Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
Спецвыпуск аналитического обзора портала «Труд-Эксперт. Управление» по теме «Применение профессиональных стандартов»
22 июля 2016 г.
«Эталон TV» предлагает Вашему вниманию записи актуальных видео-интервью со спикерами и экспертами в области охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и экологии. Подобные выпуски – это новый формат информационно-разъяснительной деятельности Ассоциации «Эталон». Сегодня Вашему вниманию мы представляем актуальное видео-интервью по теме «Профессиональные стандарты в области охраны труда и промышленной безопасности». В беседе принимали участие специалист Отдела проектов и программ развития Ассоциации «Эталон» Ксения МАРТЫШЕВА и партнер Содружества консультантов-предпринимателей Ирина БАШУТИНА.
Источник: tv.aetalon.ru.
Уточнены отдельные положения профессионального стандарта, устанавливающего квалификационные требования к должности специалиста по охране труда. В частности, приводятся в соответствие с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 положения стандарта, определяющие трудовые функции специалиста по охране труда. Также уточнены требования к уровню образования, предъявляемые к кандидатам на данную должность...
По мнению общественников, апробация должна проходить максимально широко и публично, с привлечением представителей профессионального сообщества из всех регионов России. Оценивать квалификацию работников тоже пока некому – эксперты соответствующих центров в настоящий момент не прошли обязательную подготовку и аттестацию в отраслевом Совете по профессиональным квалификациям. Но самое главное – профстандарты, по которым будет происходить определение профессиональной квалификации работников, подготовлены еще не для всех профессий.
«Нужно быть особенно осторожными при создании профстандартов для работников творческих сфер – иначе, например, художник превратится в ремесленника. А для динамично изменяющихся отраслей и профессий, которые в ближайшие годы исчезнут (чертежник, телефонист, стенографист), профстандарты, на мой взгляд, вообще не нужны. Помимо этого, профстандарты не оправданы для малого бизнеса, где работают партнеры или работодатель и работник вовсе являются одним лицом», – считает Президент саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей КАМИНСКИЙ. В связи с этим он предложил рекомендовать Минтруду России разработать порядок определения профессий и должностей, по которым необходимы профстандарты, либо сформулировать критерии отнесения профессиональной деятельности к трудовым отношениям, подпадающим под действие профстандартов.
Многие действующие профстандарты подверглись критике со стороны профессионального сообщества. Например, вице-президент Ассоциации «Объединение саморугулируемых организаций оценщиков», д.э.н. Кирилл КУЛАКОВ так высказался относительно Профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности» (утв. приказом Минтруда России от 4 августа 2015 г. № 539н): «Предложенная в нем система деления квалификаций работников не соответствует сложившейся на рынке практике организации трудовой деятельности оценщиков и существующим программам образования». Для решения этой проблемы эксперт предложил внести изменения в профстандарт в части описания обобщенных трудовых функций…
В последнее время Минтрудом России было разработано около 800 профессиональных стандартов. Приказами Минтруда России введено в действие более 800 профессиональных стандартов для различных категорий работников. В статье сложившуюся ситуацию с разработкой и утверждением профессиональных стандартов комментирует заместитель министра труда и социальной защиты РФ, кандидат экономических наук Любовь Юрьевна ЕЛЬЦОВА, которая в этом федеральном органе исполнительной власти курирует вопросы по разработке профессиональных стандартов. В частности, она подробно остановилась на таких профессиональных стандартах, как «Специалист по противопожарной профилактике», «Специалист в области охраны труда» и др., ответила на ряд вопросов, касающихся контроля по соблюдению требований, установленных профессиональными стандартами для работников и специалистов, разработки типовых инструкций по охране труда и др.
Учитывая интерес читателей к этой теме, редакция журнала «Охрана труда и социальное страхование» обратилась к Любови ЕЛЬЦОВОЙ с просьбой дать изданию интервью и разъяснить сложившуюся ситуацию.
– Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике» утвержден приказом Минтруда России от 28.10.2014 г. № 814н (зарегистрирован Минюстом России 21.11.2014 г., № 34 822). Проект профстандарта был согласован с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России). При наличии предложений и замечаний Минтруд России готов рассмотреть их в установленном порядке и учесть при актуализации данного профессионального стандарта.
– В ст. 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ определен порядок применения профессиональных стандартов. Согласно данной статье характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Вопросы установления квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы урегулированы законодательством РФ о гражданской службе. Если сотрудники Федеральной противопожарной службы являются гражданскими служащими, то квалификационные требования к специалистам противопожарной безопасности, содержащиеся в профессиональных стандартах, носят рекомендательный характер и применимы в части, не противоречащей законодательству о гражданской службе.
– Перечень необходимых к разработке профессиональных стандартов формируется с учетом стратегий и программ развития секторов экономики по предложениям федеральных и региональных органов государственной власти, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных организаций. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется за счет бюджетных средств, а по инициативе разработчиков – за счет их средств.
В перечень необходимых к разработке профессиональных стандартов в 2016 г. по предложениям МЧС России вошли проекты профессиональных стандартов «водолаз» и «спасатель». При поступлении соответствующих предложений от МЧС России Минтруд России готов организовать разработку профессиональных стандартов для работников, выполняющих работы и услуги в области пожарной безопасности. Проекты профессиональных стандартов согласно Правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23) разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
– Минтрудом России утвержден Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 832 в ред. приказа от 10.02.2016 г. № 46). В Справочник включены следующие должности/профессии: лесной пожарный, парашютист (десантник) – пожарный, специалист по противопожарной профилактике, аналитик в области охраны лесов, горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы и др.
– Приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 524н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда». Для выполнения требований указанного приказа требуется организовать подготовку специалистов по этому направлению деятельности. Необходим ли федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования), который регламентирует подготовку специалистов (бакалавр, магистр) в области охраны труда?
– Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 524н (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2014 г., рег. № 33 671). После утверждения данный профстандарт был направлен в установленном порядке в Министерство образования и науки РФ для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 г. № 723 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность».
– Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор условиями являются трудовая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы. Требование о строгом соответствии наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним предусматривается только в отношении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым в соответствии с федеральными законами связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений.
Таким образом, наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии с квалификационными справочниками или положениями профессионального стандарта. В этой связи в случае выявления при проведении проверки государственным инспектором труда несоответствий к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе выдано обязательное для исполнения предписание о приведении должностей в соответствие с требованиями профессионального стандарта...
Однако в настоящее время работодатель обязан применять профессиональные стандарты только тогда, когда такое требование прямо предусмотрено в законе – например, в отношении педагогических работников (ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений, то наименования и квалификационные требования по этим должностям также должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профессиональных стандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации). Это касается, например, работников транспорта, лиц, занятых на подземных работах, и др. Казалось бы, существенных изменений для работодателей произойти не должно, однако эксперты по-разному трактуют новую норму и по-разному определяют круг лиц, которых она затронет…
Она напомнила, что министерством совместно с объединениями работодателей и профессиональным сообществом была проведена значительная работа по разработке профессиональных стандартов в различных сферах деятельности. «На сегодняшний день Минтрудом России принято 812 профстандартов (по состоянию на 1 марта 2016 года – прим. ред.), в том числе по таким новым профессиям как оператор мобильной робототехники, специалист по использованию результатов космической деятельности и ряд других.
На основе профессиональных стандартов разрабатываются и корректируются образовательные стандарты и программы профессионального образования», – сообщила замминистра. Кроме того, в этом году планируется разработать 180 и актуализировать 40 профессиональных стандартов. В первоочередном порядке планируется разработать профессиональные стандарты, включающие профессии, вошедшие в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Также 2015 году Минтрудом России был утвержден Справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, включающий в себя 1620 профессий. В рамках подготовки справочника проведено исследование профессий и специальностей, отвечающих запросам современного рынка труда. Исследованием были охвачены руководители и специалисты свыше 13 тысяч организаций, объединения работодателей, объединения профсоюзов, органы власти, образовательные и другие заинтересованные организации.
