист (де­сантник) – пожарный, специалист по противопожарной профилактике, аналитик в области охраны лесов, горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров, инструктор па­рашютной и десантно-пожарной службы и др.
 
– Приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 524н утвержден профес­сиональный стандарт «Специалист в области охраны труда». Для вы­полнения требований указанного приказа требуется организовать подготовку специалистов по этому направлению деятельности. Необхо­дим ли федеральный государствен­ный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессиональ­ного образования), который регла­ментирует подготовку специалистов (бакалавр, магистр) в области ох­раны труда?
 
– Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден приказом Минтруда Рос­сии от 04.08.2014 г. № 524н (зарегистри­рован Минюстом России 20.08.2014 г., рег. № 33 671). После утверждения данный проф­стандарт был направлен в установ­ленном порядке в Министерство об­разования и науки РФ для учета при формировании федеральных государственных образовательных стан­дартов профессионального образо­вания. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 г. № 723 утвержден и введен в действие федеральный государствен­ный образовательный стандарт выс­шего профессионального образова­ния по направлению подготовки «Тех­носферная безопасность».




 
– В ведении Минтруда России на­ходится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), кото­рая осуществляет федеральный го­сударственный надзор за соблюде­нием трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права. Осуществляют ли должност­ные лица Роструда и подчиненных ему инспекций труда в субъектах РФ контроль за соблюдением тре­бований, установленных професси­ональными стандартами для работ­ников и специалистов?
 
– Согласно ст. 57 ТК РФ обяза­тельными для включения в трудовой договор условиями являются трудо­вая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписа­нием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы. Требование о строгом соответ­ствии наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним предусматривается только в отно­шении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым в соответствии с феде­ральными законами связано с пре­доставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений.
 
Таким образом, наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном распи­сании и трудовых книжках в строгом соответствии с квалификационными справочниками или положениями профессионального стандарта. В этой связи в случае выявления при проведении проверки государ­ственным инспектором труда несоот­ветствий к работодателю могут быть применены меры инспекторского ре­агирования, в том числе выдано обя­зательное для исполнения предписа­ние о приведении должностей в соот­ветствие с требованиями профессио­нального стандарта.
 
– В ряде профессиональных стан­дартов содержатся различные по объему требования по вопросам охраны труда и смежных с ней на­правлений безопасности. Так, на­пример, приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 534н утвержден про­фессиональный стандарт «Ведущий телевизионной программы». В со­ответствии с ним ведущий телеви­зионной программы должен знать правила охраны труда, производ­ственной санитарии и пожарной безопасности.
 
В профессиональном стандарте «Ветеринарный врач», который ут­вержден приказом Минтруда Рос­сии от 14.08.2014 г. № 540н (зарегистри­рован в Минюсте России 20.08.2014 г., рег. № 33 672) содержится требо­вание о знании только требований охраны труда. Этому специалисту не надо знать требования производственной санитарии, хотя по роду деятельности для него знание вопросов производственной санитарии является приоритетным.


 


В профессиональном стан­дарте для овощевода, утвержден­ном приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 525н (зарегистрирован в Минюсте России 01.09.2014 г., рег. № 33 913) предусмотрено, что он должен знать правила охраны труда при проведении сельскохо­зяйственных работ. Это узкий сег­мент требований по охране труда. В реальности овощеводу необходимо знать и ряд других нормативных документов, в которых установлены требования охраны труда.

В отдельных профессиональных стандартах к работникам не предъ­являют требования о необходимо­сти знать правила охраны труда.
 
Так, например, в профессио­нальном стандарте «Специалист казначейства банка», введенном в действие приказом Минтруда Рос­сии от 29.07.2015 г. № 525н (зарегистри­рован в Минюсте России 18.08.2015 г., № 38 576), требование о необходи­мости знать нормы и правила ох­раны труда отсутствует.
 
Чем обусловлена такая разница в требованиях профессиональных стандартов? Кто и по каким крите­риям устанавливает в профессио­нальных стандартах необходимость знания работниками требований ох­раны труда, пожарной безопасно­сти, производственной санитарии и промышленной безопасности?
 
