Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Замруководителя Ростехнадзора Светлана Радионова: «Промышленная безопасность выгодна для всех»
29 июля 2016 г.
— Наша служба официально подводит итоги своей работы за год в апреле. Предварительно могу сказать, что всех интересующий нефтегазовый сектор уже который год снижает аварийность. Во многом это не только заслуга Ростехнадзора, но и результат предпринимаемых за последние пять лет усилий со стороны самих компаний, их финансовой политики. Что касается причин, то большинство некрупных аварий возникает из-за человеческого фактора, крупные — это совокупность человеческого и других серьезных факторов опасности технологии и оборудования.
— Авария на Ачинском — это стечение обстоятельств, когда неправильные действия каждого из участников процесса привели к трагическому событию.
— Да, конечно. И это тоже часть нашей работы. Мы находимся с собственниками предприятий в непрерывном контакте и диалоге. Третьего марта провели в Киришах встречу со всеми нефтепереработчиками (со 2 по 4 марта прошло выездное заседание секции научно-технического совета при Ростехнадзоре по безопасности объектов нефтегазового комплекса), на которое мы позвали всех директоров НПЗ. Такое масштабное мероприятие мы в последний раз проводили пять лет назад.
— В 2011 году мы с ФАС, Росстандартом и крупными нефтепереработчиками заключили четырехсторонние соглашения, по которым основные поставщики моторного топлива обязались вовремя выполнить модернизацию своих НПЗ, реконструировав и построив установки вторичной переработки нефти в целях увеличения глубины переработки и повышения качества продукции. Договоренности планировалось осуществить в два этапа — с 2011 по 2015 год и с 2016-го по 2020-й. Поскольку мы вошли во вторую фазу, у нас появился новый график проверок. В этом году я лично планирую посетить все крупные НПЗ, чтобы убедиться, что модернизация прошла качественно и в срок. Думаю, что у них не должно возникнуть больших проблем. Секрет в том, что предприятиям предельно понятно, как работать. За пять лет мы ни разу не меняли условий проведения проверок. Другими словами, у нас неизменные и понятные для всех правила игры.
— Мы не Минэнерго, так что анализировать отрасль в целом не можем, оцениваем только состояние промышленной безопасности и соблюдение градостроительного законодательства. Ростехнадзор считает, и с этим согласны и сами компании, что пять лет назад при заключении четырехсторонних соглашений была открыта новая веха в развитии отрасли. Российская нефтепереработка провела массированную модернизацию. Если посмотреть на нее в 2011 и в 2016 годах, то складывается ощущение, что это две разные отрасли. Хочу заметить, что это не просто слова, модернизация нашла выражение в реальных финансовых и материальных вложениях и изменениях на производстве, которые соответствуют всем мировым требованиям Не без проблем, конечно, но на уровне остальных стран мы смотримся достойно. Это очень важно для безопасной работы в отрасли.
Нефтяной сектор отличается тем, что это единственная отрасль, где нет консолидированного клуба здорового лоббизма. Конечно, есть Союз нефтегазопромышленников, но он далек от представления интересов реальных компаний. Найти баланс между интересами государства и компаний было и нашей задачей, поэтому мы постарались дать общую картину того, как чувствует себя реальная индустрия, а уже с помощью нее Минэнерго смогло исполнить те задачи, которое ставило руководство страны.
Полной картины по рынку не было и у компаний, в том числе ТНК BP, «Лукойла» и «Роснефти». Отчасти это объясняется тем, что сами компании редко раскрывают реальную картину по своему собственному производству — каждый руководитель заинтересован в том, чтобы выглядеть получше, и одновременно, чтобы известно о его проблемах было поменьше. По итогу проверок мы будем представлять общую картину по отрасли и что из себя представляет каждый завод в отдельности. Мне нравится говорить, что мы работаем как зеркало — отражаем ту реальность, которую видим.
— Ценность программы как-то можно оценить?
— ФАС в свое время опасалась, что модернизация НПЗ до уровня «Евро-5» может привести к нехватке бензина. По вашему мнению, модернизация не создает таких рисков?
— Можно ли уже сейчас предварительно оценить, с какими итогами компании подошли к концу первого этапа модернизации?
— Получается, есть риски, что многие мини-НПЗ не успеют…
Меня в принципе удивляет подход некоторых собственников заводов, иногда кажется, что исходят они совсем не из стратегических планов. Создается впечатление, что каждый предприниматель спит и грезит, что когда-нибудь сможет стать нефтяником. Что он поставит нефтеперегонную установку у себя во дворе и будет отжимать из нее воду и делать авиационное топливо или что-то еще. Но это же несбыточные мечты, если халатно относиться к своему делу и к закону. Есть основное правило, и оно одно для всех: вы должны соблюдать закон. И, желательно, не нарушать собственные планы. Есть одна странность: каждый раз мы предоставляем собственникам НПЗ возможность самим составить графики выполнения собственных обязательств — а потом смотрим, как они их сами нарушают.
— К слову, доля выработки всех мини-НПЗ России в общих объемах переработки небольшая? Нет ли риска из-за их закрытия получить дефицит?
— Риска нет, если они уйдут с рынка. Их доля не превышает 10%.
— Много говорили в последний год о том, что надо меньше «кошмарить бизнес», что он перегружен всевозможными проверками, тогда же Ростехнадзор выразил желание облегчить контроль посредством введения дистанционного надзора в рамках работ по внедрению риск-ориентированного подхода. Можно ли предположить, когда он заработает? Будет ли он работать и на мини-НПЗ?
— Какие плюсы несет система для самих предприятий?
— А у компаний средства на это есть?
— Сколько денег сможет сэкономить казна за счет установки такой программы? Содержать своего сотрудника на каждом таком предприятии затратнее?
— Для нефтедобывающих компаний, насколько я знаю, добыча на шельфе весьма затратна. Каково ваше мнение как специалиста, следящего за последними технологиями, насколько реально для России разрабатывать шельф своими силами?
— Ростехнадзор как-то контролирует деятельность компаний на шельфе?
— В этом, как я понимаю, и проявляется риск-ориентированный подход.
— В том числе. Работать без аварий очень выгодно.
Источник: izvestia.ru.