По словам Любови ЕЛЬЦОВОЙ, для поддержания справочника в актуализированном состоянии планируется создание постоянно действующей системы мониторинга востребованности профессий с учетом отраслевой и региональной специфики и специального интернет-ресурса, аккумулирующего информацию о профессиях.
Любовь ЕЛЬЦОВА напомнила, что в 2016 году функции базового центра профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих кадров возложены на Агентство развития квалификаций профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». «700 преподавателей учреждений системы среднего профессионального образования пройдут подготовку в рамках чемпионатов «Молодые профессионалы»», – рассказала замминистра.
Любовь ЕЛЬЦОВА также сообщила, что Минтрудом России совместно с работодателями и профсоюзами подготовлен законопроект «О независимой оценке квалификации», который на прошлой неделе внесен в Государственную Думу. Законопроект предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на принципах доверия к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан…
Без этого невозможно понять, на каком уровне находится профессиональная подготовленность работников, понять, где наши слабые места и как дальше выстраивать работу по отраслям. Здесь у нас задачи остаются прежними – это повышение производительности труда, создание и модернизация современных, эффективных рабочих мест». «В прошедшие годы мы создавали условия для внедрения профессиональных стандартов. Рассчитываем, что компании с госучастием в этом вопросе будут занимать более активную позицию и зададут тот уровень, к которому будут стремиться все остальные компании», – отметил Дмитрий МЕДВЕДЕВ.
В рамках заседания Правительства РФ был рассмотрен вопрос о соответствии независимой оценки квалификации профессиональным стандартам. «В Правительство внесен законопроект о независимой оценке, а также два законопроекта, которые предусматривают внесение изменений в Трудовой и Налоговый кодексы, – продолжил в своем вступительном слове Дмитрий МЕДВЕДЕВ. – Система независимой оценки квалификаций будет сформирована объединениями работодателей, профсоюзами. Сам процесс подтверждения квалификации должен быть добровольным как для работников, так и для работодателей. Он не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. За прошлый год уже создано 50 специализированных центров, в которых свою квалификацию подтвердили более 4,5 тыс. человек.
Работникам, которые хотят пройти оценку квалификации, будут предоставлены необходимые гарантии и компенсации. Чтобы стимулировать компании и специалистов к участию в независимой оценке, планируется установить налоговые льготы в связи с расходами на проведение этой оценки». «Система независимой оценки квалификаций будет сформирована объединениями работодателей, профсоюзами. Сам процесс подтверждения квалификации должен быть добровольным как для работников, так и для работодателей. За прошлый год уже создано 50 специализированных центров, в которых свою квалификацию подтвердили более 4,5 тыс. человек», – отметил Дмитрий МЕДВЕДЕВ. – Координатором выступает Национальный совет при Президенте по профессиональным квалификациям».
На заседании Правительства Российской Федерации с докладом о формировании национальной системы профессиональных квалификаций выступил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Анатольевич ТОПИЛИН.
Предлагаем Вашему вниманию стенограмму выступления Максима ТОПИЛИНА:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Начиная с 2012 года мы принимали меры для того, чтобы подойти к перестройке системы квалификаций в нашей стране. За это время была фактически сформирована система выявления требований работодателей к квалификациям работников, проведена очень серьёзная работа по обновлению описаний профессий и квалификационных требований (так называемые новые профессиональные стандарты). Были сделаны подходы, чтобы эти новые требования, которые работодатели формируют в рамках профстандартов, в последующем учитывались в образовательных стандартах и образовательных программах.
Эта работа была связана с тем, что фактически последние 20 лет мы имели советскую систему квалификаций, когда это всё писалось в стенах научных учреждений и ничего общего с жизнью и требованиями работодателей к профессиональным квалификациям работников практически не имело».
«Когда мы эту систему начали разрабатывать, было принято решение о том, чтобы всё это было переведено в формат работы на площадках объединений работодателей. Для этого в 2014 году был создан Национальный совет при Президенте по профессиональным квалификациям, и в принципе на его основе на протяжении последних двух лет проводилась работа по формированию и подходам к системе независимой оценки квалификаций, которая сегодня подготовлена уже в виде трёх законопроектов – об оценке квалификаций, поправки в Трудовой кодекс и поправки в Налоговый кодекс».