– В процессе разработки проекты профессиональных стандартов прохо­дят профессионально-общественное обсуждение в рамках «круглых сто­лов», конференций, семинаров и в ин­формационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://profstandart.rosmintrud.ru, www.regulation.gov.ru). Проекты согласовываются с про­фессиональными сообществами, профсоюзами и федеральными ор­ганами исполнительной власти в со­ответствующей сфере деятельности. В процессе обсуждения и согласо­вания устанавливается необходимый для конкретной должности объем требований о знаниях правил охраны труда.
 
В ст. 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспе­чить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструк­таж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и про­верку их знаний требований охраны труда. Ввиду того, что требования к знаниям охраны труда закреплены законодательством РФ, в некоторых профессиональных стандартах эти требования не были отражены.
 
Вопрос о наличии специальных знаний по охране труда должен рас­сматриваться в отношении конкрет­ной должности или профессии, и если в каких-либо нормативных пра­вовых актах установлены требова­ния к должности/профессии, но они не указаны в профессиональных стандартах, то это не значит, что их не нужно выполнять.
 
– Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 было утверж­дено Положение о разработке, ут­верждении и изменении норматив­ных правовых актов, содержащих государственные нормативные тре­бования охраны труда. В соответ­ствии с ним к нормативным право­вым актам, содержащим государ­ственные нормативные требования охраны труда, относятся типовые инструкции по охране труда.
 
Приказами Минтруда России, как уже было сказано, введено в дей­ствие более 800 профессиональных стандартов для различных катего­рий работников. Например, для ра­ботников лифтовой отрасли подго­товлено девять профессиональных стандартов, в которых предусмо­трены требования о знании правил охраны труда. В то же время Мин­трудом России не утверждена ни одна типовая инструкция по охране труда для работников лифтового хо­зяйства.
 
Получается своеобразный раз­рыв цепочки требований, предъяв­ляемых в нормативных правовых ак­тах, издаваемых Минтрудом России. Работник должен знать требования охраны труда, которые никто не раз­работал и в установленном порядке не ввел в действие. Получается, что он должен знать то, чего нет в действительности.
 
За период, прошедший с мо­мента издания постановления Пра­вительства РФ № 1160, Минтрудом России не была введена в действие ни одна типовая инструкции по ох­ране труда. Считаете ли Вы необхо­димым вместе с профессиональным стандартом утверждать и вводить в действие типовые инструкции по ох­ране труда?
 
Как предполагается решить во­прос с изданием типовых инструк­ций по охране труда для тех катего­рий работников, деятельность кото­рых урегулирована профессиональ­ными стандартами? Не скажется ли отрицательно от­сутствие государственных норма­тивных требований по охране труда в виде типовых инструкций на вне­дрении в практику профессиональ­ных стандартов?
 
– В соответствии с Положением о разработке, утверждении и измене­нии нормативных правовых актов, со­держащих требования охраны труда (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160), к норматив­ным правовым актам, содержащим государственные нормативные требо­вания охраны труда, относятся стан­дарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпиде­миологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, сани­тарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанав­ливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее – акты, содержащие требования охраны труда).
 
Акты, содержащие требования ох­раны труда, в соответствии с полно­мочиями, установленными постанов­лением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ, яв­ляющимся органом, уполномочен­ным на осуществление функций по выработке и реализации государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Так, например, в 2013-2015 гг. Минтрудом России было принято 16 правил по охране труда.
 
Следует отметить, что в соответ­ствии с п. 5.1 раздела «Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников» Методиче­ских рекомендаций по разработке государственных нормативных тре­бований охраны труда (утв. постанов­лением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80) инструкция по охране труда для работника разрабатывается ис­ходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.
 
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на ос­нове межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии – межотрасле­вых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, из­ложенных в эксплуатационной и ре­монтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации ор­ганизации с учетом конкретных усло­вий производства. На основе инструк­ций по охране труда проводится ин­структаж работника по охране труда на его рабочем месте.
 
С учетом изложенного и в соот­ветствии с требованиями правил по охране труда, утвержденных Минтру­дом России, работодатель в установ­ленном в ст. 8 ТК РФ порядке должен организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ. Эти ин­струкции утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками пред­ставительного органа. В этой связи представляется, что в настоящее время отсутствует необ­ходимость в разработке и утвержде­нии Минтрудом России типовых ин­струкций по охране труда.

 
Материал подготовлен редакцией журнала «Охрана труда и социальное страхование» при содействии пресс-службы Минтруда России.