Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Профессиональные стандарты: комментарий Минтруда России
31 мая 2016 г.
– В ст. 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ определен порядок применения профессиональных стандартов. Согласно данной статье характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Вопросы установления квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы урегулированы законодательством РФ о гражданской службе. Если сотрудники Федеральной противопожарной службы являются гражданскими служащими, то квалификационные требования к специалистам противопожарной безопасности, содержащиеся в профессиональных стандартах, носят рекомендательный характер и применимы в части, не противоречащей законодательству о гражданской службе.
– Перечень необходимых к разработке профессиональных стандартов формируется с учетом стратегий и программ развития секторов экономики по предложениям федеральных и региональных органов государственной власти, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных организаций. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется за счет бюджетных средств, а по инициативе разработчиков – за счет их средств.
В перечень необходимых к разработке профессиональных стандартов в 2016 г. по предложениям МЧС России вошли проекты профессиональных стандартов «водолаз» и «спасатель». При поступлении соответствующих предложений от МЧС России Минтруд России готов организовать разработку профессиональных стандартов для работников, выполняющих работы и услуги в области пожарной безопасности.
Проекты профессиональных стандартов согласно Правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23) разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
– Минтрудом России утвержден Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 832 в ред. приказа от 10.02.2016 г. № 46). В Справочник включены следующие должности/профессии: лесной пожарный, парашютист (десантник) – пожарный, специалист по противопожарной профилактике, аналитик в области охраны лесов, горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы и др.
– Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 524н (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2014 г., рег. № 33 671). После утверждения данный профстандарт был направлен в установленном порядке в Министерство образования и науки РФ для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 г. № 723 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность».
– Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор условиями являются трудовая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы. Требование о строгом соответствии наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним предусматривается только в отношении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым в соответствии с федеральными законами связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений.
Таким образом, наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии с квалификационными справочниками или положениями профессионального стандарта. В этой связи в случае выявления при проведении проверки государственным инспектором труда несоответствий к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе выдано обязательное для исполнения предписание о приведении должностей в соответствие с требованиями профессионального стандарта.
В профессиональном стандарте «Ветеринарный врач», который утвержден приказом Минтруда России от 14.08.2014 г. № 540н (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2014 г., рег. № 33 672) содержится требование о знании только требований охраны труда. Этому специалисту не надо знать требования производственной санитарии, хотя по роду деятельности для него знание вопросов производственной санитарии является приоритетным.
В профессиональном стандарте для овощевода, утвержденном приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 525н (зарегистрирован в Минюсте России 01.09.2014 г., рег. № 33 913) предусмотрено, что он должен знать правила охраны труда при проведении сельскохозяйственных работ. Это узкий сегмент требований по охране труда. В реальности овощеводу необходимо знать и ряд других нормативных документов, в которых установлены требования охраны труда.
В отдельных профессиональных стандартах к работникам не предъявляют требования о необходимости знать правила охраны труда.
Так, например, в профессиональном стандарте «Специалист казначейства банка», введенном в действие приказом Минтруда России от 29.07.2015 г. № 525н (зарегистрирован в Минюсте России 18.08.2015 г., № 38 576), требование о необходимости знать нормы и правила охраны труда отсутствует.
Чем обусловлена такая разница в требованиях профессиональных стандартов? Кто и по каким критериям устанавливает в профессиональных стандартах необходимость знания работниками требований охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и промышленной безопасности?
– В процессе разработки проекты профессиональных стандартов проходят профессионально-общественное обсуждение в рамках «круглых столов», конференций, семинаров и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://profstandart.rosmintrud.ru, www.regulation.gov.ru). Проекты согласовываются с профессиональными сообществами, профсоюзами и федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. В процессе обсуждения и согласования устанавливается необходимый для конкретной должности объем требований о знаниях правил охраны труда.
В ст. 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда. Ввиду того, что требования к знаниям охраны труда закреплены законодательством РФ, в некоторых профессиональных стандартах эти требования не были отражены.
Вопрос о наличии специальных знаний по охране труда должен рассматриваться в отношении конкретной должности или профессии, и если в каких-либо нормативных правовых актах установлены требования к должности/профессии, но они не указаны в профессиональных стандартах, то это не значит, что их не нужно выполнять.
Приказами Минтруда России, как уже было сказано, введено в действие более 800 профессиональных стандартов для различных категорий работников. Например, для работников лифтовой отрасли подготовлено девять профессиональных стандартов, в которых предусмотрены требования о знании правил охраны труда. В то же время Минтрудом России не утверждена ни одна типовая инструкция по охране труда для работников лифтового хозяйства.
Получается своеобразный разрыв цепочки требований, предъявляемых в нормативных правовых актах, издаваемых Минтрудом России. Работник должен знать требования охраны труда, которые никто не разработал и в установленном порядке не ввел в действие. Получается, что он должен знать то, чего нет в действительности.
За период, прошедший с момента издания постановления Правительства РФ № 1160, Минтрудом России не была введена в действие ни одна типовая инструкции по охране труда. Считаете ли Вы необходимым вместе с профессиональным стандартом утверждать и вводить в действие типовые инструкции по охране труда?
Как предполагается решить вопрос с изданием типовых инструкций по охране труда для тех категорий работников, деятельность которых урегулирована профессиональными стандартами? Не скажется ли отрицательно отсутствие государственных нормативных требований по охране труда в виде типовых инструкций на внедрении в практику профессиональных стандартов?
– В соответствии с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160), к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее – акты, содержащие требования охраны труда).
Акты, содержащие требования охраны труда, в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ, являющимся органом, уполномоченным на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Так, например, в 2013-2015 гг. Минтрудом России было принято 16 правил по охране труда.
Следует отметить, что в соответствии с п. 5.1 раздела «Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников» Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утв. постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80) инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии – межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. На основе инструкций по охране труда проводится инструктаж работника по охране труда на его рабочем месте.
С учетом изложенного и в соответствии с требованиями правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России, работодатель в установленном в ст. 8 ТК РФ порядке должен организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ. Эти инструкции утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа. В этой связи представляется, что в настоящее время отсутствует необходимость в разработке и утверждении Минтрудом России типовых инструкций по охране труда.