«Как я уже сказал, вся эта работа проходила при непосредственном участии и на площадках прежде всего Российского союза промышленников и предпринимателей, с участием Агентства стратегических инициатив, субъектов Российской Федерации. Нами были подготовлены справочники профессий, которые охватывают в том числе и наиболее востребованные профессии. Эти документы были согласованы с профессиональным сообществом, с профессиональными союзами, с Министерством образования»…
Замминистра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова: «Все государственные учреждения должны утвердить планы-графики внедрения профстандартов»
Замминистра рассказала, что на сегодняшний день совместно с работодателями разработано и утверждено приказами Минтруда России 814 профстандартов, в том числе для работников обрабатывающих производств, в добыче и переработке полезных ископаемых, строительстве, ЖКХ, геодезии, сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве, электроэнергетике, на транспорте. Любовь ЕЛЬЦОВА напомнила, что Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профстандартах, в двух случаях. Согласно статье 195.3 требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими особые требования допуска работника к выполнению работы.
Согласно части 2 статьи 57 наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. «При этом обязательность применения требований профстандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя, – подчеркнула Любовь ЕЛЬЦОВА. – Во всех остальных случаях положения профстандартов носят рекомендательный характер». Она также пояснила, что при применении статьи 195.3 Трудового кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер.
В случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Любовь ЕЛЬЦОВА сообщила, что в связи с большим количеством поступающих обращений организаций и граждан Минтруд России подготовил проект приказа с разъяснениями по вопросам применения профессиональных стандартов. Для организаций госсектора подготовлен проект постановления Правительства РФ «Особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». В настоящее время данные проекты проходят процедуру общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru.
Необходимая для работы информация о наличии профессиональных стандартов и их применении, а также Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, размещены на сайтах http://profstandart.rosmintrud.ru и http://vet-bc.ru.
Источник: rosmintrud.ru.
Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов
Источник: tv.aetalon.ru.
За рубежом: методологические подходы и опыт разработки профессиональных стандартов в Германии
Первые две главы посвящены общей проблеме взаимодействия между системой образования и требованиями рынка труда. Рассматриваются национальные и международные рамки, соотносящие профессиональную и учебную квалификацию. Приводится описание разных методов разработки и использования профессиональных стандартов в Германии в сравнении с другими странами. В Германии нет отдельных изолированных профессиональных стандартов; вместо этого применяется интегрированный принцип разработки положений о профессиональном обучении в качестве образовательного стандарта, включающего профессиональный стандарт. Местный «Закон о профессиональной подготовке» служит нормативно-правовой основой данного вида профессионального обучения. Некоторые ключевые вопросы рассматриваются в главе 4.
Общий успех данного метода образования обусловлен использованием следующих факторов, в перечень которых входят:
- Взаимодействие между социальными партнерами, работодателями и правительством;
- Обучение на базе производственного процесса;
- Принятие национальных профессиональных стандартов;
- Квалифицированные инструкторы;
- Наличие институтов для ведения научных исследований и оказания консультационных услуг в области профессиональной подготовки.
Глава 5 дает представление о том, как менялась структура положений о профессиональном обучении в течение последних 40 лет. В целом, для создания и обновления учебных программ необходимо знать требования рынка труда. Заинтересованные стороны должны участвовать в процессе для достижения устойчивого признания принимаемых документов. Помимо поддержки со стороны Федерального института профессионального образования (BIBB) необходимо применение точных методов для оценки рынка труда.
В главе 6 приводятся примеры, как научные исследования могут поддержать процесс.
Практическая организация ПТОП рассматривается в главе 7. С давних пор Палаты играют выдающуюся роль. В Германии пока остается нерешенной проблема финансирования и предоставления возможностей для обучения. Удачный пример решения этой проблемы приводится в главе 7.3.
В заключение в главе 8 рассматриваются дополнительные вопросы.